Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќе нужно накачивать страну новыми страхами

јктер

ѕоводов дл€ интервью с этим актером, любимым миллионами росси€н, всегда было в избытке. ’от€ нередко касались они не только творческой стороны его жизни. ≈ще с перестроечных времен, первых съездов народных депутатов многим пам€тен политик Ѕасилашвили, который порой эмоционально, но всегда убежденно и последовательно отстаивал свою точку зрени€. ќ том, почему он и сегодн€ не остаетс€ в стороне от главных политических событий в стране, народный артист ———– ќлег Ѕј—»ЋјЎ¬»Ћ» рассказал в интервью ЂЌовым »звести€мї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

06.07.2007

Ц ќлег ¬алерь€нович, в разгар ссоры –оссии с √рузией актеры Ѕольшого драматического театра каким-то особым образом подчеркнули свою любовь к вам и к художественному руководителю театра “емуру „хеидзе?

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ц ≈сли бы актеры выражали к нам с “емуром Ќодаровичем какую-то особую симпатию, это бы выгл€дело нелепо. Ёто было бы подчеркиванием этнической сегрегации. Ќет, у нас в театре все было, как всегда, нас не интересует национальность друг друга, важно, чтобы это был хороший человек. ѕравда, в буфете за чашкой кофе артисты в сердцах высказывались, что истори€ происходит постыдна€, что это позор дл€ страны и им не веритс€, что это может происходить в –оссии. ¬от это € слышал краем уха, но адресованы эти разговоры были не в мой адрес.

Ц  ак вы думаете, почему протест русской интеллигенции оказалс€ довольно робким?

Ц Ќо все-таки он был: и в ћоскве, и в ѕетербурге, и в других городах прошли акции протеста. Ќекоторые де€тели культуры написали письма власти, у нас в ѕетербурге, например, они обратились к ¬алентине ћатвиенко. Ќа мой взгл€д, резонанс все же был приличным.

Ц » все-таки, в обществе €вно чувствуетс€ остра€ нехватка таких моральных камертонов, как академик ƒмитрий —ергеевич Ћихачев. Ќе оставл€ет ощущение, что наша интеллигенци€ перестала испытывать жгучий стыд за произвол властей.

Ц ћне кажетс€, в момент разгара антигрузинской кампании многие интеллигентные люди, то есть те, кто способен болеть болью другого человека, этот жгучий стыд ощутили. ƒругое дело, что сейчас выражать свое мнение, несогласие, люд€м стало значительно сложнее.

Ц Ќедавно прозвучало потр€сающее признание уже очень пожилого “ихона ’ренникова, объ€снившего, почему он разгромил на известном заседании —оюза композиторов ƒмитри€ Ўостаковича. Ѕывший председатель творческого союза сказал, что они с женой всю ночь рыдали над текстом переданной ему из ÷  речи, а наутро случилось то, что случилось.

Ц Ѕыли у нас такие страшные времена, когда руководители крупных культурных организаций, главные режиссеры, писатели шли с властью на компромисс во им€ того, чтобы, поступившись малым, выиграть что-то большее.  онечно, человеку легче, удобнее жить, одобр€€ все, что происходит вокруг него. —лава богу, в 1991 году эти времена кончились, и мы наде€лись, что они миновали навсегда. —трах в общем-то практически из наших душ исчез. Ќо вот он пр€мо на глазах возвращаетс€.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц Ќо мы успели ощутить, что без чувства внутренней свободы чувство достоинства неполноценно.

Ц ¬от именно!  ак важно власт€м предержащим, временно выбранным нами на их посты, поддерживать наше чувство внутренней свободы и ответственности, а не накачивать страну новыми опасени€ми. ”же сейчас, снова, скажешь лишнее Ц лишишьс€ каких-то привилегий. ј то и получишь пулю в лоб, как это уже случилось со многими. —колько убито людей, высказывающих открыто свое мнение? «а что стрел€ли в јнну ѕолитковскую? » это происходит в нашей стране! Ѕоюсь быть категоричным, но у мен€ такое ощущение, что наши правоохранительные органы в какой-то степени попустительствуют такому положению вещей. Ѕудто страх, о котором мы с вами говорим, кому-то очень выгоденЕ

Ц ќчень интересна ваша трактовка ¬оланда, которого вы сыграли недавно в Ђћастере и ћаргаритеї. ¬ы не считаете его сатаной Ц безбожно играть сатану! Ц ¬оланд, по-вашему, помощник »ешуа √а-Ќоцри, карающий за зло?

Ц ¬идите ли, роман ћихаила јфанасьевича Ѕулгакова очень многомерен. ѕри попытке инсценировать его или поставить по нему фильм из этого произведени€ можно выжать все, что угодно. я решил, что Ѕулгаков со своим скрытым юмором и сарказмом описал в фигуре ¬оланда существо, которое карает зло. ≈сли проследить все действи€ ¬оланда в романе, видно, что он фактически не совершил ни одного безнравственного шага. Ќаоборот, поддержал ћастера и ћаргариту и помог им тем, что увел их в иной мир, в вечную жизнь, ибо пон€л, что в этом мире им существовать невозможно. “ак же, как невозможно было существовать в обществе XIX века јлександру —ергеевичу ѕушкину, а во времена —оветского —оюза многим другим нашим соотечественникам. ¬о-вторых, он покарал многих: каждому по его делам. «аведующего буфетом дико напугал, предсказав ему его плачевную судьбу. —тукача барона ћайгел€ он принародно расстрел€л, выпив его кровь, превращенную в вино. Ёто достойное действие дл€ нормального человека. “алантливого, заблудшего, но необразованного молодого поэта Ѕездомного »вана Ќиколаевича он превратил в профессора истории и философии, заставил задуматьс€ над смыслом жизни, пон€ть, что не все так просто, как ему раньше казалось. Ќаше общество, помимо обладани€ общечеловеческими слабост€ми, еще испорчено и квартирным вопросом Ц вы понимаете, что имел в виду Ѕулгаков. ¬оланд заставил людей огл€нутьс€ вокруг себ€ и ужаснутьс€ тому, что они собой представл€ли. «лобные выпады в адрес нашего фильма, а по сути, в адрес Ѕулгакова, прозвучавшие от людей, Ђдостойної продолжающих традиции критика Ћатунского, вызваны их страхом. —трахом того, что вдруг общество благодар€ картине на мгновение огл€нетс€ и скажет себе: боже мой, что же мы собой представл€ем!  акие же мы трусливые рабы, почему мы так себ€ недостойно ведем?!

Ц ¬ы не исключаете того, что шквал критики мог быть вызван скорее наступлением религиозного фундаментализма, который заставл€ет запрещать в наше врем€ спектакли по пушкинской сказке Ђќ попе и работнике его Ѕалдеї?

Ц ¬озможно.   примеру, отец  ураев был €рым противником фильма Ђћастер и ћаргаритаї и даже прислал мне целый том своих исследований на эту тему. ќн договорилс€ до того, что ¬оланд, оказываетс€, был прислан в наш мир совсем с другой целью Ц уничтожить все евангели€ и написать ≈вангелие от ¬оланда посредством талантливого человека Ѕездомного. » что это антибожественные действи€, а потому съемки фильма по роману Ѕулгакова нужно запретить. ј вот € этого в романе абсолютно не увидел!

Ц ≈сли такие образованные церковные иерархи, как диакон  ураев, делают подобные выводы, что говорить о других?

Ц  огда отцы церкви за€вл€ют, что правозащитники сто€т от них по другую сторону баррикад, тут € могу развести руками. ѕотому что, по моему глубокому убеждению, правозащитники в большинстве своем Ц это проводники той самой нравственности, которую должна отстаивать русска€ православна€ церковь.

Ц  аким будет ваш следующий фильм?

Ц я сн€лс€ в фильме ¬иктора ћережко, замечательного кинодраматурга, сценариста, вспомним хот€ бы Ђ–однюї ћихалкова, Ђѕолеты во сне и на€вуї. ќн в третий раз выступает в качестве режиссера, и такой работой стал телевизионный фильм Ђ—онька Ц «олота€ –учкаї.

Ц ѕо Ѕабелю?

Ц Ќет, ћережко написал совершенно свой сценарий. я там играю небольшую роль человека по имени Ћевит —антанович. Ёто подлинное историческое лицо, он был довольно пожилым джентльменом, испытывал определенную симпатию к женской красоте —оньки и к ее воровскому таланту, давал ей вс€ческие советы, помогал. ∆изнь свою закончил трагически. Ќедавно закончил озвучение роли, но когда фильм выйдет на экран, не знаю.

Ц —пектакль Ђ вартетї, в котором вы играете вместе с  ириллом Ћавровым, «инаидой Ўарко и јлисой ‘рейндлих, считаетс€ антрепризным?

Ц Ќет, это отнюдь не антреприза, это спектакль Ѕольшого драматического театра имени “овстоногова. ѕравда, он делалс€ на несколько иных услови€х, чем делались спектакли раньше. Ќашелс€ продюсер, спонсор, наш русский эмигрант в —Ўј. ќн вложил свои средства в костюмы, в декорации, в постановку, оплатил репетиционное врем€. Ёто большие деньги. ј театр ответил актерами и режиссурой. ѕо договору этот продюсер иногда имеет право вывозить Ђ вартетї на коммерческие гастроли. ј Ѕƒ“ в этих же декораци€х играет этот спектакль на своей сцене с теми же актерами. ѕока мы не играем в св€зи с болезнью  ирилла ёрьевича Ћаврова. Ќадеемс€, когда он выздоровеет, игру возобновить.

Ц Ќовых театральных ролей не предвидитс€?

Ц Ќовых пока нет, но € еще зан€т в Ђ алифорнийской сюитеї с јлисой ‘рейндлих.  стати, этот спектакль создан на таких же услови€х, как и Ђ вартетї. ѕоэтому мы играем его и в театре, и на выезде. ћежду прочим, с двум€ этими спектакл€ми мы объездили полмира и всюду имели бешеный успех.  роме того, € играю Ќильса Ѕора в спектакле Ђ опенгагенї с ¬алерием ƒегт€рем и с ћашей Ћавровой.

Ц Ђ опенгагенї Ц постановка не дл€ массовой публикиЕ

Ц  аждый раз дл€ нас самих этот спектакль громадное испытание. ƒва великих физика говор€т между собой о проблемах нравственности в науке. ѕроблема нравственности, на мой взгл€д, должна вообще выступить на первый план в нашей стране. ј поскольку эта проблема сейчас в –оссии почти никого не волнует, мы сделали так, чтобы спектакль не посещали случайные зрители. Ѕилеты в бельэтаж, на €русы не продаем, Ц только в партер! „тобы приходили те люди, дл€ которых нравственность Ц не пустой звук.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru