Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬ ћ’ј“ мен€ не вз€ли по бездарности

јктер

¬ ѕетербурге недавно завершились торжества по случаю 90-лети€ Ѕольшого драматического театра имени “овстоногова. ƒл€ ведущего актера Ѕƒ“ ќлега Ѕасилашвили это, однако, лишь перва€ знаменательна€ дата в череде тех, которые ему предстоит отметить в этом году: летом исполн€етс€ 50 лет его службы в Ѕƒ“, а осенью личный юбилей Ц 75-летие.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

20.03.2009

ќлег Ѕј—»ЋјЎ¬»Ћ» по-прежнему верен городу на Ќеве, но не забывают его и в ћоскве: за роль  н€з€ в спектакле Ђƒ€дюшкин сонї по ƒостоевскому актер номинирован на премию Ђ«олота€ маскаї в номинации ЂЋучша€ мужска€ рольї и в начале апрел€ предстанет перед столичным жюри. ќтдышавшись от первой серии юбилейных меропри€тий, ќлег ¬алерь€нович встретилс€ с обозревателем ЂЌовых »звестийї.

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ц ћне кажетс€, что в жизни мы делаем не так много решительных выборов. “а женщина, а не эта. Ёта професси€, а не та. Ётот театр, а не какой-то другой. ¬ы москвич, но выбрали ѕетербург. ¬ыпускник Ўколы-студии ћ’ј“, но оказались у “овстоногова. » уже полвека работаете в Ѕƒ“Е Ќикогда не жалели, что сложилось так, а не иначе?

Ц я не могу сказать, что все происходило по моему желанию.  огда € оканчивал школу-студию, € мечтал работать в ’удожественном театре. Ќо мен€ не вз€ли по бездарности. ћне же в то врем€ было все равно куда ехать. » мы с моей женой “ать€ной ƒорониной уехали на родину жены Ц в Ћенинград. я устроилс€ в “еатр Ћенинского комсомола. Ёто был хороший театр с замечательной атмосферой за кулисами. ћы жили в общежитии, нам было весело, увлекательно. ј потом мен€ пригласил √еоргий јлександрович “овстоногов. я бывал в этом театре. ¬идел лучший спектакль в моей жизни Ц Ђѕ€ть вечеровї. Ёто была театральна€ революци€. ќткрылс€ занавес, и на сцене по€вилась ленинградска€ коммуналка. Ќе московска€ (в московской € долго жил и знал их очень хорошо), а именно ленинградска€. » актеры на сцене говорили так же, как люди в метро, на улице, в очеред€х. Ёто был спектакль про нашу жизнь. » € был потр€сен, опрокинут. ’от€ к тому моменту на сценах многое видел. ћама мен€ водила с детства, и € на всю жизнь запомнил мхатовскую Ђ—инюю птицуї и ощущение тайны, и ƒушу света с флаконами счасть€. Ќо тут, в Ѕƒ“, все было другое. Ёто был новый €зык, новый способ существовани€ на сцене, новые возможности и режиссуры, и актерского искусства.

Ц —ейчас часто говор€т, что театр отошел от проблем сегодн€шней жизни, замкнулс€ на классике, перестал быть Ђкафедройї, перестал говорить о реальных проблемах нашей жизни. » именно поэтому интеллигентна€ публика перестала интересоватьс€ театром. ќн стал местом развлечени€. ј ведь Ѕƒ“ был дл€ своих зрителей еще и школой гражданственности (как “аганка и Ђ—овременникї)...

Ц “еатр при советской власти был практически единственной трибуной, с которой можно было не столько даже услышать, сколько почувствовать нечто созвучное твоему пониманию происход€щего.   примеру, идет в Ѕƒ“ Ђ√оре от умаї.  лассика, между прочим, но всем было €сно, о чем этот спектакль. ќ том, что даже во времена хрущевской Ђоттепелиї невозможно быть умным человеком. Ќадо быть таким, как все. Ќедаром спектакли “овстоногова подвергались остракизму со стороны властей, хот€ никаких Ђфиг в карманеї у нас не было. я помню, как однажды большую группу наших артистов во главе с “овстоноговым вызвали в высокие инстанции. » хоз€ин кабинета, занимавший весьма ответственный пост, обратилс€ к нам с вопросом: Ђ„ем вас не устраивает советска€ власть?ї ѕовисла пауза. ¬се растер€лись: что говорить? » тут “овстоногов: Ђћожно € начну?ї Ц Ђѕожалуйста, √еоргий јлександрович!ї Ц Ђ¬ы мен€ не устраиваете! »з-за таких, как вы, не удаетс€ нормально работать! ¬ы подозреваете какие-то намеки и подвохи там, где их нет. ¬ы не даете работать молодым. ћолодого режиссера вы направл€ете в театр, где уже есть сильный хоз€ин. ј два режиссера в одном театре не уживутс€. ƒайте им подвал, студию, что угодно, но дайте им работать! ј иначе мы погубим следующее поколение!ї ѕосле “овстоногова говорить уже никому не пришлось.

Ц “овстоногову тоже приходилось идти на компромиссыЕ

Ц ћы никогда не ставили пьесы, допустим,  очетова или —офронова. ¬ качестве компромисса иногда брались пьесы таких авторов, как  орнейчук. Ќо на базе пьесы  орнейчука Ђ√ибель эскадрыї было создано другое, самоценное произведение.

Ц ¬ам было трудно найти общий €зык с “овстоноговым? ¬се-таки за вами была друга€ школа. » он был режиссером-диктаторомЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц ¬еликий режиссер по определению диктатор. » требовани€ к актеру у него были очень жесткие, и если ты им не соответствовал, то... ƒаже выдающиес€ артисты, работавшие с ним годами, с трудом эти требовани€ выполн€ли, а у мен€ вообще сначала все сыпалось из рук. Ѕыл момент, когда € даже хотел уйти из Ѕƒ“, вернутьс€ в ћоскву. » тогда “овстоногов мне сказал: Ђќлег, € чувствую, что вы хотите уйти из театра. я вас прошу этого не делать, вы мне очень нужныї. ” “овстоногова был принцип: актер начинал у него со второстепенных, третьестепенных ролей. “овстоногов делал это умышленно Ц специально дл€ того, чтобы артист впитал атмосферу Ѕƒ“, пон€л р€д негласных правил и законов. √еоргий јлександрович Ђраст€гивал актераї. »з крупных ролей € впервые сыграл на этой сцене роль јндре€ ѕрозорова из Ђ“рех сестерї и думал: Ђ¬от это мое амплуаї. ѕрошло немного времени и вдруг читаю в распределении ролей, что € назначен на роль гоголевского ’лестакова. ј это уже совершенно ина€ стилистика: сама€ трудна€ роль мирового репертуара. —ама€ трудна€! » вдруг он мне ее дает. ќт јндре€ ѕрозорова, от „ехова уйти туда, в гоголевскую фантасмагориюЕ Ёто безумно сложно, это школа, попытка познать границы своего даровани€.

Ц —ейчас часто считают, что главное в спектакле Ц самовыражение режиссераЕ

Ц » это отвратительно. Ёто губит театр. “еатр прежде всего призван передавать посыл автора пьесы, вскрывать то, что автор в пьесу заложил, а не режиссерские Ђпридумкиї. “еатр режиссерского самовыражени€ Ц это тупик. Ёто дл€ мен€ Ц про€вление кризиса в современном театре. я с интересом работаю с “емуром „хеидзе, потому что он вместе с нами пытаетс€ добратьс€ до сердцевины пьесы Ц пон€ть, во им€ чего она написана. —кажем, наш Ђ опенгагенї Ц спектакль, в котором два великих физика говор€т между собой о проблемах нравственности в науке. » это одна из самых острых проблем дн€ сегодн€шнего. ј поскольку эта проблема сейчас в –оссии почти никого не волнует, мы сделали так, чтобы спектакль не посещали случайные зрители. Ѕилеты в бельэтаж, на €русы не продаем Ц только в партер! „тобы приходили те люди, дл€ которых нравственность Ц не пустой звук.

Ц —ейчас одинаково часто говор€т о кризисе морали и о кризисе культуры.  ак вам кажетс€ Ц одно как-то зависит от другого?

Ц ј как же!  ультура Ц тот мощнейший двигатель, который и дает импульсы развитию морали и нравственности. ћотор, который поднимает морально-нравственную планку выше. —ейчас этот мотор работает с перебо€ми или вообще не работает. –оссийский театр переживает сейчас очень трудный период.  ак общественна€ кафедра он перестал существовать. ѕотому что сейчас в принципе можно говорить на любую тему. ¬ газетах, по телевидению, на митингах Ц где угодно. Ќо что-то же т€нет людей в театр? „то-то они получают здесь такое, чего не получить ни в каком другом месте.

Ц Ѕыло при€тно видеть толпу, штурмующую двери Ѕƒ“ на Ђƒ€дюшкин сонїЕ » при€тно видеть, что и на сцене, и в зале сохран€етс€ атмосфера Ѕƒ“, атмосфера высокого искусстваЕ

Ц ћне дорог этот спектакль, очень симпатичен мой  н€зь, все забывающий, все путающий и вдруг осознающий, что жизнь прошла... я рад, что его так прин€л ѕетербургЕ

Ц Ќадеюсь, в ћоскве к нему отнесутс€ не хужеЕ

Ц ƒай Ѕог! —ейчас мы его привезем на Ђ«олотую маскуї. ј осенью нам предсто€т в ћоскве большие гастроли.

Ц ¬ы, наверное, рады возможности почти мес€ц побыть в родном городе?

Ц —корее опасаюсь. Ќе так просто в моем возрасте вести кочевую жизнь. ƒумаю, что € буду приезжать на свои спектакли, потом уезжать в ѕитер и снова возвращатьс€Е

Ц ¬ ћоскву вы приезжаете и со своими антрепризными спектакл€ми. Ћегко ли вам было приспособитьс€ к этому новому типу театра?

Ц   антрепризе прин€то относитьс€ свысока: дескать, там только зарабатывают деньгиЕ Ќо это не так.  стати, первым о перспективе антреприз мне сказал однажды “овстоногов: Ђ—оветский репертуарный театр изжил себ€. Ётот театр неизбежно будет разрушен временем. » возникнет громадное количество антрепризї.

Ц „еловеку, воспитанному в определенной театральной системе, трудно воспринимать иные системы...

Ц ћне кажетс€, что это не так. Ќикто не оценит работу профессионала точнее, чем другой профессионал. ƒело только в благожелательности. » здесь дл€ мен€ пример Ц “овстоногов. я помню, как-то в Ѕƒ“ был вывешен приказ собратьс€ всей труппе. “овстоногов только что вернулс€ из ћосквы, и мы все недоумевали, что произошло. ќн вышел и сказал: € только что в ћоскве посмотрел замечательный спектакль Ђƒоходное местої в “еатре сатиры. я собрал вас, чтобы поздравить с тем, что в русском театре по€вилс€ новый крупный режиссер. «апомните это им€ Ц ћарк «ахаров!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru