Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќарод еще рветс€ в театры, чтобы забыть о проблемах

јктер

 оренной москвич ќлег Ѕасилашвили много лет живет в —анкт-ѕетербурге, но периодически приезжает в столицу на гастроли, где играет в коммерческих спектакл€х. ѕо его наблюдени€м, с началом финансового кризиса публика не перестала ходить на дорогие спектакли, но скоро ситуаци€ вполне может изменитьс€. ¬ св€зи с этим артиста волнует дальнейша€ жизнь российского театра. ќ том, почему он сегодн€ не остаетс€ в стороне от главных политических событий в стране, народный артист ———– ќлег Ѕј—»ЋјЎ¬»Ћ» рассказал в интервью ЂЌовым »звести€мї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

29.11.2008

Ц ќлег ¬алерианович, сегодн€ все только и говор€т о финансовом кризисе, но публика продолжает ходить в театры. —пектакли с вашим участием проход€т с аншлагом.  ак вы считаете, нынешние экономические трудности в дальнейшем отраз€тс€ на искусстве?

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ц “о, что сейчас происходит, это Ц пир во врем€ чумы. “акое у мен€ ощущение. ѕочему € так решил? ћне кажетс€, что кризис, который вызван не только крахом американской экономической системы, но и внутренними проблемами нашей страны, повернет жизнь назад. «амедлит развитие не только экономики, но и всех отраслей. „то будет дальше, € не знаю. «наю только одно Ц фигурой дл€ бить€ станет российский народ. ƒенег брать неоткуда, поэтому будут брать у него. ј дл€ этого существует множество способов. Ќапример, можно повысить цены, снизить зарплату и так далее. я не экономист, но у мен€ такое чисто интуитивное ощущение. ѕоэтому народ еще рветс€ на спектакли, где можно получить глоток кислорода, чтобы забыть о проблемах.

Ц ¬ы всегда отличались четкой гражданской позицией. ј не жалеете, что оставили депутатскую де€тельность?

Ц Ќет, не жалею. я жалею только об одном. ћы прекрасно понимали, что Ѕорис Ќиколаевич ≈льцин, при всех его недостатках, которые свойственны очень многим люд€м, €вл€етс€ подлинным демократом. „еловек, который действительно хотел сделать жизнь в –оссии лучше. ѕравда, он плохо себе представл€л, каким путем нужно идти, и поэтому набрал команду молодых реформаторов. ќднажды его упрекнули в том, что он окружил себ€ очень молодыми политиками в коротеньких штанишках, но ≈льцин сказал: Ђћне нужны реб€та гораздо моложе, чем €, и гораздо умнее, чем €ї. Ёту фразу € никогда не забуду. ¬от благодар€ этим реб€там он и начал проводить те реформы, которые были одобрены где-то в 1993 году. » € жалею, что многим из этих политиков не дали по-насто€щему развернутьс€.

Ц ¬ эпоху ≈льцина вы тоже Ђсветилисьї на политической сценеЕ

Ц я был народным депутатом, но занималс€ преимущественно культурой. я сделал все от себ€ завис€щее, чтобы дать возможность нашему театру сбросить те оковы, в которых он жил при советской власти. я хотел, чтобы театр, наконец, стал самосто€тельно развиватьс€.

Ц ¬ы не раз говорили, будто жалеете, что не провели театральную реформуЕ

Ц “огда было рано ее проводить. ’от€ мне очень многое удалось сделать. Ѕлагодар€ нашим усили€м теперь создать театр может каждый желающий без вс€кого решени€ обкома, горкома, ћоссовета, Ћенсовета, президиума и так далее. ≈сли хочешь основать театр Ц пожалуйста, можешь построить дл€ него дом. »ли бери помещение в аренду. » еще в те годы мы сделали кое-что дл€ развити€ меценатства. ћы понимали прекрасно, что никакой театр не может существовать без денег. » уж тем более на суммы, полученные от продажи билетов, поскольку расходы у театра всегда велики: это и декорации, и зарплата, и транспортЕ –едко какой театр может себ€ окупить. ѕоэтому сделали все дл€ того, чтобы воскресить меценатство. — нашей подачи в –оссии по€вились законы, которые поощр€ли вклады меценатов в науку, в развитие культуры, в том числе театрального искусства. Ѕлагодар€ этому театры живут и работают.  ак они работают Ц это уже вопрос творческий. Ќо то, что сейчас в ћоскве, в ќмске, в  расно€рске, в  раснодаре, в »ркутске, во ¬ладивостоке дес€тки театров Ц плохих, очень плохих, прекрасных, разных, Ц это наша заслуга.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц  аждый мес€ц вы приезжаете в ћоскву, чтобы сыграть в коммерческом спектакле Ђ”жин с дуракомї. ¬ас, как представител€ мхатовской культуры, не смущает участие в антрепризе?

Ц Ќет, не смущает. ћало того, € всегда был за возрождение антрепризы. » делал все возможное, чтобы антреприза вновь по€вилась в –оссии.

Ц я немного удивлен: гораздо чаще люди вашего круга ругают коммерческие спектакли, которые потоком хлынули на нашу сцену. » с ностальгией вспоминают: мол, как хорошо было в старом советском театреЕ

Ц ƒа, € и сам не раз слышал такие суждени€ от своих коллег. Ќо у старого театра была одна беда: артист мог дес€тилети€ми ждать √амлета, корол€ Ћира, ’лестакова и потом разводить руками: ЂЌе дали сыграть, вот € не состо€лс€ї. Ќу если не дали Ц иди в антрепризу, иди в другой театр. ќрганизуй собственную труппу. ” теб€ руки разв€заны. ¬от видишь, € играю и вдобавок зарабатываю на этом деньги.  стати, в антрепризе за один спектакль можно получить больше, чем за мес€ц работы в репертуарном театре. ¬ы спросили, не смущает ли мен€ участие в антрепризе. я на собственном примере пытаюсь показать своим товарищам, что это дело нужное и выгодное в то же врем€. Ќо при условии, что спектакль, в котором ты играешь, Ц насто€щее искусство. ≈сли же главна€ его цель сводитс€ только к Ђзаколачиванию бабокї, то это безобразие. я вспоминаю свою беседу с √еоргием јлександровичем “овстоноговым. Ёто было на гастрол€х в Ћитве в 1980-е годы. ќн сказал: ЂЅудущее € вижу, к сожалению, за антрепризой. ѕотому что советский театр исчерпал себ€ї.

Ц ќн сказал это в ту пору, когда антреприза была еще забытым словомЕ

Ц ƒа никаким. Ѕыли государственные театры. Ўаг влево, шаг вправо каралс€ расстрелом. —верху приходила установка: это ставить можно, а это нельз€. ќдну западную пьесу за четыре советских. ¬ итоге наш репертуарный театр настолько окостенел, что стал не способен двигатьс€ ни вперед, ни назад. Ётот театр стал неизбежно разрушатьс€ временем. ј теперь у него есть самосто€тельность, поиск, свобода, отсутствие актерского и режиссерского зажима.

Ц ј не опасна ли эта творческа€ свобода?

Ц ¬ какой-то мере опасна. Ќо искусство так устроено, что любые театральные законы постепенно разрушаютс€. ћен€ютс€ и театральные традиции, что мы и видим сегодн€. ¬ общем, через какое-то врем€ придет век антрепризы. » вот там, в противовес антрепризной бездумности (хот€ в антрепризе будет и много хорошего), по€витс€ новый —таниславский, который создаст новый театр.  аким он будет, мы не знаем. Ќо он точно будет.

Ц ѕочти двадцать лет назад ушел из жизни “овстоногов, но все же в вашем театре сохранилась его школа. ƒа и артисты из Ѕƒ“ не разбежались. ¬ чем секрет?

Ц ¬ы знаете, когда мы работали с “овстоноговым, он создавал один из лучших в ≈вропе театров. ќн сломал лед соцреализма.  стати, это фальшивое слово Ц Ђсоцреализмї. ≈сть только реализм и больше ничего. “ак вот, √еоргий јлександрович добивалс€ правды от каждого-каждого участника спектакл€. ќн пыталс€ проникнуть в суть произведени€ и пон€ть, что же волновало драматурга, который создавал эту пьесу. ¬ результате волновалс€ и зрительный зал.  онечно, не все ему удавалось, но он вгрызалс€ в театральный гранит: работал не только над спектаклем, но и создавал театр Ц воспитывал своих сослуживцев. Ќапример, он собирал рабочих сцены, артистов, гримеров, костюмеров, электриков и читал лекции о театре. ќн говорил: Ђƒл€ чего нужен рабочий сцены? ќн ведь приходит в Ѕƒ“ не только дл€ того, чтобы заработать деньги, а дл€ того, чтобы создавать спектакль так же, как и актерї. ѕоэтому рабочие у нас по сей день трепетно относ€тс€ к тому, что выход€т на сцену ставить декорации. “ак же к делу относ€тс€ и все остальные.

Ц  стати, у “овстоногова было одно странное качество: талантливых артистов он мог годами держать на вторых, третьих рол€х. я знаю, что и вы первое врем€ играли не главные роли.

Ц —овершенно верно. Ќо “овстоногов делал это умышленно Ц специально дл€ того, чтобы артист впитал атмосферу Ѕƒ“, пон€л р€д негласных правил и законов. √еоргий јлександрович раст€гивал амплуа актера. »з крупных ролей € впервые сыграл на этой сцене роль јндре€ ѕрозорова из Ђ“рех сестерї и думал: Ђ¬от это мое амплуаї. ѕрошло немного времени и вдруг читаю в распределении ролей, что € назначен на роль гоголевского ’лестакова. ј это уже совершенно ина€ стилистика: сама€ трудна€ роль мирового репертуара. —ама€ трудна€! » вдруг он мне ее дает. ќт јндре€ ѕрозорова, от „ехова уйти тудаЕ Ёто безумно сложно, это школа, попытка познать границы своего даровани€.

Ц » поэтому вы не вернулись в ћоскву, где родились и окончили Ўколу-студию ћ’ј“?

Ц ћен€ много раз приглашали в ћоскву, не буду уточн€ть, в какие театры, но вс€кий раз € отказывалс€ по одной причине. ѕотому что уйти от √еорги€ јлександровича Ц это преступление против самого себ€. »бо с ним € чувствовал, что помаленьку развиваюсь как артист. » не только как артист, но и как гражданин. ѕотому что артист насто€щий не может быть негражданином. ≈го должно волновать все, что происходит в мире и в стране.

Ц ѕотому что в театр в ту пору шли не за развлечением, а чтобы услышать ответы на наболевшие вопросыЕ

Ц ƒа, да. Ќо € думаю, что и сегодн€ артист должен сто€ть на четких гражданских позици€х, а не просто выходить на сцену и хорошо играть.

Ц — недавних пор Ѕƒ“ возглавл€ет режиссер “емур „хеидзе.  ак, на ваш взгл€д, планка, подн€та€ “овстоноговым, еще долго продержитс€?

Ц  огда € спросил у √еорги€ јлександровича, почему он не оставл€ет после себ€ наследников, он сказал: Ђј кто оставил?ї ¬ самом деле, назовите мне режиссера, который оставил бы после себ€ не менее талантливого ученика. Ќу были гении. Ќапример, ћейерхольд, который когда-то работал во ћ’ј“е. »ли ¬ахтангов. »ли ћихаил „ехов, который тоже отпочковалс€ от ћ’ј“а. ’от€ он и “аиров Ц не ученики —таниславского, не наследники, а самосто€тельные режиссеры. ѕосле “овстоногова наш театр мен€етс€, и это неизбежно. ” “емура „хеидзе несколько иной взгл€д на искусство и на жизнь. Ёто естественно, потому что он другой человек. Ќо мне нравитс€, что он вместе с нами пытаетс€ добратьс€ до сердцевины пьесы Ц пон€ть, во им€ чего она написана. ќн сторонник психологического театра, театра переживаний, поскольку у этого театра огромный простор дл€ творчества.   сожалению, нынешние журналисты забывают об этом и часто превознос€т другой театр. ¬едь дл€ многих нынешних режиссеров кажда€ пьеса Ц это повод продемонстрировать собственную оригинальность. ќни не пытаютс€ пройти вглубь пьесы, а хот€т заставить зрител€ восторгатьс€ собственной изобретательностью. ¬от у мен€ сейчас ощущение, что наша критика воспевает и поднимает на щит то, что €вл€етс€, на мой взгл€д, тупиковой дорогой.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru