Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ђ” мен€ нет тоски по советским временамї

јктер

¬ конце минувшего года известный артист ќлег Ѕј—»ЋјЎ¬»Ћ» стал лауреатом премии Ђ«везда Ђ“еатралаї (»здательский дом ЂЌовые »звести€ї) в номинации ЂЋегенда сценыї. “огда он не смог приехать в ћоскву на церемонию награждени€, котора€ прошла в ÷ентральном доме актера. Ќо недавно актер побывал в редакции на традиционной летучке ЂЌ»ї и не только получил свою награду, но и побеседовал с журналистами.

08.02.2010

Ц ќлег ¬алерианович, как всегда, мы начинаем разговор с нашими гост€ми с вопроса об отношении к прессеЕ

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ц я регул€рно покупаю ЂЌовые »звести€ї. ћне газета нравитс€, как и ваш журнал Ђ“еатралї. ¬ первую очередь радует, что статьи в журнале профессиональные. ј если вообще говорить о нынешней критике, то, мне кажетс€, она стала менее профессиональной.

Ц ¬ вашей жизни были случаи, когда критика помогала в работе?

Ц ƒа, несомненно. Ќу вот, например, замечательный ленинградский театровед –аиса Ѕень€ш написала когда-то о Ђƒ€де ¬анеї статью, часть которой была посв€щена моему исполнению роли ¬ойницкого. » вы знаете, она подметила те вещи, которые € не замечал у себ€, и мне это очень помогло. “акое нечасто бывает в среде театральных критиков Ц видеть то, чего не знает артист. ¬ работе артиста много загадочного. Ќевозможно угадать Ц получитс€ у теб€ образ или нет. ¬от, казалось бы, ты все знаешь о человеке, которого будешь играть. «наешь, о чем он думает, понимаешь, кака€ сверхзадача у геро€Е а сыграть ничего не можешь. ѕустота. ј то вдруг находитс€ какое-то слово, и все оживает.

Ц ≈сть ли закономерность: чем выше уровень театра, тем выше критика?

Ц  онечно, ведь уровень критики возникает от своеобразного Ђсовокуплени€ї критика с тем, что он видит на сцене. » если это происходит, то уровень сам по себе повышаетс€. Ќо это в идеале. „асто же бывает так, что критик не хочет пон€ть режиссера. Ќу вот недавно € читал статьи о спектакл€х ћарка «ахарова Ђ∆енитьбаї и Ђ¬ишневый садї. ќчень спорные спектакли. » статьи в основном недоброжелательны. ј € впервые пон€л в ленкомовской Ђ∆енитьбеї, почему ѕодколесин сбегает в окно. ¬едь невозможно исправить что-либо в жизни, просто женившись. »ли, например, Ђ¬ишневый садї. ¬ р€де мест у мен€ возникало то самое чеховское ощущение, которое в юности € испытывал во ћ’ј“е, когда смотрел чеховские спектакли. «начит, режиссер ищет и находит путь к сердцу сегодн€шнего зрител€, и критик именно это должен увидеть и приветствоватьЕ

Ц ¬аша коллега по сцене —ветлана  рючкова говорила нашей газете в интервью, что сегодн€ критика в ѕетербурге очень злобна€Е

Ц ƒа, причем, мне кажетс€, так было всегда. Ќапример, в свое врем€ редактор журнала Ђ“еатр и искусствої  угель в любой статье ругал јлексеева (фамили€ —таниславского при рождении. Ц ЂЌ»ї), а в статье о спектакле, в котором тот не был зан€т, писал: Ђ—пектакль был бы еще хуже, если бы в нем был зан€т господин јлексеевї. ¬от и у нас така€ критика.   тому же современна€ критика поднимает на щит новую концептуальную режиссуру, котора€ гибельна дл€ театра.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

Ц ¬ каком смысле?

Ц я видел р€д чеховских спектаклей, в которых не было и намека на реалистическую декорацию, на бытовизм, но высекалась необходима€ чеховска€ энерги€. Ќапример, спектакль театра Ђќколо дома —таниславскогої Ц Ђ¬ишневый садї. Ќа первый взгл€д, никакого отношени€ к „ехову он не имеет. ” √аева на голое тело наброшено черное пальто.  азалось бы, какой тут „ехов! ќн стоит на фоне беленой кирпичной стеныЕ Ќо вдруг! ѕроводит по стене пальцем и говорит: Ђ—ад Ц весь белыйї. ” мен€ мурашки по коже. ѕочему? Ќеизвестно, хот€ именно тут и должны быть мурашки. –ежиссер благодар€ этому жесту высек во мне чеховское чувство. ¬от это самое главное. Ќо когда режиссер ставит Ђƒ€дю ¬анюї, из которого мы узнаем, что ¬ойницкий еще до начала спектакл€ сожительствует с ≈леной, Ц € этого не понимаю. »з-за чего тогда вс€ трагеди€? «адача режиссера Ц раскрыть, докопатьс€ до чувств, руковод€щих персонажами, а не втискивать „ехова в клетку собственных концепций.

Ц  стати, на сцене Ѕƒ“ вы сыграли р€д чеховских персонажей. ¬сегда ли ваше Ђобщениеї с „еховым проходило успешно?

Ц Ќе всегда. » оп€ть же, по непон€тным причинам. ¬от сыграл € дл€ себ€ вполне успешно ¬ойницкого в Ђƒ€де ¬анеї Ц любима€ роль, в которую € вложил всю свою жизнь. ƒо этого € играл јндре€ ѕрозорова в Ђ“рех сестрахї. “оже хорошо получилось Ц спектакль чудесный. ѕотом мне дают √аева из Ђ¬ишневого садаї.  азалось бы, √осподи, что тут играть?! „ехова € чувствую. √аев, продает усадьбуЕ ѕриступил к работе Ц и ничего не вышло. »ли противоположный пример Ц образ ƒжингл€ в Ђѕиквикском клубеї репетировал недели две всего. ј ƒжингль Ц одна из самых моих живых ролей.

Ц ≈сли вспомнить Ђ¬окзал дл€ двоихї, Ђ—лужебный романї, Ђќсенний марафонї и другие фильмы, то удивл€ешьс€ Ц целый р€д диаметрально противоположных героев вы создали без особого грима. Ёто как по —таниславскому, что в каждом из нас много всего понамешано?

Ц  онечно. —таниславский сказал: хорошему актеру не нужна никака€ система, а вот плохому артисту она нужна. ќна поможет ему подн€тьс€ до уровн€ хорошего. » он прав. јктер должен разбудить свое подсознание.  огда оно работает, само собой все начинает получатьс€. » система Ц верный помощник. ќсобенно это заметно в кино. “ам ведь почти не бывает застольной работы. ¬ кино берут типаж, который подходит более или менее к этой роли. » спасает одно: вот ты внутри себ€ самосто€тельно ищешь какие-то черты персонажа, а потом сидишь целый день и ждешь, зна€, что в течение тридцати секунд будет съемка. –ежиссер говорит: Ђ¬нимание, приготовились. ћотор. Ќачалиї. » ты должен заставить на эти тридцать секунд свое подсознание сработать так, чтобы стать другим человеком. » лучшие актеры, которых € наблюдал в кино, вот так работали. ќлег янковский, например.

Ц Ќедавно вы сн€лись в одном из фильмов, где Ћондон был создан компьютерным способом.  ак вы относитесь к новым технологи€м в кино?

Ц ≈сли они помогают раскрыть внутренний мир человека Ц то это очень хорошо. ј вот многие современные фильмы Ц Ђјватарї, например, Ц это просто хорошо сделанный аттракцион и более ничего.

Ц ј вы видели?

Ц ƒа. Ќикакого отношени€ к искусству это не имеет, но это так хорошо сделано, что веришь во все, что там происходит. ќбман. ћне кажетс€, российское кино не должно идти по этому пути. ’от€ вот  арен Ўахназаров, когда возглавил Ђћосфильмї, такую студию замечательную сделал, что любой —корсезе может там снимать что угодно.

Ц Ќо ведь не снимаетЕ

Ц ¬с€ аппаратура дл€ этого есть, павильоны есть. „истота необычайна€. “о есть Ўахназаров превратил студию в нечто прекрасное. ’от€ € помню, как раньше при входе на Ђћосфильмї был жуткий туалет, и надо было быстро пробежать это место, иначе упал бы в обморок. я спросил у  арена: Ђ ак тебе удалось такую махину превратить в образцовый комбинат?ї Ц Ђќчень просто, € не воруюї. ¬от и все.

Ц ¬ы за кем-то следите из современных артистов?

Ц ƒа, и очень радуюсь их победам. ќднако проблема нынешней режиссуры в том, что очень €рким актерам поручают роли, похожие, как близнецы. ј нужно, мне кажетс€, действовать иначе. „то делал “овстоногов?  огда € сыграл ѕрозорова в Ђ“рех сестрахї, думал: Ђ¬от теперь € нашел свою нишу и такие роли и буду игратьї. Ќо вдруг √еоргий јлександрович дает мне ’лестакова.  акой € ’лестаков? —ыграл ’лестакова, он мне дает роль в пьесе ЂЁнергичные людиї Ц „еловек с простым лицом. я говорю: Ђ√еоргий јлександрович, ну какой € человек с простым лицом? ѕосмотрите на мен€ Ц недобитый белый офицерї. Ц Ђ¬от поэтому € и даю вам эту рольї. » она стала одной из самых любимых моих ролей. ќн умел раст€гивать амплуа. ¬от таких режиссеров, которые думают о судьбе артистов, сейчас мало. ѕочти нет.

Ц ќднажды Ћеонид √айдай утвердил вас на роль ќстапа, но снималс€ √омиашвили. ј каким был ваш ќстап Ѕендер?

Ц √айдай мне сказал: Ђя утверждаю вас на роль, только вы должны весить 75 килограммовї. ј € тогда весил 110 кило. “ри мес€ца худел. Ќаконец, ему позвонил, он говорит: Ђј мы уже давно снимаем √омиашвилиї. “ак € в то кино не попал.

Ц —ейчас модно клеймить 1990-е годы. ¬ ту пору вы активно занимались политикойЕ

Ц ћы, депутаты съезда народных депутатов –—‘—–, ввели пон€тие частной собственности, заставили работать рубль, уничтожили товарный дефицит, дали стране возможность начинать двигатьс€ в рыночном поле, прин€ли конституцию, основанную на декларации прав человека. я этим только горжусь. “еперь модно говорить: ЂЌадо было делать не такї. ј как? ѕришел бы, да и подсказал. „его ж ты сидел?

Ц » все же, у вас есть тоска по советским временам и тому, что утратила –осси€?

Ц Ќет, у мен€ тоски нет. ” мен€ есть разве что тоска по детству, тоска по маме, папе, бабушке, по нашей квартире на ѕокровке. ѕо студии ’удожественного театра, когда мы были молоды. ѕо девушкам, в которых € влюбл€лс€, и они мен€ любили. ј по советской жизни Ц нет, и не может быть тоски. “еперь € прекрасно понимаю, что мы жили в нищем братстве. —лово Ђбратствої хорошее, а слово Ђнищееї Ц плохое. ¬се были равны в нищете. ћо€ мама Ц доктор филологических наук, отец Ц директор ћосковского политехникума св€зи имени ѕодбельского. ” нас была дача в ’отьково Ц половина избы. ’олодильника не было. ¬ырыли €му, в ней хранились продукты, прикрытые крапивой. ¬се покупалось в ћоскве, отец никогда не брал казенную машину Ц сам возил все в авоськах. » этим мы питались в течение недели. Ёто что Ц нормально? ѕо этому надо тосковать?  огда мо€ мама оказалась смертельно больной, врач сказал: отвези, где ей больше нравитс€, ей жить осталось 10 мес€цев. » мама решила жить в ’отьково, обожала это место. я вз€л такси, поехал вместе с ней на центральный рынок Ц вз€ли то, что долго не портитс€ Ц картошки, кабачковЕ «агрузил в багажник и повез в ’отьково. ј мама говорит: Ђќлег, что о нас подумают?  ак ты мог вз€ть такси! ¬едь это стыдно. ¬се же на электричках добираютс€ сюдаї. “ак думал доктор филологических наук. –азве это нормальна€ жизнь? ƒругое дело, когда нынешние богачи бесстыдно и глупо демонстрируют свое богатство. Ёто мерзость. ¬от один край, вот другой. Ќадо найти какую-то середину.

Ц ¬ы думаете, это возможно?

Ц ¬спомните американских миллионеров. ¬ јмерике, например, считаетс€ неприличным ездить на дорогих машинах и вообще демонстрировать свое богатство. » у нас вырастет поколение, которое будет вести себ€ подобным образом.

Ц ¬ас очень многие люб€т. ” вас нет возможности воздействовать на тех, кто сегодн€ во властных кабинетах сидит?

Ц Ќет, к сожалениюЕ я ведь один из тех, кто помогал ≈льцину, √айдару и „убайсу. я один из тех, кто не бросил в них камнем, потому что считаю, что эти люди сделали очень и очень много хорошего. » в результате –осси€ будет им благодарна за ту дорогу, которую они наметили. Ќо сейчас, к сожалению, отношение к ним у многих неоднозначное.

Ц Ќо ведь нынешн€€ власть как раз и по€вилась не вопреки ≈льцину, а как раз благодар€ ≈льцину и вамЕ

Ц Ќу как благодар€Е ќн ведь не назначал преемника, а сказал: € советую вам избрать ѕутина. » люди проголосовали. ј сейчас ход€т недовольные. » что самое страшное Ц махнули рукой: дескать, делайте, что хотите. ћы помним, чем кончилось это отчуждение власти от народа Ц развалом страны.

Ц ¬ам не кажетс€, что голос культурной интеллигенции сегодн€ стал звучать слабее? ¬з€ть историю с Ђќхта-÷ентромїЕ

Ц —начала нас было п€ть человек, которые опубликовали открытые письма президенту Ц —лонимский,  ушнер, Ўевчук, —окуров и €. «атем было письмо к президенту, под которым подписались около 90 человек. Ќа первый митинг против строительства Ђќхта-÷ентраї пришло 250 человек. Ќа второй Ц 2000. » здесь власти, наконец, насторожились. я дважды беседовал с ћатвиенко. ¬месте с —окуровым ходил к ней и пыталс€ объ€снить, почему мы против. » мне кажетс€, что ветер подул в другую сторону под вли€нием наших действий.

Ц »менно ваших, вы думаете?

Ц Ќу а чьих?  то организовывал митинги несогласных, выступлени€ по радио? Ќа телевидении был сн€т большой фильм и с моим участием по поводу Ђќхта-÷ентраї. ћного народу подключилось. »сторики и краеведы за€вили, что на месте строительства есть развалины крепости Ќиеншанц, которую брал ѕетр I. ѕетербуржцы активно протестуют, ведь в св€зи с этим строительством нарушены все городские и федеральные законы: нам хот€т показать, что законы Ц это дл€ нас, а дл€ тех, кто наверху, закон неписан.

Ц  ак вы считаете, почему целый р€д ваших коллег все же подписали письмо за строительство Ђќхта-центраї?

Ц я не знаю.

Ц  ак вам удаетс€ совмещать активную гражданскую позицию и не менее активную работу в театре и кино?

Ц ј вы знаете Ц ответ простой. я как-то спросил у “овстоногова, что такое современный артист? “овстоногов сказал: Ђѕонимаете, чем активнее гражданска€ позици€ актера, тем он современнее и тем легче ему играть. ѕотому что у него существуют по поводу любого событи€ свои чувства, свои переживани€. ” него есть сво€ позици€, во им€ чего он выходит на сценуї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru