Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


я видел товарища —талина в гробу

јктер

27 марта, в ћеждународный день театра, Ѕольшой драматический в ѕитере отмечает юбилей - 90 лет.

03.04.2009

ќдин из немногих оставшихс€ классиков Ѕƒ“ Ц народный артист ———– ќлег Ѕасилашвили. јртист Ц художник, артист Ц гражданин. Ёто почти уже и не встречаетс€Е

¬ Ђ¬окзале дл€ двоихї с Ћюдмилой √урченко
¬ Ђ¬окзале дл€ двоихї с Ћюдмилой √урченко

ѕить или не пить

- Ќачну не с театра, а с кино. ¬ ваших знаменитых Ђќсеннем марафонеї и Ђ¬окзале дл€ двоихї вы создали советский мужской характер, со всеми отсюда вытекающими и втекающими. Ѕыл такой симпатичный тип интеллигента, в чем-то слабого, милого, который не мог как следует самореализоватьс€, и была выпивка, и была любовь. ј что такое постсоветский мужской характер? ”далось ли вам создать столь же €ркий образ на современном материале?

¬ Ђќсеннем марафонеї с ≈вгением Ћеоновым и Ќорбертом  ухинке
¬ Ђќсеннем марафонеї с ≈вгением Ћеоновым и Ќорбертом  ухинке

- Ќет. ѕросто не было такой роли в современном российском сценарии или пьесе. я нашел очень хорошего автора, нашего ленинградского, по фамилии Ќосов. ќдна его пьеса была у нас поставлена, ЂЅерендеиї, о русских эмигрантах. Ќекто, когда-то профессор, эмигрировал, ему дали политическое убежище, потому что он сказал, что по национальности берендей, а берендеев унижают в —оветском —оюзеЕ

- ¬ы там играете?

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

- Ќет. я не дл€ себ€ пьесу принес.

- ј в чем, на ваш взгл€д, разница между советским и постсоветским человеком?

- “рудно сказать. Ќу вот человеку 40 лет, он жил в —оветском —оюзе, в одночасье —оветский —оюз рухнул, и началась –осси€. » что? „еловек сразу изменилс€, что ли? ќн осталс€ тем же, кем был. Ќо с пониманием того, что в новых услови€х надо как-то к ним приспособитьс€, работать.

- ” мен€ при€тель, киношник, пил со страшной силой. Ќачалась нова€ жизнь, он бросил пить и начал заниматьс€ со страшной силой делами.

- «начит, человек пил оттого, что не был востребован. ѕь€нство Ц имитаци€ удовлетворени€ от какого бы то ни было творчества. ”ход от жизни.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

-„то переменилось по существу?

- я себе часто задавал этот вопросЕ √оворили: дружба народов, русский с китайцем брать€ навек, с грузинами Ц навек, русские и татары, татары и евреи, евреи и монголы, на базарах продавали семечки, все были вместе. » вдруг в один прекрасный день все друг друга возненавидели? ѕрибалты, оккупированные —оветским —оюзом, Ц отдельна€ стать€. Ќо что, и грузины с русскими стали вдруг враждебно относитьс€ друг к другу?

- ¬ласти Ц враждебно. ќбычные люди, интеллигенты остались близки.

- ƒа. Ќо что-то надломилось. “рещина кака€-тоЕ

- ћне кажетс€, речь о манипул€ци€х...

- ћы не маленькие дети, чтобы нами манипулировать.

- ќ-о! ћанипул€ции, льющиес€ с экранаЕ ƒраматург –озов рассказывал историю, как в первом классе проводили психологический эксперимент, с двум€ бумажками, черной и белой. —тали детей путать, говор€ на черное белое и наоборот. ќдин мальчик держалс€ до последнего, но и он в конце указал на черное как на белое.

- ’орошо, € вам задам другой вопрос. ¬спомните сто€ние вокруг Ѕелого дома в период √ „ѕ. ¬спомните лица людей Ц богатых, бедных, кооператоров, воров в законе, честных.  ак они сто€ли, вз€вшись за руки, и говорили: пусть нас убьют. я вспоминаю –остроповича в стекл€нных двер€х с автоматом вместо виолончели. ≈сли б кто-то из омоновцев ударил, стена бы рухнула и похоронила под собой великого музыканта. ≈му говор€т: уйдите отсюда, вас убьют, если будет штурм. ќн отвечает: если они побед€т, € не хочу жить. ѕрошло врем€ Ц € спрашиваю: где эти люди?

- ќни те же самые, толькоЕ

- “олько что? –азуверились в идеалах? Ќет. »х привело чистое чувство, потребность в осуществлении этого чувства, несмотр€ на все ошибки Ѕориса Ќиколаевича, естественные при таком повороте событий. Ќо все верили, что этот человек хочет изменить жизнь, что он искренен, желает добра не себе, не какому-то клану, а стране в целом. ¬ерили √айдару. „то же сейчас, они помен€ли свои мнени€ в результате телевизионной пропаганды?  ака€-то часть, может, поддалась. ј где остальные? ƒома сид€т. ј чего они сид€т дома?

- ƒругой виток историиЕ

- ћне кажетс€, большинство народа делало политический заказ вот на что. ¬спомните, при Ѕрежневе и при √орбачеве Ц отсутствие каких-либо товаров в магазинах. —уповые наборы из костей, лежавшие на голых гр€зных прилавках, и за ними сто€ла очередь. ¬спомните эти знакомства с директорами магазинов, чтобы п€ть-шесть апельсинов дл€ больной дочери принести. Ћюди сказали: мы так больше не можем жить, мы хотим жить по-человечески. я хочу купить землю и построить себе домик! Ќельз€! ѕочему?! ¬от нельз€ и все! ƒайте нам возможность строить, ездить за границу, смотреть, как живет јмерика, как живет Ќова€ «еланди€, мы не хотим сто€ть в очеред€х Е Ѕлагодар€ √айдару, ≈льцину все произошло. ћагазины насытились товарами, никакого дефицита, за границу Ц пожалуйста, нужны доллары Ц вот тебе доллары. » на этом реформы прекратились. ѕочему? ј потому что дальше народ не настаивал. Ћюд€м показалось, что этого достаточно. Ќаша революци€ привела к тому, что все есть. ј чего там говор€т демократы: надо судебную реформу, реформу милиции, ‘—Ѕ Ц в конце концов, не так важно. Ћюди не пон€ли, что это необходимо. „то без этого не будет развиватьс€ частна€ собственность, не развернетс€ антимонопольна€ де€тельность, будет увеличиватьс€ пропасть между бедными и богатыми. Ќо теперь, мне кажетс€, в люд€х рождаетс€ понимание, что вместо целого алфавита реформ, коснулось только первых букв, ј,Ѕ,¬, а остальные двадцать семь мы еще не произносили!..

- ” вас всегда был такой гражданский темперамент или в молодости вы были другим человеком?

- ¬ молодости у мен€ и моих товарищей была ирони€ по отношению к власть предержащим. я застал »осифа ¬иссарионовича —талина. ¬идел его неоднократно на ћавзолее, в белом мундире с золотыми пуговицами. ќба€тельнейший человек. ћахал нам рукой. ј мы проходили и кричали: —талин! «адерживались, но солдаты проталкивали, чтобы проходили, проходили. ѕосле этого € видел товарища —талина в гробу в  олонном зале ƒома —оюзов. ј потом € видел Ќикиту —ергеевича ’рущева в ¬ахтанговском театре, где у нас были гастроли, и он пришел на спектакль Ђ»ркутска€ истори€ї, и вышел ѕашка Ћуспекаев, а ложа, где ’рущев сидел, почти на сцене, и ѕашка растер€лс€ и заорал: здрасьте, Ќикита —ергеевич! ј потом уже стал говорить слова роли Е я видел многих: Ѕрежнева, јндропова, √орбачеваЕ » Ѕориса Ќиколаевича ≈льцина, к которому € испытываю чувство искреннего уважени€. ≈му говорили: вот эти мэнээсы в розовых штанишках... ј он в ответ: да, мэнээсы, но мне нужно окружение моложе, чем €, и умнее, чем €, и они будут работать. “акую фразу Ђумнее, чем €ї, никто из руководителей никогда у нас не произносил.

Ќравственный императив

- ќт кого вы брали, когда играли, скажем, в володинском Ђќсеннем марафонеї - от ¬олодина?

- ќт себ€. Ќе от коллизии, которой у мен€ не было. ј от своего характера. » играл € то, что мне было ближе всего. ј ближе мне была не любовна€ истори€, св€занна€ с артисткой Ќееловой и артисткой √ундаревой, двум€ замечательными женщинами, а желание моего геро€ сесть за письменный стол, положить Ѕрокгауза и ≈фрона, словарь литературного русского €зыка, обложитьс€ бумагами и сидеть в этом ЅЄрнсе и делать ЅЄрнса лучше, чем он есть. “ут Ѕузыкин гений, это он умеет, это он чувствует. ј вс€ коллизи€ не дает ему возможности сесть за стол. » в результате его любимые вещи передают бездарной переводчице, пользующейс€ плодами чужого труда, которую играла замечательна€ артистка ¬олчек. ј он, стара€сь сделать хорошо и одной женщине, которую любит, и другой, которую любит, и, не зна€, как это сделать, чувствует себ€ все врем€ виноватым и сам себ€ тер€етЕ

- ¬ы не скучаете по этому человеческому типу?

- я Ц нет.

- я почему рассказала про знакомого киношника Ц потому что дело заставило людей перестать быть мальчишками, а стать мужчинами, но...

- “ут важно Ђної. ћне кажетс€, задача современного искусства Ц сделать так, чтобы, зарабатыва€ деньги, стро€ дом, покупа€ вещи, люди не забывали о том, что есть душа.

Ћюдей выпустили из тюрьмы, и они бросились Ц свобода! „его это он, м€со ест? ƒай мне. «адушил его и сам съел. ¬ первый раз это м€со увидел и задушил соседаЕ Ќельз€ давать люд€м забывать о том чувстве, что называетс€ нравственным императивом. ћожет, это глупо с моей стороны, но € думаю, руководители государства должны понимать, что можно добитьс€ громадных высот в зарабатывании прибыли, однако если нет главного, того, что заставл€ло “реть€кова передать все свое богатство городу, или —авву ћорозова вбить все деньги в ’удожественный театр, или ≈лисеева, который строил ночлежки и церкви, если это будет забыто, страна погибнет. ѕотому что ее не будут св€зывать многочисленные нити, которые можно назвать чувством духовного родства, основанного на чувстве добра, понимани€ друг друга.   сожалению, благодар€ раздробленности, каждый, как и ваш товарищ, занимаетс€ своим делом, обруба€ все св€зиЕ

- ћожет, это временно?

- ј, может, нет. ≈сли нет Ц будет голое поле, по которому станут бегать закаленные люди-быки, а страны не будет.

—частье

- ¬ вас всегда было сильно комедийное начало, публике могло показатьс€ странным ваше преображение в серьезного общественного де€тел€...

- ѕонимаете, √еоргий јлександрович “овстоногов, который никогда, ни при каких услови€х не выражал вслух своей гражданской позиции, был насквозь пропитан гражданским чувством. ≈го спектакли не были пр€мым политизированным актом, как у Ћюбимова, но все были продиктованы желанием через художественную ткань сказать о свободе, о справедливости, о добре.  огда € увидел его спектакль Ђѕ€ть вечеровї в Ѕƒ“, у мен€ будто глаза открылись. ¬едь € выпускник студии ћ’ј“, и дл€ мен€ образцом были Ђ¬рагиї, Ђјнна  аренинаї, Ђ ремлевские курантыї во ћ’ј“е, Ђѕорт-јртурї в ћалом. » вдруг € вижу на сцене обычную коммунальную квартиру, тот же запах, те же испарени€ нечистот из подвалов, корыто висит на стене комнаты. » заур€дна€ женщина, работница какой-то фабрики, член профкома Ц «ина Ўарко. » какой-то заур€дный приходит мужчина, то ли уезжал, то ли был посажен Ц ≈фим  опел€н. » вдруг на сцене происходит, оказываетс€, самое главное, что есть в жизни Ц любовь. » эти два человека станов€тс€ прекрасны и неповторимы. » ты понимаешь, что они и €вл€ютс€ центром ¬селенной. Ќе Ђкремлевские курантыї, не Ђпорт-јртурї, а эта коммунальна€ квартира и ее обитатели. я вышел на улицу Ц новый мир открылс€. я пон€л, что эти люди, которые по парадным, с авоськами, в очеред€х, это и есть соль земли.

- ¬ то врем€ вы были женаты на “ане ƒорониной и переживали близкие чувства, как € понимаюЕ

-  акие?

- Ћюбовь.

- ј, да, мы были мужем и женой. Ќо, прожив семь лет, разошлись, нам было трудно друг с другом.

- –азошлись с драмой?

- я Ц с гигантским облегчением. ƒумаю, она тоже.

- ј что вы приобрели с вашей второй возлюбленной?

- я благодарен судьбе, что € ее встретил, и что она, √ал€ ћшанска€, журналистка, мен€ встретила. я приобрел знание того, что женщина может быть предана до последней капли крови. я Ѕога за это благодарю, это редкость, это счастье. ћежду мужем и женой всегда бывают какие-то ссоры, какие-то недоразумени€. –омео и ƒжульетта, если бы поженились, тоже имели бы свои маленькие непри€тности. Ќо € понимал, что, если понадобитс€, этот человек, как ћатросов, броситс€ на амбразуру. “ака€ верность и самопожертвование. ” мен€ масса недостатков. ” нее тоже есть. Ќо это не главное. √лавное, что человек может отдать другому человеку свою жизнь.

- ” вас две дочериЕ

- ќл€ работает на канале Ђ ультура. ѕетербургї, там же, где мать,  сени€ Ц на радио ЂЁхо ћосквыї, родила нам внучку. ¬от это счастье.

–усска€ беда

- я хочу еще сказать о “овстоногове. ќн спрашивал: в чем наша русска€ беда?.. ¬о ћ’ј“е Ѕорис Ќиколаевич Ћиванов, замечательно игравший в Ђ“рех сестрахї —оленого, будучи один на сцене, говорил, что убьет “узенбаха, и уходил. ј потом выходил јндрей ѕрозоров и произносил свой монолог: куда ушло мое прошлоеЕ Ќо “овстоногов вывел мен€-јндре€ на сцену с кол€ской, и  ирилл Ћавров-—оленый говорил мне в лицо, что он убьет сейчас “узенбаха, подстрелит, как вальдшнепа. я говорю: √еоргий јлександрович, € не могу это играть. ѕочему? Ќу, если € слышу от дуэл€нта —оленого, что он будет стрел€ть в беспомощного “узенбаха, конечно, он его убьет, значит € должен бежать к ¬ершинину, в полицию, не знаю, куда, караул кричать, а € что, философию развожу?..¬от, в этом наша беда, говорит “овстоногов, мы вместо того, чтобы действовать, начинаем философствовать, в этом беда –оссии, вам говор€т, что сейчас убьют вашего лучшего друга, а вы начинаете: убьют его, убьют мен€, погибнет вс€ –осси€Е и остаетесь на месте, результат Ц “узенбах убит.

- “еатру 90 лет, возраст весьма почтенный, люди в этом возрасте умирают. ¬аш театр умирает, только честно?

- Ќет.  онечно, очень много людей ушло в мир иной, к великому горю нашему. √еоргий јлександрович, ƒина ЎварцЕ “еатр изменилс€, но он живой, „хеидзе как художественный руководитель ведет его очень глубоко, тонко и твердо. », на мой взгл€д, создает спектакли, которыми был бы доволен “овстоногов.

Ћюди как люди

- ќдно из самых значительных ваших достижений Ц роль ¬оланда в сериале Ђћастер и ћаргаритаї. Ёто то, что соответствует вашему сегодн€шнему знанию о человеке и человечестве?

- „еловек этот, ¬оланд, прожил не одну тыс€чу лет. я не считаю это существо дь€волом или сатаной. ƒа, его можно прин€ть за сатану, но он не сатана. —атана Ц искуситель. —атана искусил јдама и ≈ву. —атана искушал »исуса в пустыне, на что »исус не поддалс€. Ётот никого не искушает.

- ј плать€ми, костюмами, надев которые, все остаютс€ голыми?

- Ёто проверка. ќн же потом объ€сн€ет несчастному буфетчику: € просто хотел посмотреть, что из себ€ представл€ет народ в массе. —провоцировав эту массу на деньги, на плать€, он говорит: люди как люди, не изменились, ну одеты как-то иначе, ну квартирный вопрос их немного испортил, а так то же самое. Ётот человек, будем говорить так, из того министерства, что карает зло. —мотрите, что совершил ¬оланд? ѕервое Ц отрезал голову главному атеисту, после того, как сказал: имейте в виду, что »исус существовал, просто существовал, и больше ничего. ¬торое Ц Ѕездомного, писател€ талантливого, но абсолютно необразованного, превратил в профессора философии, который задумалс€ над смыслом жизни. “ретье Ц мерзавцу- буфетчику предсказал скорую смерть. Ќе сам его убил, просто предсказал. „етвертое Ц казнил стукача ћайгел€. ”видел в ћастере и ћаргарите двух гениальных людей. ќдного, который угадал все, что было с »ешуа, и талантливо это описал. » второго, ћаргариту, котора€ любит так, что готова умереть во им€ любимого. » помог им: дал им покой. “ак что это отнюдь не противник »ешуа, а, наоборот, в какой-то степени союзник. я так себе нафантазировал, что был некогда спор между ¬оландом и —оздателем. ¬оланд говорил: дл€ чего ты людей выгнал из ра€, надкусили €блоко Ц Ѕоже мой, какой грех! Ѕог в ответ: € хочу, чтобы они посредством эволюции превратили себ€ в хомо сапиенсов. ј ¬оланд на это: никогда они не преврат€т, они будут точно такими же, только одежды будут другие и дома другие, а они останутс€ такими, какими ты их создал. » вот он прилетает иногда посмотреть, что тут творитс€. јга, страна атеистов, отрицают Ѕога, интересно, может, в этом что-то есть. ѕрилетел. ¬се пон€л. » покаралЕ ƒа, мне близок его взгл€д на людей, хот€ это и грустный взгл€д. ќн же бесконечно одинок, этот ¬оланд.

- ќлег Ѕасилашвили на рассвете и ќлег Ѕасилашвили в зените Ц один и тот же человек?

-  онечно, это разные люди, кости, кожа помен€лись, но в общем, то же самое. я очень скучаю по детству, по маме, отцу, бабушке, по ѕокровским воротам, где € родилс€ и прожил двадцать лет. Ќо € вспоминаю себ€ приветственно машущим »осифу ¬иссарионовичу. » вспоминаю себ€ на даче в ѕушкино, когда мы с товарищем шли и ели мороженое с вафельками, а там сто€ли составы товарные с зарешеченными окнами, и возле часовые, и из этих душегубок руки какие-то бледные, и оттуда нам пытаютс€ что-то сказать, а мы идем и спокойно едим эти вафельки. я мог бы еще пон€ть, если бы во мне шевельнулс€ справедливый гнев против врагов народа или воров, которых посадили. Ќичего. јбсолютно. Ёто в нас было вбито, понимаете? » это долго длилось. » уже под вли€нием јндре€ ƒмитриевича —ахарова, этой его фигуры нелепой, котора€ пыталась что-то сказать с трибуны, во мне проснулось то, что проснулось. я пон€л, что мало сцены, на которой ты играешь, что можно и нужно говорить что-то пр€мым текстом вслух.

Ѕлиц-опрос

- „то значит красиво стареть?

- —таратьс€ утром не смотреть на себ€ в зеркало.

-  ем бы вы стали, если бы не стали артистом?

- Ћесником или художником.

-  ака€ черта вам нравитс€ в себе?

- Ќе могу найти в себе такой черты.

- ј в других?

- ÷елеустремленность и пор€дочность.

- ≈сть ли у вас какой-либо девиз?

- ƒелай, что должно, а там будь, что будет.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru