Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


“ьфу мне на эти звани€

јктер

26 сент€бр€ ќлег Ѕасилашвили отметит свое семидес€тилетие.  орреспондент √леб —итковский отправилс€ в предъюбилейные дни в —анкт-ѕетербург, чтобы встретитьс€ с ќлегом Ѕасилашвили в его гримерке в Ѕольшом драматическом театре.

26.09.2004

- ќлег ¬алерианович, про таких, как вы, прин€то говорить: 'человек с активной жизненной позицией'. ¬ы по-прежнему верите в то, что усили€ отдельного человека способны что-то изменить в новейшей российской истории?

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

- ѕо-моему, у каждого гражданина –оссии есть сво€ собственна€ жизненна€ позици€. √ражданска€ позици€ может выражатьс€ в одобрении того, что делают власти, или наоборот - в осуждении.

- ¬озможно, но 90% населени€ страны пользуютс€ в повседневной жизни двум€ формулами: перва€ - 'ќт нас все равно ничего не зависит', втора€ - 'Ќас это не касаетс€'.

- ƒо тех пор пока большинство граждан –оссии будет придерживатьс€ такой позиции, мы будем жить так же уродливо, как и раньше. ¬се зависит от воли граждан. ¬ свое врем€ на —ъезде народных депутатов мы пытались заложить основы цивилизованного европейского государства. Ќе такого, на вершине которого сидит богдыхан, от воли, ума и энергии которого зависит вс€ жизнь страны, начина€ от глобальных решений и конча€ личной маленького человека. ћы хотели построить государство, в котором гражданское общество диктовало бы свою волю чиновникам, избираемым на четыре года, и чтобы эти чиновники занимались делами, которыми обычному человеку заниматьс€ некогда и неохота. “олько на этом пути –осси€ может сохранить свое лицо. ¬ противном же случае эта страна может исчезнуть с географической карты. ¬се, что мною было сделано в политике, диктовалось этими соображени€ми. Ќо € не один такой! Ќазовите мне какого-нибудь человека из театрального мира, который бы не был гражданственным. ≈сли человек выходит на сцену (пускай он даже играет в водевиле), он все равно должен подпитыватьс€ настроени€ми сегодн€шнего дн€. ј иначе он не имеет права выходить на сцену.

- ћне кажетс€, что товстоноговский Ѕƒ“ в этом смысле был очень гражданственным театром - хоть и не диссидентским, как любимовска€ “аганка.

- —овершенно верно. √ражданственность Ѕƒ“ заключалась в одной простой вещи. Ќе в провозглашении диссидентских лозунгов, а в попытке создани€ на сцене подлинной, правдивой человеческой жизни. ¬с€кий раз искалась правда, свойственна€ только этой пьесе и только этому спектаклю. Ќикогда не делалось попыток уйти от правды, и именно это привлекало зрителей в Ѕƒ“, потому что за стенами театра они сталкивались со всеобъемлющей ложью. ¬ этом и была гражданска€ позици€ театра - показать подлинные взаимоотношени€ между людьми, а не подделку под правду.

-  ак бы вы сформулировали - что такое товстоноговский актер?

- я думаю, это зерно находитс€ как раз в том, о чем € говорил. јртист, которого что-то волнует в жизни, - это и есть товстоноговский артист. »м могли нравитьс€ совершенно пол€рные вещи, они могли по-разному относитьс€ к окружающей действительности, но это были артисты-единомышленники. ќни были нацелены на создание правды. ћы никогда не ставили пьесы, допустим,  очетова или —офронова. ¬ качестве компромисса иногда брались пьесы таких авторов, как  орнейчук. Ќо на базе пьесы  орнейчука '√ибель эскадры' было создано другое, самоценное произведение.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

- ¬ы пришли в театр совсем молодым человеком. „то в вас изменил “овстоногов как в актере и как в личности?

- ѕрофесси€ и личность неразделимы. я понимал прекрасно, что дл€ выполнени€ тех задач, которые ставит передо мной “овстоногов, надо собрать все силы и напр€женно работать. Ќа ширмачка у “овстоногова ничего получитьс€ не могло. Ќедаром спектакли “овстоногова подвергались остракизму со стороны властей, хот€ никаких фиг в кармане у нас не было.

- „то вам сегодн€ доставл€ет больше огорчений в жизни? “о, что происходит в стране, или то, что имеет отношение к театральной профессии? Ќапример, когда с вашим родным театром случаетс€ что-то не тоЕ

-  онечно, когда 'не то' происходит с театром, то это обидно и настораживает. Ќо у нас в театре и 'то' происходит, и 'не то'. Ѕƒ“ - живой организм, в котором радости смен€ютс€ печал€ми и наоборот. ¬от прошел вчера спектакль удачно, какие-то два-три места в роли получились - и ты уже счастлив.  огда нет - уходишь опустошенный и понимаешь, что вечер потер€н зр€. „то касаетс€ страны, то мне трудно авторитетно судить, потому что €, как и все р€довые граждане, лишен доступа к информации. ћогу сказать только о своих ощущени€х. ћне кажетс€, что все те непри€тности, которые мы сейчас испытываем, пытаютс€ исправить посредством закручивани€ гаек. ћен€ это очень настораживает.  онечно, необходима дисциплина и выполнение закона, но закручивать гайки в нашей стране очень опасно. я, как и вы, жил в —оветском —оюзе, где тайна€ полици€ под названием  √Ѕ делала все, чтобы удержать этот режим от распада и пресечь любое инакомыслие. √айки были закручены дай бог как. Ќо несмотр€ на это пар рванул, и государство перестало существовать. ћы что, хотим, чтобы и с –оссией то же самое случилось?! ћне кажетс€, дл€ дальнейшего нашего пути надо искать совсем другие средства, а не диктаторско-тоталитарные. —то сорок миллионов человек живут в нашей стране. ”правл€ет ими небольшой процент людей, а остальные сид€т в тр€сине и им на все наплевать, потому что они думают, что от них ничего не зависит. „ем это может кончитьс€? “ем же, чем в –имской империи. Ќаука, культура, искусство, юриспруденци€ - все это создал –им. ј рухнула импери€ потому, что большинство ее жителей были рабами. “ам не было гражданского общества. “о же самое относитс€ и к ƒревней √реции, и к ¬изантии.

- ѕочему же лично вы не пытаетесь сегодн€ прин€ть участие в управлении страной, не пытаетесь пр€мо повли€ть на ситуацию, как в конце 1980-х?

- ј как это сделать? —ейчас прин€ты все меры дл€ того, чтобы такого не случалось. ¬ыборы по одномандатным округам намереваютс€ вовсе отменить, а € когда-то был избран как одномандатник. ¬ моем округе баллотировалось 12 человек, и € до сих пор очень горжусь своей победой, потому что среди моих соперников были и очень достойные люди. —делано все, чтобы оппозиционные партии не попали в ƒуму, сделано все, чтобы √осдума принимала те решени€, которые созревают наверху. Ёто все приводит к тому, что люди говор€т: 'Ќам все равно с этим ничего не поделать. “ак что пошли они все подальше! Ѕудем заниматьс€ своими делами'. ћногие даже приветствуют закручивание гаек, потому что считают, что от этого будет больше пор€дка. Ќо к каждому человеку милиционера не приставишь. ¬идимо, через исторические этапы перепрыгнуть все-таки невозможно, видно, така€ у –оссии судьба. –осси€ сделала решительный шаг вперед во врем€ революции 1991 года, многое изменила, а сейчас идет попытка реставрации. “акова судьба всех революций. √лавное, чтобы пар, который впоследствии вырветс€ в результате закручивани€ гаек, не слишком рванул. ѕотому что если будет сильный взрыв, –осси€ этого больше не выдержит.

- ” вас не осталось никаких разочарований от вашего депутатства? ¬ы уверены, что сделали все так, как надо, и не допустили никаких ошибок?

- Ќу, были, конечно, и ошибки. Ќапример, мы не успели пропустить через ¬ерховный совет закон о театре.

- Ќе кажетс€ ли вам, что нынешн€€ театральна€ система - мертва€ и окостеневша€?

- ј какова была система при царе? ѕомимо ћалого и јлександринского театров, все остальные были частными. » ’удожественный в том числе. ј на какие деньги, € вас спрашиваю, они существовали?

- Ќа деньги —аввы “имофеевича.

- “очно! » у каждого театра был свой —авва “имофеевич. ј почему же —авва “имофеевич так жертвовал на театр? Ќу, допустим, —авва ћорозов просто любил театр и даже мечтал что-то играть - спасибо ему большое за это. ј другие театры? —колько их было по –уси! » в  иеве, и в ћоскве, и в Ќижнем Ќовгороде.  ак-то же они все существовали! „то же мы сейчас делаем вид, что настал конец театру?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru