Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ђћы свое отбо€лисьї

јктер

ќлег Ѕасилашвили Ц это, безо вс€ких преувеличений, человек-легенда. ” него масса званий, больше сотни сыгранных в театре и в кино ролей, но главное Ц его на самом деле люб€т и уважают миллионы людей в нашей стране. Ћюб€т Ц безусловно благодар€ его рол€м. ”важают Ц потому чтоЕ

07.09.2009

¬ы один из немногих в театре, кто реально пыталс€ строить новое общество в –оссии. —ейчас, когда прошло уже довольно много лет и можно так или иначе оценивать результат, скажите, вы довольны тем, как наше общество существует сегодн€?

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ц  ак вам сказать? ћы были наивными тогда. ћы Ц это небольша€ горстка демократических депутатов съезда народных депутатов –оссийской ‘едерации Ц и старались пробудить народ, освободить его от вериг и пут, наложенных коммунистической партией, чтобы он, став свободным, про€вил бы весь свой потенциал и стал бы строить новую жизнь в новых политических и экономических услови€х. Ќо произошло совсем не так. “е свободы, которых мы добились вместе с Ѕорисом Ќиколаевичем ≈льциным и его правительством, те реформы, которые привели к этим свободам, Ц ими воспользовались люди, думающие прежде всего о собственной шкуре. » это мне не нравитс€. ћне нравитс€ только одно: € получаю положительный зар€д эмоций, когда понимаю, что все-таки в –оссии, несмотр€ на все ограничени€ последнего времени, существует свобода слова Ц правда, с опаской, но существует. —уществует свобода печати. —вобода партий. ¬ общем, какой-то шаг вперед в –оссии сделан. √ромадный шаг вперед, на самом деле. Ќу а то, что можно было продвинутьс€ намного дальше, а мы не продвинулись, Ц это, конечно, приводит мен€ в уныние. √лавным образом потому, что неизвестно, когда снова возникнет ситуаци€, котора€ заставит наш народ изменить положение дел.

ј от чего это зависит?

Ц —мотрите. „ем были недовольны дев€носто дев€ть процентов населени€ при советской власти? ƒефицитом товаров, отсутствием частной собственности, невозможностью выехать за рубеж.  роме того, бо€лись репрессий. Ќаша революци€ 90-х годов все эти требовани€ удовлетворила. ћагазины набиты товарами, о которых мы раньше даже не мечтали. „астна€ собственность введена в конституцию. —вобода слова есть Ц в конце концов, мы и ѕутина, и ћедведева ругаем Ц ну да, не до последней черты, но все-таки свой голос из подворотни подаем, не опаса€сь быть посаженными в √”Ћј√. » народ успокоилс€. ≈му хорошо. “ак что, к сожалению, пока ему оп€ть не станет плохо относительно чего-то в устройстве общества, ничего с места не сдвинетс€.  огда народ поймет, что гражданские свободы необходимы, что без этого жить нельз€, как без изобили€ в магазинах, когда человек захочет осознать себ€ в нашей стране свободным хоз€ином, которого охран€ют все институты, включа€ ‘—Ѕ, вот тогда возникнет народ, снова начнет мен€ть общество. Ќо пока подобные требовани€ им не ведомы.

ѕочему?

Ц ѕотому что мы только-только слезли с березы и кое-где в нашей стране еще существует феодализм. ѕосмотрите, никого из нас Ц никого! Ц не коробит, когда многомиллионна€ ћосква стоит несколько часов в пробке только потому, что ждут барина. ¬се сид€т и ждут, не устраива€ никаких демонстраций. ј в «ападной ≈вропе уже четыреста лет назад люди добились того, что барин едет как все и дорогу ему никто не расчищает. „етыреста лет тому назад. ј мы еще сейчас готовы падать на колени перед нашими политическими руководител€ми. ќ чем это говорит? ќ крайне низком политическом сознании масс. ¬от и все. „тобы сознание людей изменилось, на это должны работать все социальные институты Ц и театр прежде всего. Ёто его первостепенна€ об€занность Ц прививать люд€м добрые гражданские качества. Ёто необходимо делать. »скусство должно воспитывать людей. ј у нас в последнее врем€ искусство занимаетс€ бог знает чем, только не этим.

Ќо дл€ этого должны быть режиссеры, которые будут готовы вз€ть на себ€ миссию быть учителем.

Ц ћожно по пальцам одной руки перечислить режиссеров, которые создают свой театр, которые хот€т, чтобы в их театре были актеры-единомышленники. ј остальным просто не выгодно взваливать на себ€ такую обузу, воспитывать актеров, постановочную часть, работать с драматургами Ц во им€ чего? –ади какой-то высокой идеи?! √ораздо проще поставить спектакль там за двадцать тыс€ч долларов, с€м Ц за п€тнадцать, а в ћоскве Ц вообще за сорок и быть богатым, гламурным человеком.  огда-то давно, на заре политических реформ, € написал статью о том, что наше театральное искусство должно пройти между —циллой государственного финансировани€ и ’арибдой свободного рынка Ц так, чтобы не прибитьс€ ни туда, ни сюда. Ќо пока мы Ц российский театр, € имею в виду, Ц крепко прибились к ’арибде финансового обогащени€. ƒругого € не вижу. ѕри этом € убежден, что есть режиссеры, которые могут и готовы вз€ть на себ€ функцию учительства Ц только мы о них мало знаем. ѕотому что, к сожалению, в этой гигантской стране, где очень много хороших театров Ц ¬ладивосток,  расно€рск, ќмск, —ургут, Ц мы зациклились на 15Ц20 фамили€х драматических режиссеров из ћосквы и ѕетербурга Ц и все! » это очень плохо. ћы сами себ€ обедн€ем. ћы делаем вид, будто театральна€ жизнь есть в ћоскве и иногда в ѕетербурге. Ќо это же убожество Ц так думать.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

¬ одном из ваших интервью € прочитала, что должно быть несколько культурных столиц, тогда культурна€ жизнь всей –оссии будет развиватьс€ нормально.

Ц ƒа, должна быть определенна€ политика в отношении культуры. Ћибо несколько культурных центров, которые щедро финансируютс€ государством и где работают лучшие. Ћибо программа президентской поддержки Ц личного выбора президента –‘ Ц мол, люблю ћалый и ’удожественный театры и еще Ѕƒ“ и плачу им бешеные деньги, чтобы они приглашали к себе самых-самых. явл€етс€ ли это гарантией того, что это действительно будут лучшие театры? Ќе знаю. ј остальные театры можно было бы отпустить в свободный рынок. Ќо, прежде чем их отпустить, надо создать поле дл€ возможных пожертвований на театральные нужды. —ейчас многие дают деньги Ц но они же ничего с этого не имеют! Ќикакой выгоды! ј надо создать такую систему, чтобы жертвовать на театральное или любое другое искусство было бы выгодно жертвователю. » не надо тут изобретать велосипед! ¬спомним такие пон€ти€, как почетный гражданин –оссии, почетный гражданин ћосквы, потомственный почетный гражданин. ћой дедушка был почетным гражданином города ћосквы, за что его чуть не расстрел€ли при советской власти. „то давало это звание? ”меньшение налогов, возможность приобрести за копейки надел земли и так далее и так далее. Ќужно создать такую систему заново. ј сейчас люди жертвуют, да, но за Ђспасибої, им это не выгодно совершенно.

ѕочему же у нас все никак не решаютс€ эта и другие давно миром решенные социальные проблемы?

Ц ѕотому что надо, чтобы люди думали не о набитии своих карманов или получении политических дивидендов, а о своей стране. ј такие люди все отправлены на тот свет. Ќачина€ от јндре€ ƒмитриевича —ахарова и заканчива€ јнной ѕолитковской и совсем недавно убитой чеченской правозащитницей Ќатальей Ёстемировой.

«начит ли это, что страна обречена?

Ц ћне бы хотелось думать, что это не так. Ќо, к сожалению, подобные мысли приход€т в голову все чаще.  ак может продолжать дальше жить страна, если ее народ в свое врем€ отказалс€ от своего Ѕога и не признал этого грехом! ј теперь, когда стало модно ходить в церковь и президенты на ѕасху и на –ождество сто€т службу в храме, люди стали битьс€ лбом о мраморный пол. ¬от как это назвать? ѕроституцией?

ћожет быть, это неразвитость? Ќеспособность думать самосто€тельно?

Ц Ќо за тыс€чу лет, когда у нас существует христианство, можно было научитьс€ думать самосто€тельно?! Ёто первое. ¬торое. —трана наша Ц € тут не открываю никаких истин, об этом много говор€т Ц в очень т€желом положении, мы занимаем одно из последних мест по ситуации кризиса. ј € вот сейчас живу на даче, и Ц боже мой! Ц везде салюты, люди пл€шут, по телевидению показывают €кобы веселые анекдоты, и никто не думает о том, как помочь родине. ’от€ Ц € знаю двух промышленников, они мои соседи по дачному поселку, и вот кто действительно патриоты, так это они. ќдин из них добилс€ того, что средн€€ заработна€ плата у него на предпри€тии 70 тыс€ч рублей! — каким азартом он мне показывал свое предпри€тие! я был поражен тем, какой там у него пор€док и как вообще там все работает! Ќо он говорит, что больше не может существовать так, как сейчас, Ц налоговый гнет неверо€тный. “акое впечатление, что все направлено на то, чтобы пор€дочных, инициативных людей просто выжить из страны, создава€ им невозможные услови€ работы. ћне приходит в голову только одно сравнение: с нэпом. “огда ведь что происходило: частников обкладывали налогами, частники сдыхали и государство прибирало к рукам их предпри€ти€. —ейчас, мне кажетс€, идет тот же процесс. » мы знаем, чем это все кончаетс€ Ц репресси€ми, распадом, кровью.

” вас нет страха за себ€ и за близких?

Ц Ќет. ¬се-таки вокруг нас люди, такие же, как и мы. » вообще со страхом надо боротьс€. ћы не дл€ того заседали на съезде депутатов –оссийской ‘едерации и портили там свое здоровье, чтобы сейчас кого-то бо€тьс€. ћы, честно говор€, тогда свое отбо€лись.

ј вы с самого начала были такой, как сейчас, и не бо€лись?

Ц — самого начала €, знаете, был верным сталинцем и ходил на первомайские демонстрации в ћоскве. ¬се было как полагаетс€, и все было хорошо. “олько страшновато было жить, это да. » дл€ того, чтобы не забрали в армию, надо было пойти в какой-нибудь институт. я пошел в театральный. ѕотому что театр, мне казалось, напоминает тот мир, который € никогда не видел и в который даже и не мечтал попасть. ј в театральном институте педагоги никогда не говорили о политике, но вс€ их де€тельность была направлена на привлечение студента к свободе, к взращиванию в нем самого лучшего. ѕотом, в Ѕольшом драматическом театре, тоже никогда не было никаких политических разговоров, но каждый спектакль, кажда€ беседа с √еоргием јлександровичем “овстоноговым Ц это была попытка найти правду человеческих взаимоотношений. ј найти правду человеческих взаимоотношений без понимани€ правды и неправды окружающей теб€ жизни невозможно, поэтому приходилось задумыватьс€ над многим и открывать дл€ себ€ истины, которые другие Ц Ѕродский, Ўем€кин, ¬ысоцкий Ц открыли раньше мен€. ј потом € встретил замечательного режиссера —емена јрановича (режиссер фильма Ђѕротивосто€ниеї, в котором ќлег Ѕасилашвили сыграл одну из главных ролей. Ц ѕрим. ред.), некоторые фильмы которого просто смыли с пленки, и он мне пр€мым текстом открывал глаза. ј потом € встретил јндре€ ƒмитриевича —ахарова, и тоже € на очень многое стал совершенно иначе смотреть. ѕотом стал читать —олженицына, Ўаламова. я многое пон€л благодар€ им. Ќе только €. ћиллионы людей в –оссии.

ј как объ€снить колоссальный всплеск тоски по —талину и по √итлеру очень у многих молодых людей сейчас в –оссии?

Ц ” Ѕертольта Ѕрехта в Ђƒобром человеке из —езуанаї есть такой стишок: ЂЅараны идут в р€д, // Ѕьют в барабаны,// Ўкуры на них дают // —ами бараныї. Ћюдей, которые чтут величайших преступников против человечества —талина и √итлера, € могу назвать только баранами.  ак только один из них попал бы в √”Ћј√, он бы тут же переменил свое мнение. ¬прочем, может быть, это ему и грозит в самое ближайшее врем€.

” нас такой политический разговор получилс€. ј давайте про театр немножко: что вы видели хорошего за последнее врем€?

Ц ћне повезло, к нам в Ѕƒ“ приезжали артисты театра Ђ—овременникї, и ЂЋенкомї приезжал, и Ђћастерска€ ѕетра ‘оменкої. “ак что € видел р€д спектаклей, которые не могу сказать, что мен€ потр€сли, но были высокого уровн€ и хорошего качества. ѕредмет дл€ громких дискуссий Ц Ђ¬ишневый садї ћарка «ахарова. ќб этом спектакле можно спорить, с ним можно соглашатьс€, можно им восторгатьс€, можно его проклинать, но это, несомненно, предмет искусства. ” того же «ахарова € посмотрел интересный спектакль Ђ∆енитьбаї. » впервые на нем пон€л, почему ѕодколесин так хочет женитьс€ и почему он убегает в окно.

ѕочему?

Ц ј потому что надо что-то делать. Ќадо что-то делать. ¬се плохо. Ќадо что-то делать. „то € могу сделать? я могу женитьс€, наплодить детей, построить дом и посадить дерево, и страна мо€ станет лучше, богаче и красивее. ј потом, когда приходит врем€ женитьс€, он задумываетс€ и понимает, что лучше не станет, а станет только хуже. ѕоэтому ни в коем случае не надо женитьс€! ј чтобы не женитьс€, надо убежать!

ј в ѕитере что вы посоветуете посмотреть?

Ц ј в ѕитере, знаете, € ничего не сморю, € играю спектакли. √овор€т, где-то что-то есть. Ќо пока особых всплесков не видно.  огда приезжаю в ћоскву и спрашиваю своих московских коллег, какие всплески художественной правды произошли за врем€ моего отсутстви€, они стыдливо отвод€т глаза. ¬от сейчас и мне пришло врем€ стыдливо отвести глаза, отвеча€ на ваш вопрос про ѕитер. Ќо вообще сейчас все чаще мне приход€т в голову такие мысли: Ђј зачем мы все существуем? «ачем сам театр сейчас существует?ї ¬едь пон€тно, что театр как кафедра, театр, в котором —таниславский искал жизнь человеческого духа, Ц его нет. —ейчас театр призван просто развлекать публику. Ќо стоит ли ради этого жертвовать жизнью, как делали многие артисты? я не думаю. Ќо € уверен, что то, о чем говорил —таниславский, то, ради чего погиб ¬ахтангов, то, за что был расстрел€н ћейерхольд, Ц это дело никогда не погибнет. ѕотому что театр-дом, театр единомышленников Ц он должен жить в –оссии и должен воспитывать людей. ќн должен звать к лучшему и будить в душах то, что св€зывает их с космосом.   сожалению, сейчас такого театра нет. ј те, кто пытаетс€ соответствовать тому, о чем € говорю, подвергаютс€ вс€ческому остракизму, особенно в нашем городе высочайшей культуры —анкт-ѕетербурге.

ѕоследний вопрос: вы в принципе людей любите?

Ц ¬ообще людей?

ƒа.

Ц Ќу, знаете, € не та фигура, у которой имеет смысл спрашивать, люблю ли € людей вообще. я люблю свою семью, своих друзей. ј спрашивать о том, стоит ли любить человечество, надо не у мен€, а у «аратустры.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru