Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќенавижу все, что мне позорным рабским прошлым вбитоЕ

јктер

Ёто интервью давно лежало в редакционном портфеле, ждало своего часа. » дождалось. ¬ минувшее воскресенье народный артист ———– ќлег Ѕасилашвили отмечал свое 70-летие. — днем рождени€ попул€рного и любимого многими актера театра и кино поздравил в том числе и јлександр Ћукашенко, чем, наверное, удивил юбил€ра, известного общественного де€тел€ демократического крыла.  стати, на это интервью он согласилс€ еще и потому, что нашего корреспондента ему представили как журналиста независимого издани€. √оворили полтора часа кр€ду, до часа ночиЕ

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.08.2006

Ђѕо бездарностиїЕ

Ч ќлег ¬алерь€нович, вы родились в ћоскве. ѕочему же вы переехали в ѕетербург?

Ч ƒа, € окончил студию ћ’ј“а, мечтал работать в ’удожественном театре, но мен€ не вз€ли.

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ч ѕочему?

Ч ѕо бездарности. ћне же в то врем€ было все равно куда ехать. ћог остатьс€ в ћоскве, однако отец Ч он был военным, участвовал в ¬еликой ќтечественной, принимал участие в —талинградской битве, даже получил орден  расной «везды за это, и —талинград был дл€ него самым св€тым пон€тием Ч сказал: Ђя отстаивал —талинград. “ебе надо ехать тудаї. » € вместе с женой поехал в —талинград. ќднако мы там были совершенно не нужны и уехали на родину жены Ч в Ћенинград. я устроилс€ в “еатр Ћенинского комсомола, а потом был приглашен “овстоноговым, уйти от которого было уже нельз€, хот€ предложений было потом много. ”ходить от “овстоногова было по крайней мере неразумно, потому что это был лучший театр в мире.

Ч ј “овстоногов, простите, не считал вас Ђбездарностьюї?

Ч Ќет. ’от€ первые годы € мало играл. “овстоногов брал артистов с прицелом на будущее. », воспитыва€ их, поначалу давал маленькие роли. Ќапример, ќлег Ѕорисов первые лет п€ть-шесть вообще ничего не играл, только эпизоды Ч привыкал к стилистике театра, к работе с “овстоноговым, с нами. » только позже стал обрастать рол€ми. “ак же и €.

ќ власти и оппозиции

Ч ј у вас, вообще, кака€ газета?

Ч Ќаше издание прин€то именовать оппозиционным.  стати, вас это не смущает?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ч Ќет. ¬ любой нормальной стране оппозици€ необходима. ƒругой разговор, на что направлены действи€ оппозиции. Ќормальна€ оппозици€ указывает правительству на недостатки и провалы в работе. » желает одного: чтобы развитие государства шло по нормальному эволюционному пути. “о есть, грубо говор€, речь о конструктивной оппозиции, имеющей план вывода страны из тупика в демократический лагерь. –ечь об оппозиции, считающей, что тот, кто стоит у власти, делает все не так, как нужно, и пытающейс€ путем выборов прийти к власти.

Ч Ќо тот, кто находитс€ у власти, как раз и считает, что делает все как нужно.

Ч ƒа. ќднако разумный правитель оппозицию все-таки слушает, потому что способен сомневатьс€. » тогда президент или король должен наступить на горло собственному самолюбию, что, кстати, всегда делал Ѕорис Ќиколаевич ≈льцин, не преследовавший ни одного журналиста, хот€ те писали черт знает что! ¬ результате страна, находивша€с€ в катастрофическом положении, теперь хот€ и медленно, но набирает обороты. “о, что было заложено ≈льциным, начинает прорастать, как семена.

Ч ¬ашего президента и его оппозицию мы по российским телеканалам видим посто€нно. ¬се же белорусские телеканалы показывают лишь одно лицо Ч нетрудно догадатьс€, чье.

Ч ¬ преследовании инакомысли€ существует гигантска€ опасность, хот€ инакомыслие, конечно, очень непри€тно дл€ президента и окружающих его лиц. ≈сли бы мне все врем€ говорили, что € гениальный и что все, что бы € ни сделал, замечательно, € бы, наверное, постепенно деградировал и перестал над собой работать, перестал мыслить и мучитьс€. ¬едь € же гениальный! ¬от —таниславский говорил: никогда не читайте положительных рецензий. ’вал€т Ч и слава богу. „итайте и слушайте отрицательные мнени€. ќни позвол€т вам расти, поскольку в любом отрицательном мнении есть дол€ правды.

Ч ј вы какие читаете рецензии?

Ч я стараюсь следовать заветам  онстантина —ергеевича.

Ч Ќо переживаете потом?

Ч  онечно. ќчень непри€тно, когда теб€ ругает пресса.

«а Cиней птицей

Ч ќлег ¬алерь€нович, вы ничего не рассказывали о своем детствеЕ

Ч  онечно, всего рассказывать не буду Ч один лишь эпизод могу. ƒо войны мама водила мен€ по театрам. я не помню ничего, запомнил лишь один спектакль Ч Ђ—инюю птицуї, поставленную  онстантином —ергеевичем —таниславским в ћосковском ’удожественном театре. Ёто был величайший театр, это был ƒом, в котором рождалось чудо искусства. »з той Ђ—иней птицыї € до сих пор помню буквально все.  ота, допустим, играл сам ћосквин. Ќо артисты даже не играли Ч они жили на сцене. я никогда потом больше не видел ничего подобного. ”же в конце спектакл€ ‘е€ обращалась к зрительному залу: вот не нашли —инюю птицу, дети, может быть, вы поищете и найдете в своей жизни свою —инюю птицу, и тогда на земле станет светлее, чище, лучше и добрее.

Ч ј вы свою —инюю птицу потом искали?

Ч ¬ воспоминани€х о Ћьве Ќиколаевиче “олстом рассказываетс€ о его младшем брате, который умер в детстве. ≈го любимый брат. ¬месте они играли в какое-то муравьиное царство. Ќу как мальчишки играют? ¬з€ли какую-то зеленую палочку Ч это брат придумал Ч и, закопав в лесу, решили: тот, кто найдет эту палочку, принесет счастье человечеству. ѕотом брат умер. ј Ћев Ќиколаевич, будучи уже в преклоннейшем возрасте, завещал похоронить его именно в том месте, где и закопана эта зелена€ палочка. “о есть старик прожил с ощущением этого счасть€ человечества Ч представл€ете себе?! Ч и никогда об этом не говорил. “очно так же, наверное, и Ђ—ин€€ птицаї залетела не только в мою душуЕ “акие вещи крайне редко случаютс€, но ради этого и существуют актеры и театр.

ќ числител€х и знаменател€х

Ч ћы говорили о политиках, а, по вашему мнению, должен ли художник сто€ть в оппозиции к власти?

Ч Ќельз€ вообще говорить, должен что-то художник или нет. ќн должен только одно Ч вести себ€ так, как ему Ѕог на душу положит. Ќо насто€щий художник всегда болеет тем, что происходит в стране, в мире Ч где угодно. ј что значит должен?..  огда √орбачев начал перестройку, а затем к власти пришел ≈льцин, мы пон€ли, что просто необходимо помочь этому процессу. ¬о вс€ком случае, € это пон€л. ’от€ € Ч актер и вроде как должен быть в некоей оппозиции к власти. Ќо в то врем€ √орбачев €вл€лс€ дл€ мен€ провозвестником нового образа жизни, ≈льцин тем более. » конечно, € должен был помочь, а не вставать в позу. —о временем все мен€етс€: они остаютс€ наверху, а ты, будучи отброшенным вниз и вид€ все их недостатки, вновь оказываешьс€ в оппозиции.  ак ѕушкин по отношению к царю. ѕушкин же мечтал быть царедворцем и хотел, чтобы его выслушивали. “о есть он был конструктивный оппозиционер, поскольку понимал, что ни Ќиколай, ни јлександр не смогут стать просвещенными цар€ми.

Ч ј вы сами занимались политикой именно потому, что переживали за то, что происходило в стране?

Ч  онечно. я же понимал, что страна летит в пропасть. я прекрасно понимал, что из болота надо как-то вылезать. ј как Ч не знал. ’орошо, что встретилс€ с умными и пор€дочными людьми Ч с такими, как √айдар, „убайс, ≈льцин,  овалев, ¬олкогонов, и многими другими. ќднако € ведь никакой не политический де€тель. ѕросто надо было помочь сдвинуть заржавевший состав с места. » мы поднатужились и подтолкнули его. ј дальше уже за дело должны были вз€тьс€ опытные машинисты.

Ч ќчевидно, не все ваши коллеги раздел€ют вашу позицию?

Ч Ѕезусловно. Ќапример,  арен Ўахназаров, сын помощника √орбачева, Ч человек крайне коммунистических взгл€дов, настроен по-большевистски, хот€ режиссер очень талантливый. ќднако что интересно: говорит одно, а когда делает картину, на экране получаетс€ совершенно иное Ч выходит правда, противоречаща€ его собственным убеждени€м. » такой бывает парадокс. »ли ¬олод€ ћеньшов Ч марксист и ортодокс. Ќо смотрю: мать честна€, он сделал картину о том, что при коммунистах жить вообще нельз€! я говорю: Ђ„то ж ты сн€л?!ї Ч Ђ„то? я сн€л фильм о любвиї.

Ч –ечь о Ђ«ависти боговї?

Ч ƒа, это же абсолютно антикоммунистический фильм. ј сам ћеньшов тогда мен€ чуть не убил! Ђ—волочи!ї Ч кричал. я ему в ответ: Ђј мне очень понравилосьї. ѕозже он переспрашивал: Ђ ак могло ему понравитьс€?! ќн же дурак, он ничего не понимает! Ёто же против него вс€ картина!ї »ли оп€ть же  арен Ўахназаров сн€л фильм Ђ—ныї, где со страшной иронией и насмешкой показал наше демократическое правительство: ≈льцина и других. ” мен€ потом спрашивали: Ђ ак ты мог сниматьс€ в таком фильме?! “ы же демократический депутат!ї Ќо € ответил: Ђј почему нельз€ сниматьс€? я же вижу наши слабости. ѕочему € не могу над ними посме€тьс€?ї ћы видим свои недостатки и сами над ними смеемс€.

Ч „еловечество расстаетс€ с прошлым сме€сь?

Ч Ќад собой сме€тьс€ надо об€зательно. Ћев “олстой сказал: человек представл€ет из себ€ дробь. ¬ числителе Ч то, что человек на самом деле собой представл€ет. ¬ знаменателе Ч то, что он о себе думает. Ѕывает, получаетс€ дробь две миллиардные. ј бывает Ч одна втора€. „ем больше человек о себе думает и чем большего о себе мнени€, тем меньше он становитс€. Ёто хорошо бы запомнить очень многим нашим политикам.

ѕод занавес

Ч ќлег ¬алерь€нович, вам 68 лет. ¬ы до сих пор играете Ч по необходимости или иначе не можете?

Ч »ногда бывают моменты, когда думаешь: боже мой, как это все надоело! Ѕыли бы у мен€ деньги, € бы ничего не делал вообще, сидел бы где-нибудь на дачеЕ ј с другой стороны, смотришь на других Ч люди работают и много хорошего делают. » думаешь: как же так? я тоже могу пока ещеЕ —ейчас смотришь на прожитые годы и думаешь: как бездарно их прожил! —только было возможностей, столько прекрасного было в жизни, и как-то все прошло мимо. ¬се врем€ к чему-то стремилс€ Ч дальше, дальше. » что дальше? “олько могила...

Ч »звините, но почему бездарно-то?

Ч ѕотому что очень уж много упущенных возможностей. » все из-за рабского менталитета, неосознани€ себ€ личностью. ¬едь мы стали сознавать себ€ личност€ми очень поздно. Ќас же еще детьми превращали в послушных или очень де€тельных функционеров, непременно шагающих в одном строю.  ак все, так и €. я тоже жил по такому принципу, это было вбито в менталитет, в гены. Ќедаром ћа€ковский говорил: ненавижу все, что мне позорным рабским прошлым вбитоЕ ” всех однокомнатна€ квартира Ч и у мен€ тоже, двухкомнатна€ мне не нужна. Ќоски гр€зные? «ато €, как и все, месил ими навоз. ќдеть хороший костюм неудобно и неприлично, поскольку все вокруг плохо одеты. —овершить поступок, отличный от поступков других, казалось страшным или нехорошим. ’от€ можно было жить совершенно иначе. Ќапример, на моих глазах рождалс€ театр Ђ—овременникї. я тогда училс€ на четвертом курсе, а ќлег ≈фремов, Ћелик “абаков, ∆ен€ ≈встигнеев и другие уже репетировали розовских Ђ¬ечно живыхї. Ќу что мне стоило влитьс€ в эту труппу?! ¬едь все это мои друзь€ были! Ќо нет, они были зан€ты чем-то таким, что выходило за рамки общеприн€того. я же тогда думал: сначала будут экзамены, потом € получу распределение в какой-нибудь театр, где проработаю три положенных года, а потом, может, перейду в другой театрЕ ¬ общем, думал, как все, как полагалось. ј реб€та из Ђ—овременникаї делали не так, как полагалось. » добились очень многогоЕ Ќе надо делать так, как полагаетс€. Ќадо поступать так, как подсказывает твое желание.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru