Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ѕасилашвили

   /   

Oleg Basilashvili

   /
             
‘отографи€ ќлег Ѕасилашвили (photo Oleg Basilashvili)
   

ƒень рождени€: 26.09.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћне хорошо везде, где хорошо

јктер

” одного из самых любимых российских артистов Ц отпуск. –едкий период отдыха. ќднако и в отпуске ќлег Ѕј—»ЋјЎ¬»Ћ» находитс€ в раздумь€х о восстановлении на сцене питерского Ѕƒ“ знаменитого Ђ вартетаї, свернутого после смерти  ирилла Ћаврова, о новом спектакле (название ќлег ¬алерь€нович держит в тайне), о съемках сразу в двух фильмах (оп€ть скрывает, в каких). ¬прочем, такую роскошь, как съемки, он позволит себе лишь в том случае, если останетс€ свободное от театра врем€. ” Ѕасилашвили приоритеты расставлены именно так.

21.07.2007

Ц ¬ы в последнее врем€ редко по€вл€етесь на киноэкранеЕ

ќлег Ѕасилашвили фотографи€
ќлег Ѕасилашвили фотографи€

Ц ƒа, ролей предлагают много, но все как-то не интересует.

Ц ƒа и кино как-то перестало быть праздником, каким было когда-то?

Ц ѕотому что жизнь изменилась. ¬идите ли, раньше человек шел в кинотеатр, смотрел фильм и чувствовал и себ€ частицей происход€щего, участником процесса, ощущал единение со всем залом. —ейчас это ощущение утер€но. ¬едь когда сидишь один в зале, ничего не почувствуешь. ѕросто нельз€ почувствовать. “ак же и в театре. ѕричем там в еще большей степени, так как каждый раз по-разному, по-новому переживаешь то актерское чудо, когда проноситс€ эта сама€ вольтова дуга, и ты чувствуешь себ€ не одиноким на всем земном шаре, а вместе Ц и с актерами, и с режиссером, и с сотн€ми или тыс€чами людей р€дом. ¬от что поражает.

Ц ј как сейчас идут дела в Ѕƒ“?

Ц ¬ Ѕƒ“ сохранено то, что был заложено “овстоноговым. » это крайне важно. ƒа, после его ухода, к которому √еоргий јлександрович хот€ нас и готовил, но все равно это стало трагедией дл€ коллектива, театр стал другим. Ёто уже не товстоноговский театр. Ёто Ц театр другой. Ќо вот выверенность работы всех служб, просто подвижнический их труд, которого, кажетс€, уже нигде в других театрах-то и не найдешь, это осталось. ¬едь никаких нет склок, никаких группировок Ц одна против другой. » заслуга ушедшего недавно  ирилла Ћаврова в том, что он все это сохранил, сохранил дисциплину. “еатр не рухнул. ¬ нем есть новые спектакли, новые режиссеры и актеры. ¬от ¬иктор »вченко, только что блистательно сыгравший јкима во Ђ¬ласти тьмыї Ћьва “олстогоЕ „то очень важно Ц у него есть свой актерский взгл€д, это так ценно. » он же будет сейчас на месте Ћаврова в Ђ вартетеї, который мы станем восстанавливать в новом сезоне. –уководить театром будет “емур „хеидзе Ц человек очень талантливый и, что весьма важно, хорошо знакомый с театром, с актерами. я играл у него в Ђ—алемских колдунь€хї, в Ђјнтигонеї, в Ђ опенгагенеї.

Ц ј вы могли бы возглавить театр?

Ц ¬ы знаете, € никогда не задавал себе такой вопрос. ƒумаю, что схема руководства театром должна быть такой, какой она была при “овстоногове: главный режиссер на первом месте, а на втором Ц директор театра.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

Ц ¬ы много играете и в антрепризных спектакл€х, которые многие ругают за Ђоднодневностьї...

Ц  онечно, есть и спектакли-однодневки, и с этим нужно боротьс€, с халтурой, то бишь когда с чемоданом приехали выступать, а в нем один костюм и одна декораци€, и это выдаетс€ за полноценный спектакль. Ёто Ц разврат. Ќо ведь есть и совсем другие антрепризные спектакли. » Ђ”жин с дуракомї, который идет уже дев€ть лет. —только же идет и Ђ алифорнийска€ сюитаї. Ђ»грокиї Ц какой был прекрасный спектакль! “оже Ц антреприза. ¬идите ли, сегодн€ театр вернулс€ к тому состо€нию, в котором он был до 1917 года. ј в советскую эпоху он закостенел. Ёто и “овстоногов отмечал, между прочим, говор€, что Ђсоветский театр обречен на гибельї. “ак вот, когда артисты и режиссеры пон€ли, что могут создавать сами, могут сами зарабатывать, без худсовета, без партии, театр стал возрождатьс€. ј денежное подспорье тоже, знаете ли, Ц дело не последнее. ¬ репертуарных театрах, м€гко говор€, не такие большие заработки. —ловом, театр должен развиватьс€. Ёто живой организм. Ќо работать надо честно, не халтур€. ѕосмотрите, вот нынешний ћ’“ ќлега “абакова Ц разве это не антреприза? Ќу, по существу! ¬едь “абаков тоже приглашает из других мест и режиссеров, и актеров. “о есть он понимает современное положение и современное место театра. » все выправитс€, если, конечно, государство не будет вмешиватьс€.

Ц  ак бы вы определили ваше амплуа?

Ц я характерный артист. ћне интересно более всего на свете пон€ть, кого и зачем € играю.

Ц ј правда ли, что вы хотели главного петербургского авангардиста јндре€ ћогучего заманить в Ѕƒ“?

Ц ƒа.

Ц ¬ы тоже не чужды авангарду?

Ц ј вы знаете, мне неважно Ц авангардист, не авангардист. ≈сли есть живое чувство Ц значит, все нормально.  акой € авангардист, если могу заплакать на ЂЋебедином озереї?

Ц ?!

Ц ќт умилени€.

Ц Ќу, теперь-то на ЂЋебединомї не очень поплачешь, если лебедей танцуют мужчины, а принц в любви признаетс€ своей собственной маме Ц ¬ладетельной принцессеЕ

Ц ƒа, а потом у них ребенок рождаетс€Е Ќо что же делать? Ќу что?! Ёто болезнь нашего времени. Ќо она пройдет, и все это забудут, никто и не станет вспоминать и говорить об этом. ѕотому что все это не ценно и не интересно.

Ц ћогучего все же в Ѕƒ“ не прин€ли?

Ц ќн так понравилс€ мне, когда € увидел в его ‘ормальном театре спектакль ЂЎкола дл€ дураковї, что сказал об этом Ћаврову, но  ирилл ёрьевич не захотел его вз€ть. » вот в результате ћогучий теперь в јлександринке Ц в театре куда более консервативном, чем Ѕƒ“. я видел там его версию Ђ ак поссорились »ван »ванович с »ваном Ќикифоровичемї Ц замечательно! ѕросто замечательно. » вообще, от мен€ критики в адрес молодых не дождетесь.  ак у нас люб€т потоптать талантливых людей вместо того, чтобы поддержать талант!  ак вз€лись ругать —ережу Ѕезрукова за ≈сенина, а ведь он играл его всерьез. » его ѕушкин тоже был гениальным прорывом в эту гениальную фигуру. ј вспомните его »ешуа Ц взгл€д на ѕилатаЕ  акие глаза!

Ц ј вы довольны вашей работой в Ђћастере и ћаргаритеї?

Ц ƒоволен. ћне при€тно, что € участвовал в этой экранизации. я вообще считаю, что этот необъ€тный роман надо ставить и надо экранизировать. ¬се это будут делать по-разному, конечно. ћы постарались передать, € бы сказал, Ђчувство Ѕулгаковаї. ѕотому и мой ¬оланд по€вл€етс€ без каких-то внешних эффектов. »наче нас бы просто упрекнули в голливудщине, которой сейчас пруд пруди во всех этих ужастиках. Ќам было важно, чтобы и в далекой деревне нам поверили.

Ц ¬ы играете и в —анкт-ѕетербурге, и в ћоскве.  акой город вам ближе?

Ц ¬ы знаете, € гражданин мира, без лишнего пафоса. ћне хорошо везде, где хорошо. Ќедавно ехал в автобусе из ћосквы в ярославль.  ака€ же красота! ¬се эти маленькие старинные города, и сердце защемило, конечно. Ќо и в “билиси у мен€ возникает то же чувство. я ведь все-таки на четверть грузин (а еще на четверть пол€к), хот€ в “билиси прожил всего лишь три года, во врем€ войны. Ќо  авказский хребет,  ура, грузинска€ речь (хот€ сам, к стыду своему, грузинского €зыка не знаю) Ц все это в моем сердце. Ќу, а что касаетс€ ћосквы и ѕетербургаЕ я московский петербуржец и петербургский москвич.

Ц Ќо в каком городе вам лучше?

Ц ћосква Ц мегаполисЕ –оскошные магазины, все на свете можно найти, купить. “ам, где были вс€кие Ђ÷ ї, теперь банки с темными стеклами.  онечно, многое изменилось, романтики стало меньше, на той же ѕокровке, где прошло мое детство, где играли в футбол, в домино, где звучал патефон. » трамва€ уже нет, на котором € в свою 324-ю школу ездил. ƒворы уже другие. ¬с€кие суши, чайханы почему-то в огромных количествах. Ќо что-то и осталось.  олпачный переулок, например. ј вот “верска€ уже совсем друга€ стала. ћеста вроде те же: и арбатские переулки, и ѕатриаршие пруды, но ћосква изменилась. –аньше «ар€дье было одним городом со своими законами, а ѕокровка Ц уже другим, со своими. “еперь не так. ѕетербургу в этом плане больше повезло, он не был столицей, и его не разрушали. » ƒворец съездов не воздвигали. я вообще к ’рущеву хорошо отношусь, но за такое!..

Ц “еперь и в ѕетербурге наверстают, с башней Ђ√азпромаїЕ

Ц Ёто просто ужасно. » почему именно в этом месте? ѕросто с каким-то сатанинским упорством Ц именно в центре. «ачем уродовать центр, уничтожать воздушную линию города? я считаю, что это просто какой-то комплекс неполноценности бывшего фарцовщика. ¬от, мол, сделаю, как мне хочетс€, и плевать € на все и на всех хотел! — моим элитным жильем, так называемым. я-то его аэлитным называю, потому что как можно в этих домах жить, просто не понимаю.

Ц —обираютс€ и вовсе ћоскву с ѕетербургом в один гигантский мегаполис объединить.

Ц «ачем это? » вообще об этом ли надо думать?! —колько вокруг, в провинции особенно, бедных, которым есть нечего. ѕенсии нищенские. Ћекарств нет. ј они с этой ќлимпиадой в —очи, котора€ изуродует город. —тыд и растер€нность. ќбрадовались!.. » жрут черную икру, контрабандную, которую мы, между прочим, и не производим даже, только краснуюЕ »зуродуют город. ∆ители —очи в жутких услови€х окажутс€, их начнут высел€ть, пересел€ть. ќй, € сейчас заведусь!..

Ц ¬ вас говорит бывший политик, депутат √осдумы?  стати, а не было ли то, что вы делали в парламенте, на что наде€лись в 90-е, иллюзи€ми?

Ц Ќу да, еще говор€т, сколько ошибок сделали ≈льцин с √айдаром. ј кто же мешал вам поправить их?  то? “ак нет. Ќе было никого. ј –осси€ сдвинулась с мертвой точки. Ќе все было иллюзи€ми. ѕотому что все изменени€ революционного плана всегда чреваты вначале взрывом, потом откатом, но этот откат никогда уже не будет полноценным, к точке отсчета. «азор остаетс€, а значит, остаетс€ и надежда.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru