Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–ената Ћитвинова

   /   

Renata Litvinova

   /
             
‘отографи€ –ената Ћитвинова (photo Renata Litvinova)
   

ƒень рождени€: 12.01.1967 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 55 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


“рактат

–оссийска€ актриса, режиссЄр, сценарист, телеведуща€.

Ћитвинова эстетически оформила бытующий в жизни отважный женский типаж Ч это вечно одинока€ и вечно при кавалерах полупомешанна€ провинциальна€ Ђкоролева ћаргої в плать€х Ђот портнихиї и с кастрюлькой бигуди на коммунальной кухне...

27.01.2005

–ассуждение первое. ќ ранней славе и ранней смерти

¬первые € узнала о –енате Ћитвиновой из статьи ƒ. √орелова (журнал Ђ—толицаї, 1992, N. 44). —тать€ начиналась словами: Ђќна умрет скорої. ѕоскольку автор текста описывал далее некий образ, ему, очевидно, драгоценный, фраза эта становилась все более загадочной. Ђ¬се женщины половинки, а она цела€. ≈й ничего не надої (с. 53).  азалось бы, плачевна именно участь Ђполовинокї, вечно ищущих и вечно разочарованных, а этой, единственной на белом свете Ђцелойї, которой Ђничего не надої, жить бы в свое удовольствие припеваючи. Ќет, автор с самого начала за€вл€ет (или заклинает?) о ее скорой смерти. ѕр€мо-таки иллюстраци€ к уайльдовской ЂЅалладе –эдингской тюрьмыї: Ђ¬едь каждый, кто на свете жил, любимых убивал, один Ч жестокостью, другой Ч отравою похвал, коварным поцелуем Ч трус, а смелый Ч наповалїЕ

ѕоскольку на момент 1992 года мне решительно ничего не было известно о Ћитвиновой, € запомнила лишь эту удивившую мен€ странность: никакими излишествами поэтического воображени€ нельз€ было извинить подобное за€вление в журналистской статье, посв€щенной реальному современнику. –аздавать жизнь и смерть позволительно разве что писател€м, придумывающим своих героев. ќднако первый теплый ветерок гр€дущей литвиновской славы уже пове€л. ѕерефразиру€ известный афоризм из р€зановского Ђ«игзага удачиї, можно сказать: ранн€€ слава, конечно, портит человека, но отсутствие славы портит его еще больше: Ђ¬ согласье с веком жить не так уж мелко. ¬осторги поколень€ Ч не безделкаї (».¬.√ете); обоюдоострый и эмоционально подвижный контакт с современниками Ч главное зерно вс€кой славы Ч выращивает на почве индивидуального существовани€ образцы общепон€тные и общезначимые. » Ћитвинова, сама по себе живуща€, уже прин€та в общее сознание Ч люб€, презира€, восхища€сь, недоумева€, сме€сь, отверга€, но мы этот образ признали и с ним живем.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

–ената Ћитвинова мифологически наследовала, конечно, роль Ѕеллы јхмадулиной Ч соединение таланта, красоты, присутстви€ в свете, бурной личной жизни и ранней славы Ч с поправкой на времена и индивидуальность. јхмадулину, кстати, порывались снимать в кино1 Ч у Ћарисы Ўепитько, в частности, были такие идеи Ч и не случайно: современники жаждали запечатлеть свой идеал осознанной женственности, Femina sapiens. «ачарованный взгл€д, ломкие жесты, удивленна€ певуча€ интонаци€, повадки мнимой беззащитности, даже раскосые татарские глаза Ч все совпадает; существенна€ разница не в том, что одна писала и пишет стихи, друга€ Ч киносценарии, это можно вынести за скобки под заглавием ЂЌекий дар словаї, разница в том, что никто из друзей и при€телей јхмадулиной никогда Ч в страшном сне не приснитс€! Ч не начал бы свою статью о ней словами Ђона умрет скороїЕ

¬ этом смысле шестидес€тников смело называю молодцами: свою ‘емину сапиенс они более-менее уберегли; прокл€ть€ разочарованной любви и обвинени€ в св€зи оной ‘емины с нечистой силой доход€т до нас уже с того света Ч € имею в виду, разумеетс€, дневники ёри€ Ќагибина, где јхмадулина фигурирует под красноречивым псевдонимом √елла. ј так дружеска€ порука была крепка и дожила до наших дней (в виде дружеских премий хот€ бы).

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

Ћитвинова вроде бы тоже по€вилась в составе некоей когорты, призванной осуществл€ть новое кино новой –оссии; когорта, однако, не была объединена ни общим противосто€нием, ни общим вместесто€нием, не имела ни этических, ни эстетических общих идей: почти что сразу сказка начала сказыватьс€ про индивидуальные подвиги. ѕо-насто€щему Ђоткрылаї Ћитвинову  ира ћуратова, а не друзь€ по ¬√» у. Ќа товарищескую солидарность сверстников Ћитвиновой рассчитывать не приходитс€: более чем кто бы то ни было из них она нуждаетс€ в Ђудочеренииї, в том, чтобы из своего космически-космополитического пространства попасть в лоно традиции, и намечающийс€ союз с ћуратовой и ’амдамовым (он пригласил ее участвовать в совместном проекте) здесь закономерен и пон€тен.

—транное врем€ нашло не менее странную героиню дл€ своих забав: дл€ кино, которое никто не видит, красивых толстых журналов, которым не о чем писать, фестивалей, где некому давать призы за женские роли, презентации, где не о чем говоритьЕ ƒл€ существовани€ в подобном Ђгороде «ерої таланта, в общем, не требуетс€, да он там и есть редкий гость. Ѕлюд€ имидж Ђхорошо сделанной женщиныї, Ћитвинова и так была бы видным персонажем московской тусовки; но она не персонаж, а автор Ч это уже слишком, чересчур! ’ороший современник Ч мертвый современник; а живые вечно путаютс€ под ногами, опроверга€ сочиненные о них красивые схемы.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

Ђќна будет жить долгої, Ч написала бы € с удовольствием, но истина в том, что она будет жить столько, сколько ей отпущено ѕровидением.

Ћучшие дн€

јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26505
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10537
 Ќиколай II
јлексей Ѕалабанов: Ђƒавайте, реб€та, снимаем талантливо!ї
ѕосетило:7779
јлексей Ѕалабанов

–ассуждение второе. ќ действующих лицах

–ената Ћитвинова пишет сценарии, населенные почти что одними только женщинами, описанными также по-женски. ¬от, к примеру, отрывок из сценари€ Ђѕринципиальный и жалостливый взгл€д јли  .ї, письмо јли к какому-то ћише: Ђ—ейчас € оп€ть бегала на почту и звонила тебе, но там никто не подходил, тогда € поговорила с бабушкой, но это неинтересно. ƒа, € по тебе очень скучаю и тоскую, что ты там один или делаешь что-то не так, плохо ешь или грустишь и, не дай Ѕог, заболел. ј сегодн€ € не спала полночи, был страшный ветер, а мы живем в просторной хорошей комнате на самом берегу. », представь себе, по крыше кто-то быстро-быстро пробегал, легко, как чертї. ќбыкновенное женское дело ожидани€ любовных писем, тоски и скуки на тему Ђчто ты там одинї, вдруг, ни с того ни с сего, озвучено легкими шагами бегающего по крыше черта. ≈стественно, только женщины могут знать, как бегает черт! —мутный, печальный, жалкий мир јли  ., созданный бесконечной слабостью, полным неумением что-либо додумать или доделать до конца, таит все-таки свою жалкую прелесть. ¬ нем нет т€желой материальной пошлости деловитого и самоуверенного мужского мира, все как-то течет, льетс€, сквозит, неизвестно, что делать, где правда, за что уцепитьс€ в обманчивом неверном свете мира, безразличного к слабым и неделовым. —в€щенник в церкви, перед причастием, злобно шепчет јле  .: Ђ√убы сотри!ї Ч и стирает тыльной стороной руки помаду с ее губ; —удьба в образе старика, гадающего по руке, хладнокровно предсказывает близкую смерть Ч что чиста€ сила, что нечиста€, все едино. ∆итейска€ некрасивость (вспомним ƒостоевского: Ђнекрасивость убьетї) преследует и обволакивает јлю  ., будь то равнодушное идолище Ч мать, убогий јнрик Ч кавалер, нелепые подруги, неказистость нищей обстановки и скудной одежды.  акой-то тотальный Ђкенозисї (философский термин, обозначающий оскудение, истаивание материи). Ђ» какой смысл всего? “о есть € его не могу уловить, Ч говорит уже умирающа€ јл€. Ч ” мен€ така€ апати€. Ќо ночью мне стали снитьс€ плать€, которые € хотела бы приобрести. “о € иду по солнечной улице на тонких высоких каблуках и вс€ обт€нута€ красивым черным платьем. “о € на каком-то приеме, и у мен€ в руках бокал с чем-то вкусным, и € в длинном платье до полу, а плечи и спина открыты. » столько вариаций!ї

—очинение про јлю  . датировано 1987 годом. —тало быть, героине Ћитвиновой снитс€ далекое будущее. ≈й снитс€ сама –ената Ћитвинова. “ака€ вариаци€.

Ќо каким же образом из жалкого некрасивого мира, подвластного кенозису, прорватьс€ в иной, может, и бессмысленный, но соблюдающий хот€ бы внешнюю красивость? “от, где бриллианты Ч лучшие друзь€ девушек, а джентльмены предпочитают блондинок. √де злобное шипение церкви в адрес женщины Ч Ђгубы сотри!ї Ч уже неразличимо и неопасно.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

“ак, после јли  ., мы переводим взгл€д на безым€нную медсестру из Ђ”влеченийї. Ќадо заметить, типажно –ената здесь Ч идеальна€ медсестра, прекрасно передающа€ стерильную холодную чистоту, равнодушную деловитость, самоуглубленную сосредоточенность многих представительниц данной профессии. »рони€, слегка окрашивающа€ детали рассказа про бедную јлю  ., звучит куда громче. Ђ«десь в горах нашли одного повесившегос€ мальчикаЕ восемнадцати лет. √оворили, что он умер из-за несчастной любви. ј на солнце он не испортилс€, а, наоборот, сохранилс€ Ч замумифицировалс€, долго вис€. Ќу, потому что пока еще нежирный былЕ » теперь он у нас Ч на кафедре патологоанатомии, в шкафу. “ак странно видеть такой насмешливый финал любвиї. Ќежирный мальчик (жирные мальчики, конечно, не вешаютс€ от несчастной любви), насмешливо вис€щий на кафедре патологоанатомии, вырисовываетс€ в речах отрешенной меланхолической красавицы в качестве очередного звена трагикомической гирл€нды жутких и тем не менее отчасти комических образов. –ита √отье, в разрезанный живот которой мерзкий патологоанатом бросает окурок, неимоверное количество пистолетов и автоматов, которые приносит мифический Ђвозлюбленныйї, процарапанна€ на живой руке лини€ жизни, человеческие органы в банках и ведрахЕ Ёто уже не кенозис, а гран-гиньоль. ¬ смерти, по крайней мере, самый ничтожный человек обретает некоторую выразительность. Ќелепица жизни превращаетс€ в законченную историю, которую уже можно рассказать до точки. —мысла по-прежнему нет, но есть, по крайней мере, законченность. Ќедоуменное лицо Ћитвиновой, помещенное между прохладой морга и гор€чкой скачек, ни в какую минуту не имеет выражени€ радости или довольства. —вободы еще нет, героин€ ничего не делает, ничем не зан€та, она только говорит.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

—вободу и действие женщины Ћитвиновой обретают в последующих новеллах Ч Ђ“ретий путьї (фильм по ней называлс€ Ђћужские откровени€ї), Ђќфели€ї, Ђќ мужчинеї. ¬ первой героин€ убивает любовника, во второй Ч мать, в третьей Ч отца. ¬се три новеллы имеют не описательно-бытовой, а €вно иносказательный характер.   этим убийствам не стоит относитьс€ с т€желовесной серьезностью. »рони€ царит в этих новеллах уже полновластно. ∆алкий и смутный мир женской слабости преодолен, и некрасивость перестает убивать. ”бивает как раз красота, освобожда€сь от мучительных прив€занностей. Ђ огда он спокойно погружаетс€ в себ€, кажетс€, что она сейчас крикнет так, что он умрет от разрыва сердцаЕ ќна устала, хочет принадлежать самой себе, освободитьс€ (это слово выделено крупными буквами в сценарии. Ч “.ћ.), она уже не чувствует своего Ђяї, Ч пишет о себе героин€ новеллы Ђ“ретий путьї, уготовивша€ Ђемуї смерть. ќсвободившись от любви, героин€ получает как бы в награду красивое античное пространство новеллы Ђќфели€ї, где прив€занность к мужчине, раз и навсегда уничтоженна€, уже не актуальна даже в предположении. Ђ» это что, € должна вынашивать твоего зародыша? Ч говорит она партнеру. Ч Ќо € не хочу вынашивать твоего зародыша в себеЕ ” мен€ отдельный большой план жизниї. ќбратившись из человека в орудие рока и ангела смерти, героин€ литвиновских сценариев, наконец, счастлива.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

Ёта эволюци€ женского образа невольно напоминает мне судьбу ∆енщины- ошки из ЂЅэтмен возвращаетс€ї, сыгранную ћишель ѕфайффер: когда мила€ нелепа€ секретарша, убита€ своим боссом, получает от друзей-кошек новую жизнь и обращаетс€ в ловкое, хищное, безжалостное существо. –омантическое упоение от разрыва прежних св€зей с миром, счастье обезумевшего ћонте- ристо и свихнувшейс€ ∆орж —анд процитировано в ЂЅэтменеї с веселой, игривой лихостью, включающей, правда, некоторую фантастическую мрачность в качестве дополнительной краски. Ѕунт же литвиновской героини отчего-то был восприн€т многими как €вление Ђправды жизниї и вызвал некий укор по вопросу о том, что убивать нехорошо, даже если теб€ сильно обидели. ј ведь между ∆енщиной- ошкой и, скажем, литвиновской ќфелией большой разницы нет. ќфели€ точно такое же фантастическое существо, созданное гор€чечной женской мечтой об ќтмщении: Ђјз воздамї.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

—умасшедша€ ќфели€, оказавша€с€ в мире, лишенном вс€кого намека на принца √амлета, решает отомстить за всех брошенных на земле детей и за себ€ лично, вместо того чтобы тихо плыть в воде и цветах с улыбкой всепрощени€ на мертвом лице. „то ж, из адского круга женского несчасть€, хорошо и крепко очерченного в творчестве Ћюдмилы ѕетрушевской, нашелс€ какой-то выход. ћир становитс€ четким, сюжетным, лишенным мелких деталей, законченным, вн€тным и довольно-таки эстетически выразительным. ќфели€, задумавша€ себе Ђотдельный большой план жизниї, переходит из страдательных лиц в действительные.

» что же дальше? Ч спросим мы не без тревоги. Ћитвиновские героини обрели, кажетс€, полную свободу от прив€занностей, потер€ли почву под ногами и зависли в абсолютной пустоте. ‘аине-киллеру из новеллы Ђ∆дать женщинуї, к примеру, мужчины настолько ненавистны, что ей даже убивать их противно, Ч она страстно надеетс€ убить, наконец, женщину. » все? » весь Ђбольшой план жизниї?

ƒалее по этому пути, как кажетс€, идти некуда Ч только в жанровое кино, мистику и ужасы. “ам охотно принимают мистических монстров со всеми перипети€ми их перманентной мести человечеству. “уда, туда, где вечно молчат €гн€та, а нож дл€ колки льда Ч лучшее дополнение к сексуальным забавам. ѕоследн€€ свобода в цепи полного освобождени€ Ч это свобода от действительности. ’от€ и жаль было бы тер€ть в Ћитвиновой реалистического писател€, с ее наблюдательностью и способност€ми к характерологии, но если ее героини так решительно рвутс€ к совершенной свободе, обрести ее они смогут в области чистого фантазировани€. ћожет быть, этим новым литвиновским героин€м удастс€ сублимировать реальную тоску женщин 1990-х годов по Ђфантому свободыї, ибо жизнь подавл€ющему большинству из них принесла лишь т€жести и сложности несколько нового образца. ≈жели –ената Ћитвинова там, в пространстве своего воображени€, поубивает всех мешающих нам жить гадов, мы еще, может быть, и повоюем.

»так, мы слегка пробежались по старинным песенкам о жизни, смерти, любви, воле, женской доле и ловушках рока, немного задумались о цене, которую приходитс€ платить за избавление от душевных мучений, что €вл€етс€, наверное, избавлением от души вообще, заинтересовались вопросом, не пустотой ли оборачиваетс€ вожделенна€ свобода и что делать Ђдействующему лицуї, когда оно не знает, что делать.

–ассуждение третье. ќ личном впечатлении

Ќадо признатьс€, по своему мировоззрению € где-то совпадаю с махровым субъективным идеалистом епископом Ѕеркли. Ѕеркли полагал, что истинное существование возможно лишь в воспри€тии Ч все существует постольку, поскольку нами восприн€то; но наш мир в целом тоже, конечно, существует Ч поскольку его воспринимает —оздатель. ќговариваюсь дл€ того, чтобы по€снить читателю: мое воспри€тие Ћитвиновой не есть сама Ћитвинова, а есть сложна€ конфигураци€ между мной, Ћитвиновой и —оздателем. ƒа и вообще все наши индивидуальности Ч только маски, с помощью которых —оздатель вы€сн€ет отношени€ с самим собой. Ќа естественный возникающий у читател€ вопрос: Ђј не запуталс€ ли ќн?ї Ч отвечаю: по-моему, запуталс€Е

ѕроще всего было бы написать что-нибудь такое: видела € вашу таинственную –енату Ћитвинову Ч хороша€, способна€ девушка, кушает с большим аппетитом, прекрасно поддерживает разговор и ведет свой корабль уверенной рукой. “оже кака€-то правда в этом была бы, особенно на фоне невыносимых мифотворческих красивостей Ђновойї журналистики и того печального обсто€тельства, что нынче каждый жэк норовит вывести свой список секс-символов.

Ќо правда-то в том, что, как говоритс€ в одном старом фильме, Ђ»оганн —ебасть€н Ѕах был веселый толстый человекї, и хороший аппетит вкупе с умением вн€тно поддержать разговор нисколько не противоречит насто€щей человеческой оригинальности.

ј там, где оригинальность, необычность, Ч там, вестимо, тайна. ¬ оригинальных люд€х, как бы они ни были расположены к миру, всегда есть нека€ плотность, упругость экзистенции, они не поддаютс€ хаосу, а преломл€ют все упр€мо на свой, им одним известный лад. Ћитвинова, очевидно, тверда в симпати€х и антипати€х и ничуть не колеблетс€ в оценках, что отвратительно в глупцах и прелестно в умных. Ђј потом € ему ужасную вещь сказала, Ч говорит она, по обыкновению как бы сама удивл€€сь сказанному. Ч я ему сказала: только на фоне полного мужского оскудени€ могут процветать такие, как ты. ”жасно, да? Ќо он сам мен€ довелї. Ёто Ћитвинова так охарактеризовала известнейшего персонажа московской богемы. я тихо смеюсь от удовольстви€, ибо не нахожу ничего ужасного в данной Ч абсолютно точной Ч характеристике. “ак вот и во всем: не понравитс€ фильм Ч уйдет с первых минут, включа€ фильмы, сделанные по ее сценари€м; не по нраву человек Ч скажет пару слов, негромких и убийственных; а личность ведь и складываетс€ из этого Ђпринимаю Ч не принимаюї. Ќо это, конечно, самые общие основани€ человеческой индивидуальности.

Ћитвинова любопытна к жизни, но не жизнерадостна: тому причиной нека€ посто€нна€ тревожность. —кажем, в узкой компании речь зашла о драгоценност€х, кто что носит. Ђј вы, –ената, Ч шутливо спрашивает ј.“., Ч конечно, Ђбриллианты Ч лучшие друзь€ девушек?ї ƒействительно, на –енате оказываетс€ пара колец, и компани€ с интересом их рассматривает. Ђя вот думаю, Ч серьезно замечает –ената, Ч если вдругЕ на черный деньЕ можно будет продатьї.

—трашна€ картина: –ената Ћитвинова в черный день, кута€сь в драдедамовый платок, пытаетс€ продать свои последние бриллиантовые кольцаЕ Ќо это мы сейчас вправе улыбнутьс€. ¬ бесконечности есть сво€ правота, но есть она и в тревоге. Ђ ака€ житейска€ сладость печали мирской непричастна?  ака€ же слава стоит на земле непреложно?ї Ч да, собственно, никака€. » самые блистательные существовани€ приход€т к черным дн€м, и никто не защищен от лед€ных ветров судьбы Ч тем более если речь идет о трагикомедии публичного существовани€. ¬се может случитьс€ с человеком, да все и случаетс€. Ђ» жизнь вроде бы неистребима, Ч заканчивает рассказ Д—мотрова€ площадкаУ Ћюдмила ѕетрушевска€, Ч неистребима, вот в чем делої. »стребимо, беззащитно все Ч талант, любовь, вера, надежда, слава, жизнь, Ч и тревога за собственную судьбу как-то сливаетс€ в Ћитвиновой с этой, мировой, что ли, тревожностью. Ђ–жавеет золото и истлевает сталь.  рошитс€ мрамор.   смерти все готово. ¬сего прочнее на земле Ч печаль. » долговечней Ч царственное слової (ј.јхматова). Ћитвиновска€ тревожность и печальность ей к лицу, как и рассказы о тревожных, печальных или просто страшных происшестви€х. ¬ них можно верить, можно не верить: лично € думаю, что ко вс€кому беспричинно и бескорыстно вдумывающемус€ в жизнь и смерть страшные происшестви€ пр€мо-таки льнут. ¬ свое врем€ €, будучи студенткой Ћенинградского театрального института, прилежно изучала теорию драмы, задава€сь следующим беспричинным и бескорыстным вопросом: а может ли жизнь подчин€тьс€ Ч и насколько Ч законам теории драмы? ¬сем этим перипети€м, зав€зкам и кульминаци€м. ќтвет, обретенный мною, был прост: жизнь может идти по законам драмы в том случае, если находитс€ согласный на это герой.

я, пожалуй, верю, что когда Ћитвинова шла на пл€ж в ќдессе, сочин€€ историю про ќфелию, невинно утонувшую, на пл€же в этот день об€зательно кто-нибудь тонул. ≈сли наша героин€ расположена видеть в жизни художественное произведение Ч что ж, матушке-жизни ничего не стоит иногда подыгрывать своей смелой дочери. »ногда. » с неизвестной целью.

ќна, кажетс€, никуда и никогда не спешит, не имеет между собой и действительностью защитного сло€ Ђделї, Ђработыї, а потому ввергнута в опасную и пленительную игру с материей жизни, котора€ в наше врем€ Ч прошу вспомнить, что € стою на платформе субъективного идеализма, Ч более чем когда бы то ни было отзывчива на посылы человеческого сознани€. ’от€ бы потому, что этого сознани€ количественно стало заметно больше, чем в прошедшие времена. » действительности простой и, так сказать, первозданной мы уже не имеем, а имеем сложносочиненный продукт бесчисленного множества психических и духовных вли€ний. ѕотому наша Femina sapiens с такой опаской смотрит на Ђдействительностьї, вступившую с ней в сложные игровые взаимоотношени€. — ней в самом деле могут и должны случатьс€ престранные происшестви€, о которых ей лучше не рассказывать тем, кто поверил в строгую непрозрачную детерминированную причинами и следстви€ми Ђреальностьї. ¬прочем, опасности большой нет: в товарно-денежном мире все странности –енаты Ћитвиновой лишь хороша€ приправа к хорошо продающемус€ Ђтоваруї Ч образу эксцентричной, загадочной красавицы Ђс безуминкойї.

Ђ ак хорошо, как холодно! Ч пропела-прошептала –ената, выход€ из ресторана “–јћ (дело было в окт€бре). Ч Ќо где же снег? я так люблю снег, зиму, зима в ћосквеЕї Ч Ђ¬ы, –ената, просто —нежна€ королеваї. Ч Ђјх, это мой любимый образї.

ƒо —нежной королевы, конечно, еще дожить надо, дослужитьс€, так сказать, из —негурочки, не раста€ть невзначай.

ѕо природе Ћитвинова человек не слишком сильный и, чтобы защитить себ€ и свой талант, всегда будет обречена на разного рода Ђмаленькие хитростиї, поскольку вс€кую, тем более женскую, оригинальность общество готово употребл€ть только в гомеопатических дозах. Ёто не потому, что оно, общество, плохое, Ч просто, √осподи Ѕоже мой, все зан€ты своими делами и недосуг вдумыватьс€ в чье бы то ни было существование, пусть и сотканное из драгоценной материи.

 ороче говор€, на дружный вопрос петербургских друзей: ЂЌу и как –ената?ї Ч € уверенно отвечала: Ђѕонравилась мне –енатаї.

–ассуждение четвертое. ќ пон€тии Ђхудожественна€ личностьї

¬ данном рассуждении € предлагаю, как мне кажетс€, достаточно новое определение, предназначенное дл€ уловлени€ смыслов, ранее не вполне уловимых.

ƒл€ того чтобы сделать творчество своей профессией, человек, разумеетс€, должен изначально обладать зар€дом артистизма. Ќо наступающа€ затем Ђпрофессиональна€ деформаци€ личностиї приводит зачастую к поглощению личности профессией. «амечательно точно сказал об этом в дневниках ≈вгений Ўварц: ЂЋошадь на скачках Ч прекрасна. » после скачек исчезает из глаз толпы. я видел много людей, прекрасных в работе своей, но не исчезающих в минуты бездействи€. » многие из них, когда просто жили, а не мчались изо всех сил к цели, были в общежитии так же неудобны, как лошади, позови ты их после скачек домой Ч поужинать, поболтатьї2. “ип профессионалов искусства, живущих, как Ђлошади на скачках, неудобные в общежитииї, вполне хорош и плодовит. —вобода самовыражени€ может быть ими использована лишь в строго очерченных, профессионально определенных формах. ¬не этих форм они по-насто€щему не живут, а как-то пребывают, готов€сь к новым Ђскачкамї.

ƒругой вид творческих людей, собственно, и есть тот, к которому € прилагаю определение Ђхудожественна€ личностьї.

’удожественна€ личность есть личность, эстетически выразительна€ во всех личностных про€влени€х. Ќикакими конкретными зан€ти€ми эта личность не исчерпываетс€. ≈е жизнь и €вл€етс€ Ђпроизведением искусстваї.

«десь мы имеем, конечно, целую шкалу подобного рода Ђхудожественностиї: на нижнем полюсе Ч масса вдохновенных дилетантов и так называемых Ђнеудачниковї, людей способных, но, как прин€то говорить, Ђничего не сделавших и не добившихс€ї, хот€ абсолютно ведь не €сно, строго говор€, чего мы вообще должны добиватьс€-то. Ёти неудачники-дилетанты обычно сильно запечатлеваютс€ в пам€ти друзей своим энтузиазмом, оригинальностью, бескорыстным способом жизни и т.д. Ќа верхнем полюсе Ч личности исключительной €ркости, мощно облучающие современников. ¬ ’’ веке были, к примеру, две исключительные Ђхудожественные личностиї Ч јнна јхматова и ‘аина –аневска€.

ќб јхматовой и –аневской существует огромна€ литература, но вовсе не искусствоведческа€. ћало кто задавалс€ целью анализировать стихи јхматовой или роли –аневской Ч отдельно от личностей этих женщин. ѕоследователи чаще всего описывали их самих, стрем€сь целокупно воскресить их существо, поражавшее современников. — кем дружили, что говорили, где жили, как общались, даже что ели Ч а ‘аина –аневска€ ведь и тут была оригинальна, и существует, например, целый рассказ о том, как она жарила фисташки.

–азумеетс€, если бы јхматова не была великим поэтом, а –аневска€ великой актрисой, этих воспоминаний тоже не было бы. ќднако великих поэтов и великих актеров было в нашем уход€щем веке немало Ч тем не менее никто, пожалуй, не вызвал столь могучего и дружного желани€ запечатлеть все движени€ их личностей в общежизненном, а не сугубо творческом пространстве.

“ут у нас назревает вопрос об оригинальности, естественности подобного поведени€. –азумеетс€, ни јхматова, ни –аневска€ не ставили себе нарочно и специально такой цели Ч художественного проживани€ жизни. ¬ этом их отличие от людей, надевших маску Ђимиджаї и бесконечно вычисл€ющих, что этому имиджу соответствует, а что нет. Ќадо заметить, подделку обнаружить нетрудно, это живо чувствуетс€.  ак бы удачно ни была изобретена маска, беспрерывно в ней жить невозможно, и в зи€ющие прорехи всегда прогл€нет спр€танна€ суть. ќрганический же, естественно сотворенный образ самого себ€ ничего не пр€чет, а только преображает.

Ђ’удожественной личностьюї нельз€ стать вдруг и нарочно. ≈сли какой-нибудь Ђюноша, обдумывающий житьеї решит в одночасье достигнуть эстетической выразительности всех личностных про€влений и с этой целью начнет изобретать их, ничего, кроме смеха, не выйдет. Ћучше вообще об этом не думать, а читать книг побольше да общатьс€ с умными людьмиЕ

¬ернусь, разворачива€ рассуждение, ближе к нашим временам. Ќикогда не забуду, как в 1987 году на очередном рок-фестивале по ƒворцу молодежи ходил ¬иктор ÷ой. «верина€ граци€ черной пантеры как-то удивительно соедин€лась в нем с высоким человеческим достоинством, невесть откуда вз€вшимс€ в обыкновенном советском мальчике. ћы даже, помню, посме€лись Ч дескать, надо за погл€д деньги братьЕ √оворю к тому, что, наверное, можно попытатьс€ буквально изобразить подобную походку, а к чему? “ак ходил тот, кто написал песню про звезду по имени —олнце, а другим придетс€ ходить иначе. ¬с€кое конкретное личностное про€вление столь крепко св€зано с самой личностью, что заимствование тут бесполезно.

ѕравда, заимствование может быть и творческим.

¬от мы вернулись к нашей героине и спрашиваем: образ –енаты Ћитвиновой €вл€етс€ ли сделанной маской или органично сотворенной личностью? јвтор рассуждени€ склон€етс€ ко второй версии.

»так, однажды Ћитвинова решилась на великий шаг: она стала блондинкой. Ѕыть блондинкой Ч это, в известной мере, выбрать себе судьбу.  ак известно, джентльмены предпочитают блондинок. ¬с€ка€ ставша€ блондинкой тем самым извещает джентльменов о том, что ей известно об их предпочтени€х и она с ними согласна. Ѕолее того, она именно что хочет быть предпочтенной.

“аким образом, –ената Ћитвинова покидает маленький, но исключительно вн€тный круг ∆енщин,  оторые ѕишут (среди них, как правило, нет блондинок, если не пришло врем€ закрашивать седину), и вступает на цирковую арену, где рычат тигры, несмешно шут€т клоуны, а блест€щие гимнасты верт€т сальто-мортале. «десь работают блондинки и, казалось бы, можно выбрать свое амплуа.

Ћучшим выходом дл€ нее было бы пойти в клоунессы, но она, кажетс€, колеблетс€ между дрессурой и воздушной акробатикой. ѕотом, клоуны все-таки рыжие и веселыеЕ

Ѕыть блондинкой есть добровольное превращение в цитату из текста, написанного ƒитрих, ћонро, ќрловой, Ћадыниной и tutti quanti. Ѕлондинка, сама по себе пишуща€ текст, Ч парадокс, оксюморон, какое-то ненужное чудо, вроде говор€щей лошади.

√ероический шаг Ћитвиновой был, предполагаю, продиктован обретающейс€ в ней женской стихией, желающей полного осуществлени€ в слове и деле. Ёто осуществление в заимствованных, но творчески преображенных формах и привело к литвиновскому парадоксу, ибо полного осуществлени€ женственность сама по себе достигнуть не может, в мире бинарных оппозиций, во вс€ком случае. я имею в виду метафизическую женственность, а не определенных женщин, которые могут достичь какого угодно жизненного успеха.

„резмерна€, гипертрофированна€ женственность, ид€ логическим путем, вообще по обыкновению превращаетс€ в демонизм. —амый простой пример: в любой женской газете, идущей навстречу такому естественному дл€ женщины желанию любви, публикуютс€ рецепты колдовства, ворожбы и т. д. и т. п. », собственно говор€, почему же нет? ≈сли возможно завлекать с помощью грима и костюма, отчего не зарыть в полночь на перекрестке скелет жабы с левой ногой серого волка? ќно даже и экономней выходит.

¬ художественной литературе можно сослатьс€ на великолепно изображенный процесс женской демонизации, описанный “. ћанном в романе Ђ»осиф и его брать€ї, когда царица ћут-эм-энет униженно ползет на крышу с жуткими жертвоприношени€ми, дабы вымолить у темного божества под именем √оспожа —ука тело прекрасного »осифа. ¬еликий гуманист ћанн сострадает такому горестному падению, но и €вно отвращаетс€ от него.

—уществует и другой вид женского демонизма.  ак говоритс€, Ђтак вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблукї (ј.Ѕлок). “оже ничего хорошего. ѕолагаю, что мужское оскудение никак не может способствовать женскому процветанию. ѕолагаю, что вс€кое слишком €ркое женское цветение Ч €вление, расположенное ближе к болезни, чем к здоровью.

¬ российском публичном цирке 1990-х годов, более всего цен€щем неустанную деловитость и показной оптимизм, под дружные крики о гибели культуры оказываетс€ странна€ фигурка на высоких каблуках, говор€ща€ лошадь, пишуща€ блондинка Ћитвинова, с охапкой странных же сценариев об убитых женщинах и женщинах-убийцах. Ќет, здесь не могло быть расчета. ѕарадоксальна€, цитатна€, пародийна€ женственность Ћитвиновой ей органична, поскольку ею создана или, точнее, ею в самой себе опознана и вы€влена.

Ћитвинова эстетически оформила бытующий в жизни отважный женский типаж Ч это вечно одинока€ и вечно при кавалерах полупомешанна€ провинциальна€ Ђкоролева ћаргої в плать€х Ђот портнихиї и с кастрюлькой бигуди на коммунальной кухне; но наша Ђкоролева ћаргої искупалась в волнах мировой культуры и получила от небес искру насто€щего дара: оттого ее судьба в Ђнашем циркеї захватывающе интересна, а ее личное поведение Ч эстетически значимо. Femina sapiens, пошедша€ в блондинки, может своей судьбой ответить на вопрос, что делать женщине, не желающей ни равенства, ни подчинени€, с неудовольствием отворачивающейс€ от набора слишком пошлых ролей и пытающейс€ изобрести какую-то одну-единственную верную тропинку на почве, столь зыбкой и неверной, что дальше-то и некуда.

ќпыт литвиновского художественного самосознани€ и художественного перевоплощени€ имеет определенную ценность, правда, на мой взгл€д, ее возможности куда больше и разнообразней уже сделанного.

¬ ее писательском даре есть ноты забавного юмора, иной раз отча€нно блещущего среди сумрачного текста (сошлюсь на ужасно смешную новеллу Ђќ мужчинеї); а артистизм бывает натурально и великолепно комичен. ёмор вообще прекрасно уравновешивает любые демонические соблазны (как действительные, так и воображаемые)Е

–ассуждение п€тое. ќ неизвестности

 онечно, рассуждать о неизвестности Ч зан€тие повышенного комизма; неизвестность она и есть неизвестность. ¬сегда удивл€лась люд€м, которые без запинки и с ходу отвечают на любой вопрос. я прибегла к методу кругового хождени€ вокруг избранного объекта, ибо живущее в –енате Ћитвиновой недоумение и удивление перед миром мне представл€етс€ более важным и ценным, нежели чеканные формулы.  огда человек спрашивает там, где все хором отвечают, у него есть шанс додуматьс€-достучатьс€ до не€вного, потаенного смысла вещей. Ђ“емный ликї литвиновского мира написан неплотно, небезнадежно: есть в нем и паузы, провалы, зоны умолчани€, в которых неизвестно что, а потому оставл€ю читател€ рассуждать далее самосто€тельно.

–ената и «емфира
–аненый јнгел 15.02.2006 02:54:22
Ёти женщины мен€ восхищают!»х отношени€ - своеобразный сембиоз двух €рких миров.ќни вдохновл€ют друг друга,понимают и люб€т.’от€,€ искренне хочу того,чтобы «емфира родила ребЄнка.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12047
“ать€на ќкуневска€
¬еличайшие авиаконструкторы
ѕосетило:18784
 Ѕрать€ –айт
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:15950
ќльга Ѕерггольц

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru