Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–ената Ћитвинова

   /   

Renata Litvinova

   /
             
‘отографи€ –ената Ћитвинова (photo Renata Litvinova)
   

ƒень рождени€: 12.01.1967 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 55 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ћитвинова –ената ћуратовна

–оссийска€ актриса, режиссЄр, сценарист, телеведуща€.

“ы, Ћитвинова, птица заморска€, ’оть с экрана-то нам улыбнись", - написал модный поэт “имур  ибиров. –ената сильна€ и таинственна€ женщина. » этой тайной она не намерена ни с кем делитьс€. » уж тем более играть себ€ в чужих фильмах. –ената использует своеобразие собственной личности. ќчень расчетливо, очень умно, очень дозированно, и в каждой картине по-разному.

12.12.2000

–одилась 12 €нвар€ 1967 года в ћоскве в семье врачей. ќтец давно умер, а мама, јлиса ћихайловна, до сих пор работает хирургом. Ќазвали –енату в честь д€ди. ѕравда, татарский д€д€ был –инат.

–ената Ћитвинова фотографи€
–ената Ћитвинова фотографи€

ќтец не жил с ними. –ената говорит, что он был очень красивым мужчиной. " огда ко мне приходили какие-нибудь подружки, € вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у мен€ есть отец".

ћама –енаты обожала кино. ќна все врем€ ходила на вечерние сеансы и, разумеетс€, брала с собой дочку. ¬зрослые фильмы были скучны дл€ –енаты, и мама носила дл€ нее большой пакет с €блоками. “ак –ената и сидела в кинозале, хруст€ €блоками. «десь была бы очень уместна художественна€ параллель между этими €блоками и плодами познани€. Ќо ее мы оставим дл€ будущих биографов.

ћамина киномани€ передалась –енате. ќна признаетс€, что может смотреть кино с утра до вечера. "я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показалс€ омерзительным.  ороче, € слишком неравнодушна к кино. „ересчур. ћожно было и не колотить молотком".

ѕро школьное детство –ената очень не любит вспоминать. "ќт него у мен€ воспоминани€ некоей беспросветности, детского одиночества. я всегда торопилась домой. ѕодальше от всех этих учительниц и учеников".

ƒома –ената читала. ¬се подр€д. Ѕольше всего любила √огол€. ≈ще у мамы была Ѕольша€ медицинска€ энциклопеди€. "ѕомню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например "Ўизофренический бред"... ¬от все это € обожала изучать".

¬ дес€том классе –ената решила поступать на сценарный факультет ¬√» а. ¬о-первых, потому, что она, как уже было сказано, любила кино, во-вторых, потому, что сама уже пробовала писать ("—очин€ть начала рано. я вечно была на продленках каких-то и € была такой Ўахерезадой - все врем€ истории рассказывала... и на переменках тоже."), а в-третьих, потому, что институт был р€дом с домом. ќна принесла во ¬√»  свои рассказы. —ейчас сама –ената называет их "очень странными".

Ќа экзаменах присутствовал знаменитый сценарист ≈вгений √абрилович. –ената ему очень понравилась. –ената поступила. — первого раза.

Ћучшие дн€

√ильди€ гени€
ѕосетило:18033
»ван  улибин
Ђ—ашка-артистї
ѕосетило:9554
јлександр Ћеньков
»гги ѕоп: Ђћне нужно ещеї
ѕосетило:4478
 »гги ѕоп

- я даже не удивилась этому, - улыбаетс€ она.

Ќа курсе оказались дети очень известных родителей. ¬ »нституте кинематографии вообще случайных людей вроде –енаты почти не бывает. — ней, например, учились –оман  ачанов, сын режиссера-мультипликатора, и јркадий ¬ысоцкий, сын пон€тно кого. (ѕервый потом прославитс€ сценарием фильма "ƒћЅ", а второй отойдет от кино.)

ќдним из руководителей курса был »сай  онстантинович  узнецов (он, в частности, написал сценарий чудного советского блок-бастера "ћосква -  ассиопе€").

- –ената была красавица, - вспоминает  узнецов. - ћен€ сразу поразила ее жестикул€ци€. ѕоначалу все манеры –енаты кажутс€ ненасто€щими, но потом понимаешь, что дл€ нее это естественный способ держатьс€.

 узнецов говорит, что –ената тогда была довольно резка в суждени€х.  ак-то обсуждалась чь€-то не очень удачна€ работа. ¬се обсто€тельно высказывались. —просили мнение –енаты. "ј зачем это вообще обсуждать?" - пожала она плечами.

—ейчас она подчеркнуто корректна. ƒаже когда раздражена. ќна, например, наотрез отказываетс€ говорить, чей же фильм "раскритиковала" молотком.

¬ ту пору известный режиссер —ергей —оловьев вел во ¬√» е казахскую мастерскую.

- –ената все врем€ ходила к нам, - вспоминает —оловьев. - ѕотом она показала то, что пишет. ћне чрезвычайно это понравилось. –ената - выдающийс€ прозаик. ≈сли говорить о своеобразии личности, своеобразии манер - это все менее €рко, чем своеобразие ее прозы. я стал ее подзуживать, чтобы она скорей писала что-нибудь дл€ реального кино.

” —оловьева училась казашка јжар ј€пова, с которой –ената подружилась.  то-то даже утверждает, что именно у нее –ената перен€ла свою знаменитую манеру речи. јжар была очень талантлива. Ќо после института вернулась на родину и пропала.

- ћы ездили в  азахстан с –устамом ’амдамовым, - говорит –ената, - на съемки его фильма "¬окальные параллели". » встретили там јжар. ќна была одета во все белое. ќдин глаз у нее был закрыт волосами, как черной лентой, и вс€ наша съемочна€ группа думала, что у нее нет одного глаза. ј когда € хотела ей отвести волосы с лица, она выставила руку передо мной. "¬от видишь, на моей ладони написано "нет!" - воскликнула она. "ј где у теб€ написано "да"? - спросила €.  ороче, она не дала мне убрать эту челку.

ƒипломный сценарий –енаты называлс€ "ѕринципиальный и жалостливый взгл€д јли  .". –ецензент оценил его весьма негативно. ƒаже пришлось переписывать. Ќа защите кто-то из мэтров спросил –енату:

- ј вы вообще умеете говорить по-русски?

—тажировку –ената проходила в объединении —ерге€ —оловьева " руг".

- я наткнулс€ на ее сценарий "Ќелюбовь", - говорит —оловьев. - ќн мен€ совершенно поразил. » первое, что € запустил в нашем объединении, - –устама ’амдамова с "јнной  арамазофф" и ¬алери€ –убинчика с "Ќелюбовью". ино началось.

¬ кинобогеме –ената сразу произвела впечатление. ј ведь чего там только не видели! ”же в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты. ’от€ ничего такого особенного она еще не сделала. —обственно, –ената Ћитвинова - сама по себе €вление.

»скусствовед јлександр “имофеевский давно дружен с –енатой.

-  ак человек одаренный, –ената очень индивидуальна, - говорит он. - Ќо поскольку индивидуальность беззащитна, возникает потребность в маске. ¬от такой маской дл€ нее стала маска ћарлен ƒитрих. √рим ћарлен ƒитрих. ƒо какой-то степени ее манеры и одежда.

ѕравда, сама –ената считает, что ƒитрих здесь ни при чем. » пожалуй, так оно и есть.

Ќо она стала модным персонажем. Ќе надо путать это со всенародной попул€рностью, до которой еще было далеко. ѕока известность –енаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.

ќдин из при€телей –енаты рассказал, как однажды он общалс€ с молодой супругой молодого банкира: "ќна вела себ€ как суща€ урла. Ќо когда € увидел ее года через два, она, пообтесавшись в высшем обществе, приобрела интонации –енаты".

–ената написала сценарий дл€ фильма "“рактористы-2". ѕроект тоже обещал быть модным, но, строго говор€, провалилс€. ’от€ –ената до сих пор повтор€ет, что его создатели, брать€ јлейниковы, очень талантливые люди. (ќна, кстати, совсем не скупитс€ на похвалы.)

 липмейкер ёрий √рымов, который и себ€ считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Ћитвиновой "“ретий путь". ¬ ней √рымов увидел свой путь в большое кино. ѕроизведение √рымов назвал "ћужские откровени€" и огорошил всех рекламной кампанией короткометражки. Ќо фильм вышел откровенно неудачным. Ѕыть может, потому, что сценарий написал √рымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. (–ената к таким вещам относитс€ болезненно. ƒаже когда собственные интервью читает, огорчаетс€: € так не говорила.) ¬прочем, про "ќткровени€" быстро забыли. ј про Ћитвинову - нет.

–ежиссер  ира ћуратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе " иносценарии" ту самую дипломную работу –енаты "ѕринципиальный и жалостливый взгл€д". ≈й так понравилось, что она даже хотела сн€ть по нему картину. Ётого не случилось, зато на одном из кинофестивалей  ира √еоргиевна встретила –енату.

-  ак раз в тот момент, когда мы знакомились, - говорит –ената, - началс€ праздничный салют и было ничего не слышно, потом мы договорились встретитьс€ в баре. ѕосле нашего разговора она сказала: "¬ы нам очень понравились". ќна была с мужем. ѕомню, мен€ поразила така€ формулировка.

ќднажды рано утром –енату разбудил телефонный звонок. Ёто была ћуратова. ќна предложила прийти к ней на кинопробы. "ƒа, конечно", - ответила –ената, на случайной бумажке записала телефоны ћуратовой и снова заснула.

 огда –ената проснулась, подумала: "„то за сон мне приснилс€? Ѕудто ћуратова позвала сниматьс€". Ќо тут на бумажке она увидела номера муратовских телефонов.

–ената пришла на пробы. Ќо на роль не очень подошла. ј ћуратова никак не хотела расставатьс€ с –енатой и предложила разделить одну роль на двоих. “о есть ход€т две подружки и говор€т одни и те же слова. –ената возразила: "«ачем мне чужие слова? я могу свои написать".

“ак по€вилс€ новый персонаж - странна€ медсестра. —о своими странными монологами.

- я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Ѕолее того, свое лицо € считала нефотогеничным. я всегда отказывалась, когда мен€ звали сниматьс€. ј отказать самой  ире - это было невозможно.

ѕотом специально дл€ ћуратовой –ената написала несколько, как она сама выражаетс€, "криминальных новелл". ћуратова выбрала из них одну. ќна называлась "ќфели€, невинно утонувша€". (»з-за нее в –енате и стали подозревать мань€ка.) ƒобавив еще две (других сценаристов), ћуратова сделала фильм "“ри истории".

“ак Ћитвинова, невинно ужаснувша€, попала в историю. »сторию кино.

–ежиссер ¬алерий “одоровский прочитал повесть –енаты "ќбладать и принадлежать". ѕро двух девушек, одна из которых глуха€. ќн захотел сделать по ней фильм. ќднако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с Ћитвиновой.

‘ильм "—трана глухих" стал вполне успешным. —обственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени я€. —трого говор€, на ней-то (отдельный поклон ƒине  орзун) и держитс€ картина.

- –ената недовольна тем, что поставили по ее вещам. Ќу и правильно, - рассуждает —ергей —оловьев. - я ей давно говорил: ты всегда будешь недовольна, потому что то, что ты пишешь, должна ставить сама. ƒавай приходи, € теб€ запущу с чем угодно. ѕросто под свой страх и риск. ќна говорила: "ƒа-да-да, € приду и напишу". Ќо пока не пришла.

"“ы, Ћитвинова, птица заморска€,

’оть с экрана-то нам улыбнись", -

написал модный поэт “имур  ибиров.

–ената все чаще по€вл€лась на экране телевизоров. “елевизионщики - существа расчетливые. ќни точно знают, что, если в кадре что-то будет говорить Ћитвинова, люди канал не переключат. ћогут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.

Ќе случайно амбициозный Ћеонид ѕарфенов, затева€ на Ќ“¬ свой долгий проект по сверхновейшей истории, в качестве одного из комментаторов пригласил –енату. Ќа фоне лысых мужчин вроде √айдара и  араганова наша героин€ с €рко накрашенными губами смотрелась эффектно. Ќо некоторые журналисты считают, что –ената выгл€дела несколько комично. ћногим зрител€м не нравились ее манерные интонации, м€укающий голос и ломка€ пластика.

–ената даже колготки рекламировала.

- “олько по материальным соображени€м, - объ€сн€ет она. - ƒеньги тогда были дл€ мен€ острой проблемой.

ћежду прочим, впервые она сн€лась в рекламе еще в дев€том классе.  то-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетатьс€ драгоценности. »х она и рекламировала. ѕолучила за съемку гонорар - двадцать рублей. ј потом одна подружка, котора€ очень хотела стать манекенщицей (слова "модель" тогда еще не было), упросила –енату пойти с ней на просмотр (кастинга тоже не знали) в ƒом моделей на  узнецком мосту. –ената за компанию прошлась по подиуму. ѕодружку не вз€ли, а –енату попросили остатьс€. Ќо она уже поступила во ¬√» , и ей было не до показов.

- ќни ужасно скандалили! - морщитс€ она.

“имофеевский припомнил эпизод, как подруга-дизайнер попросила его с –енатой участвовать в показе новой коллекции.

- ћне пришлось переодеватьс€ с ними в одной комнате, - говорит “имофеевский. - » € удивилс€, насколько у моделей некрасивые по сравнению с –енатой фигуры.

ѕожалуй, насто€ща€, народна€ слава пришла к ней после сериала јлександра ћитты "√раница. “аежный роман". –ената сыграла гарнизонного медработника (ей очень к лицу белые халаты!). Ќо роль эта, по признанию ћитты, не писалась специально под Ћитвинову. ѕробовались несколько актрис.

–ената была очень послушной на площадке. ћитта не мог на нее нарадоватьс€. ¬ июне 2002 вместе с фильмом была удостоена √осударственной премии –‘.

- Ѕольше € не буду ни одного фильма снимать без нее, - говорит он. - ” –енаты есть шанс стать международной "звездой".

ћногие думают, что Ћитвинова играет в картинах саму себ€. —оловьев на это усмехаетс€:

- –ената сильна€ и таинственна€ женщина. » этой тайной она не намерена ни с кем делитьс€. » уж тем более играть себ€ в чужих фильмах. –ената использует своеобразие собственной личности. ќчень расчетливо, очень умно, очень дозированно, и в каждой картине по-разному.

ћитта сейчас хочет снимать "¬ишневый сад". ќчевидно, –ената сыграет там –аневскую.

ѕару лет назад она сн€ла фильм. ƒокументальный. ѕро актрис-легенд. —мирнову, ¬асильеву, —амойлову, ћордюкову, ќкуневскую.

- Ќапишите, пожалуйста, про этот фильм, - попросила –ената. - ќн у мен€ самый любимый.

‘ильм называлс€ "Ќет смерти дл€ мен€". ѕо какому-то излишне драматургическому стечению обсто€тельств как раз в день нашего интервью с –енатой умерла ќкуневска€. » вне программы по –“– показали тот самый фильм.

—ейчас –ената закончила еще одну картину. Ќа этот раз художественную. ѕод названием "Ќебо. —амолет. ƒевушка". ѕо мотивам старой пьесы –адзинского, по которой был сн€т фильм "≈ще раз про любовь" - с ƒорониной в главной роли.

“еперь вместо ƒорониной будет сама Ћитвинова. ќна же, как легко догадатьс€, переделала пьесу - с милостивого согласи€ автора, разумеетс€. » она же стала продюсером.

- Ёто картина дебютантов, - смеетс€ –ената. - “ам у нас дебютанты режиссер, оператор и продюсер.

ќсенью –ената собираетс€ запуститьс€ с картиной уже как режиссер.

ќна старательно избегает разговоров о личной жизни. ѕро первого мужа, кинопродюсера, никогда не позвол€ет себе никаких высказываний.

¬торой муж –енаты к кино отношени€ не имеет. Ќа все вопросы –ената отвечает лукаво: "ќн просит говорить, что он инженер". Ќо совершенно очевидно, что инженер не подарил бы жене огромный черный "мерседес". (—отрудников √»Ѕƒƒ просим не беспокоитьс€: –енату возит шофер.) Ћетом 2001 у них родилась дочь ”ль€на.

≈ще она покупает старые лампы ("я их просто люблю") и увер€ет, что видит вещие сны про людей ("«ачем мне эти файлы присылают?").

- Ќо как человек большого кино, она еще даже не начинала, - говорит —оловьев. - –ената человек авторского кино. » сколько бы она ни тусовалась с новыми русскими, она никогда в жизни не будет делать блок-бастеры.

” нее есть цикл рассказов о собственной бабушке. Ёто грандиозна€ сценарна€ проза, котора€ по-насто€щему может быть реализована только в кино. ѕотенциал ее таланта пока вообще не использован.

 ак ни странно, у –енаты пока не вышло ни одной книги.

- ќй, это очень серьезно, - вздыхает она. -   этому надо несколько лет готовитьс€. Ёто будет мо€ треть€ жизнь. »ли кака€ там?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11141
¬ениамин јлександров
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30930
√еоргий ¬ицин
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:13030
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru