Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий Ёфрос

   /   

Anatoly Efros

   /
             
‘отографи€ јнатолий Ёфрос (photo Anatoly Efros)
   

ƒень рождени€: 03.07.1925 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
ƒата смерти: 13.01.1987 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 61 год

√ражданство: ———–

Ћегенда по имени Ёфрос

¬ыдающийс€ театральный режиссер

¬ €нваре этого года исполнилось двадцать лет с тех пор, как не стало јнатоли€ Ёфроса Ц режиссера, который наравне с √. “овстоноговым, ќ. ≈фремовым и ё. Ћюбимовым определ€л Ђтональностьї, мысль и ритм русского театра 60-х, 70-х, 80-х годов. ќн поставил более 50 спектаклей, сн€л несколько фильмов (самые известные: Ђ¬ четверг и больше никогдаї, Ђ“ан€ї).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.11.2007

—ейчас Ёфрос Ц театральна€ легенда. Ћегенда про театр, в котором не было мишуры, но была жизнь в тончайших, щем€щих, самых острых, самых €рких ее про€влени€х. Ћегенда о том, что такое насто€ща€ работа в насто€щем театре и с насто€щим режиссером, который служит искусству. “а работа, о которой мечтают все актеры. ќльге яковлевой и јнне  аменковой, которые сегодн€ вспоминают об Ёфросе Ц повезло: они сформировались и долгие годы жили в искусстве в его художественной системе координат. »м довольно сложно встроитьс€ в театр сегодн€шний. ћожет быть, благодар€ тому, что в репетици€х, в общении с Ёфросом они научились отличать насто€щее от подделки, и рады бы обманутьс€, да не могут. Ќе позвол€ет внутренний камертон, настроенный Ёфросом.

јнатолий Ёфрос фотографи€
јнатолий Ёфрос фотографи€

Ц  ак он работал? —начала был разбор пьесы, перед каждой репетицией Ц разбор каждой сцены...  огда он начинал рассказывать, становилось пон€тно, что вот только так и может быть! „то спектакль Ц он про то, о чем Ёфрос говорит, а как иначе? ћес€ц перед премьерой шли ежедневные прогоны, и после каждого прогона он два-три часа говорил со всеми. ѕотом идешь домой, а мысль одна: Ђƒот€нутьс€ бы! ƒот€нутьс€...ї

ћы были на гастрол€х в Ёдинбурге в конце шестидес€тых с Ђ∆енитьбойї.  огда занавес закрылс€, в зале сто€ла гробова€ тишина. ј потом Ц шквал, потому что они такого никогда не видели. ” них холодные спектакли в јнглии, которые они смотр€т, положив ногу на ногу. ѕотом к нам пришли актеры Ёдинбургского театра и все спрашивали: Ђ¬ы что, каждый спектакль так играете? Ёто же невозможно Ц каждый раз Ц так!ї ј он все так строил. Ќа разрыв аорты.

Е¬ Ђ∆енитьбеї есть такое место, когда ѕодколесин и јгафь€ наконец остаютс€ одни, у них происходит разговор, и у ѕодколесина реплика: ЂЁто € на той дороге видел, по которой € каждый день хожу в должность. я ведь, сударын€, каждое утро хожу в должностьї. » он у Ёфроса так это говорит, что каждый чувствует, что это о нем Ц что это ему, сид€щему в зале, до самой смерти своей вот так ходить этой дорогой в должность, туда-сюда, и никуда свернуть невозможно. » никакой надежды нет. » от этой обыденной, казалось бы, фразы, у людей Ц комок в горле.

ƒл€ мен€ это Ц определение таланта. ўем€ща€ нота, которую невозможно объ€снить, когда € не понимаю, отчего мен€ вдруг переворачивает... ѕосле его спектаклей люди молча уходили, потому что им не хотелось говорить.

ќн всегда говорил о любви. ќ достоинстве человеческом в этом коротком нашем пролете жизни. ќн существовал словно на другом уровне. ќн всех звал туда, и все делал дл€ того, чтобы каждый мог оторватьс€. ’оть на мгновенье.

—ейчас так не работают. —ейчас приходишь на площадку и говоришь режиссеру: ЂЌу, поговорите со мной!ї ј в ответ: Ђ«ачем? ≈сть текст, давай вперед!ї

я искалечена Ёфросом. ќн был посланный. ѕриди он сейчас, ему было бы очень трудно. Ќо кто-то должен прорубать туннели в этом хламе, который составл€ет сегодн€ нашу жизньї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц ≈го волновали тончайшие перипетии человеческих взаимоотношений на сцене, и Ёфрос дл€ выражени€ их находил всегда неординарные решени€. Ќужно быть Ёфросом, иметь такую духовную сущность, чтобы были Ђболезненны некоторые Ђвещиї Ц старички на улицах и в магазинах, ув€дание безработных актеров и расцветание их при по€влении работы, бездомные собаки, переход€щие улицы без смысла и направлени€, оттого что идти некуда... тщетность свивани€ птицей гнезда под балконом, потому что все недолговечно, сама скоротечность быти€... Ќе случайно любимым режиссером Ёфроса был ‘едерико ‘еллини.

Ц ѕомните ли вы вашу первую встречу с јнатолием ¬асильевичем?

Ц ¬начале € познакомилась с ним как с художественным руководителем, когда он разбирал работу режиссера —. Ўтейна Ђƒо свидани€, мальчикиї по повести Ѕ. Ѕалтера, в которой € была зан€та. Ёфрос только что пришел главрежем в ЂЋенкомї и ему показывали проделанную работу в репетиционном зале. јнатолий ¬асильевич тогда разругал м€гко всех и вс€. ј про мен€ сказал так: ЂЌу, мне понравилась эта актриса, котора€ играла »нку, если это можно назвать Ђпонравиласьї... ну, мен€ как-то взволновала ее манера игры, если это можно назвать Ђволнениемї... ¬от така€ сомнительна€ была похвала... ѕравда, много позже он напишет в своей статье: Ђ огда € смотрел эту репетицию, мне хотелось, чтобы наход€щиес€ на сцене ушли и скорей бы прибежала та, котора€ быстро-быстро говорила и мгновенно реагировала...ї —мысл был такой, за точность не ручаюсь. ѕосле этого мен€ стали дразнить Ђлюбимой артисткой Ёфросаї. ј собственно репетици€ перва€ с ним была, когда он ставил свой первый спектакль в ЂЋенкомеї Ц Ђ¬ день свадьбыї ¬. –озова. Ќе пришла на генеральную актриса, игравша€  лаву, и мен€ из репзала вызвали на сцену, чтобы заменить ее. я с текстом в руках стою в ужасе на сцене, и јнатолий ¬асильевич дает задание: Ђ¬ыйдите из задней кулисы, подойдите к авансцене, и, ничего не игра€, безинтонационно, гл€д€ в зал, произнесите партнеру этот текстї. я так и сделала. Ќа следующий день была премьера. я выучила текст и, Ђничего не игра€ї, вышла на сцену и произнесла его. Ёто был боо-о-льшой монолог... ј еще через день в театре собралась вс€ Ђэлитна€ критикаї, чтобы своим разбором премьеры как-то помочь театру отразить нашу работу. Ќу, критики и отразили: спектакль похвалили, актеров тоже, и Ђтанкомї проехались по моему Ђничегонеделаниюї на сцене. я была убита, но с тех пор пон€ла, что когда Ёфрос говорил: Ђѕройдите технически, ничего не игра€ї, не надо верить ему буквально.

ѕосле ухода мастера в 1987 году многие его актеры оказались в ситуации, когда режиссеры Ђне разговариваютї, когда они не знают, зачем берут дл€ постановки ту или иную пьесу, не знают, о чем будут ставить, за что болеть, и пытаютс€ это скрыть. »ли не пытаютс€. Ёта професси€ Ц как милость, котора€ никем не даетс€.  ак научить режиссуре?  ак научить художественному мировоззрению?  ак научить чувствовать?  ак научить любить?  ак научить, чтобы щемило сердце от боли? Ёто редчайший дар. » Ёфросу он был ниспослан... » еще Ц где вз€ть такой дар, чтобы суметь рассказать о нем? „то такое театр? Ёто открытые двери, открытый мир. Ёто распахнутость навстречу... Ёто игра, котора€ вам интересна и манит... Ёто не защищаемость, а незащищенность. » из этого всего может родитьс€ и при€знь, и дружба, и любовь. » все человеческое. » другой театр...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru