Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий Ёфрос

   /   

Anatoly Efros

   /
             
‘отографи€ јнатолий Ёфрос (photo Anatoly Efros)
   

ƒень рождени€: 03.07.1925 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
ƒата смерти: 13.01.1987 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 61 год

√ражданство: ———–

јнатолий Ёфрос: ЂЕбольшевиков он просто не замечаетї

¬ыдающийс€ театральный режиссер

—егодн€ театр может быть вс€ким: броским, €рким, публицистичным, или наоборот Ч тихим, аполитичным, лабораторным. ќдного не может сегодн€ наш театр Ч быть волшебным сновидением, полным печали и надежды одновременно. » дело здесь в том, что просто нет сейчас в сценическом искусстве личности, умеющей плести тончайшее кружево театрального волшебства. ѕоследний из великих мастеров театрального колдовства, выдающийс€ режиссер јнатолий ¬асильевич Ёфрос покинул сей мир 13 €нвар€ 1987 года. ≈му не исполнилось и 62 лет.

03.07.2023

≈го биографи€, на первый взгл€д, весьма обыденна. –одилс€ Ёфрос 3 июл€ 1925 года в ’арькове, в семье служащих авиационного завода. ѕосле войны окончил режиссерский факультет √»“»—а и попал в ÷ƒ“ Ч ÷ентральный детский театр. «атем работал режиссером в других московских театрах. ѕоставил несколько фильмов, несколько телевизионных и радиоспектаклей, написал несколько книг-размышлений о себе и своей профессии.

јнатолий Ёфрос фотографи€
јнатолий Ёфрос фотографи€

Ѕыстро повзрослевшие дети

—оветский человек до времен хрущевской Ђоттепелиї оставалс€ вечным ребенком в семье сурового Ђотца всех народовї.  огда же в середине 50-х годов прошлого века дали люд€м глоток свободы, страна начала быстро взрослеть. ѕроисходили резкие перемены, в том числе и в отечественном искусстве. ќдним из первых эти перемены в театре стал осуществл€ть Ёфрос. «ахолустный ÷ƒ“, хоть и наход€щийс€ в самом центре ћосквы, буквально на глазах у изумленной публики стал превращатьс€ в самый интересный столичный театр, где одна за другой выходили постановки, остро современные и по форме, и по содержанию: Ђ¬ добрый часї, Ђƒруг мой,  олькаї, Ђ¬ поисках радостиїЕ » хот€ пьесы –озова и ’мелика рассказывали о выборе подростками жизненного пути и жизненных ценностей, это задевало за живое зрителей всех поколений, ибо, как уже говорилось, вс€ страна стремительно взрослела, и выбор жизненного пути и жизненных ценностей затрагивал всех без исключени€.

јнатолий Ёфрос фотографи€
јнатолий Ёфрос фотографи€

 роме того, если в русском театре предыдущей эпохи нагримированные актеры в натуралистических декораци€х неестественными голосами произносили малопон€тные публике тексты (Ђсовсем как в театреї), то в постановках Ёфроса артисты, практически, не размалевывали себ€, декорации были минимальны, чтобы не отвлекать зрителей от сюжета и персонажей, а говорили артисты на сцене нормальными голосами с нормальными интонаци€ми. ѕричем и тогда, и впоследствии Ёфрос не особенно заботилс€ Ч о чем говор€т герои пьес. ќн показывал Ч что происходит между ними, какие истинные мотивы (не слова) движут персонажами. ќтсюда возникала необыкновенна€ психологическа€ глубина эфросовских постановок.

ѕолитика придет к вам сама

ѕосмотрев на возрожденный детский театр, начальники от искусства решили поручить Ёфросу возродить и театр дл€ молодежи. ¬ начале 60-х Ёфрос возглавил театр Ћенинского комсомола (ныне Ћенком). «десь он поставил несколько спектаклей, сразу сделавших его одним из лучших режиссеров страны: Ђ¬ день свадьбыї –озова, Ђ104 страницы про любовьї и Ђ—нимаетс€ киної –адзинского, впервые серьезно вз€лс€ за классику: Ђ„айкуї „ехова и Ђћольераї ЅулгаковаЕ ¬ремена между тем мен€лись Ч на смену Ђоттепелиї шли первые Ђзаморозкиї. ÷ензура старалась строго отмер€ть границы дозволенного, хот€ театр на таганке и Ђ—овременникї вели упорную борьбу за расширение цензурных дозволений. —овсем друга€ ситуаци€ была у Ёфроса Ч он вс€чески избегал политических игр, счита€ политику недостойной театра.  ак справедливо заметил в те годы один театральный критик: Ђ то-то славословит большевиков, кто-то критикует. ј Ёфрос большевиков просто не замечаетї.

Ќо коммунистические идеологи никому не позвол€ли держатьс€ вне политики. јполитичность тоже считалась преступлением. » Ёфросу вменили в вину не только аполитичность, но еще и смехотворное обвинение в Ђискажении классикиї. “акого человека, разумеетс€, нельз€ было держать во главе идеологического учреждени€, каковым считалс€ театр. » Ёфроса сослали из главных режиссеров в театр на ћалой Ѕронной Ч в так называемые Ђочередные режиссерыї.

јнатолий Ёфрос фотографи€
јнатолий Ёфрос фотографи€

 лассика дл€ классика

»з театра Ћенинского комсомола (как когда-то и из ÷ƒ“) вместе с Ёфросом ушли его актеры-единомышленники. Ќо когда первый же спектакль Ёфроса в новом театре Ч Ђ“ри сестрыї по „ехову Ч был запрещен и ЂпропесоченїЕ в коммунистических газетах, стало €сно, что режиссер попал в большую немилость. ј после того как был запрещен его другой спектакль на ћалой Ѕронной Ч Ђќбольститель  олобашкинї по пьесе –адзинского, несколько эфросовских артистов дрогнули и ушли от опального мастера.

¬ это же врем€ Ёфрос получил и свой первый инфаркт. „тобы не дразнить звер€, Ёфрос старалс€ в своих постановках избегать актуальных современных проблем и аллюзий Ч он обратилс€ к театральной классике: Ђ–омео и ƒжульеттаї, Ђќтеллої Ўекспира, Ђƒон ∆уанї ћольера, Ђћес€ц в деревнеї “ургенева, Ђ∆енитьбаї √огол€Е ¬ласть подозрительно сопела, но открытые нападки на Ёфроса прекратились. —тавил он изредка и современные пьесы: Ђ—частливые дни несчастливого человекаї јрбузова, Ђ„еловек со стороныї ƒворецкого, ЂЁшелонї –ощинаЕ  ажда€ постановка Ёфроса становилась дл€ театральной публики сенсацией, приводила в восторг, порождала подражани€ у коллег. », в конце концов, Ёфрос был без шума и помпы общепризнан классиком режиссуры.

≈ще в опальные времена Ёфроса из профессиональной солидарности приглашали на постановки ќлег ≈фремов в ћ’ј“ и ёрий Ћюбимов в театр на “аганке. „уть позже, осуществл€€ на телевидении постановку булгаковского Ђћольераї, Ёфрос пригласит на главную роль ёри€ Ћюбимова Ч истори€ великого французского театрала, затравленного королем и его холу€ми, была близка и пон€тна и Ёфросу, и Ћюбимову.

“огда никто и подумать не мог, что отношени€ двух замечательных режиссеров из творческого содружества перейдут в непримиримую вражду, котора€ косвенно станет причиной смерти одного из них.

“аганска€ погибель

¬ начале 80-х годов ёрий Ћюбимов отказалс€ возвращатьс€ из-за границы в ———–, был объ€влен предателем родины и лишен советского гражданства. “еатр на “аганке осталс€ без признанного лидера, нужно было успокоить прогрессивную общественность. Ёфросу предложили возглавить “аганку. “ем самым, казалось, будет успокоена избалованна€ и строптива€ труппа театра, а также продемонстрирован либерализм власти по отношению к недавно опальному Ёфросу.  ак всегда, отдаленный от политики, Ёфрос предложение прин€л.

Ќо тут взбунтовалс€ за рубежом ёрий Ћюбимов Ч он обвинил Ёфроса в шрейкбрехерстве, в забвении корпоративной солидарности, которой сам, дескать, пользовалс€ в трудные времена. Ќесколько известных актеров “аганки демонстративно покинули труппу театра, когда туда пришел Ёфрос.

ѕеребравшись на “аганку, Ёфрос принципиально не вз€л с собой, практически, никого из прежних актеров-единомышленников, чтобы не вызывать в таганской труппе ненужных опасений и пересудов. » получилось так, что старых соратников он оставил, а новых не приобрел. ѕравда, с ним охотно сотрудничали ведущие артисты “аганки Ч ¬алерий «олотухин, ¬ениамин —мехов, јлла ƒемидова. Ќо очень многие из мира театра Ёфроса травили и изводили. » добились даже большего, чем хотели Ч ненастным €нварским днем јнатоли€ ¬асильевича настиг очередной сердечный приступ.

Е“еатр не поддаетс€ пересказу словами, а театр Ёфроса Ч в особенности. ≈го спектакли, как и сценические творени€ других гениев Ч —таниславского, ћейерхольда, “аирова, ¬ахтангова Ч так и останутс€ теперь навсегда лишь легендой.

к вопросу о биографии Ёфроса
михаил иванович 02.08.2009 09:58:45
„то-то скудненька€ биографи€ у јнатоли€ ¬асильевича Ёфроса с 1925 по 1950 годы. ћой отец 1925 года рождени€ с осени 1942 был партизаном, с лета 1944 по €нварь 1945 в  расной јрмии. “€жело ранен под  енингсбергом. ЌаграждЄн орденом  расной «везды и медалью "«а отвагу".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru