Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий Ёфрос

   /   

Anatoly Efros

   /
             
‘отографи€ јнатолий Ёфрос (photo Anatoly Efros)
   

ƒень рождени€: 03.07.1925 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
ƒата смерти: 13.01.1987 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 61 год

√ражданство: ———–

” отца не было друзей. ” него были мы с мамой

¬ыдающийс€ театральный режиссер

ќ том, каким был великий режиссер дома и как непросто складывалась его жизнь в театре, обозревателю "»звестий" ћарине ƒавыдовой рассказал сын јнатоли€ Ёфроса известный режиссер ƒмитрий  рымов.

04.07.2010

3 июл€ исполн€етс€ 85 лет со дн€ рождени€ јнатоли€ Ёфроса. ѕо сей день артисты, работавшие с ним, зрители, видевшие его постановки, да и многие театральные режиссеры, обычно очень ревниво относ€щиес€ к работам представителей своего цеха, вспоминают о спектакл€х Ёфроса, как о самых сильных переживани€х, когда-либо полученных в театре. ќ том, каким был великий режиссер дома и как непросто складывалась его жизнь в театре, обозревателю "»звестий" ћарине ƒавыдовой рассказал сын јнатоли€ Ёфроса известный режиссер ƒмитрий  рымов.

јнатолий Ёфрос с женой, театральным критиком Ќатальей  рымовой
јнатолий Ёфрос с женой, театральным критиком Ќатальей  рымовой

 огда теб€ впервые привели в театр, это, конечно, был спектакль папы?

- Ќет, все очень традиционно - это была "—ин€€ птица" во ћ’ј“е. Ќо € в ÷ентральном детском примерно в этом же возрасте, то есть года в четыре, смотрел и папины спектакли. "÷ветик-семицветик", наверное.

 ажетс€, € помню даже какие-то цветы на сцене. ѕравда, помню ли € их на самом деле, или мне только так кажетс€, не знаю...

Ќо ты понимал, что "÷ветик-семицветик" - это папин спектакль?

- ƒа, в общем, догадывалс€. ѕриходишь - с тобой здороваютс€ как-то по-особенному. ј в "Ћенкоме", где он был главным режиссером, мне вообще разрешали лазать там, где другим нельз€. » в "Ћенкоме" € уже смотрел спектакли отца по дес€ть раз. "—нимаетс€ кино" - раз п€тнадцать, не меньше. » всегда ощущал как волшебство, когда артист выходил из-за кулис на сцену. «а кулисами-то он один, а на сцене совсем другой. ќсобенно на гастрол€х этот перепад чувствовалс€. —мотришь на людей на подмостках и знаешь, что вечером в гостинице будет с ними застолье, все будут сме€тьс€... ’от€ отец всегда был немного отстранен от актеров.

ј в чем это выражалось?

- ј актеры в гости к нам не приходили практически. я, помню, как-то “олю √рачева позвал к себе, пригласив его участвовать в одном из своих спектаклей. ћы жили тогда на “верской, в папиной квартире. я ему долго объ€сн€л, как пройти, потом говорю: ну что € вам объ€сн€ю, вы же знаете, где папа живет. ќн говорит: нет, € никогда у него не был. » никто не был - ни  ол€ ¬олков, ни ќл€ яковлева, ни “он€ ƒмитриева.

Ћучшие дн€

 им Ѕейсингер. Ѕиографи€
ѕосетило:21373
 им Ѕейсингер
ƒжим ћоррисон: «а пределами реальности
ѕосетило:17380
ƒжим ћоррисон
јлиса ‘рейндлих: “айна всеобщей любимицы
ѕосетило:10912
јлиса ‘рейндлих

Ќо почему?

- ќн уставал от всего, дома предпочитал просто полежать, отдохнуть.   нему гости никогда не приходили. √ости к папе?! ƒа вы что! √ости - это у нас с мамой были, а он приходил и мыл посуду. Ќет, ну бывали исключени€. ѕришел к нему ћиронов однажды. ѕомню еще редкий случай, когда какие-то артисты к нам загл€нули репетировать. ѕочему-то так было на этот раз удобнее. Ќо чтобы зашли потрепатьс€... Ќет. “акого вообще не было. ¬ ритм его жизни это не укладывалось.  ак-то без предупреждении к нам заехал его однокурсник и друг бывший. ќни, правда, уже не общались к тому времени давно. ѕапа позеленел, отвел мен€ на кухню и говорит: "ƒемь€шка (он так мен€ называл), ты не удивл€йс€, € сейчас скажу, что должен в театр идти". ќделс€ и пошел с ним в театр. ќн не мог сидеть и просто разговаривать. ќн брал себе столько работы, чтобы не было зазоров, чтобы днем репетировать, утром писать.

ј кого ты назвал бы его друзь€ми?

- ” него не было друзей. ” него были мы с мамой.

ј тебе-то самому он удел€л врем€?

- Ќу мы с ним работали в какой-то момент.

ќп€ть работали. ј там домашнее задание сделать, подзатыльник дать...

- ј, да... ѕомню. ќн один раз решил пересилить себ€ и сделать со мной домашнее задание. Ёто было просто мукой. я давилс€ слезами, а он жутко злилс€. Ёто правописание, наверное, было. ѕотому что он сказал в какой-то момент: "ј теперь пиши большими буквами: "√лупый ƒима делает уроки". ќн мен€ очень любил, но воспитание - это было не его амплуа.

“ы когда-нибудь наблюдал его на репетици€х?

- ќчень редко. я знаю, что он не умел это делать, переживал, чуть ли не плакал, возвраща€сь от актеров домой.

„то не умел делать, прости?

- –епетировать.

 ак же так? ќн ведь написал книгу "–епетици€ - любовь мо€".

- Ёто у него потом репетици€ превратилась в любовь. ј после института он стал в ћоскве работать с Ѕабочкиным, который его доводил, с јстанговым... » очень переживал. ќн сказал однажды, что полюбил репетиции, когда научилс€ думать при актерах. ќткрыто сомневатьс€. „то-то знать, а чего-то не знать. ѕотому что самое прекрасное в репетиции - это импровизаци€. Ќо этим умением никто не может обладать сразу. ќткуда оно у него вз€лось? »з работы над собой.

–абота режиссера над собой...

- Ќу да. ќн приходил домой, вставл€л ключ в замочную скважину, он знал, что мама сидит и ждет его, но он устраивал себе такое испытание: не открывать дверь, пока не будет решена проблема, возникша€ в голове после репетиции. ј мама не знала, что он стоит за дверью с ключом, сидела, шила или еще что-то делала. ј любовь его к репетици€м € тоже наблюдал. Ёто было абсолютное спокойствие. » така€, как он говорил, лабораторна€ тишина.  огда он снимал фильм, люди иногда загл€дывали в павильон и говорили: ой, извините, а мы думали, тут никто не работает. ќчень тихо было. ќбычно ведь на съемке шум€т все.

Ёфрос на репетици€х и Ёфрос дома - это был один человек или разные?

- –азные абсолютно. “ам был веселый, активный, остроумный, бурл€щий иде€ми человек. ј дома усталый, сосредоточенный... Ќо мне всегда было с ним легко. — ним было легко молчать.

Ѕыло что-то в жизни, что занимало его так же сильно, как театр?

- ћама. ј все остальное - духовные поиски и т.д., это все через театр.

ѕредательство на ћалой Ѕронной, и потом “аганка, это ведь было очень болезненно. “ы как-то ощущал это?

- ќщущал, конечно. Ѕыл еще конфликт в "Ћенкоме". ≈го € помню смутно. ѕомню только, что папа лежал на бабушкиной кровати с сердечным приступом. » его быстренько решили послать на отдых вместе со мной. “ак мы оказались в √аграх.

Ќо ведь Ёфрос был совершенно актерский режиссер. ќткуда же брались эти конфликты?

- ќткуда берутс€ конфликты и вообще все плохое - это пон€тно. ќткуда беретс€ хорошее - вот в чем вопрос. ј плохое... ¬се состоит из плохого, и если ничего не делать, не работать над собой, то будет только плохое, хорошего не будет. “еатр - это удивительное учреждение.  огда в театре плохо, то очень плохо, потому что это вынужденное совместное пребывание людей, которые уже не люб€т друг друга. ј когда прекрасно, то вообще лучше не бывает.

„то значит дл€ теб€ творчество отца? “ы ведь пошел совсем другим путем в искусстве.

- ѕуть другой. Ќо результата € хотел добитьс€ такого же.  огда € начинал, то был уверен: не могло все так изменитьс€ в театре, чтобы уже невозможно было испытать ощущени€ столь же сильные, как на спектакл€х Ёфроса. я хорошо их помню. ¬от здесь, в горле и, может, чуть пониже все сжимаетс€. Ёто очень определенна€ штука. ќна случаетс€, когда тема сливаетс€ с театральной формой.  огда €, смотр€ спектакль, о чем-то догадываюсь, что-то недопонимаю, чему-то удивл€юсь... Ѕываю чем-то убит, а потом оказываетс€, что € жив и смеюсь. “акой странный комплекс чувств. —овершенно особенное переживание, которое мне хотелось воскресить в себе и зрител€х, сид€щих в зале. Ќо его рецептов €, конечно, не

знал, € не знал, как он готовил эти свои отвары колдовские...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 им Ѕейсингер. Ѕиографи€
ѕосетило:21373
 им Ѕейсингер
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276899
ёрий ¬ласов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41924
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru