Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий Ёфрос

   /   

Anatoly Efros

   /
             
‘отографи€ јнатолий Ёфрос (photo Anatoly Efros)
   

ƒень рождени€: 03.07.1925 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
ƒата смерти: 13.01.1987 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 61 год

√ражданство: ———–

ƒл€ Ёфроса был важен не стиль, а тема

¬ыдающийс€ театральный режиссер

ћен€ коробит мысль, что кому-то из актеров или чиновников была дана сила его погубить. ќн был очень чуткий человек. ≈сли что-то его и погубило, то чуткость. ќн очень чутко реагировал на все: и на театральные дела, и на жизнь. ѕросто у него была така€ манера жить и работать, что она сама по себе была губительна.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

20.07.2005

≈сли бы не нелепа€ преждевременна€ смерть, то 3 июл€ режиссер јнатолий Ёфрос мог бы справить свой 80-летний юбилей. ѕереоценить вли€ние этой фигуры на судьбы отечественного театра абсолютно невозможно Ц ни тогда, когда мы имели счастье видеть постановки Ёфроса, ни сейчас, спуст€ восемнадцать лет после его ухода. Ќаш корреспондент встретилс€ с сыном режиссера ƒмитрием  рымовым, который как художник оформил множество спектаклей Ёфроса, а несколько лет назад и сам дебютировал в театральной режиссуре.

јнатолий Ёфрос фотографи€
јнатолий Ёфрос фотографи€

- ƒмитрий, может, хоть вы разрешите проблему с ударени€ми Ц как правильнее, Ёфрос или Ёфрос?

- —ам не знаю, как правильнее. Ќо € больше люблю говорить ЂЁфросї - это как-то по-домашнему. Ёфрос звучит более официально. ѕомню, когда он отмечал свой юбилей, был вечер в ƒоме ученых и «€ма ѕаперный пошутил: 50 процентов наших доцентов говор€т Ёфрос, а 50 процентов Ц Ёфрос.

- ћне хочетс€, чтоб вы сейчас вспомнили о нем не как сын об отце, а как художник о режиссере. ¬ашим первым совместным спектаклем, кажетс€, был Ђќтеллої?

- ƒа, Ђќтеллої. я еще был на первом курсе, когда он мен€ пригласил. “о есть не пригласил, а даже не знаю, как лучше это назватьЕ ћы очень долго делали тот спектакль, лет п€ть работали. я тогда вообще еще очень мало что понимал, но то, как он работал, было удивительно. Ёто было очень спокойно, хот€ он прекрасно понимал, что € как художник пока никто. ќн был уверен, что прикроет мен€. я волновалс€, а он нет. ѕолучилось Ц хорошо, не получилось Ц подумай еще.

- Ёфрос сам предложил какую-то картинку?

- ќн придумал довольно смешную картинку, простую и сильную. ћы поискали, поискали, а потом через п€ть лет к ней и вернулись. ” него очень четкий замысел был всегда. », как правило, он был св€зан с декорацией. ƒл€ него большое внимание имела геометри€ на сцене.

- ¬изуальное решение рождалось у него сразу и потом уже не мен€лось?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ќн позвол€л иногда мен€ть его. Ќе мне, а Ћевенталю, скажем. Ќо, как мне кажетс€, это всегда было не к лучшему. —пектакль Ђƒорогаї, скажем, Ц такой замечательный был замысел... Ћевенталь предложил более оперную декорацию, и это получилось не очень хорошо.

- ћного ли вы вз€ли от него как от режиссера?

- я знаю точно, что от него надо было бы вз€ть. “очное знание еще до начала репетиций, что именно ты хочешь сделать, процентов на 70-80. ќстальное можно мен€ть, но 75 процентов Ц это железно, и ты не должен никому из театральных людей это уступить. ѕотом это должно обрасти какими-то легкими импровизационными облачками. Ќельз€ меньше чем 75 процентов, потому что тогда за этой импровизацией ты потер€ешь свой замысел, и нельз€ больше, потому что тогда это будет негибка€ структура. «нание без свободы Ц это, может быть, и хорошо, но живость тер€етс€. ј если наоборот, без какого-то стержн€, то может получитьс€ талантлива€ игра и вообще милейшее воплощение, но это будет похоже на студенческий капустник. “рудно себе представить, что „ехов садилс€ писать Ђ“ри сестрыї, не зна€, что полк уйдет, а они останутс€ или что вишневый сад продадут. ќн, конечно, все это знал, когда садилс€ писать. ’от€ прошло уже почти двадцать лет со смерти папы и не все помнитс€, но что-то подобное € от него слышал: Ђѕрихожу, твердо зна€, что € хочу сделать на репетиции, а дальше действую по обсто€тельствам. —прашиваю, разговариваюЕї  огда актеры думали, что с ними реально советуютс€ и их мнение много решает, то это, конечно, было не так.  огда он перешел в ЂЋенкомеї с этюдного метода работы на другой способ, все были взбудоражены, возмущены тем, что он ломает какие-то устои. » он им сказал: ну не думали же вы всерьез, что раньше ваши суждени€ что-то серьезное решали в спектакле? ” него сложилс€ такой странный метод, в котором было всего понемножку.  огда нужно - этюд, когда нужно - показ, когда нужно - объ€снение, а когда нужно - жестка€ директива: Ђ¬ыйди отсюда и скажи с такой-то интонациейї.

- ј вот интересно, когда у него только созревал замысел какой-то работы, он выговаривалс€ на эту тему в семье?

- ƒа-да-да, все так и было. ћог с азартным видом прийти на кухню и сказать: Ђј вот в этом месте € сделаю вот так!ї » потом все начинало наматыватьс€ на эту идею.  огда у мен€ только родилс€ сын, папа пришел к студентам и стал говорить, что такое замысел. «амысел, говорил он, рождаетс€ сразу. Ёто как маленький ребеночек, у которого есть п€ть пальчиков, ушки, но только все очень маленькое. ѕотом это разовьетс€ и станет больше. Ёто очень точно, во вс€ком случае дл€ его спектаклей.

- ¬ы после смерти отца пытались бросить театр и даже бросили его на годы. ѕочему же вернулись?.. ¬идимо, это така€ зараза, котора€ никогда не отпускает человека?

- “ак и естьЕ

- ћожете припомнить в детстве момент, когда вы подхватили эту заразу?

- “рудно припомнить определенный момент. Ёто было все настолько св€зано, жизнь и театрЕ я долго не думал о том, чтобы профессионально этим заниматьс€; понимал только, что, видимо, буду художником. “о, что € стал театральным художником, - это мамин выбор, за что € ей очень благодарен. ќна со свойственной ей простотой и решительностью угадала область, в которой € смогу жить. я полюбил это уже потом. ј потом разлюбилЕ ј потом снова полюбил.

- –азлюбливание было св€зано, разумеетс€, с уходом јнатоли€ ¬асильевича?

-  онечно. ћне часто задают дурацкий вопрос, сравниваю ли € себ€ с папой. » после дес€того такого вопроса € наконец задумалс€ и пон€л: да вообще все, что € делаю в театре, - это € привет ему передаю. » ничего больше.

- ѕомните первый папин спектакль, который вы увидели?

- Ќаверное, это было в ЂЋенкомеї. ћне, кажетс€, лет дес€ть было. я дес€тками раз смотрел и Ђ—нимаетс€ киної, и Ђ—то четыре страницы про любовьїЕ Ќо спектакл€ми € тогда не был впечатлен. ј в ЂЋенкомеї уже был более осознанный опыт. ѕомню всю эту атмосферу закулиснуюЕ ѕапа был главным режиссером, и поэтому любовь актеров, обращенна€ на мен€, была несколько чрезмерной. ѕомню гастроли, разные городаЕ я смотрел спектакли, а потом подбегал в антракте к зрител€м и спрашивал: ЂЌу что, интересно? ’ороший спектакль?ї

- ”шел человек. Ќе стало театра Ёфроса.  ак вам кажетс€, сегодн€ где-то проросли ростки его театра? ¬идите ли вы где-нибудь отголоски той эстетики?

- ѕо-моему, он везде, где человек переживает на спектакле.  огда какое-то сочетание музыки и слова вдруг заставл€ет его думать о своей удавшейс€ или неудавшейс€ жизни, о дет€х, о жене, о родител€х и он уходит грустно-радостныйЕ Ёто и есть театр Ёфроса. ј форма, в которую будет облечен этот театр, может быть люба€. ћожно палить из пушек, а можно сидеть на стуль€х и разговаривать, а можно, чтоб скрипка заиграла. ƒл€ него был важен не стиль, а тема. ≈му иногда казалось, что стиль начинает над ним властвовать, и он старалс€ вынуть этот стиль из себ€, как застр€вший в теле осколок. » сделать следующий спектакль совсем по-другому. Ёто мучительна€ была дл€ него процедура. ќн был очень откровенный человек, и когда чувствовал, что он в тупике, то всем рассказывал, что он в тупике. » потом очень удивл€лс€ и горевал, когда все вокруг подхватывали: Ђƒа, он в тупике, мы тоже видим, что он в тупикеї. ќн-то говорил это, чтоб найти новый путь, а многие только радовались тому, что он попал в тупик. —ейчас, когда € сам зан€лс€ режиссурой, € сам стал понимать, как он все это переживал. —о стороны может показатьс€ Ц известный человек, хороший режиссер.  азалось бы, неужели его все это не успокаивало? Ќет, не успокаивало. Ёто ’емингуэй, кажетс€, говорил, как он садитс€ перед белым листом и уговаривает себ€: ЂЌе бойс€, не бойс€Е ¬ прошлый же раз получилосьЕї ¬от примерно так и у Ёфроса было.  огда он начинал Ђне волноватьс€ї, когда он чувствовал, что умеет делать спектакли, ему это становилось скучно. ќн хотел тайны. ј когда подступаешьс€ к тайне, то всегда нервничаешь. ¬от этот нерв Ц и есть Ёфрос. ј каким образом это делалось, разгадать невозможно. Ёто же как зараза: человек р€дом с тобой нервничает, и ты начинаешь нервничать. ѕотому это все так и действовало. ќн добивалс€ того, что объедин€л людей в общую хорошую компанию. Ћюди ведь так часто объединены в плохую компанию, а это объедин€ет их в какую-то хорошую компанию. Ёто как бы накрывает их какой-то общей шапкой. Ёто как снег, который идет дл€ всех. “акое возможно только в театре.

- Ѕыл ли Ёфрос погублен?

- Ќет, ну что выЕ Ёто общеприн€та€ верси€, котора€ очень удобна, тем более сейчас. Ќикто не погублен. Ёто жизнь губит своими обсто€тельствами.  то-то попадает под машину, а у кого-то запрещают спектакли, кого-то предают ученики, а у кого-то болит сердце.  онец-то у всех один. ћен€ коробит мысль, что кому-то из актеров или чиновников была дана сила его погубить. ќн был очень чуткий человек. ≈сли что-то его и погубило, то чуткость. ќн очень чутко реагировал на все: и на театральные дела, и на жизнь. ѕросто у него была така€ манера жить и работать, что она сама по себе была губительна. “от поэтический нерв, о котором мы сейчас говорили, - он же вынималс€ из себ€.  огда “еннесси ”иль€мса спросили, кака€ у него мечта, он ответил: ЂЅыть менее чувствительнымї. Ќо если пожелать Ёфросу быть менее чувствительным, то он бы не смог делать такие спектакли. ќн бы не согласилс€.

ќт ћалой Ѕронной до “аганки

јнатолий ¬асильевич Ёфрос родилс€ 3 июл€ 1925 года в ’арькове в нетеатральной семье. ¬ 1950-м окончил √»“»—. ¬ 1954 году пришел в ÷ентральный детский театр, где поставил спектакли Ђ¬ добрый часї (1954), Ђƒруг мой,  олькаї (1959). — 1964-го - главный режиссер “еатра имени Ћенинского комсомола, с 1967-го - режиссер “еатра на ћалой Ѕронной, с 1984-го - главный режиссер “еатра на “аганке. —реди спектаклей, прославивших его им€, - Ђ104 страницы про любовьї (1964), Ђ—нимаетс€ киної (1965), Ђ“ри сестрыї (1967, 1982), Ђ–омео и ƒжульеттаї (1970), Ђќтеллої (1976), ЂЅрат јлешаї (1972), Ђƒон ∆уанї (1973).

∆еной јнатоли€ Ёфроса была Ќатали€  рымова, выдающийс€ театральный критик. »х сын, ƒмитрий  рымов, Ц известный художник, создавший сценографическое решение р€да спектаклей Ёфроса. Ќазначение јнатоли€ ¬асильевича на должность главного режиссера “еатра на “аганке в 1984 году вызвало недовольство многих членов труппы, режиссер подвергалс€ откровенной травле. 13 €нвар€ 1987 года его не стало.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru