Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий Ёфрос

   /   

Anatoly Efros

   /
             
‘отографи€ јнатолий Ёфрос (photo Anatoly Efros)
   

ƒень рождени€: 03.07.1925 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
ƒата смерти: 13.01.1987 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 61 год

√ражданство: ———–

Ћегкое дыхание

¬ыдающийс€ театральный режиссер

“еатральный мир отметит 85-летие јнатоли€ Ёфроса

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.07.2010

— легкой руки »нтернета ошибка с датой рождени€ јнатоли€ Ёфроса Ц июнь вместо июл€ Ц широко разошлась по самым разным издани€м и проникла даже в уважаемые словари. ¬еликий режиссер, чьи спектакли определили направление, стиль и дыхание русского театра второй половины ’’ века, родилс€ 3 июл€ 1925 года в ’арькове в семье, далекой от театра. ќн ушел из жизни, едва перешагнув шестидес€тилетний рубеж, оставив фильмы, книги, телезаписи спектаклей, но главное Ц пам€ть о художнике, сумевшем извлечь музыку из кор€вой толщи советских будней.

јнатолий Ёфрос фотографи€
јнатолий Ёфрос фотографи€

–ассказыва€ свои впечатлени€ от спектаклей јнатоли€ Ёфроса, самые разные люди с удивительным посто€нством употребл€ли словосочетание Ц Ђлегкое дыханиеї. ≈го любима€ и главна€ актриса ќльга яковлева вспоминала, как она, выпускница ўукинского училища, пришла в “еатр Ћенинского комсомола и удивилась его гнетущей атмосфере: Ђ ак будто пыли из мешка набросали на декорации, на артистов, на театр.  огда пришел јнатолий ¬асильевич и начались репетиции, он как-то азбучно начал разговаривать: Ђчтої, Ђкакї, Ђпочемуї, Ц и театр стал €сен. ясен, прозрачен, азбучен, светел, €рок, и все стало на свои места и стало пон€тної.

” своих актеров и своих зрителей Ёфрос вызывал чувства, которые точнее всего сформулировал Ѕорис ѕастернак: Ђѕредвестьем льгот приходит генийїЕ Ёпоха Ђоттепелиї гремела в громовых раскатах политического “еатра “аганки, буйно взрослела вместе с мальчиками и девочками Ђ—овременникаї, восстанавливала порванные св€зи с истребленными мастерами русской сцены 20Ц30-х годов в постановках “овстоногова. —пектакли Ёфроса в ÷ентральном детском театре, в “еатре Ћенинского комсомола, в “еатре на ћалой Ѕронной воспринимались Ђлирическим дневником времениї, его кардиограммой.

ќн умел извлекать свою мелодию из произведений –озова и јрбузова, –адзинского и ’мелика, Ўекспира и √огол€, „ехова и ћольера, ƒостоевского и “ургенева. ”мел формовать сценическое пространство, умел преображать актеров, с которыми работал, превраща€ их в свободных импровизаторов.

јнатолий Ёфрос не умел жить не работа€. Ќе умел отдыхать, не любил компаний, не имел хобби. “еатр был его главной любовью, режиссура Ц его способом жизни.  оллеги до сих пожимают плечами над этим определением: Ђ–епетици€ Ц любовь мо€ї (как он назвал одну из своих книг). Ќо что делать, если и вправду Ц любовьЕ

ќн работал практически со всеми ведущими актерами страны: от —моктуновского и ƒал€ до  ал€гина и “абакова. ”мел влюбл€тьс€ в актеров и влюбл€ть их в себ€. —тал одним из первых выездным режиссером и ставил спектакли в јмерике и японии. ќн хотел от властей одного Ц чтобы ему не мешали работатьЕ ”вы.

јполитичные спектакли Ёфроса вызывали не меньшую, а даже большую настороженность начальства, чем пр€мые политические постановки его коллег-оппонентов. Ёфрос не конфликтовал с советским режимом Ц он им не интересовалс€ или интересовалс€ лишь в той мере, в какой, по выражению Ѕродского, Ђплоха€ политика портит нравы, а это по нашей частиї. ¬ысокомери€ свободного художника, зан€того своим делом и своей душой, Ц ему простить не могли.

»з “еатра Ћенинского комсомола Ёфрос был изгнан вскоре после премьеры Ђћольераї, ему разрешили забрать с собой только часть Ђсвоих актеровї (оставшиес€ на всю жизнь сохранили пам€ть об этих страшных дн€х слома судеб, когда не отпустили за ћастером).

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ќовую жизнь он начал очередным режиссером “еатра на ћалой Ѕронной. ѕ€тнадцать эфросовских лет на ћалой Ѕронной стали высшей точкой московской сцены 70-х Ц начала 80-х годов. “ам он создаст ставшие классикой Ђ“ри сестрыї и Ђ∆енитьбуї, Ђ–омео и ƒжульеттуї и Ђƒон ∆уанаї, ЂЅрата јлешуї и Ђћес€ц в деревнеї.  ак писал јнатолий —мел€нский, ЂЁфрос возвращал нашей сцене человека, который ищет Ѕога, боретс€ с дь€волом, стремитс€ пон€ть, что есть вера, безверие, истина, смерть, возмездиеї.

 ак обычно бывает в театре, больша€ беда начинаетс€ с недовольства бездарных, с чувства ущемленности у ненужныхЕ ЂЌа ћалой Ѕроннойї недовольство политически активной части труппы умело подогревалось директором »льей  оганом.

  началу 80-х Ёфросу стало трудно жить в этом коллективе. » тогда подоспело дь€вольское предложение властей. Ёфросу предложили возглавить “еатр на “аганке в то самое врем€, когда был лишен советского гражданства ёрий ЋюбимовЕ

Ќесмотр€ на все советы коллег, предостерегавших от опрометчивого шага, на отговоры самых близких, јнатолий Ёфрос предложение прин€л. ≈му так хотелось работать, так хотелось строить свой театрЕ ¬ знак протеста против назначени€ јнатоли€ Ёфроса без согласи€ труппы Ђ“аганкиї часть ведущих актеров покинула театр, оставшиес€ прин€ли нового худрука в штыки.

ѕривыкший жить в атмосфере любви, художник оказалс€ в изол€ции, среди ненавид€щих глаз, в ситуации общественного остракизма. ¬ымазанные дерьмом ручки в его кабинете Ц только внешнее выражение отравленной атмосферы, в которой он пыталс€ остатьс€ художником, ставить спектакли, жить привычной жизньюЕ ¬ одном из последних спектаклей Ёфроса Ц Ђћизантропеї Ц јльцест-«олотухин, разочаровавшись в своем ѕариже, уходил в неведомую зеркальную дальЕ

Ќенастным €нварским днем 1987 года јнатоли€ Ёфроса не стало Ц не выдержало сердце... ј оглушенна€ страшной вестью театральна€ ћосква бо€лась поверить случившемус€.  ак будто кто-то задернул занавес: и стало темно, пыльно, пусто. Ђѕредвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уходїЕ

—итуацию после ухода Ёфроса лучше всех описал —ергей Ѕархин, никогда с режиссером не работавший, но долго об этой работе мечтавший: Ђѕредставьте себе поселковый клуб, где много людей, там и драки бывают. ћного и женщин, и девушек, и выпивки. » € Ц молоденька€ девушка, почти девочка. » мне нравитс€ один парень. » € так стою, а он танцует с кем-то, кого-то приглашает, за кем-то ухаживает. » € все жду: вдруг он мен€ пригласит? ј он вдруг ушел. —овсем. » дл€ мен€ все стало совершенно безразлично: танцуют они, не танцуют и кто мен€ пригласитЕ ¬от такї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru