Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ЂЌенавижу, когда спектакль называют проектомї

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

ѕредседатель —оюза театральных де€телей –оссии Ч о том, почему важно, чтобы в зале р€дом сидели профессор и сантехник.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

20.03.2013

25 марта исполн€етс€ 20 лет московскому театру Et Cetera. ≈го художественный руководитель, председатель —“ƒ –оссии јлександр  ал€гин ответил на вопросы корреспондента Ђ»звестийї.

‘ото: »«¬≈—“»я/¬ладимир —уворов
‘ото: »«¬≈—“»я/¬ладимир —уворов

Ч  ак собираетесь праздновать?

Ч ѕышных празднеств не будет, мы просто отметим свой 20-й день рождени€, артисты готов€т капустник, € в это не вмешиваюсь, пусть придумывают сами. ћне важнее, над чем мы будем работать дальше, над какими спектакл€ми. ј дальше будет снова –оберт —туруа, который выпустит шекспировскую Ђ омедию ошибокї. 9 апрел€ к нам приедет ѕетер Ўтайн, мы ведем с ним переговоры о постановке. ћолодой режиссер ѕавел јртемьев поставит пьесу французского комедиографа XVIII века ∆ана ‘рансуа –ень€ра Ђ≈динственный наследникї. ѕродолжат свое сотрудничество с нашим театром ¬ладимир ѕанков и јлександр ћорфов.

 ажетс€, ћейерхольд говорил: Ђ–епертуар Ч это лицо театраї.  ак художественный руководитель театра стараюсь, чтобы это лицо не было похожим на все остальные. ћы вместе со —туруа определ€ем репертуарный вектор, но режиссеров приглашаем разных. я уверен, что должно быть много разного театра. ¬ ”чилище имени ўукина, которое € окончил, студент проходил обучение у самых разных педагогов: от ÷ецилии ћансуровой и јнны ќрочко до начинающего јлександра Ўирвиндта.

≈вгений ¬ахтангов изобрел фразу про Ђфантастический реализмї: то магическое, недостижимое, что есть в пьесах „ехова, в фильмах ‘еллини, было в спектакл€х јнатоли€ Ёфроса. “еоретически эту фразу можно пон€ть, но как воплотить этот Ђфантастический реализмї на сцене? Ќад этим будем думать, и думать будем всю жизнь.

Ч ¬ декабре театр Et Cetera был на гастрол€х в “билиси. —пектакли ЂЅур€ї и ЂЌичего себе местечко дл€ кормлени€ собакї воспринимались иначе, чем в ћоскве. „ем это можно объ€снить Ч настроем актеров, доброжелательностью публики или общественным контекстом?

Ч —ложно ответить. ’ороший актер Ч жива€, оголенна€ матери€. ƒаже если он не рассчитывает на какой-то особый эффект, он как бы самозаводитс€. “ака€ самонавод€ща€с€ боеголовка (смеетс€). ќрганизм сам подстраиваетс€ под ситуацию. “ем более что это были первые гастроли нашего театра в “билиси на официальном уровне, а мы знаем историю отношений –оссии и √рузии. “ем более что –оберт —туруа Ч главный режиссер Et Cetera, и истори€ его увольнени€ из “еатра имени Ўота –уставели происходила на наших глазах. ћы восприн€ли ее, включа€ самых молодых артистов труппы, как свою трагедию, как боль близкого человека, которого выдворили из родного театра. Ќо не было у актеров во врем€ тбилисских гастролей цели: Ђќх, не подвести бы –оберта –обертовича, донести бы до зрителей его замысел в целости и сохранностиї. ѕодвести его действительно не хочетс€, но это не на уровне сознани€. ¬се, что ты знаешь, с каким багажом приехал, множитс€ на зрительный зал, и он даже тишиной реагирует на происход€щее. “огда что-то происходит Ч само собой.

Ч –оссийские театры сбиваютс€ с ног в поисках одаренных режиссеров. ћысль, что кто-то из руководителей уйдет из театра, приводит в панику.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ч ¬ 1990-е все стало можно, и многие художники оторопели, испугались собственной смелости. —тали вспоминать свои корни: чему их родители учили. ј потом что-то щелкнуло, шлюзы открылись, в режиссуру пришли люди Ч € не про всех, конечно, говорю, Ч которые не понимают, что такое актеры, что такое труппа. “акие самопиарщики мало что умеют, зато владеют современными технологи€ми. ќни слышали про —таниславского, ћейерхольда, “аирова, но считают, что все это в прошлом, а театр началс€ с них самих. »м не нужен артист-личность, им нужен тот, кто будет безропотно подчин€тьс€. ќни как будто не понимают, что театр Ч это не только декорации, музыка и свет, но в первую очередь актер, который воплотит идеи режиссера. Ђѕошла зараза €ркостиї, как сказано в одной пьесе.

јнатолий Ёфрос писал, что режиссер расшифровывает слова драматурга. ј теперь прин€то расшифровывать самого себ€, вне зависимости от того, что писал автор. √еоргий “овстоногов говорил, что нужно оплодотворить кубометры воздуха своей мыслью. ј сейчас посто€нно смотришь спектакли, которые захлестывает волна приблизительности. «рители не в силах прожевать концепции этих режиссеров, скучают. Ёто не высказывание, не мысль, а концепци€. “акой театр не захватывает. ƒл€ мен€ важно, чтобы в зале р€дом сидели профессор и сантехник. ≈сли оба они смеютс€ или рыдают, значит, это искусство. ≈сли один из них спит, значит, что-то не так.

ќдна из причин наших бед кроетс€ в том, что пропал институт стажировки. –аньше режиссеры стажировались у ≈фремова, “овстоногова, √ончарова,  небель, Ёфроса, ƒодина... Ёто незабываемый опыт. ≈го отсутствие невосполнимо. я как бывший медик скажу: если больному прописана недел€ под капельницей, а он ушел из больницы на третий день, это скажетс€ на его здоровье. “ак и в театре.

 онечно, проблема и в том, что на режиссерские факультеты берут пр€мо со школьной скамьи. ќни в институте чего-то нахватаютс€, мизансцены выучатс€ кое-как строить (что называетс€, Ђиграй по диагоналиї или Ђне перекрывайте друг другаї), но толком ничего не умеют. Ћюбому выпускнику надо бы отправитьс€ по распределению года на два в провинцию. Ѕез этого столкновени€ с насто€щей театральной –оссией у него будут сбиты диоптрии. „еловек должен пройти весь путь Ч от и до. ƒальнейшее зависит от его преданности делу и от таланта.

” нас в театре работает режиссерска€ лаборатори€. ќна устроена примерно так, как когда-то было поставлено дело в Ђ“ворческих мастерскихї ¬“ќ-—“ƒ. ѕриглашаем режиссеров, слушаем их.  ак правило, у всех замыслы самые грандиозные, когда надо, мы их корректируем, потом вместе делаем распределение, начинаютс€ репетиции, смотрим, что получилось в результате. “о, что нравитс€, доводим до премьеры.

≈ще наш театр Et Cetera учредил стипендию имени јнатоли€ Ёфроса. ¬ этом году мы вручили ее впервые Ч студентке третьего курса ¬иктории ѕечерниковой (мастерска€ ќлега  удр€шова). ѕобедител€ определ€ет ученый совет √»“»—а. —типенди€ составл€ет 10 тыс. рублей в мес€ц. » если студент удостаиваетс€ именной стипендии три года подр€д, он получает право поставить спектакль в нашем Ёфросовском зале.

Ч ѕочему вы сами оставили режиссуру?

Ч я долго искал интересную современную пьесу, чтобы в ней был конфликт, характеры. Ќашел. Ѕуду ставить Ђ¬интовку ћосинаї јлександра јрхипова.

Ч ¬ ћоскве образовалась группа Ђмогильщиковї репертуарного театра: модель, дескать, устарела.

Ч ј что взамен? Ђѕроектныйї театр? Ќенавижу, когда спектакль называют проектом. ¬се эти перформансы, инсталл€ции... Ќа мой взгл€д, идет имитаци€ театральной жизни, подмена ее. я думаю, что со временем, Ђмогильщикиї репертуарного театра, как вы их называете, поймут, что работа исключительно на эпатаж Ч это тупик. ћожно один раз вызвать интерес публики, и то какой-то ее части, посадив на сцену несколько полулюбителей, которые невыразительно в течение всего спектакл€ ругаютс€ матом. ј что дальше?

я бы не поднимал руку на репертуарный театр, потому что любой режиссер, даже самый радикально настроенный, рано или поздно захочет своей Ђсемьиї, своего дома. ≈сли всех актеров уволить, по€витс€ арми€ безработных, голодных людей. ј перевод на контракт не отмен€ет пон€ти€ Ђрепертуарный театрї. ¬ Et Cetera, например, все на контрактах.

„есть и хвала ћиндаугасу  арбаускису и –имасу “уминасу. ќни пришли соответственно в “еатр имени ћа€ковского и “еатр имени ¬ахтангова, вз€ли то лучшее, что есть в традици€х этих театров, и актеры им поверили. “е, кто хоронит репертуарный театр, боюсь, хот€т только власти. Ёфросу не нужна была власть, он и без нее был Ёфрос.

Ч „ем зан€то сейчас внимание јлександра  ал€гина Ч председател€ —оюза театральных де€телей –‘?

Ч Ѕлагодар€ ”правлению делами президента мы заканчиваем ремонт ƒома ветеранов сцены имени —авиной. » начинаем ремонт и реконструкцию своих здравниц: «венигород, –уза, ѕлес, —очи, ялта, ўелыково. ќт государства мы получаем гранты на творческие программы, а реконструкцию ведем на собственные деньги и привлеченные инвестиции. ћы обеспечим членов союза льготными путевками в здравницы уровн€ гостиниц 3Ц4 звезды. ≈ще нужно создать биржу труда. —оюз театральных де€телей пробует получить на это деньги.

Ч ¬ св€зи с событи€ми в Ѕольшом театре люди заговорили о Ђпорочных нравахї театральной среды.

Ч “еатральна€ среда не более порочна, чем люба€ друга€, но здесь много знаменитостей, а к ним больше внимани€. ¬ театре, как и везде, амбиции, тщеславие, желание быть первым, зависть, интриги. Ќо в театре еще Ч любовь, преданность, верность, чувство ƒома.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru