Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

јдександр  ал€гин избран академиком –оссийской академии кинематографических искусств ЂЌ» јї. ¬ 2005 году за общественную де€тельность ему присуждена преми€ ЂЋидер годаї.
 ал€гин считает, что актер должен иметь слоновью кожу и кровоточащее сердце.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

05.11.2006

–одилс€ 25 ма€ 1942 года в городе ћалмыж  ировской области. ќтец Ц  ал€гин јлександр √еоргиевич (1895Ц1943). ћать Ц «айдеман ёли€ ћироновна (1901 г. рожд.). ∆енат вторым браком, супруга Ц √лушенко ≈вгени€  онстантиновна, народна€ артистка –оссии. ƒочь (от первого брака) Ц  сени€. ≈е наклонности обнаружились еще в детстве: она много читала, прекрасно справл€лась с математикой и физикой. ¬ладеет €зыками, много переводит, по специальности программист. ∆ивет и работает в —Ўј. —ын (от второго брака) Ц ƒенис. Ќатура творческа€, хорошо разбираетс€ в музыке и кино.

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

јлександр  ал€гин был единственным и поздним ребенком в семье. ≈го отец, декан исторического факультета, умер вскоре после рождени€ сына, успев лишь дать ему Ђпобедоносноеї им€. ћама, преподаватель французского (всего она владела п€тью €зыками), после смерти мужа поднимала свое единственное чадо одна. Ќеудивительно, что все пожелани€, все капризы маленького —аши всегда выполн€лись. ”же с 5 лет  ал€гин знал, что будет артистом.  огда семилетнему —аше захотелось иметь домашний театр, мама привела стол€ра, который Ђпо указани€мї юного режиссера сделал насто€щий маленький театрик Ц с кулисами, порталом и сценой.  улис было несколько, разного цвета, и их можно было развешивать в соответствии с Ђхудожественным замысломї. —аша приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось. ћамино ожерелье превращалось в змею, флакончик духов Ц во дворец, вырезанные из бумаги человечки Ц в героев. ѕо ходу спектакл€ юный автор сам комментировал происход€щее на сцене.  огда через много лет јлександр  ал€гин увидит насто€щий театральный макет, у него возникнет ощущение чего-то давно пережитого, словно он снова вернетс€ в свое детство.

Ўкольником —аша читал стихи во ƒворце пионеров, был одним из тех хорошо знакомых по старым временам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравл€ли взрослых д€дей и теть на торжественных собрани€х. —тал постарше Ц начал выступать с чтением серьезной литературы, любовь к которой привили ему мать и перва€ его наставница Ќ.ј. Ѕуйван. Ёто было уже в народном театре чтеца. ћама сына обожала. ѕорой —аше даже хотелось вырватьс€, убежать от опеки, ощутить себ€ независимым. Ќа этой почве возникало немало конфликтов. ѕроблемы были и в школе, где царила муштра (так, во вс€ком случае, казалось будущему актеру). ћатематика и физика давались јлександру с трудом, немецкий он просто ненавидел. Ќеудачи переживал очень т€жело. ≈сли получал двойку Ц уходил с уроков, и мама вечером забирала из школы его портфель. ƒо 4-го класса он училс€ только с мальчиками; позднее, когда школы объединили и в классе по€вились девочки, внутренние конфликты стали еще острее.

 арьера актера представл€лась  ал€гину единственной возможной дл€ него жизненной стезей. ¬ 13 лет он написал јркадию »сааковичу –айкину письмо, в котором задал вопрос: Ђ ак вы достигли такого таланта?ї. » великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: Ђ“алант не достигаетс€. Ёто то, что дано или не дано природой. Ќо € верю в жизни только в одно: в трудї. » до сих пор јлександр  ал€гин бережно хранит это письмо как Ђохранную грамотуї.

ќбучитьс€ актерскому делу он намеревалс€ исключительно в ўукинском училище. ѕодал документы, прошел первый тур. Ќо тут его попросили принести медицинскую справку о состо€нии св€зок. √олос у него был, как говоритс€, Ђс песочкомї Ц результат старательных подражаний јркадию –айкину. ћедицинской комиссии он испугалс€ и на следующие туры не пошел. ѕо насто€нию мамы поступил в медучилище, через два года оказалс€ фельдшером на —корой помощи. Ёта професси€ заставила его лицом к лицу столкнутьс€ с реальной жизнью, с человеческими драмами. ¬ разные передр€ги приходилось попадать, видеть инфаркты, самоубийц, пь€ниц, покалеченных в драках... Ќе из книг, не от √огол€ узнал јлександр  ал€гин, какова жизнь на –уси. ¬последствии это пригодилось ему в работе над рол€ми.

¬ 1962 году  ал€гин все-таки поступил в высшее театральное училище имени Ѕ.¬. ўукина при √осударственном академическом театре имени ≈вг. ¬ахтангова. ѕосле его окончани€ (1965) он был прин€т в ћосковский театр драмы и комедии на “аганке. Ќесмотр€ на то что на этой сцене  ал€гину удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе √алиле€ в спектакле по одноименной пьесе Ѕ. Ѕрехта), он чувствовал, что не вписываетс€ в театральную эстетику ёри€ Ћюбимова. » вскоре, в 1967 году, он неожиданно уходит из сверхпопул€рной Ђ“аганкиї в “еатр имени ћ.Ќ. ≈рмоловой, билеты в который в то врем€ продавались почти исключительно Ђв нагрузкуї. –ешительный шаг принес победу: именно в этом театре јлександр  ал€гин сыграл ѕоприщина в спектакле по Ђ«апискам сумасшедшегої Ќ.¬. √огол€ Ц роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры. ќна распахнула перед актером не только сердца зрителей, но и двери кинопавильонов и телестудий. ¬ 1970 году ј. –оом приглашает его на роль Ќикона Ѕукеева в фильме Ђѕреждевременный человекї (по ћ. √орькому).

— 1971 года јлександр  ал€гин Ц актер ћ’ј“ имени √орького: ќлег ≈фремов, переход€ из Ђ—овременникаї во ћ’ј“, пригласил многообещающего артиста во вновь создаваемую им труппу.  ал€гин прин€л это приглашение с радостью, и не только потому, что ћосковский ’удожественный считалс€ Ђпервой сценой страныї, но и потому, что сам ≈фремов, как человек и как режиссер-новатор, был ему глубоко симпатичен.  ал€гин-актер верил в ≈фремова-режиссера и с этой верой отыграл во ћ’ј“е четверть века. «а это врем€ им были созданы замечательные сценические образы, среди которых “ригорин (Ђ„айкаї ј.ѕ. „ехова, режиссер ќ. ≈фремов), ѕолуорлов (Ђ—тарый новый годї ћ. –ощина, режиссер ќ. ≈фремов), ‘роловский (Ђ«аседание парткомаї ј. √ельмана, режежиссер ќ. ≈фремов), —имон (Ђ“амадаї ј. √алина, режиссер  . √инкас) и др.

ќсобое место в театральной биографии ј.  ал€гина занимают две постановки ќ. ≈фремова. Ёто спектакли Ђћы, нижеподписавшиес€ї (по пьесе ј. √ельмана), где он сыграл Ђнового ќстапа Ѕендераї, афериста Ћеню Ўиндина, и Ђ“ак победим!ї (пьеса ћ. Ўатрова), где он воплотил на сцене образ ¬.». Ћенина.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

—пектакль Ђћы, нижеподписавшиес€ї стал событием ћосквы и театральной, и общественной, заметным €влением культурной жизни страны. „ерез несколько лет с благословени€ ќлега ≈фремова  ал€гин осуществил самосто€тельную постановку этой пьесы в јнкаре, котора€ была удостоена высшей театральной награды “урции Ц премии имени јнни ƒиллигил€.

–абота€ над образом вожд€ революции в спектакле Ђ“ак победим!ї, ј. ал€гин и ќ.≈фремов меньше всего руководствовались конъюнктурными соображени€ми. ќни стремились показать драму человека, перед смертью анализирующего, что он сделать успел и что не успеет уже никогда, трагедию одинокой личности, идеалы которой готовы рухнуть, показав свою несосто€тельность. «а эту работу јлександр  ал€гин был удостоен √осударственной премии ———– в 1983 году. ¬ том же году ему было присвоено звание народного артиста –—‘—–.

ќдним из самых значительных людей в своей жизни ј.  ал€гин считает ј.¬. Ёфроса, которому он об€зан двум€ блистательными рол€ми на сцене ћ’ј“а: это ќргон в Ђ“артюфеї ∆.Ѕ. ћольера и ‘ед€ ѕротасов в Ђ∆ивом трупеї Ћ.Ќ. “олстого. ћечта поработать с одним из самых талантливых и удивительных режиссеров российского театра по€вилась у  ал€гина еще в студенческие годы, когда он ходил на открытые репетиции Ёфроса в ÷ентральный детский театр. » позднее, работа€ с ё. Ћюбимовым, ≈. √ротовским, ќ. ≈фремовым,  ал€гин врем€ от времени ловил себ€ на мысли попытать счасть€ и показатьс€ Ёфросу. ѕерва€ встреча состо€лась неожиданно, когда јнатолий Ёфрос пригласил его на роль √амлета в телеверсии пьесы Ўекспира. Ќесмотр€ на то что работу эту не удалось завершить, она оставила неизгладимый след в душах обоих художников. ¬стретившись через несколько лет во ћ’ј“е, они убедились, что не ошиблись друг в друге. ј.¬. Ёфрос посв€тил  ал€гину несколько очень теплых и эмоциональных страниц в своих книгах Ђѕродолжение театрального романаї и Ђ нига четверта€ї, называ€ его Ђэталоном актерской профессииї и пыта€сь проанализировать природу этого даровани€. Ђќн актер содержательный, с острым, тонким умом профессионалаї, Ц отмечает ј. Ёфрос. ƒл€  ал€гина же јнатолий Ёфрос оказалс€ тем человеком и режиссером, о котором он смог сказать: Ђя ждал его всю жизньї.

¬ последние годы своего пребывани€ во ћ’ј“е ј.  ал€гин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, Ђнадвигающийс€ кризисї театра, ушел из труппы в Ђј–“ель ј–“истовї —ерге€ ёрского, где великолепно сыграл ”тешительного в Ђ»гроках Ц XXIї по Ќ.¬. √оголю Ц спектакле, всколыхнувшем сонную театральную жизнь ћосквы того периода.

Ѕлест€ще сложилась карьера артиста и в кино. ¬ 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Ќикиты ћихалкова Ц Ђ—вой среди чужих, чужой среди своихї, где јлександр  ал€гин сыграл начальника железнодорожной станции ¬анюкина. “ворческое сотрудничество с Ќ. ћихалковым успешно продолжилось в картинах Ђ–аба любвиї (1975, –ежиссер) и ЂЌеоконченна€ пьеса дл€ механического пианиної (1976, ћихаил ѕлатонов). Ёти роли, как и сами ленты, стали заметными €влени€ми отечественного кинематографа. –оль чеховского ѕлатонова принесла јлександру  ал€гину славу и признание не только в ———–, но и за рубежом: фильму был присужден главный приз ћеждународного фестивал€ в —ан-—ебастьано (»спани€), а исполнителю главной роли Ц преми€ за лучшую мужскую роль ћеждународного фестивал€ в  олумбии.  роме того, в 1979 году ј.  ал€гин был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала Ђ—оветский экранї).

¬ биографии киноартиста ј.  ал€гина особн€ком сто€т две роли, которые сделали его, без преувеличени€, всенародно любимым. Ёто буффонадна€, искрометна€, дурашлива€ и бесконечно оба€тельна€ тетка „арле€ в фильме Ђ«дравствуйте, € ваша тет€ї режиссера ¬.“итова и неверо€тный ѕавел »ванович „ичиков в п€тисерийной телевизионной версии Ђћертвых душї Ќ.¬. √огол€ режиссера ћихаила Ўвейцера.

јлександр  ал€гин играл „ичикова с полной уверенностью в том, что у него роль состоитс€. ’от€ еще в ўукинском училище, будучи студентом ¬.ј. Ётуша, он сыграл ѕавла »вановича в эпизоде встречи его с  оробочкой Ц и провалил эту роль. ѕон€л тогда, что встречатьс€ с ѕал »ванычем нужно позже, име€ уже более основательный человеческий и актерский фундамент. ¬ роли „ичикова все сошлось в одной точке: жизненный опыт, психосистема, выдающийс€ режиссер и роль, котора€ по душе, по нутру.  ал€гин создал очень русский образ, не просто пройдохи или жулика, а чрезвычайно искреннего, открытого человека.  ал€гинского „ичикова вс€ страна смотрела словно захватывающий детектив.

—удьба подарила  ал€гину еще целый р€д незаур€дных кино- и телеперсонажей. —реди них Ц Ёзоп в одноименной телекартине ќ. –€бокон€, следователь —ейфи √аниев в остросоциальной ленте –. ќджагова Ђƒопросї (√осударственна€ преми€ ———–, 1981), —ан —аныч в фильме ¬. “регубовича Ђѕрохиндиада, или бег на местеї, ѕиквик (Ђѕиквикский клубї, режиссер ј. ѕрошкин), »харев (Ђ»грокиї, режиссер –. ¬иктюк), полковник “ухолка (Ђярослав ƒомбровскийї, режиссер Ѕ. ѕоремба), ∆уковский (Ђѕоследн€€ дорогаї, режиссер ј. ћенакер), архитектор ћинченко (Ђ¬ерой и правдойї, реж.ј. —мирнов), –ектор (Ђƒруга€ жизньї, режиссер –. ќджагов), гестаповец ћайгель (Ђ¬ариант ќмегаї, режиссер ¬. Ѕасов), јбрам (Ђ ак живете, караси?ї, режиссер ћ. Ўвейцер), ѕавел –аздорский (Ђ‘отої, режиссер ј. √алин, преми€ в номинации ЂЋучша€ мужска€ рольї на фестивале Ђћосковска€ премьераї, 2003), »здатель ∆ильбер  леман (ЂЅульварный переплетї, режиссер ј. ћуратов), поэт ¬асилий јндреевич ∆уковский (ЂЅедна€ Ќаст€ї), —удь€ (ЂЋеди на деньї, режиссер ƒ. јстрахан) и др. ” јлександра  ал€гина есть самосто€тельные режиссерские работы Ц киноленты Ђѕодружка мо€ї и Ђѕрохиндиада-IIї.

ѕедагогическим даровани€м ј.  ал€гина тоже нашлось применение. —перва они про€вились в постановке Ђ„айкиї со студентами Ўколы-студии при ћ’ј“ имени ј.ѕ. „ехова, где он в то врем€ вел собственный курс, а затем потребовали выхода на качественно новом уровне и привели  ал€гина в ћеждународную школу театрального искусства имени ј. „ехова (÷юрих, Ўвейцари€, 1989Ц1991), Ѕританско-американскую школу драматического искусства (¬јDј, ќксфорд, јнгли€, 1990Ц1993) и „еховскую школу театрального искусства (ѕариж, ‘ранци€, 1992Ц1995), где, как и в ÷юрихе, он проводил мастер-классы совместно с јнастасией ¬ертинской.

јлександр  ал€гин за€вил о себе и как о театральном режиссере постановками Ђ„ехов јкт IIIї в театре ЂЌантерї (ѕариж, ‘ранци€) и Ђ–евизорї Ќ.¬. √огол€ в театре ЂЁлдреджї ( ливленд, —Ўј). ¬ конечном счете, режиссерский и педагогический таланты ј.  ал€гина, объединившись, позволили ему в 1993 году создать собственный театр ЂEt Ceteraї, на счету которого множество премьер. Ќа этой сцене он выступает и в качестве постановщика (Ђ–уководство дл€ желающих женитьс€ї по ј.ѕ. „ехову, ЂЌавсегда-навсегдаї  . ƒрагунской, ЂЋекарь поневолеї ∆.Ѕ. ћольера), и как актер. ≈го персонажи, трактовки ролей порой совершенно неожиданны, непривычны дл€ зрител€ и критики. “аковы его –ыцарь ѕечального образа Ц ƒон  ихот в одноименном спектакле болгарского режиссера ј. ћорфова и Ўекспир в постановке –.  озака Ђ—мугла€ леди сонетовї (Ѕ. Ўоу).

22 декабр€ 2001 года состо€лась премьера спектакл€ Ђ ороль ”бюї ј. ∆арри в постановке болгарского режиссера јлександра ћорфова, в котором јлександр  ал€гин сыграл одну из своих последних звездных ролей Ц ѕапашу ”бю. ЂЌо то, что делает в спектакле  ал€гин, поразительно. ќбщепризнанный комик оказалс€ сильнейшим клоуном. —былась его давн€€, еще детска€ мечта. ¬ зрелище абсолютно линейного развити€, где по определению (ибо нам, увы, все про нас известно) не может быть ни кульминаций, ни психологических поворотов, артист два с лишним часа наигрывает мелодию вселенского Ђковерногої. –адостно и безумно си€ют голубые глаза, звенит дурацкий птичий голос, виртуозно ведетс€ тема вечного и совершенно безответственного пребывани€ в нужное врем€ в нужном местеї, Ц так написала Ќаталь€  аминска€ в газете Ђ ультураї об этой работе  ал€гина. «а роль ѕапаши ”бю  ал€гин был удостоен премии Ђ«олота€ ћаскаї в номинации ЂЋучша€ мужска€ рольї. ¬ этом же году он получил и премию —таниславского.

¬ 2002 году –оберт —туруа поставил к 60-летнему юбилею артиста спектакль Ђѕоследн€€ запись  рэппаї —. Ѕеккета. Ёто моноспектакль об одиночестве, о невосполнимости утрат и непоправимости ошибок, о потере, возможно, единственной любвиЕ ѕосле абсолютно фарсовой роли ѕапаши ”бю  ал€гин в  рэппе играет трагедию человека, прожившего жизнь зр€.   своему 60-летию актер был награжден орденом Ђ«а заслуги перед ќтечествомї IV степени.

», наконец, последн€€ премьера Ц Ђ—мерть “арелкинаї ј.¬. —ухово- обылина в постановке литовского режиссера ќскараса  оршуноваса (март 2005 г.).  ал€гин играет ¬арравина. Ђ»спользу€ сразу несколько сценических личин, несколько типов плутовства,  ал€гин здесь заставл€ет вспомнить о концентрированно-беглой, трансформной технике јркади€ –айкина. Ќо при том, что роль ¬арравина у него состоит из россыпи миниатюр, сделана она все же не по эстрадным меркам. ¬ ней есть центростремительна€ силаї, Ц пишет журнал Ђ“еатрї (¬. —еменовский, ¬. ќренов).

¬ 1996 году театральна€ общественность страны избирает јлександра  ал€гина председателем —оюза театральных де€телей (—“ƒ) –оссии. »тоги четырех лет заставили убедитьс€: выбор не был ошибочным. «а эти годы —“ƒ –‘ инициировал и принимал участие в проведении многих семинаров по проблемам театральной жизни (в том числе театрального форума 1999 года), а также крупнейшего и самого авторитетного театрального фестивал€ страны Ђ«олота€ маскаї, который в 1996 году превратилс€ из сугубо московского в общероссийский.

Ѕыла создана рабоча€ группа, подготовивша€ прин€тие правительством –‘ постановлени€ Ђќ государственной поддержке театрального искусства в –оссийской ‘едерацииї Ц документа, принципиально важного дл€ российских театров конца 1990-х годов. Ќе менее значимы и другие начинани€ —“ƒ: подготовка закона Ђќ театре и театральной де€тельности в –оссийской ‘едерацииї и конференции режиссеров –оссии, основной вопрос которой Ц как сохранить русский психологический режиссерский театр, не подмен€€ его продюсерским, и т. д.

јдександр  ал€гин избран академиком –оссийской академии кинематографических искусств ЂЌ» јї. ¬ 2005 году за общественную де€тельность ему присуждена преми€ ЂЋидер годаї.

 ал€гин считает, что актер должен иметь слоновью кожу и кровоточащее сердце. ќн всегда стремитс€ к тому, чтобы кажда€ нова€ роль, спектакль, фильм хоть немного продвинули его как актера и режиссера. Ќе любит повтор€тьс€, поэтому всегда с удовольствием бралс€ за самые разноплановые роли. „увство успокоенности, удовлетворени€ ему практически не знакомо. — детства мечтал о море, дальних странах, путешестви€х Ц и поныне не может жить только днем сегодн€шним. ѕорой по нескольку дней подр€д засыпает с одной и той же мечтой, котора€ чаще всего не сбываетс€.  аждый раз зарекаетс€ больше этого не делать, но без мечты жить не может.

Ћюбимые авторы Ц ј.—. ѕушкин, ј.ѕ. „ехов, Ќ.¬. √оголь, ”. Ўекспир, √.√. ћаркес, ќ. де Ѕальзак, ћ. ћонтень, ѕлатон. »з советских авторов предпочитает ј. ѕлатонова, ё. “рифонова, ¬. –аспутина, ё. Ћотмана. Ћюбимые актеры и режиссеры: в кино Ц ј. –оом, „. „аплин, ‘. ‘еллини, ». Ѕергман, ¬. Ўукшин, ј. √ерман, Ќ. ћихалков; в театре Ц ј. –айкин, ј. Ёфрос, ќ. ≈фремов, –. ¬иктюк. ћузыкальные предпочтени€ Ц сочинени€ ј. ƒворжака, джаз. —обирает книги по изобразительному искусству. Ћюбит бывать в музе€х.

Ќе прочь пошутить над собой, завести себ€ чем-то смешным. Ќе терпит ханжества, не любит Ђтусоватьс€ї, по€вл€тьс€ в свете и выслушивать комплименты. —читает, что его как личность сформировали женщины, начина€ с матери, котора€ воспитала в нем культуру духа. јлександр  ал€гин убежден, что истинного интеллигента и культурного человека отличает умение жить с рублем в кармане, а ощущать себ€ миллионером. ¬едь, по его словам, ощущение полноты жизни человек может создать себе только сам. ¬ этом смысле  ал€гин идеально подходит под свой гороскоп: мес€ц Ц Ѕлизнецы, год Ц Ћошади.

∆ивет и работает в ћоскве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru