Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 ак нам обустроить театр

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

ѕредседатель —оюза театральных де€телей –оссии предлагает создать ƒирекцию российских театров.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

04.10.2011

Ќародный артист ———– јлександр  ал€гин прислал в редакцию Ђ»звестийї письмо. ј точнее, манифест-прожект, посв€щенный реформированию российской театральной жизни, в последнее врем€ омраченной громкими скандалами. ƒокумент публикуетс€ без сокращений.

фото: izvestia.ru
фото: izvestia.ru

Ђ—мен€ют главных режиссеров, это теперь выборна€ должность. ћожет, оно и правильно, но хорошо режиссера скидывать, когда знаешь, кого хочешь вместо него. ј режиссеров нет, кризисное положение в профессии. ¬едь они все врем€ были мальчики дл€ бить€, и профессию уничтожилиї. Ёто высказывание √еорги€ јлександровича “овстоногова, сделанное в 1989-м Ч в год его смерти.

ѕрошло более 20 лет, режиссеров продолжают Ђскидыватьї с еще большей оголтелостью и с еще меньшим пониманием. “ри шумных конфликта в прошлом сезоне в московских театрах завершились сменой руководства.

ѕовторю за “овстоноговым Ч Ђможет оно и правильної, но будущее этих театров видитс€ очень туманно. —амый крупный скандал разгорелс€ в “еатре на “аганке, став событием, как говор€т, на первую полосу. Ќа всех каналах телевидени€, на радио, в газетах Ч комментарии, выступлени€, ток-шоу: вы за Ћюбимова, значит, вы против артистов! «а все происход€щее, по-моему, всем нам должно быть стыдно. ”бежден, что победителей в этой схватке нет, и € уже говорил, финал этой истории трагичен дл€ всех. ¬сегда думал и продолжаю так думать, что, если артист не совпадает со своим художественным руководителем по эстетическим убеждени€м, по каким-то моральным принципам, он должен уйти. я в своей жизни поступал именно так: в свое врем€ ушел из “аганки на самом пике ее славы, будучи практически никем, а уже позже по своим личным причинам покинул мой любимый ћ’ј“, где проработал с ≈фремовым почти тридцать лет. Ќо речь не обо мне и даже не о Ћюбимове и его артистах.

Ќам надо быть готовыми к тому, что может последовать цепна€ реакци€ Ч и театр захлестнет череда подобных скандалов.  онечно, случались они и раньше, —“ƒ посто€нно занимаетс€ решением конфликтных вопросов: мы пишем письма во все инстанции, от руководителей театров до губернаторов, в р€де случаев приходилось создавать комиссии, которые выезжали на места и разбирались в ситуации, возникшей в конкретном театре. ѕрактически нам вс€кий раз удавалось добитьс€ оптимального результата.

Ќо что мен€ так насторожило в московских событи€х прошедшего сезона? Ёто то, что во всех этих конфликтных ситуаци€х прослеживаетс€ очень опасна€ тенденци€, котора€ набирает обороты. —мена руководства Ч процесс нормальный, естественный: одно поколение должно смен€ть другое. Ќо сегодн€ это не смена поколений и не продуманное назначение того, кто может повести театр дальше, а революционные перевороты, которые, как говорил Ќиколай Ѕерд€ев, означают лишь Ђконец старой жизни, а не начало новойї.

я не считаю, что артисты Ч бессловесные исполнители воли руководител€.  ак известно, диктатура в театре Ч исключительно дело добровольное, основанное Ч снова хочу процитировать “овстоногова Ч Ђне на власти и страхе, а на доверии, авторитете и заразительностиї. Ќо, на мой взгл€д, сейчас возникла порочна€ практика, когда инициативна€ группа по смещению руководства начинает диктовать учредителю, кого они хот€т видеть на посту художественного руководител€ в своем театре. “ак не может быть!

ћы гордо называли “еатр своим ƒомом, вкладыва€ в это высокий смысл объединени€ творческих людей в одну семью, св€занных единой театральной идеологией, но нынче ƒом стал похож на приватизированную квартиру, где каждый, кто в нем давно и, видимо, пожизненно Ђпрописанї, считает себ€ собственником, имеющим права на все Ђимуществої. “огда как мы можем настаивать на особенном внимании к театру как Ђнравственному учреждениюї, если он перестал быть таковым.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ќужно ввести контрактную систему! Ёто первое, что нужно сделать, чтобы оздоровить театр. ќб этом € уже говорил не однажды, но наступил момент, когда это делать надо незамедлительно. ”чредитель заключает контракт с художественным руководителем и директором, а художественный руководитель заключает контракты с труппой. » каждый контракт должен неукоснительно исполн€тьс€, и он может быть расторгнут, если на то есть основани€: у руководител€ Ч чтобы расстатьс€ с артистом, у учредител€Ч чтобы сменить руководство в театре. » в этой св€зи очень важна компетентность и авторитет организации, €вл€ющейс€ учредителем театра.

¬торое. Ќе может происходить назначение нового руководител€ кулуарно Ч ведущие артисты договорились с вышесто€щей организацией, и по€вилс€ новый художественный руководитель. ћожет быть, имеет смысл при учредительной организации создать независимый общественный совет, который будет участвовать в выборе руководства, рассматривать предложенные кандидатуры, высказывать свою позицию, и тогда не возникнет такого количества случайных решений.

“ретье, и самое главное. Ќеобходимо создать ƒирекцию российских театров. я уже высказывалс€ по этому поводу и вынужден вновь повторить: объединенна€ дирекци€ должна зан€тьс€ реформированием театральной системы страны, пока она не развалилась окончательно. «наменитое Ђкадры решают всеї в сегодн€шней театральной ситуации звучит как насмешка.  то занимаетс€ всерьез кадровой политикой в области театра?   сожалению, уверен Ч никто. Ќевозможно заниматьс€ кадрами, не зна€ расстановку сил по всем театрам страны. Ќе вид€ перед собой всей шахматной доски, нельз€ сделать правильный ход, нельз€ защитить корол€, не зна€, сколько у теб€ осталось фигур.

» € не в чей огород не бросаю камень, потому что не знаю, где находитс€ этот самый Ђогородї.   де€тельности ћинистерства культуры € отношусь с огромным уважением. —“ƒ –‘ без поддержки министерства не решил бы р€д важнейших вопросов в театральном законодательстве, но ћинистерство культуры занимаетс€ исключительно проблемами федеральных театров. ƒепартаменты культуры занимаютс€ соответственно муниципальными театрами, но всеми театрами как единой системой, организованной по принципу сообщающихс€ сосудов, никто не управл€ет.

—ейчас по€вилось несколько имен молодых талантливых режиссеров, им предоставили возможность поставить спектакли, многие работы получились. ƒальше у них по€в€тс€ еще предложени€, и они будут ставить в других театрах. » слава Ѕогу! Ќо мен€ пугает, что они будут использоватьс€ театрами только как постановщики разовых спектаклей, пусть даже очень хороших, а € считаю, им важно дать возможность развивать свое авторское направление, естественно, тем, кто на это способен. Ќо чтобы такое стало возможным, безусловно, кто-то должен следить за их судьбой, некоторым из них надо предложить руководство театром, сначала небольшим, а может быть, театром в провинции.  ого-то определить в очередные режиссеры, чтобы человек окунулс€ в реальную сложную жизнь театра, где каждый день возникают проблемы, в том числе и финансовые, чтобы будущий руководитель понимал, что от замысла спектакл€ до его воплощени€ лежит огромный путь, который называетс€ грубым словом Ч производство. –ежиссеров надо пестовать, ими надо заниматьс€ посто€нно и серьезно.

Ќаш —оюз проводит режиссерские лаборатории ƒодина, √инкаса, Ўапиро, ‘окина, ’ейфеца, “уминаса, »срафилова Ч это профессиональна€ учеба, котора€ очень важна, особенно дл€ режиссеров из провинции. Ѕолее того, мы имеем огромный банк данных и можем дать свои рекомендации при подборе главных режиссеров в российских регионах Ч и к нам действительно часто обращаютс€ за советом. »ногда что-то подсказываем, и случаетс€, что нам удаетс€ помочь театру зав€зать Ђроманї с режиссером. Ќо надо быть честным: —“ƒ, будучи общественной организацией, может только советовать, у нас нет административного ресурса дл€ управлени€. » поэтому повторю еще раз Ч нужна организаци€, имеюща€ государственный статус, котора€ будет заниматьс€ проблемами исключительно театров –оссии. “акой организацией мне видитс€, повтор€ю, ƒирекци€ российских театров.

ѕроблем, которыми надо заниматьс€, масса. ќдна из них, не менее серьезна€, чем руковод€щие кадры, Ч это неукомплектованность трупп, с одной стороны, и актерска€ безработица Ч с другой. » особенно остро она стоит в провинции, ведь это очевидно, что в каком-то городе N, где есть только один театр, артист, покида€ его по разным причинам, уходит в никуда. » этим тоже надо заниматьс€.

ƒруга€ проблема. ќбъездив все российские регионы, € воочию убедилс€ в том, что практически повсюду не хватает завпостов, специалистов по свету и звуку, гримеров, и потому чаще всего в театрах очень низкий уровень постановочной культуры. Ќаблюдать мне это было больно, и € невольно вспоминал, как была организована работа постановочной части во ћ’ј“е еще в те годы, когда € там работал.

“еатрам нужны гастроли Ч эту фразу € тоже повтор€ю вновь и вновь, причем в самых высоких кабинетах, и даже нахожу поддержку. Ќо € считаю, что недостаточно выбить финансирование, скажем, на один год или два, нужна продуманна€ гастрольна€ политика. » оп€ть же лучше иметь перед собой всю карту театров –оссии, чтобы наметить и определить наиболее оптимальный гастрольный график, а не действовать по принципу, чтобы было близко, а значит, дешево, без учета художественных интересов и зрителей города, и театра.

я уверен, что иде€ создани€ ƒирекции российских театров не из разр€да маниловских прожектов, а вполне реальна€. Ќеобходимо в ближайшее врем€ собрать группу разработчиков концепции такого объединени€ и предоставить свой проект власти.

ћы сами должны предложить свой план реформировани€ и сохранени€ театральной системы –оссии, не дожида€сь такого развити€ событий, когда делать это будет поздно и делать это будут совсем другие люди.

ћои дорогие коллеги! ” мен€ нет оснований дл€ паники, и все мои сегодн€шние размышлени€ не призывают к горестным восклицани€м: ах, как у нас все плохо! —овсем нет, € уверен, что мы не только должны, но мы можем зан€тьс€ обдуманным переустройством театральной жизни –оссии. ƒл€ этого есть и вол€, и наш опыт, и вера в театр как важнейший духовный институт общества.

я вас всех поздравл€ю с началом театрального сезона! Ѕудьте здоровы, удачи вам и вдохновени€!

јлександр  ал€гинї




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru