Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


я частенько нарушаю правила. Ќе всегда присутствую там, где надо, не всегда говорю то, что ждут

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

јртист феноменального диапазона, художественный руководитель театра Et Cetera и глава —оюза театральных де€телей јлександр  ал€гин отмечает 20-й сезон своего театра. ¬ прошлом году в стенах театра состо€лись торжества, посв€щенные 70-летию јлександра  ал€гина. ћеропри€ти€ прошли при поддержке ¬“Ѕ. VTBrussia.ru задал знаменитому актеру несколько вопросов юбилейных и не очень.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

06.02.2013

јлександр јлександрович, юбилейный сезон, что это дл€ вас: красива€ фраза, повод дл€ праздника или кака€-то веха?

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

Ц ” каждого театра есть свой день рождени€. ќбычно историю театра ведут с первого сыгранного спектакл€ на публике. –овно двадцать лет назад мы показали зрител€м спектакль Ђƒ€д€ ¬ан€ї, с „ехова началась жизнь нашего театра. » как бы иронично ни относитьс€ к цифрам, это кругла€ дата, и 20-й сезон действительно юбилейный, независимо от того, красиво звучит така€ фраза или нет.

ј вот вехи театра определ€ют спектакли. » совсем необ€зательно они должны быть успешными. Ѕывает, что и билетов не достать, и долго спектакль сохран€етс€ в репертуаре, а ты отчетливо понимаешь, что не он определ€ет дальнейшее развитие театра.

Ќа Ќовом јрбате мы уже что-то играли, но началом нового этапа стала постановка –омана  озака Ђ—мугла€ леди сонетовї Ѕернарда Ўоу, определивша€ жизнь театра уже в своем театральном ƒоме. ѕотом были спектакли јлександра ћорфова Ђƒон  ихотї и Ђ ороль ”бюї, которые тоже стали дл€ театра этапными. „уть позже ЂЎейлокї –оберта —туруа. ѕосле каждого из таких спектаклей театр делает некий рывок вперед, возникают другие масштабы, другое художественное мышление.

— постановки пьесы с неординарным названием ЂЌичего себе местечко дл€ кормлени€ собакї вы начали юбилейный сезон. —читаете ли вы этот спектакль этапным дл€ театра?

Ц  аждый спектакль –оберта —туруа € считаю очень важным дл€ театра, ни один из них не стал, как говор€т театральные люди, проходным. —туруа Ц великий режиссер. “олько что мы были на гастрол€х в √рузии, где показали два спектакл€: ЂЅурюї ”иль€ма Ўекспира и ЂЌичего себе местечко дл€ кормлени€ собакї “арика Ќуи. ќба спектакл€ прошли, не побоюсь этого слова, триумфально. Ќаверное, возвращение —туруа на родину, в свой театр, из которого он был изгнан, не могло быть другим. Ќо даже учитыва€ это обсто€тельство, такого приема зрителей, среди которых не всех можно назвать друзь€ми —туруа, никто не ожидал. » особенный успех был у спектакл€ ЂЌичего себе местечко дл€ кормлени€ собакї. √оворили, что это новый —туруа.

–оберт вз€л пьесу, как вы говорите, с неординарным названием, никому не известного французского автора. ћы открыли им€ “арика Ќуи не только –оссии, но и миру, до этого его пьесы в театрах не шли. ” него есть воздух, есть пространство, которое можно наполнить собственным содержанием. ќбычно спектакли —туруа густо населенные, а здесь всего три человека. Ќо это действо, разыгрываемое всего трем€ геро€ми в Ђместечке дл€ кормлени€ собакї, обретает черты общечеловеческой катастрофы, хот€ зал смеетс€. ¬ этом спектакле, как всегда у —туруа, наполненном философскими размышлени€ми о мире, тем не менее много юмора, иронии. » это тоже свойство режиссера —туруа Ц театральной иронией наполнены все его спектакли.

—пектакль ЂЌичего себе местечко дл€ кормлени€ собакї сделан —туруа в статусе главного режиссера театра. ј всего в нашем репертуаре четыре его спектакл€, причем ЂЎейлокї идет уже 12 лет, Ђѕоследн€€ запись  рэппаї Ц 10 лет, ЂЅур€ї Ц всего два года.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ роскошном театре на “ургеневской площади вы работаете всего 8 лет, а до этого ютились в крошечном помещении. „то дает и что отнимает большое пространство?

Ц ƒело не в том, что мы Ђютилисьї, на самом деле помещение не было столь крошечным. ѕроблема была в том, что оно не было театральным. —ейчас мы получили свой театр, который строилс€ в соответствии с моими идеальными представлени€ми о театре. ” нас сцена имеет абсолютно идеальные размеры, то есть сделана по классическим параметрам.

я шут€ называю себ€ соавтором тех знаменитых и прекрасных архитекторов, которые создавали проект театра. Ќо то, что € хотел участвовать во всем, донимал всех своими фантази€ми, своими требовани€ми, это абсолютна€ правда. ћен€, наверное, тогда строители возненавидели, € на стройке проводил уйму времени, всем мешал. ћне хотелось, чтобы наш театр не был стандартным, безликим, похожим на сотни других, расположенных в разных городах мира. ¬сем известно, что Ђтеатр начинаетс€ с вешалкиї, а € бы сказал, что он начинаетс€ еще на подступах к театральному зданию, которое должно восхитить раньше, чем ты в него вошел. ј когда ты переступил порог театра, то должен сразу оказатьс€ в мире театральной игры, котора€ прослеживаетс€ во всем. Ќаш театр задуман как игра дл€ взрослых.  ажда€ ложа имеет название: есть Ўекспировска€, здесь простые дерев€нные скамейки. ќна дл€ ценителей театра, дл€ тех, кто настолько поглощен спектаклем, что им безразлично, на чем сидеть. ≈сть ложа ‘альстафа, а дл€ самых наивных зрителей существует ложа ћитрофанушки. Ћожу “артюфа, как € говорю со смехом, надо отдавать театральным критикам. ÷ентральна€ ложа называетс€ √одо. ƒл€ самых высоких гостей. »х визита можно так и не дождатьс€. ј если вдруг они окажут нам честь, мы постарались, чтобы не думали, что они здесь главные, Ц и сместили ложу немного от центра. ј еще в нашем театре разные кресла, каждый выбирает дл€ себ€ удобное. ¬с€ эта игра зате€на мной, и € бываю счастлив, когда слышу от зрителей, что у нас очень красивый театр.

Ќо надо сказать, что € был безмерно счастлив и тогда, когда театр получил помещение на Ќовом јрбате. ƒо этого три года брод€жничали, а про свои мытарства даже рассказывать не хочетс€. я исходил километры ковровых дорожек в разных ведомствах, исписал тонну бумаги, унижалс€, просил, и в итоге выпросил. ƒл€ нас тогда вселитьс€ в бывший конференц-зал какого-то министерства на Ќовом јрбате было огромнейшей удачей. ¬ высотке мы занимали второй этаж, у нас не было отдельного входа, зрители и сотрудники театра входили в одну и ту же дверь. Ќе было нормальных гримерок, складских помещений и т. д. Ќо не это главное. —амое трудное заключалось в том, что сцена конференц-зала не была приспособлена дл€ театральных спектаклей.  онечно, все, что было возможно изменить, мы изменили. Ќо вс€кий раз, когда в театре по€вл€лс€ новый режиссер, он приходил в ужас Ц у сцены не было глубины, очень трудно было здесь выстраивать сценическое пространство. ≈ще хуже чувствовали себ€ художники, которые должны были придумывать оформление спектакл€. » тем не менее у нас работали по-насто€щему большие мастера: ƒавид Ѕоровский, Ёдуард  очергин, √еоргий јлекси-ћесхишвили, Ёмиль  апелюш. ”же на Ќовом јрбате ставили –оберт —туруа, –оман  озак, ƒмитрий Ѕертман, √ригорий ƒит€тковский, јлександр ћорфов, ќскарас  оршуновас...

ѕочему так много таких разных режиссеров, что это: поиск, принципиальна€ позици€ давать слово разным мастерам?

Ц я убежден Ч кажда€ нова€ художественна€ Ђпрививкаї полезна театру, труппе, она взбадривает, активизирует жизнеде€тельность театрального организма. ’от€ надо понимать, что не каждое Ђвливание новой кровиї может быть полезным, Ц если не возникает совпадени€ художественных принципов, то возникает отторжение. ¬едь у театра за все эти годы сформировались свое направление, свой стиль, и потому режиссер должен быть не просто, условно говор€, высоким профессионалом, но еще и своим. ѕоиск режиссеров Ц процесс сложный, как и поиск пьес. » два этих процесса взаимосв€заны, € это называю: правильно режиссера Ђженитьї на пьесе, а еще надо вовлечь в этот любовный роман и артистов.

—ами вы любите выступать в качестве режиссера или это необходимость, а лучше Ц играть?

Ц  огда € только начал строить свой театр, высказалс€ однозначно: Ђ” мен€ нет амбиций главного режиссераї. » действительно за это врем€ € сам поставил не так много спектаклей. Ѕыли у мен€ постановки по „ехову, ћольеру, три современные пьесы. —ейчас снова берусь за современного автора, мы уже начали работать над пьесой. я говорил об этом не раз Ц театр не может существовать без современной пьесы. » потому € стараюсь, чтобы в репертуаре об€зательно присутствовала не только классика. ’от€ именно на классике воспитываютс€ артисты.

–асхожее мнение, что в –оссии готов€т слишком много актеров, которым потом просто некуда идти. ¬ы согласны?

Ц »дти на самом деле есть куда Ц столько провинциальных театров нуждаютс€ в артистах. Ќо никто же не хочет уезжать из ћосквы или ѕетербурга! ¬се хот€т работать в столицах, и пон€тно почему Ц здесь больше возможностей, в том числе и сниматьс€. —ейчас же огромный поток сериалов, все врем€ нужны новые лица. ј если ты попал в один сериал, за ним последует другой, а это деньги, теб€ узнают на улицах, и ты думаешь, что уже стал артистом. Ќо, к сожалению, в сериалах, как правило, используют однажды найденный типаж, и артисты, по сути, тиражируют одни и те же штампы, поэтому профессионально, увы, не растут. » € в этом вс€кий раз убеждаюсь, когда после изнурительных съемок наши артисты возвращаютс€ в театр, опустошенные и уставшие.

„то происходит в регионах, как выживают театры там? ≈сть интересный пример детских кукольных театров: основные учебные заведени€ и фестивали проход€т именно в регионах, а не в столицах. ј как с другими специальност€ми?

Ц ¬ регионах театры в основном живут сложно, хот€ если губернатор любит театр, если местное начальство покровительствует артистам, то театры развиваютс€ нормально. ƒействительно сейчас проходит масса фестивалей, которые в какой-то степени пытаютс€ заполнить эту брешь, возникшую из-за отсутстви€ гастролей. ‘естивальна€ жизнь сегодн€ в –оссии очень разнообразна, и практически все фестивали проход€т под эгидой —оюза театральных де€телей –оссии. ћы направл€ем туда своих специалистов, театральных критиков, они привоз€т отчеты. Ёти отчеты анализируютс€, и потому жизнь провинциальных театров нам хорошо известна. Ќаш театральный союз в посто€нном контакте со всей театральной –оссией. ћы знаем практически про все проблемы и пытаемс€ их решать. Ќе было ни одного театрального конфликта, который был бы разрешен без вмешательства —“ƒ –‘.

јлександр јлександрович, вы много говорили, что самое главное дл€ вас Ц сцена, а общественна€ де€тельность совсем не любимое вами дело. Ќо в 1996 году, по вашим же словам, из азарта, получитс€ или нет, стали председателем —“ƒ. — тех пор подписываете открытые письма, вступаете в партию, становитесь доверенным лицом политика. »зменилось что-то в вас или это необходимые правила игры?

Ц √оворил и продолжаю говорить: играть люблю больше всего на свете. я актер прежде всего. ≈ще ребенком мечтал о своем театре, теперь он у мен€ есть. Ёто такое счастье знать, что после теб€ останетс€ потр€сающий театр, в который будут приходить зрители много-много лет.

”верен, что, несмотр€ на то, что уже столько лет возглавл€ю союз, € чиновником не стал.  стати, правила игры частенько нарушаю. Ќе всегда присутствую там, где надо, не всегда говорю то, что ждут. —тараюсь быть честным. ј то, что стал доверенным лицом президента –оссии, так не потому, что изменилс€, а может быть, оттого, что, напротив, осталс€ артистом, который способен уловить фальшь, не умом даже, а чисто интуитивно сохранил способность люд€м довер€ть. ¬ладимиру ¬ладимировичу ѕутину € верю, мы несколько раз с ним встречались, и вс€кий раз он делал то, что обещал. Ќе буду рассказывать сейчас, но театральному сообществу он очень помогает, поверьте.

ј будучи худруком театра и тем более возглавл€€ театральный союз, € не могу не участвовать в политической, общественной жизни. ¬се врем€ приходитс€ боротьс€ и с законами, мешающими развитию театрального искусства, и с тем, что искусство финансируетс€ по остаточному принципу, и т. д. » € сам пытаюсь войти в диалог с властью, пишу письма губернаторам, когда надо что-то отсто€ть в провинции. ¬стречаюсь с первыми лицами государства, когда они мен€ допускают. я думаю, что это нормальный диалог.

—ейчас происходит столько событий, что невозможно о них не спросить, тем более в св€зи с событи€ми вокруг “еатра им. √огол€. „то происходит с театрами в ћоскве, вас перевод€т на срочные договоры, как будут теперь жить руководители, привыкшие к практически неограниченной власти внутри театра?

Ц ѕозвольте мне не говорить про “еатр им. √огол€, уже все обговорено. ѕо поводу срочных договоров тоже уже выступал. —читаю, что они нужны. –уководители театров будут только Ђзаї, а то, что у них была неограниченна€ власть, не знаю. ћожет быть, у кого-то и была, но в театре нужна диктатура, как говорил “овстоногов, нужна добровольна€ диктатура.  огда артисты вер€т своему лидеру и готовы вокруг него объединитьс€ и идти за ним. –азве это плохо?

¬ ƒепартаменте культуры говор€т, что необходима ротаци€ и ротаци€, причем сейчас это касаетс€ руководства, но должно касатьс€ и актеров. ¬аш прогноз, во что это выльетс€?

Ц ≈сли ротаци€ ради ротации, то она не нужна. «ачем мен€ть руководител€ театра, когда у него прекрасна€ труппа, выверенный репертуар, привлекаютс€ молодые режиссеры и еще театр работает на аншлагах? «ачем? „тобы отметить в своем плане Ц ротаци€ произведена? √лупо! ќсвободить место дл€ более молодого? Ќо надо быть уверенным, что этот молодой поведет театр лучше. ћне кажетс€, что долгие годы кадровой политикой никто не занималс€ и потому возникли серьезные проблемы. » сегодн€ ƒепартамент культуры ћосквы пытаетс€ изменить ситуацию. ƒа, ее надо мен€ть, но очень осторожно.

 ак вы думаете, можно ли решить проблемы театров, ничего принципиально не мен€€, и, если мен€ть, то что?

Ц я убежден, что театр, как живой организм, сам посто€нно мен€етс€ вместе со временем. “еатр чувствителен ко всем переменам, изменени€м в обществе. —ейчас все говор€т о необходимости реформировани€ театра, но каждый имеет свое представление о том, как это надо делать.  то-то с завидным упорством продолжает настаивать на сокращении театров, кто-то требует закрыть все Ђтеатры с колоннамиї, а кто-то пытаетс€ всех убедить, что должны существовать исключительно проектные театры, а все репертуарные необходимо уничтожить. ”верен, что люба€ непримирима€ позици€ всегда ущербна.

ћне кажетс€, надо заниматьс€ другими проблемами. ѕерва€ и сама€ главна€ Ц театральна€ школа.  ого мы сегодн€ воспитываем? ѕочему так мало личностей на сцене? ѕочему так трудно найти режиссеров-лидеров? Ќа самом деле, если уйдет старшее поколение художественных руководителей, то € не уверен, что сразу найдетс€ им всем замена.  ак перешагнуть поколенческую пропасть, как восстановить преемственность в театре, как вернуть театру то место, которое он всегда занимал в –оссии? ¬от это те основные вопросы, на которые нам надо ответить.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru