Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ЂЅурный расцвет фестивалей мен€ не радуетї

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

¬ –оссии подходит к концу театральный сезон, который уже успели назвать Ђсезоном кризисаї. ќ проблемах современной сцены и о том, насколько нужны стране театральные фестивали, в интервью ЂЌовым »звести€мї рассказал председатель —оюза театральных де€телей –‘, руководитель московского театра Et Ceterа јлександр  јЋя√»Ќ.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.05.2010

Ц јлександр јлександрович, похоже, театральные скандалы станов€тс€ привычным фоном нашей жизни: неправильные назначени€ худруков, попытки отобрать у театров их помещени€, урезани€ бюджетов...  ак вам кажетс€, существуют ли какие-то рецепты дл€ остановки этой Ђэскалации напр€женностиї?

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

Ц ’ороший вопросЕ “олько не думаю, что такой универсальный ответ-рецепт существует.  аждый театральный скандал Ц всегда и типичен, и уникален одновременно, поскольку причины в разных случа€х часто схожи: чиновничий произвол или равнодушие, чь€-то зла€ вол€ или стечение обсто€тельств. ЌоЕ вмешиваетс€ Ђчеловеческий факторї Ц и каждый случай требует своего особого подхода. —кандалы по всем перечисленным поводам существовали в той или иной мере практически всегда. Ќо сейчас их усугубл€ет ситуаци€ мирового финансового кризиса.  ризис серьезно повли€л на финансирование сферы культуры. Ёто не секрет. Ёто наш день сегодн€шний.  огда мэр или губернатор говорит, что дл€ него приоритетны сферы образовани€ или социальна€ сфера, а отнюдь не сфера культуры, Ц мен€ это потр€сает. » еще € хочу заметить, что и резко сократившиес€ средства, выдел€емые нашим театрам, зачастую расходуют неразумно.

Ц ј что-то предпринимаетс€ дл€ того, чтобы они расходовались разумно?

Ц я очень давно и настойчиво повтор€ю, что в сфере культуры особенно необходимы квалифицированные экспертные консультации: и в сфере распределени€ финансов, и в сфере кадровых назначений. —колько сил, нервов, здоровь€ унесла эта истори€ с нижегородским “ё«ом! ¬от как раз здесь, в этом кабинете, мы не так давно сидели с ¬алерием ѕавлиновичем Ўанцевым (губернатор Ќижегородской области. Ц ЂЌ»ї) и пытались как-то урегулировать сложившуюс€ ситуацию. я ему по-человечески благодарен за его неравнодушие к нижегородскому “ё«у... Ќо оп€ть же не устаю повтор€ть, что проще предотвратить скандальную ситуацию, чем потом ее разруливать... ” нас в стране уже свыше ста лет существует уникальна€ организаци€ Ц —оюз театральных де€телей. “ут сид€т эксперты буквально во всех област€х нашей театральной сферы, уникальные специалисты, люди, которые в курсе дел, событий и имен буквально во всех театрах страны, люди, которые собирали и собирают информацию по регионам в течение дес€тилетий. √лупо не использовать их опыт и знани€. ѕо опыту знаю: воврем€ данный квалифицированный экспертный совет экономит и силы, и деньги, и нервыЕ “еперь пример из другой области. —“ƒ долго пробивал идею грантов на постановки спектаклей дл€ детей. Ќа этот сезон такой грант получил ћолодежный театр. » результат налицо: 16 премьер, из которых треть Ц постановки режиссеров-дебютантов. “о есть вложенные средства окупились полностью... ¬ы согласны?

Ц јбсолютно согласна, работа –јћ“а в этом сезоне ошеломл€юще успешна. » дай бог, чтобы и дальше гранты помогали по€влению хороших детских спектаклей. Ќо мне кажетс€, что система грантов должна распростран€тьс€ не только на детские и молодежные спектакли, но и на спектакли дл€ взрослых. » не только предназначатьс€ дл€ режиссеров-дебютантов, но и дл€ мастеров...

Ц ƒумаю, что мы к этому с неизбежностью придем.  ак непременно придем и к закону о меценатстве в сфере культуры. «десь не надо изобретать велосипед, а просто надо посмотреть на мировую практику в этой области, да и огл€нутьс€ на нашу историю... ’удожественный театр не смог бы ни возникнуть, ни существовать без меценатов... Ќо дл€ этого необходимо выработать стратегию театральной политики, котора€ пока отсутствует. ¬ кино сделаны какие-то первые шаги в этом направлении (надо посмотреть, насколько они будут удачны и обнадеживающи). ќднако в театре даже и этих попыток пока нет. » если отсутствие вн€тной позиции и в эпоху изобили€ еще как-то маскируетс€ общей благопри€тной финансовой ситуацией, то в кризисную эпоху оно становитс€ просто угрожающим... ¬ —“ƒ сейчас поступают сигналы с мест о том, что в провинции начинают сокращать бюджетное финансирование театра, поднимают арендную плату и так далее. ѕонимаете, у нас нигде не прописана ответственность городских или региональных властей перед культурой: среди показателей эффективности работы руководителей нет ни одного показател€, св€занного с культурой! Ёто же кошмар. ѕолучаетс€, что забота о театральной культуре области или города Ц это только лична€ инициатива губернатора или мэра, но она не входит в его об€занности. ƒобра€ вол€ Ц вещь хороша€, но нельз€ строить политику в области культуры только на доброй воле начальстваЕ ћен€ всегда потр€сало, что в ƒревней √реции не только в каждом городе существовал свой театр, но и неимущей публике выдавали деньги на театр. ¬ласти видели в театре дело государственной важности. » это правильное отношение к театру.

Ц ¬ложени€ в сферу культуры сокращаютс€, но одновременно мы видим расцвет фестивальной жизни, причем не только в столицах, но и в провинцииЕ

Ц ¬озможно, € скажу вещь шокирующую, но мен€ этот расцвет фестивалей не слишком радует.  огда не хватает денег на городские театры, на областные театры, на стационарные театры Ц такой бурный расцвет фестивальных проектов иногда напоминает пир во врем€ чумы. ” нас по€вилось устойчивое пон€тие Ц фестивальный спектакль, фестивальный проект, то есть нечто сделанное к конкретному меропри€тию, в его формате и по его заказу. Ќечто компактное (чтобы легко его вывезти) и рассчитанное зачастую на Ђразовое потреблениеї. Ѕыстро сл€пали, привезли, показали Ц и забылиЕ ѕричем все забыли: и создатели, и заказчики, и тем более зрителиЕ ¬се эти Ђпроектыї очень далеки от сферы искусства, сферы культурыЕ ¬се эти фестивальные радости часто кажутс€ парадным фасадом, за которым пр€четс€ далеко не парадна€ реальна€ т€жела€ жизнь русского театраЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц “ем не менее мне хотелось бы поздравить руководител€ театра Et cetera јлександра  ал€гина с Ђ«олотыми маскамиї, которые его театр получил за мюзикл Ђѕродюсерыї, признанный самым успешным мюзиклом прошлого сезонаЕ

Ц —пасибо, хот€ у мен€ очень смешанные чувства по этому поводу. — одной стороны, конечно, при€тно, что работа, котора€ нам стоила столько сил, времени, денег, получила такое признание. –адостно за артистов, за постановочную команду, за всех, кто над Ђѕродюсерамиї работал. — другой стороны, столько Ђнамековї в прессе, что Ђ«олотые маскиї дали не за достоинства спектакл€, а потому, что  ал€гин Ц председатель —“ƒ. ѕолучаетс€ какой-то заколдованный круг.  огда экспертный совет номинировал спектакль ЂЎейлокаї и мен€ в главной роли, то € своей властью председател€ это выдвижение сн€л. “огда мен€ упрекали в высокомерии, в том, что € боюсь соревнований и так далее. ¬ этот раз, поскольку сам не участвую в спектакле, решил, что мой театр не виноват в том, что € председатель, и участие Ђѕродюсеровї разрешил. ¬от теперь новые упрекиЕ ќтказываюсь номинироватьс€ или соглашаюсь, об€зательно по€в€тс€ провокационные статьи недоброжелателей.

Ц „ем огорчает наша театральна€ действительность јлександра  ал€гина Ц более-менее пон€тно. ј что радует сегодн€ в театре?

Ц  ак обычно Ц репетиции. –оберт —туруа ставит у нас в театре ЂЅурюї, где € играю ѕросперо. » это такое счастье Ц работать с этим режиссером, с этим человеком.  огда приходит —туруа, раскладывает все переводы ЂЅуриї (как обычно, он недоволен всеми существующими переводами и делает дл€ своей постановки новый).  огда он приносит мне пачку книг, Ц вон лежит ее часть, потом можно посмотретьЕ  огда в театр приходит такой композитор, как √и€  анчелиЕ » кажетс€, само пространство расшир€етс€ от этих людей.  огда вписываю и вычеркиваю все новые и новые предложени€, идеи, замечани€ в своих репетиционных тетрадках и вдруг отчетливо понимаю, что насто€щий реальный театр Ц вот он. ќн вечен, он неизменен, он существует по своим особым законам творчества. ј все остальное Ц пена, накипь, все это пройдет, забудетс€, исчезнет. ¬се скандалы, склоки, все гримасы дн€ сегодн€шнего. ќстанетс€ радость и мука творческой работы. Ќо пока € засыпаю, дума€ о ѕросперо, и просыпаюсь, зна€, что он мен€ ждетЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru