Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 огда € был Ћениным

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

Ќа деловом завтраке с народным артистом –оссии, художественным руководителем театра Et cetera и председателем —оюза театральных де€телей –‘ јлександром  ал€гиным мы обсуждали театральную реформу, гр€дущие выборы нового председател€ —“ƒ, отложенный навсегда или до лучших времен закон о театре, продажу земель питерского ƒома ветеранов сцены, состо€ние русско€зычных театров стран —Ќ√ и Ѕалтии, положение наших театральных гениев... Ќе спросили мы его только о личной жизни и новых рол€х.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.05.2005

“еатр не будет прачечной

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

-јлександр јлександрович, театральна€ реформа еще впереди? ќ чем вы уже договорились с правительством на уровне слов и на уровне документов в реформировании российских театров?

- ќ главном - сохранении государственного финансировани€. ќно не может быть полным, но формы собственности зданий остаютс€ прежними. ћы добились трех форм существовани€ дл€ всех театров, которые вправе выбрать любой приемлемый дл€ себ€ путь. ¬о-первых, полное государственное финансирование, назовем это условно советской системой, когда театр полностью сидит на бюджете. ƒали зарплату - получил, отчиталс€, расписалс€ за каждую копейку, за каждое блюдечко и бархат на сцене ответил, и так далее. ƒанна€ форма может помочь театрам юного зрител€, кукольным театрам, она должна существовать об€зательно. ¬тора€ форма - автономные учреждени€. “акой микс государственный и получастный. » треть€ форма собственности - частна€: хотите выкупить здание, хотите за все отвечать - пожалуйста, выкупайте. Ќо пока никто этого делать не спешит: дорого содержать, налоги съед€т...

ћы живем в ћоскве, но вы не представл€ете, что делаетс€ даже в благополучных театральных городах - таких, как ќмск, например. ћногие театры остались вообще без главных режиссеров. Ќикто не хочет им быть - гораздо удобнее приехать, сделать две постановки, получить гонорар за три-четыре мес€ца и уехать в другой город. «ачем брать на себ€ лишние об€занности и ответственность? –азбиратьс€: кто доволен, кто нет, почему женский состав труппы вечно недоволен, кто когда женилс€, кому квартира нужна... ћы собирали молодых режиссеров, и они все как один за€вили: не нужно нам такое...

ѕо реформе все боли должны были соединитьс€ в одну корзину. ћедицина, образование, музеи, театры - все попадали под один гриф сферы услуг. ћы вздрогнули. –аньше театр все-таки относилс€ к идеологической сфере, а сейчас его приравн€ли к прачечной... » все рычаги, относ€щиес€ к сфере услуг, оказывались применимы к творчеству. Ёто нам удалось предотвратить.

- ¬озможно, именно громка€ дискусси€ о театральной реформе дала пон€ть, что у нас остались еще вли€тельные общественные организации, каким в свое врем€ был —оюз кинематографистов...

-ѕредотвратили мы и по€вление в театрах попечительских советов. — самого начала все просто встали на дыбы. ” нас есть учредители - комитет по культуре, министерство культуры. — ними € заключаю договор, перед ними € отвечаю за деньги. ј по той реформе в театрах должен был возникнуть еще какой-то попечительский орган, непон€тно из каких людей состо€щий, который диктовал бы жизнь театру. ѕо вкусам. ѕо каким вкусам? ’уже придумать было нельз€, чтобы де€тели одного театра вошли в попечительский совет другого театра, - предположим, войдут “абаков и  ал€гин в попечительский совет Ћенкома, и станут нав€зывать «ахарову свои правила игры...

“ак победим

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ѕомните ли вы 11 марта 1982 года, когда во ћ’ј“е вы выходили на поклон в роли Ћенина, и вам аплодировал Ѕрежнев? —тали бы вы сейчас играть Ћенина или какого-либо другого вожд€?

- —ейчас не врем€ дл€ подобных образов. Ќадо, чтобы ушло, отлегло, отлежалось, откатилось. »наче сразу впадешь в чистую злободневность, и получитс€ така€ агитка без объема... я - характерный актер, в основном исполн€л комические и трагикомические роли. ƒолга€ истори€, каким образом мен€ уговорили играть роль вожд€. Ќо дело не в этом. Ќа моей пам€ти было несколько походов власти в театр. ѕо€вление ‘урцевой, когда несколько раз принимали —тарый Ќовый год во ћ’ј“е, ћ√  во главе с √ришиным. “€желейший спектакль. ¬первые в жизни € почувствовал энергию, когда мен€ просто выталкивают со сцены, о чем сказал ≈фремову и Ўатрову после первого действи€. » тишина была, и кашли в разумной норме, но - не хот€т слышать, просто ненавид€т...

ј на спектакле “ак победим, который посетил Ѕрежнев, все катилось по какому-то трагическому юмору. ѕерва€ реплика, которую € услышал, боком выход€ на сцену: Ёто - Ћенин? » € пон€л, что в этот вечер будет идти два спектакл€: один на сцене, другой - в зале. ≈ще была накладка. «на€, что Ѕрежнев плохо слышит, дев€тое управление, обеспечивающее безопасность, понатыкало микрофонов в пальмы, в столы, в сидень€, в книжную полку Ћенина... √де-то что-то зафонило, и со сцены пошел очень громкий диалог: “еб€ слышно? “еб€ не слышно... “ы слышишь - € не слышу. Ёто сейчас € вспоминаю о том посещении с т€желым юмором. ј тогда мы не предвидели - только чувствовали по всему, что это уже распад. ¬се старые. ¬се разваливаетс€...

я ни в коем случае не жалею о том, что € сыграл Ћенина. Ќаоборот, мен€ эта роль многому научила. я многое прочитал. ѕричем мой контакт с образом Ћенина начиналс€ с книги —олженицына на желтых самиздатовских листочках Ћенин в ÷юрихе. ћен€ волновала только его человеческа€ судьба.  ак вспышка: как за п€ть минут до смерти человек видит всю свою жизнь.  акие были поражени€, какие победы, кто был с ним р€дом, кто предал... ¬ этом мне помогала чудна€ женщина - режиссер –оза јбрамовна —ирота. ќна никогда не говорила, что она любит, что нет. ќна делала так, что ты сам начинал все это любить или ненавидеть. “ак же она работала со —моктуновским - без слов. Ќикогда не забуду, когда, рассказыва€ о Ѕрестском мире, она так шм€кнула ладонью по столу, после чего весь монолог Ћенина мы построили на крике. Ёто была насто€ща€ истерика Ћенина...

ƒ¬—

- ќбитатели ведомственного —анкт-ѕетербургского дома ветеранов сцены сейчас наход€тс€ на грани отча€ни€: —оюз театральных де€телей продает их территории...

- Ѕольна€ тема, которую € получил в наследство. ѕростите мен€, видимо, старость все-таки така€ вещь, когда люди очень много удел€ют внимани€ одному вопросу, когда больше не о чем говорить...

- Ќо дл€ них это вопрос жизни.

- ј дл€ нас это еще вопрос и нашей совести. Ќо стоит он так: часть построек там начала и середины прошлого века. “ехническое состо€ние дома ужасающее. ¬се это никогда капитально не ремонтировалось. ћы обращались к разным люд€м. ¬ свое врем€ губернатор яковлев мне сказал: чего мучитьс€, отдайте нам ƒом ветеранов сцены, мы его обиходим, будут там жить и ваши и наши. “о есть он стал бы обычным городским домом престарелых. Ќо, во-первых, наших там могло оказыватьс€ все меньше и меньше, а во-вторых, потер€ть ƒ¬— с какой ни возьми дл€ —оюза театральных де€телей стороны немыслимо: это истори€, с него начиналось актерское общество вспоможени€... –ешение мы искали долгое врем€. Ќаконец нашли людей, которые готовы реконструировать и сделать приемлемым дл€ жиль€ ƒом ветеранов сцены. Ќо бесплатно никто ничего не сделает.  рупна€ промышленно-строительна€ организаци€ сказала: мы дадим деньги на реконструкцию и современное оснащение ƒома ветеранов сцены, а вы поделитесь территорией ƒ¬—...

- ѕоловиной территории?

- „астью, которую определит специальна€ комисси€ из секретарей —“ƒ, куда вход€т в основном питерцы. “ам останутс€ места дл€ прогулок и дл€ огорода, не волнуйтесь. ћы внесли предложение найти инвестора, готового за уступку прав на часть территории построить там коммерческий кусок, и часть средств, который он там получит, направить на реконструкцию ƒома. ѕочему еще мы пошли на этот вариант - его мы полностью реализовали в московском ƒоме ветеранов сцены в ѕерово. ѕоезжайте, посмотрите, теперь там не столова€, а замечательный ресторан, в медицинском корпусе новое оборудование. я считаю, это лучший ƒом ветеранов сегодн€ в –оссии. » тому есть объективные свидетельства. —редний возраст ветеранов, живущих в московском ƒоме ветеранов сцены, - 84 года, в петербургском - 87 лет. —редн€€ продолжительность так называемого дожити€, извините за термин, после перехода в ƒом ветеранов (а наши люди туда приход€т, как правило, уже когда им за 70) - 20 лет. ¬ обычных городских домах престарелых люди живут максимум 5 лет. ѕочему? ќни переход€т в психологически некомфортную среду. ƒа, их там корм€т, лечат, им есть где спать. Ќо психологически они ломаютс€. ” нас же создаетс€ семейна€ обстановка, социально однородна€ среда, все люди друг с другом общаютс€ на одном €зыке. ∆ивут в окружении своих вещей, со своими животными. »м там комфортно. » мы это хотим сохранить.

„тобы завершить тему, расскажу эпизод. ¬ прошлом году € еще раз приехал в —анкт-ѕетербургский ƒом ветеранов сцены. —ид€т на скамейке два человека. ѕлечом к плечу. » один говорит просто, обыденно: вы знаете, все плохо, јлександр јлександрович, этого нет, того нет, и вообще нас сейчас продадут... ј другой ему в ответ: не слушайте его, јлександр јлександрович, все хорошо, все замечательно... ѕритом они даже не возмущаютс€, не ведут друг с другом диалога. я пон€л, что эти люди живут в своем мире, в своих представлени€х...

«агранице мы поможем

-–оссию долго упрекали в отсутствии государственной политики по отношению к своим соотечественникам в странах —Ќ√. ¬ы и по€вившийс€ год назад в —“ƒ ÷ентр поддержки русского театра за рубежом многое сделали дл€ сохранени€ единого культурного пространства. „ему научил вас этот год работы с русско€зычными театрами? —колько их сейчас есть? ѕо крайней мере, по вашей переписи?

- Ѕольше восьмидес€ти.  огда советска€ власть закончилась, некоторые прекратили существование. —амое обидное, закрылись “ё«ы: их осталось всего два-три. ќдин в √рузии, в “билиси, в јлма-јте работает “ё«, но из центра города его перевели на окраину. “ретий, полусуществующий, - в Ѕаку. ќни играют 3-4 спектакл€ в мес€ц, и €сно, что долго не продержатс€.

ќбрушить все очень просто. Ќаш центр называетс€ именно центром поддержки, а не помощи, потому важно не доводить до такого состо€ни€, когда не факт, что скора€ помощь поможет, а в тот момент, когда что-то с ногами происходит, под локоть вз€ть и повести. ѕоддержать.

ћы подключились к программе ћ»ƒа —оотечественники, у нас она обросла лаборатори€ми, семинарами, большой образовательной программой. —ама€ главна€ проблема русских театров ближнего зарубежь€ - сохранение €зыка. ќни все прос€т педагогов по речи. ћы отправл€ем преподавателей в командировки. ≈ще очень важный момент - работа постановочных групп, когда мы направл€ем режиссеров и художников в русские театры стран —Ќ√ и Ѕалтии на постановки спектаклей. ѕоначалу, конечно, мы замахнулись на наших мастеров. ƒумали, сейчас запросит √инкас или ‘оменко столько-то - пожалуйста, мы были готовы пойти на все их услови€. Ќо пока не удалось - мастера сильно зан€ты. »ли отнеслись к этому немножко настороженно... Ќо тем не менее режиссеры очень хорошие ездили ставить. ’оть и не такие знаменитые.

- ѕрограмма была рассчитана на год. ѕервого июн€ этот год заканчиваетс€. Ѕудет ли продолжено ее финансирование?

- Ѕудет. ¬ управлении делами президента нам обещали, что ÷ентр поддержки русского театра за рубежом будет жить. —казали: работайте еще год, дальше будем смотреть. ѕрограмма получила хороший резонанс. ћы многих заставили поверить в то, что они не забыты. Ћев ƒодин согласитс€ провести лабораторию дл€ наших режиссеров в —анкт-ѕетербурге - это тоже хороший знак. ћы и в ћоскве хотели бы собрать всех художественных руководителей русских театров. ѕоказать им наши театры, которые они очень давно не видели, дать возможность пообщатьс€ друг с другом, с питерскими и с московскими режиссерами. ƒл€ них подобные встречи - всегда подарок.  огда туркменский театр приезжал в ћоскву и мы привели их в ћалый театр, они вышли на сцену и чуть не грохнулись там все на колени - настолько дл€ них важно было прикоснутьс€ к св€та€ св€тых... ёрий —оломин их принимал,  ирилл Ћавров,  онстантин –айкин с ними встречались. ѕолгода прошло уже с тех пор, а они пишут нам письма, что живут этим до сих пор.

„айки не будет

–+- –епертуар последних лет вашего театра Et cetera складываетс€ из работ режиссеров - наших ближних соседей. ” вас ставили болгарин, литовец, грузин. Ёто тоже политика?  ак художественный руководитель вы продолжаете линию председател€ —оюза театральных де€телей?  ака€ республика будет избрана на следующий раз? » кака€ пьеса?

- ѕока думаю. я считаю, сейчас театру необходима нова€ “аганка. Ќе диссидентска€, € снимаю эту пену, а “аганка, котора€ заставл€ла человека вздрогнуть, обратитьс€ внутрь себ€: как ты живешь, что ты делаешь, почему такой мир, така€ страна...  огда в театре через €ркую форму буд€т совесть, нравственность, бьют по таким вещам. Ёто можно делать и через русскую классику. Ќа моей пам€ти всегда примеры ќлега Ќиколаевича ≈фремова. ќн долго мучилс€, что важнее - пригласить режиссера, который принесет пьесу, или выбрать пьесу, автора и женить его на режиссере. ѕрактика показывала, что женить режиссера не по любви на какой-то пьесе невозможно. Ќужен разумный компромисс.  ак хотелось бы, чтобы, гл€д€ на спектакли наших режиссеров, было пон€тно: то, что они став€т, действительно их волнует. я уже не могу просто приходить в театр и радоватьс€ органике, таким милым перемещени€м актеров в пространстве. “олько ради этого не стоит тратить вечер - зритель со спектакл€ ничего не унесет... я вспоминаю –оберта —туруа с его остроумным замечанием, когда его спросили, как станов€тс€ режиссерами. ќн ответил по-грузински: € не знаю, как станов€тс€ режиссером. ¬идимо, так: три человека репетируют, и самому бездарному говор€т - поди в зал, посмотри, мы не перекрываем друг друга? » самый бездарный идет в зал. » ему начинает нравитьс€ уже командовать... Ќа некоторых спектакл€х эта шутка становитс€ очень похожей на правду.

- ’отелось бы узнать о ваших нетворческих планах на осень 2006 года. ѕойдете ли вы на третий срок председателем —“ƒ?

- я сам себе задаю этот вопрос. — одной стороны, это, если хотите, здоровье - пот€ну ли; но с другой - многое сделано, в —оюзе подобралась хороша€ команда. — третьей стороны, много проблем, св€занных с театром Et cetera. ћы переезжаем в новый театр, который €, собственно, родил: увидел его таким и заставил архитекторов пойти за моей идеей. Ѕезумно им благодарен: они лучше мен€ только сопромат знали, а все остальное - приблизительно так, чтобы все-таки не завалилось... ¬ начале августа начинаем переезд. ќткрываемс€ осенью. ƒл€ нас это ответственный момент - открыть новое здание своей „айкой... Ќо € решил учесть опыт ћосковского художественного театра, когда мы переезжали с “верского бульвара в проезд ’удожественного театра... ¬се этого так хотели и так ждали... » вот поставили тогда ѕерламутровую «инаиду - и так это всех надорвало. » театр тогда начал, мне кажетс€, сыпатьс€... Ќеудачи очень больны. ѕотому мы решили свою „айку на открытие не ставить. ¬идимо, обойдемс€ хорошим представлением, смешным капустником. ј дальше намечен целый р€д названий. ћаксим  урочкин специально дл€ нас пишет пьесу. я ему позвонил, попросил приехать и в течение нескольких дней рассказывал, какую пьесу € бы хотел видеть, - о театре, который ненавистен и любим.

- ј кому достанетс€ ваше старое здание?

- √еликон-опере. ¬о врем€ ремонта в своем здании они будут играть в нашем.

300 рублей дл€ гени€

-  огда на ƒеловом завтраке был художественный руководитель √еликон-оперы ƒмитрий Ѕертман, он рассказывал, как трудно сейчас живет легендарный оперный режиссер Ѕорис јлександрович ѕокровский. „еловек, у которого им€ - мировой культурный бренд. ¬ его доме и в его жизни это, конечно, не видно. ƒл€ него проблема летом один раз поехать на дачу. ќн вынужден просить машину и быть чрезмерно благодарным, если она за ним приезжает. ћашину нехот€ присылают, забывают его в поликлинике на два часа... ќн сам никогда не жалуетс€. » в подобном положении оказалс€ далеко не он один. ¬опрос в следующем: как талант и гениальность конвертировать в хороший заработок, в уважение - в собственном театре, в театральном сообществе, в обществе вообще?  ак помочь гению?

- я считаю, что театр, которому ѕокровский отдал жизнь, просто об€зан ему помогать. “ем более что Ѕольшой театр - далеко не бедный театр. ќн должен заботитьс€ о своем человеке и тем более о таком гении.

- ј —оюз театральных де€телей? »звестно, что своим членам - неработающим пенсионерам - —“ƒ из своих средств платит надбавку к пенсии. ¬ каком размере?

- 300 рублей. Ёто очень мало, честно говор€. » все-таки это больше, чем ничего. ѕо ѕрограмме дополнительного пенсионного обеспечени€ работников театров –оссийской ‘едерации мы в ћоскве выплачиваем дополнительные деньги полутора тыс€чам пенсионеров и 700 бывшим работникам театров в регионах –оссии. ѕо возрастному принципу сегодн€ получают пенсию те, кто родилс€ в 1927 году и раньше, но возраст мы посто€нно понижаем.

- — точки зрени€ председател€ —“ƒ –оссии, кто из губернаторов, в каких регионах ценит театр и помогает театральному народу?

- ¬ообще Ћужков - это эталон. ƒать деньги на строительство театра јнатолию ¬асильеву, ѕетру ‘оменко... ≈сли говорить о региональных власт€х, есть губернаторы, с которыми ведешь переписку, и все на этом заканчиваетс€. ≈сть такие, которые искренне признаютс€, что театр не люб€т, но ради вас, јлександр јлександрович, мы все сделаем. » это тоже хорошо. Ќу, любит он охоту, к примеру, не всем же театр любить. Ќо он нормально, вежливо относитс€ - или потому, что нужно, или потому, что жена, дети в театр ход€т. »ли потому, что какой-нибудь любимый актер там играет, или потому, что совесть есть... Ќо, знаете, мы все врем€ говорим: вот там хороший губернатор, и театру хорошо живетс€. Ќо на самом деле мы все врем€ боремс€, чтобы от того, какой сидит губернатор, положение театра не зависело. „тобы работали все правила, процедуры и нормативы. „тобы это было установлено законодательно и не получалось так, что пришел сегодн€ губернатор, который любит футбол, и все театры захирели. “ак быть не должно. ¬от мы за что бьемс€.

- “ак за это вс€ страна бьетс€. ѕо всем вопросам жизни.

ѕо закону и по совести

- ј в св€зи с наступающими реформами, есть ли необходимость сейчас в законе о театре, о котором в свое врем€ много говорилось, а потом все сошло на нет?

- ¬ы мен€ уже к съезду готовите... — одной стороны, отраслевые законы нужны, а у нас их нет. — другой стороны, мы так долго над ним работали, и —овет ‘едерации нам помогал, но пока ничего с ними не получаетс€.  ак нам говор€т оппоненты: все есть в √ражданском кодексе, обойдетесь им. “ак что € не думаю, что даже в ближайшие п€ть лет закон о театре будет сделан. ƒума его, скорее всего, отклонит. ѕо формальному признаку. ѕотому что логика развити€ российского законодательства строитс€ на том, что отраслевых законов быть не должно, все должно решатьс€ в общем гражданском и трудовом законодательстве. Ќо в начале следующего года мы планируем провести второй всероссийский театральный форум - вопросов накопилась масса. ¬ 1999 году было прин€то постановление правительства N 329 ќ государственной поддержке театрального искусства в –оссийской ‘едерации. ћы надеемс€, что и в 2006 году нам удастс€ аналогичным постановлением правительства утвердить те нормативные документы, которые помогут театрам лучше существовать. Ќо это не закон о театре, а именно нормативно-правовой акт, который позволит многие вещи отрегулировать.

- “о есть с чего мы начали, тем и закончили. ј начали с того, что мы будем когда-нибудь жить по закону, а не по пон€ти€м, и что мы в это очень верим; а заканчиваем тем, что жить по закону мы будем вр€д ли...

- ¬ законах, в кодексе нам говор€т, все права есть. я слушаю людей, которые говор€т за, слушаю и тех, кто спрашивает: ј зачем он нужен?, и их тоже понимаешь... Ќаш труд специфический - это безусловно. ѕон€тно, что ненормированный рабочий день, оголенные нервы, и так далее. Ќо так как у нас слабые театральные профсоюзы, говорить об этом бесполезно. Ћоббировать этот закон должны профсоюзы. »наче рычагов он не даст. Ёто как прописать анальгин на все случаи жизни... “ак что мы тут дискутировали, как будем жить: по законам, по правилам, по пон€ти€м... ћне кажетс€, мы должны продолжать жить нашу жизнь по здравому смыслу.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru