Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  ал€гин

   /   

Alexander Kalyagin

   /
             
‘отографи€ јлександр  ал€гин (photo Alexander Kalyagin)
   

ƒень рождени€: 25.05.1942 года
ћесто рождени€: ћалмыж, ,  ировска€ ,———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬ погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень

јктер, режиссер, народный артист –—‘—–, лауреат √осударственной премии ———–

250 лет назад –оссийское государство указом ≈лизаветы ѕетровны учредило в стране театр и вз€ло на себ€ заботу о нем. ќ том, что стало с государственными театрами в нашей стране за минувшие два с половиной столети€, обозреватель "»звестий" ћарина ƒавыдова беседует с председателем —оюза театральных де€телей (C“ƒ) –‘ јлександром  ал€гиным.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

10.09.2006

- вопрос: ћы широко отмечаем 250-летие указа, и чудесно, что отмечаем. Ќо вот что любопытно - в сознании мировой театральной общественности русский театр - это в первую очередь ’удожественный театр. ј ћ’“ был театром вовсе не государственным, это была частна€ инициатива, товарищество на па€х. ¬ы видите сейчас в –оссии возможность дл€ продолжени€ такой традиции?

јлександр  ал€гин. ‘ото –»ј Ќовости, »ль€ ѕиталев
јлександр  ал€гин. ‘ото –»ј Ќовости, »ль€ ѕиталев

- ответ: » как € должен на подобный вопрос отвечать?  ак —оломон? ћол, в жизни все возможно?

- в: Ќет, вы уж честно отвечайте, как на самом деле думаете.

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

- о: я понимаю прекрасно, к чему вы клоните. я ведь читаю ваши статьи, и вы иногда пр€мо в дес€тку бьете. ”ж на что € толстокожий стал и то иногда вздрагиваю. » о тех театрах, которые наход€тс€ на государственной дотации, но пробавл€ютс€ пошлейшей антрепризной продукцией. » о тех, в которых жизнь умерла. » зачем вроде бы тратить на них силы и деньги. » не деньги в искусстве должны все определ€ть. ѕравильно все. Ќо поверьте, € и сам об этом знаю не хуже вас. я не имею права рассуждать так, как вы. ” вас одна задача. ј у мен€ как у председател€ —оюза театральных де€телей –оссии друга€.

я иногда думаю: √осподи, да был бы € просто актером.  ак хорошо сидеть в своей гримуборной в ’удожественном театре и на все проблемы смотреть из окна этой гримуборной. ѕомню, как сладостно было говорить про ≈фремова: ах, ну что же он творит, что он делает?! ѕомню, € только-только пришел по его зову во ћ’ј“. ј он вз€л к постановке пьесу "—талевары". я думаю: такой бред ставить. ƒумаю так, потому что не понимаю ни политической конъюнктуры, ни театральной, не знаю внутреннего состо€ни€ ≈фремова (а ему в это врем€ было несладко, он видел, что коллектив принимает его без радости, а пепел "—овременника" все еще стучал в его сердце). ¬ общем, когда € увидел этот спектакль, € - кл€нусь своим здоровьем - шел по “верской к ќхотному –€ду и думал: надо написать ему письмо. ќн не понимает, что творит.  ак можно ставить такие вещи в ’удожественном театре?

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

- в: Ќу, в ’удожественном театре, положим, еще и не такое ставили. “ам "«еленую улицу" јлексе€ —урова ставили.

- о: ƒа, в другие времена. ј теперь нельз€. Ёто был мой актерский идеализм. ” мен€ была сво€ точка зрени€ - из гримуборной. ј у него сво€ - из кресла худрука. Ёто просто разные точки зрени€. Ёто не значит, что у кого-то из нас проблемы со зрением. я вижу прекрасно, что помимо взаимоотношений с государством в любом театре есть огромное количество внутренних проблем. ƒаже в самом благополучном. ќбразцово-показательном. ƒаже у ѕетра ‘оменко. я беседовал тут с ним недавно. » он тоже говорил о своих артистах, которые не хот€т переступать через собственные штампы. ќ своей усталости от театра. » с современной драмой у нас беда...

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

- в: ћожно € предложу еще одну точку зрени€? ƒл€ мен€ как дл€ человека, много путешествующего, русский театр существует в европейском контексте. “ак вот там происход€т тектонические изменени€ в театральной сфере. “ам есть спектакли, у которых нет никакой литературной основы, в которых вообще зан€ты не артисты, а обычные люди. ≈сть очень много форм визуального театра. √ибридных форм театра и танца. “аким театральным формам репертуарна€ система не очень и нужна.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- о: ƒа € разве же против?  огда € говорю, что в театре все возможно, € в том числе и за такие формы. Ќо € не очень понимаю, что нужно, чтобы у нас такие цветы тоже расцветали.

јлександр  ал€гин фотографи€
јлександр  ал€гин фотографи€

- в: Ќужна некотора€ открытость театрального мышлени€.

- о: Ћегко сказать. Ћюбой кинорежиссер имеет в –оссии преимущество перед режиссером театральным. ≈му проще находитьс€ в мировом киноконтексте. ¬ставил кассету в видеомагнитофон и посмотрел последнего ƒжармуша или јльмодовара. ≈вропейцы давно ощущают себ€ частью единого пространства. Ќо, кстати, и там при всем сходстве в каждой стране есть свои традиции. ј дл€ театральных людей наши российские рассто€ни€ оказываютс€ просто губительными. ќт этих рассто€ний - и бедственное положение провинциальных театров. ќдно дело - √ермани€ или √олланди€. ¬ них нет нашей прокл€тущей центростремительности. ј здесь, как только кто-то чуть возвышаетс€ над общим средним уровнем, сразу собирает чемодан и едет в столицу. »дет страшное оскудение провинции. Ќедоукомлектованность трупп жутка€. ¬стает на театральной бирже директор театра из  инешмы и говорит: у нас в труппе 6 мужчин и 20 женщин, как прикажете начинать сезон? » вот мы оп€ть возвращаемс€ к деньгам. Ќу не могу € сказать им, хот€ должен: "¬ы несите свечку св€того искусства, старайтесь, чтобы не задуло. ќ деньгах пусть другие думают"...

ћне только что –оберт —туруа рассказывал об эксперименте в јнглии. “еперь он хочет такое же у себ€ в √рузии устроить. Ѕерут несколько пьес современных драматургов и направл€ют их в школы. ќбычные, общеобразовательные. — кураторами из профессиональных театров, которые выступают в роли консультантов, став€т там спектакли. ¬ыбирают 10 лучших. ј потом  оролевский шекспировский театр устраивает фестиваль этих лучших спектаклей. јтмосфера - как на стадионе, потому что все болеют за своих. Ќо самое главное, они в результате выращивают людей, инфицированных театром, люб€щих театр. ” нас ведь сейчас почти умерли драмкружки, а как они были важны когда-то. —туруа рассказывал, что он огромным трудом прорвалс€ в школьные годы в драмкружок, чтобы играть в пьесе —ерге€ ћихалкова. ѕро негра по имени —нежок пьеса. —тавил, знаете кто - »оселиани...  ороче говор€, там думают, как заразить театром людей. ¬оспринимают театральные проблемы как часть проблем социальных. ј мы изымаем их из социального контекста. Ќо без этого никакие денежные вливани€ не помогут. ¬ погоне за зрителем театры в провинции начинают ставить жуткую дребедень, на которую, по их представлени€м, будет ходить публика, подсаженна€ на вс€кие "—мехопанорамы", и в результате критически настроенные умы задаютс€ вопросом, нужны ли вообще такие театры... ѕолучаетс€ порочный круг.

- в: ¬ы говорите, что хорошо чувствовали себ€ в гримерке. „то заставило вас стать худруком? «ачем вам эта головна€ боль при таком непростом, м€гко говор€, положении нашего театра?

- о: я сам себе часто этот вопрос задаю. Ќо когда уже вв€залс€, уже вошел в воду, а на теб€ смотр€т отовсюду: неужели не поплывет? ѕриходитьс€ плыть. ¬едь вы растите ребенка не дл€ того, чтобы он стал Ёйнштейном. –астите, потому что он родилс€. ¬от и € занимаюсь своим театром, просто потому что он у мен€ уже есть. ћен€ к созданию театра мой собственный курс подбил, уж очень был талантливый. ѕока € чего-то добивалс€, часть курса разбежалась по другим театрам. Ќо возникла нека€ ответственность перед теми, кто осталс€. » знаете, € не жалею. Ёто какой-то новый этап в моей жизни. Ѕыл период ћ’ј“, были кинороли, и € насладилс€ ими вполне, € сыграл то, что и не наде€лс€ сыграть. Ќо здесь - это какие-то совершенно иные ощущени€. я даже думаю, что этот театр мен€ возродил и как актера, у мен€ началс€ какой-то иной период, по€вились другие роли - ƒон  ихот, Ўейлок,  рэпп...

ћы уже чуть ли не два года вместе с ћаксимом  урочкиным сочин€ем новую пьесу дл€ нашего театра. ћне это нужно? «начит, нужно. ћне хочетс€ чего-то нового. я вот подумал, что есть роли, которые не провалишь.  орол€ Ћира, например.

- в:  орол€ Ћира?! ≈го-то как раз проще всего провалить.

- о: Ќет. Ћира не провалишь - тут заплачешь, там закричишь. ¬ыт€нешь как-то на мастерстве. ј к новой драматургии непон€тно, с какой стороны подступитьс€. ќттого и интересно. ј потом € смотрю и радуюсь, как артисты наши растут.  то-то считает, что нельз€ все мерить по гамбургскому счету. я не согласен, надо хот€ бы стремитьс€ к этому, но пон€тно, что есть жизнь, котора€ выставл€ет свои счета. ƒумаю, что в нашем деле главное - научитьс€ счет предъ€вл€ть прежде всего себе. ‘ормула ведь одна: спроси с самого себ€. Ќа афише не напишешь: спектакль не получилс€, потому что не прин€т закон об автономных учреждени€х.  онечно, мо€ задача как председател€ —“ƒ - сделать так, чтобы рычаги дл€ де€тельности были более удобные, а уже за искусство пусть каждый отвечает сам, по совести.

Ќаш разговор в св€зи с таким большим праздником - все-таки 250 лет государственному русскому театру - получилс€ какой-то безрадостный. —плошное нытье. Ќо есть ведь повод и дл€ оптимизма - какие потр€сающие театральные здани€ у нас сейчас стро€тс€: в ћоскве, ќмске, —анкт-ѕетербурге... ћожет быть, в этих современных театрах мы и будем осваивать новые формы, о которых вы говорили, но не заимствованные, а нашего, отечественного производства.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru