Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Табаков

   /   

Oleg Tabakov

   /
             
Фотография Олег Табаков (photo Oleg Tabakov)
   

День рождения: 17.08.1935 года
Место рождения: Саратов, СССР
Дата смерти: 12.03.2018 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 82 года

Гражданство: Россия
Соцсети:


В МОЛОДОСТИ НИКТО, КРОМЕ МАМЫ И МОСФИЛЬМА, НЕ ПОМОГ МНЕ

Актер кино и театра, режисер и постановщик

В среду руководителю МХТ имени Чехова и Табакерки народному артисту России Олегу Павловичу Табакову исполняется семьдесят лет.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

25.08.2005

Надо же на что-то покупать рыбок

Олег Табаков фотография
Олег Табаков фотография

- В России в подавляющем большинстве актеры живут за чертой бедности. Чего не скажешь о тех, кто играет в двух театрах, которыми вы руководите.

Реклама:

- Я так много наслушался словоблудия о гражданственности, инакомыслии, сопротивлении власти и так далее, что твердо знаю: те, кто много разговаривает в этом русле, мало или совсем мало делают. Я предпочитаю дело. То есть делаю то, что подсказывает мне мой жизненный опыт. Потому что я помню, как в молодости мне отчаянно нужны были деньги и как никто, кроме моей мамы и Мосфильма, не помог мне (смеется).

Я нередко вижу либо ханжество, либо некоторую интеллектуальную жуликоватость моих коллег, которые делают вид, что так заняты принятием решений на горних высях, что нет им дела до презренной прозы, в которой прозябают их ведомые.

- В связи с таким пристальным вниманием к этой прозе у вас не изменилось отношение к вашему молодому герою из фильма Шумный день, который саблей крушил мебель, выражая презрение к мещанскому покою и уюту?

- Я думаю, что сейчас, в данной ситуации, он бы поступал так же, как я. Именно это во мне говорит, а не что другое. Надо же на что-то покупать рыбок. Разве это не важно?

Дастин Хоффман приходил ко мне учиться

Десять часов утра. Из подъезда дома на улице Расплетина выходит Олег Табаков с сыном Павлом. На этот раз прогулка будет короткой - у отца много дел, и Табаков-младший относится к этому с пониманием. Павел слегка стесняется фотокорреспондента, который вращается вокруг него, но стойко выдерживает испытание. Попрощавшись с Павлом, мы направляемся в больницу, где врачи должны провести экстренную проверку состояния здоровья худрука МХТ. Табаков сетует, что дотянул с этим до последнего дня - завтра он отбывает в Венгрию на съемки. Не было времени: на плечах Табакова два театра, съемки, он занят в спектаклях МХТ и Табакерки, а вчера был конкурс в Школе-студии МХАТ. Табаков долгое время был ректором этого вуза.

Лучшие дня

Ян Сибелиус. Биография
Посетило:13624
Ян Сибелиус
Софи Лорен: Икона стиля
Посетило:6402
Софи Лорен
Женщина, которая считала быстрее всех
Посетило:4052
Шакунтала Деви

- Я слышал, что, когда вы приезжаете преподавать в Америку, к вам приходят учиться как молодые актеры, так и те, кто уже давно играет на сцене.

- У американцев, в отличие от нас, есть наивная вера в то, что они всему могут научиться. Давно я подрабатывал тем, что вел курсы в американских университетах. И на занятиях появился Мюррей Абрахам, который играл Сальери в фильме Амадей Милоша Формана. Прошли сутки - и появился Дастин Хоффман. Эта почти святая вера - я хочу, я могу, я буду - производит очень сильное впечатление. Американцев как учеников я бы поставил почти вровень с русскими. В американской школе, где я впервые преподавал, среди прочих были двое парней из Техаса - одному шестнадцать лет, другой еще моложе. И были еще два профессиональных актера - одному шестьдесят семь, а другому - под шестьдесят. И эти четверо были самыми лучшими учениками (смеется). Конечно, это можно объяснить нашей пословицей Что старый, что малый - но дело не только в этом.

Подъезжаем к клинике, Олег Павлович уходит диагностироваться, а мы с шофером Дмитрием выходим покурить. Я интересуюсь, нужно ли проходить какой-то конкурс, чтобы стать шофером Олега Табакова? Не по актерскому мастерству, но все же? Он отвечает обстоятельно: Я возил народных артистов, им нравилось. Меня порекомендовали Олегу Павловичу, он две недели присматривался - и взял. У нас такое правило - мы возим народных на спектакль, увозим домой после спектакля, ну когда им нужно в больницу или еще куда. Конечно, актеры вроде Семчева или Пореченкова добираются сами - молодые еще. С моим напарником мы возим Олега Павловича через два дня. - Как его зовут? - Тоже Дима. Чтобы Олег Павлович не путался (смеется). Олег Павлович возвращается и оповещает, что вроде бы все в порядке, врачи результатами довольны. Я интересуюсь, не продолжает ли он курить трубку.

- Не разрешают, но я порой так, как соску... Но на сцене - бывает, есть два спектакля, где я курю. Так что - балуюсь.

-После инфаркта, который у вас случился в 29 лет, вы эту привычку не бросили хоть на время?

- Нет, по молодости лет.

- На вас не произвело впечатления слово инфаркт?

- Ты знаешь, не произвело.

На Михаила Афанасьевича цветков не хватило

Следующий пункт - Новодевичье кладбище. Олег Павлович каждый год приходит сюда по окончании сезона: Для актеров сезон - основная единица измерения жизни. Когда один сезон ушел, а другой еще впереди, я прихожу к своему учителю, Василию Осиповичу Топоркову. Мы выходим, и даже тут, у входа на Новодевичье, неудержимы проявления любви народной к Табакову. Мужчина высовывается из машины и радостно кричит: Олегу Табакову привет! Табаков отвечает на приветствие, покупает в магазине цветы, а на выходе - другая поклонница, пожилая дама: Олег Павлович, здоровья вам, и Мариночке, и Пашеньке. Табаков благодарит, и мы под легко накрапывающим дождем идем к могиле Никиты Сергеевича Хрущева. Олег Павлович кладет две гвоздики: Этот человек дал возможность опубликовать Один день Ивана Денисовича, и после этого для меня началась другая реальность. А потом он разрешил Современнику родиться. Я дружил с его дочерью, с его зятем Аджубеем. Конечно, не потому, что они имели отношение к генсеку, мне просто нравились эти люди.

Пока мы идем от могилы Хрущева к месту, где похоронен учитель Табакова Василий Осипович Топорков, Олег Павлович рассказывает о своих ушедших близких: В детстве самым моим любимым и любящим меня человеком была бабушка. Она стала первой потерей в моей жизни. Страшная беда, которая началась с войной, закончилась смертью бабушки - она умерла после победы. И когда это случилось, я понял, что самая счастливая пора моей жизни закончилась. Все, точка. А потом и баба Аня умерла. Но это все для моих близких людей, для моей семьи, было естественной частью жизни - и рождение, и смерть, и похороны, и наше горе. Как праздновали Пасху или Рождество, так и хоронили своих умерших - это нормальная составляющая жизни, или бытия.

- А ваш старший сын Антон застал бабушку?

- Конечно. Ему любви досталось много. Моя мама его опекала и обожала. А незадолго до того как у меня появились дети, наша соседка по коммунальной квартире из Саратова, Марья Николаевна, решила приехать ко мне. Она и была второй бабушкой Антона, и очень много любви в него вложила. Помню, с ней еще до рождения Антона такой инцидент произошел. Она была верующим человеком и собралась помирать. Купила саван, тапочки, позвала меня и говорит: Вот книжка сберегательная, похоронишь меня. Я обиделся: Я вас и за свои деньги похороню (смеется). А в это время, буквально в эти дни, моя первая женя Люся родила дочку Сашу. И Марья Николаевна встала, бросила умирать и жила еще восемь с половиной лет. Отвела мою дочь во второй класс и померла. Это был один из самых сильных жизненных уроков.

Мы подходим к могилам учителя Табакова, Станиславского, Ефремова и Чехова.

Олег Павлович кладет цветы. Оглядывается назад, на могилу Булгакова, и отмечает: На Михаила Афанасьевича цветков не хватило. - МХАТ вообще к нему всегда был несправедлив.

- У вас остались друзья, которые были с вами в детстве, юности - и дальше?

- Умерли. Двое таких у меня было - Миша Свердлов, который умер в Израиле, так и не реализовав свой актерский и режиссерский талант. И Славка Нефедов, который окончил Щепкинское, потом работал в провинции и наконец - в московском театре Вернисаж. Он тоже помер два года назад.

- Помните свою первую встречу с Топорковым?

- Он сидел за столом, в центре приемной комиссии, было очень жарко - и он часто обмахивался ярким шелковым платком.

- Он, конечно, потом бывал на ваших спектаклях.

-Я видел, что он радовался за меня. Первый мой спектакль большого, я бы сказал, концертного успеха - Третье желание, комедия, поставленная Женей Евстигнеевым. Тогда я и понял, что в комедии хлеб мне обеспечен. Я играл образцового мещанина, маляра. Там была сцена, на которую зритель реагировал очень бурно, - когда я в течение получаса выпивал бутылку коньяка. Я придумал себе такую репризу: когда в очередной раз выпивал, то говорил: Причина та же. На какое-то время эта фраза даже вошла в обиход в Москве... Василий Осипович пришел и по-отечески, серьезно, меня журил: Ты что сразу все карты выдаешь? Надо потихоньку разворачивать образ.

Очень мудрые слова говорил. Основной учитель ремесла моего, которым я на жизнь зарабатываю, - конечно, Василий Осипович. Мне кажется, ученик должен удивленно смотреть на учителя: Как он это сделал? Вот так я и глядел на моего учителя. Ведь сейчас в Москве, дай бог, пять человек, которые могут научить актерскому мастерству.

А моя актерская родословная ведется от Владимира Николаевича Давыдова, знаменитого актера Малого театра, - он был учителем Топоркова. А Давыдов считал своим учителем Михаила Семеновича Щепкина. Так что мои ученики остаются последними в этой цепи.

- Может, кто-то из них, например Евгений Миронов, еще наберет курс актеров когда-нибудь?

- Когда он наконец переиграет все главные роли в спектаклях мирового репертуара, думаю, он придет к педагогике.

Я не рефлектирующий, а скорее, бульдозер

Мы едем к одному из самых важных театральных домов в жизни Табакова - Современнику. Табаков просит остановить машину у входа.

- Вы часто проезжаете мимо этого здания. Есть ностальгия?

-: Нет.

- Так не может быть.

- Может. Если ностальгия и есть, то с оттенком печали по поводу нереализованности намерений. Я ведь вообще человек не рефлектирующий, а скорее, бульдозер. И нынче главное, связывающее меня с этим театром, - это Валька Гафт. Он ведь с моего курса, или я с его курса... И всякий раз, когда я вижу его, радуюсь. Еще - Галя Волчек, которую я люблю. Все равно люблю.

На этом похвальное слово театру, где Олег Павлович проработал больше двадцати лет, закончилось, и мы поехали к театру на Чаплыгина, знаменитой Табакерке. К этому зданию Олег Павлович подходит с гораздо большей охотой и бодростью: он ведь отец-основатель, хозяин. Все здесь поначалу было в его ведении - и хозяйственные дела, и художественные. Мы останавливаемся у входа в Табакерку.

- Жители этого дома поначалу вели себя достаточно враждебно к нашему театру. Подвал им нужен был для иных целей, ведь здесь живут состоятельные люди. Было много протестов, судебных исков.

- Как вы пытаетесь погасить ревность ваших учеников к Художественному театру, к тому, что вы теперь занимаетесь все-таки преимущественно им?

- Я умудряюсь довольно разумно эту ревность канализировать. Ведь когда мне досталось это наследство, оно было в руинах. В зале было сорок - сорок два процента зрителей. И поначалу я сделал так, что спектакли МХАТа шли в пятницу-субботу-воскресенье, а в остальные дни на этой сцене играл подвал. И в результате зрители подвала стали обновленной аудиторией МХАТа.

- Я помню, как на прошлом сборе вашей труппы в Табакерке, когда речь зашла о новом спектакле и о возможности кого-то пригласить, ваши актеры кричали: Не надо нам приглашенных! Справимся сами!

- Они ведь небезосновательно ощущают себя мощной командой: Смоляков, Хомяков, Мохов, Беляев, Егоров, Безруков. Есть в другом театре такое же созвездие, принадлежащее этому поколению? Олег Ефремов лет двенадцать назад впервые сделал мне предложение объединить мой театр и МХАТ. Мы тогда с ним сидели в кафе Ностальгия и обсуждали его предложение. Я пришел к своим и рассказал об этом. Они категорически отказались.

- А потом вы решили с ними уже не советоваться.

- Да, потом принял решение единолично.

- Вы не делите эти два театра на прошлое и настоящее?

- Нет. Могу только повторить: я в МХТ человек из ведомства Шойгу (смеется).

Я научился не засыпать на симфонических концертах

Наш дальнейший маршрут - к дому на Большой Молчановке, где Табаков, когда был студентом, прожил три года. По пути проезжаем небольшое здание, и Табаков рассказывает, что здесь была Тургеневская библиотека, где мы готовились к экзаменам. Вообще, этот район очень много значит в моей жизни. Недалеко отсюда мы с Мариной расписались. Около метро Чистые пруды находится Дом пионеров, с которого моя студия начиналась. И в этом дворце пионеров работала мама экс-главы администрации президента Волошина. Он даже говорил, что хотел поступать в мою студию. Вот как переплетаются пути-дороги.

Олег Павлович указывает шоферу, куда ехать. Ищем дом. Табаков останавливает машину, оглядывается, задумывается. Ой, беда! - Что такое, Олег Павлович? - Дома нет... Выскальзывает из машины, озирается. А, вот он! Ну слава богу, а то я уж думал... Кошмар. Чего ты смеешься? Вот так и сходят с ума... Выходим из машины около небольшого сталинского дома. В одну из квартир на предпоследнем этаже дома номер восемнадцать переехал Табаков, когда учился на третьем курсе.

- Моей однокурсницей в Школе-студии МХАТ была Сусанна Павловна Серова. Я часто бывал в этом гостеприимном доме, и в трудный для меня момент внучка художника Серова, Ольга Александровна Серова-Хортик, отвезла меня на Молчановку. И здесь я прожил три года. Здесь я и стал обретать человеческий облик. Я прошел в Музее имени Пушкина как бы ликбез в отношении всего, что касается живописи, ваяния и зодчества. Стал посещать Большой зал консерватории. Там я, будучи приведен Ольгой Александровной Серовой на первый свой симфонический концерт, проспал значительную его часть. И постепенно научился не засыпать.

Олег Павлович призывает нас сесть в машину, поскольку из окон уже начали выглядывать любопытствующие: Олег Табаков, довольно громко рассказывающий о своем прошлом, привлек внимание. Мы направляемся в МХТ, но продолжаем разговор о доме, где только что были.

- Сколько вы не были здесь?

- Пятьдесят лет. (Смеется.)

- Почему смеетесь?

- А как всерьез произносить такие цифры? Как кто-то правильно заметил, драма не в том, что мы старимся, а в том, что в душе остаемся молодыми. Что такое старость? Это оскудение мышц, а душа ведь не стареет.

- Олег Павлович, мы проезжаем мимо другого МХАТа - имени Горького, театра Татьяны Дорониной.

- Мы Леонтьевский переулок проезжаем, дом Константина Сергеевича Станиславского. Это более важно.

Обещал - значит должен

У шлагбаума в Камергерском переулке машину останавливает охранник. Лицо его сурово. Куда едете? - Новенький, что ли? - интересуется шофер. Пока охранник готовится обижаться, Олег Павлович выглядывает из окна: Меня зовут Олег Табаков. Охранник бежит поднимать шлагбаум, и мы въезжаем в Камергерский. Табаков выходит из машины и останавливается у главного входа в МХТ.

- С переходом во МХАТ у меня не было выбора. Если бы я мог назвать человека, который мог бы сделать это лучше меня, я б назвал. И поверьте - я бы денег значительно больше заработал. Американцы, европейцы платят за кино хорошо. Конечно, я понимаю, что нанес урон театру на Чаплыгина, нашему подвалу. Но все равно помогаю. И достаточно интересно сформировал сезон будущий.

Мы входим через служебный вход, и тут Табакова ловит его пресс-секретарь и обсыпает вопросами-упреками: Олег Павлович, я так мучаюсь, чтобы организовать вам интервью с центральными газетами, вы от всех отказываетесь, а тут я вдруг узнаю, что вы дали интервью газете с ничтожным тиражом, какого-то маленького городка - Я дал интервью только одному журналисту из провинциальной газеты - Не царское это дело - давать интервью провинциальной газете, - стонет царедворец. Обещал - значит должен. Табаков направляется к своему кабинету, секретарь - рядом: Готовится передача к юбилею Валентина Гафта - Это обязательно. Сегодня после спектакля пусть приедут - Зачем после спектакля, почти ночью? Может быть, в антракте? - Можно и в антракте - Конечно. Вы Тартюфа играете. Парик снимем - и все... А в американское посольство пойдете? - А что там? - Первого июля, день национальной независимости... - У них четвертого, не путайте - А прием первого... - Сообразим. Мы входим в кабинет худрука МХТ.

Табаков вдруг свистит оглушительно - вызывает секретаря. Влетает женщина. Оля, сколько завтра идет репетиция? - Полтора часа - Сколько идет показ на третьем курсе? - Два сорок - Я, наверное, посплю перед спектаклем. Часика полтора, в гримерке.

Идем в гримерку Табакова. По пути он звонит сыну Антону: Сынка, сегодня вечером сядем где-нибудь и попьем чаю. В гримерке - широкая кровать, холодильник, о котором Табаков с любовью говорит Там - все мое!

- Что это за фотография, где вы в женском платье на какой-то вечеринке?

- Это юбилей Вальки Гафта. Я решил его разыграть, а он долго не мог понять, что происходит: откуда эта девушка взялась, из какого эпизода его юности (смеется).

- Как вам удается заснуть посреди дня на час-полтора?

- Опыт. Я пришел на радио, когда мне было двадцать, и там работал с Пляттом, Весником, Дудником, Грибовым, Яншиным, Плотниковым... Это были допущенные к кормушке люди. Основные свои деньги я заработал на радио. И когда было тридцать минут записи без меня, я за ширмой на полу устраивался поспать. Откемарил - и снова за работу...

Я оставляю Табакова в гримерке - сон перед спектаклем это святое. Через несколько часов у него спектакль - он играет Тартюфа, а Марина Зудина - Эльмиру.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Софи Лорен: Икона стиля
Посетило:6402
Софи Лорен
Агата Кристи и ее герои
Посетило:6109
Агата Кристи
Женщина с самой большой искусственной грудью
Посетило:24875
Макси Маундс

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history