Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Табаков

   /   

Oleg Tabakov

   /
             
Фотография Олег Табаков (photo Oleg Tabakov)
   

День рождения: 17.08.1935 года
Место рождения: Саратов, СССР
Дата смерти: 12.03.2018 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 82 года

Гражданство: Россия
Соцсети:


Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии

Актер кино и театра, режисер и постановщик

Новый год - для театра праздник второстепенный. Здесь время измеряется не годами - сезонами. Однако и на актеров запах мандаринок вкупе с расписанием елок производит соответствующий эффект. Хочется подводить итоги и с надеждой смотреть в будущее. "Известия" решили, что этот настрой необходимо задокументировать. В торжественный день, когда открылась после реконструкции Основная сцена МХТ им. Чехова, с нашим обозревателем Еленой Ямпольской встретились худрук театра Олег Табаков, а также лучшие актерские силы - Наталья Тенякова, Марина Брусникина, Евгения Добровольская и Сергей Сосновский.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

11.01.2007

- вопрос: Прежде всего хочу сказать "спасибо". Не всякая газета такой чести удостаивается.

Олег Табаков фотография
Олег Табаков фотография

- Табаков: Начнем с того, что все познается в сравнении. Среди того, что существует в средствах массовой информации, газета ваша - это серьезная попытка разбираться в процессе. Лишены мы аналитического взгляда на работу нашу давно. Специальные издания либо носят характер оповещающий - как провести субботу-воскресенье, либо умирают без финансирования. Многие из общественных ежедневных газет - там слишком уж ясно, кто против кого дружит. Даже читать неинтересно. А "Известия" я выписываю, между прочим, за собственные деньги домой. Это, наверное, самое объективное свидетельство моего читательского интереса.

Реклама:

- в: Знаю, что за полгода вынужденного "бомжевания" театр успел объехать с гастролями 18 российских городов. Какие впечатления? Что запомнилось?

- Табаков: У меня во Владивостоке, в театре, гримерка выходила не на автостоянку, а на такую тропинку, по которой чесали опаздывающие. И одеты они были не шибко - не принцы, не бояре.

Торт со съедобным фото Олега Табакова и его жены Марины Зудиной - подарок МХТ от 'Известий' - был благополучно съеден участниками беседы. Теперь они знают точно, каков на вкус Табаков. И ничего, все довольны.Сильно они походили на мою маму, которая, когда приезжали в Саратов Святослав Теофилович Рихтер, или Дмитрий Николаевич Журавлев, или Марина Семенова, - приходила вечером после второй работы, мы ужинали, и она говорила: "Детки, у нас до зарплаты осталось немного, но мне очень хотелось бы посмотреть на Марину Семенову". И мы с сестрой кричали: "Да-а!!!"

Вот эти люди, готовые нести последнюю копейку - или предпоследнюю, - вот они меня больше всего тронули. По-разному проходили спектакли, но живую, прямо-таки утробную потребность людей обливаться слезами над вымыслом мы везде чувствовали. В Воронеже, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Самаре, Ханты-Мансийске, Новосибирске, Екатеринбурге, Саратове, Туле...

"Секс после 60 существует"

- в: Как люди в России живут?

Лучшие дня

Ян Сибелиус. Биография
Посетило:13624
Ян Сибелиус
Софи Лорен: Икона стиля
Посетило:6402
Софи Лорен
Женщина, которая считала быстрее всех
Посетило:4052
Шакунтала Деви

- Табаков: Про Владивосток если говорить, это почти Нью-Йорк по количеству джипов.

- Брусникина: В Ханты-Мансийске, да вообще в Сибири такое строительство идет. Раньше приезжаешь в Сибирь - там белый снег на улицах. А теперь - размазня, как в Москве, и пробки такие же.

- Табаков: А Екатеринбург? После Москвы, по-моему, второй город по размаху строительства.

- в: А принимали вас как? Проблемы были?

- Добровольская: Ну, с "Лесом" были... В Ханты-Мансийске после 15 минут спектакля Наталья Максимовна тихонько сказала: "В морге было бы веселее..." Если Москва готова принимать неожиданные спектакли, то провинция - или "регионы", чтобы никого не обидеть, - не готова совершенно. И в Саратове некоторые люди с "Леса" уходили. Говорили возмущенно: "Это что, Островский?!" - и уходили.

- Сосновский: А я приехал в Саратов одним из последних, с "Гамлетом", и такие отзывы восхищенные о "Лесе" слышал!..

- Добровольская: Просто мы первые были на амбразуру кинуты. Я мстительно думала: "Это вы еще "Тартюфа" не видели!" Хотя спектакль - "Лес" я имею в виду - живой, тема животрепещущая, если из кокона выбраться немножко... Ведь секс после 60 существует, правда, Олег Павлович?

- Табаков: Ну!

- в: А после 70, Олег Павлович?

- Добровольская: Так вот перед вами живой пример. Но не все так думают, как Табаков, и не все так живут.

- в: За границу теперь неинтересно стало ездить? Экономически невыгодно?

- Табаков: Какова цель гастролей? Людей посмотреть, себя показать и деньги заработать. Так, извините, нам в России платят больше. Заниматься чёсом по синагогам - как в свое время мы ездили в группу советских войск в Германию - не к лицу уже и не по летам.

- в: Актеры не страдают от такого одностороннего движения?

- Брусникина: За границу мы и сами съездим. А поди соберись в Сибирь. Или на Дальний Восток. Это же так интересно посмотреть.

"Инкубатор, где вылупляются режиссеры"

- в: О'кей. Давайте вернемся в Москву и вот что обсудим. Худрук МХТ любит говорить, что у молодых режиссерских кадров должна быть полная возможность самореализации и прикрытая спина... Вам не кажется, что многие модные постановщики скисли на глазах именно потому что их держат в вате?

- Табаков: А мы давай будем думать не о них, а о Юрии Бутусове. Олеге Тополянском, только встающем на ноги. Об Александре Галибине.

- Брусникина: Обо мне, Олег Павлович, обо мне!..

- Табаков: Да, вот усилиями Марины Брусникиной был вызван к жизни целый литературный театр. Когда кто-то про коммерциализацию Художественного театра говорит, я думаю: "Ух, сука!.. А Виктор Петрович Астафьев?! А Улицкая? Гальего? Это вы видели?" Это все человеческие поступки. Помимо того что спектакли.

- в: И все-таки жесткая конкуренция еще никому не мешала.

- Табаков: Если Бог даст и мы отсудим у армянского ресторана помещение на улице Александра Невского, где общага Школы-студии МХАТ находится, я хотел бы сделать там в подвале три сцены. Это будет инкубатор, где начнут вылупляться режиссеры. В конце концов, Вовка Машков, будучи актером, берет и делает "Звездный час по местному времени". А потом - "Бумбараша". А потом "Смертельный номер" - уже европейского уровня спектакль...

- в: Кстати, как там Машков? Все в Голливуде?

- Табаков: Я хотел бы приблизить час его нового сотрудничества с нашим театром. Какой Голливуд потянет против "Собачьего сердца"?

- Добровольская: Наталья Максимовна, вы чему так саркастически улыбаетесь?

- Тенякова: Да ну, сидят, обсуждают... Я тут случайно включила телевизор, идет игра "Сто к одному". А там есть игра внутри игры - сто человек останавливают на улице и задают им вопрос. Вопрос был такой: "Великий русский режиссер". Я думала, в первой строке будет Станиславский... Не назвали ни одного театрального режиссера!

- Брусникина: А кого назвали?

- Тенякова: Великие русские режиссеры, перечисляю: номер один - Бондарчук. Не знаю, старший или младший. Дальше - Рязанов, Михалков... Никто не вспомнил ни Мейерхольда, ни Вахтангова. Я сижу и думаю: ёлы-палы, жизнь-то прошла впустую...

"Сплетемся ли мы с Женей Мироновым в жаркий клубок?"

- в: Олег Павлович, что за фразу вы недавно кинули по поводу необходимости вернуть театру филиал на бывшей улице Москвина?

- Табаков: Когда в марте ассигнования на реконструкцию стали реальными, надо было обеспечить нам возможность дальнейшей работы. Тогда вспомнили: а вот есть здание на Тверском бульваре. Я сказал: "Никогда. Ни по касательной, ни по кривой, ни на параллельных прямых..." Выручила Тереза Дурова - по доброте душевной, женской, пустила в свой "Театриум" на Серпуховке.

Хотя самое естественное, куда нас следовало перебросить, - наш бывший филиал в Петровском переулке. Который последние десять лет почему-то называется Театром Наций. Я оставляю на совести этого театра - сколько дней в году они работают по профилю. Но если есть коллектив, который может там играть 260 или 280 дней в году, то, глядя с точки зрения государственной, надо отдать.

Два с половиной месяца назад я написал письмо президенту. В котором излагается мотивация наших претензий. А дальше - решайте.

- в: Но ведь все уже решили. Чигиря сняли, Миронова назначили. Вас такое решение устраивает?

- Табаков: Да ничего они не решили. Это какие-то странные кадровые разборки. Если здание передадут МХТ - никакие промежуточные перестановки не будут иметь значения. Не передадут - я найду инвестора, и здание художественно-производственных мастерских станет филиалом мест на 450-500.

- в: Может, это и лучший вариант? Вдруг в бывшем Театре Наций действительно получится открытая площадка для молодых и талантливых?

- Табаков: А почему ты думаешь, что, если там что-нибудь получится, Художественный театр не даст возможность талантливым спектаклям прокатываться на этой сцене?

- в: А почему вы думаете, что новый худрук Театра Наций Евгений Миронов не пустит на свою сцену родного учителя?

- Табаков: Ну, мы в разных весовых категориях...

- в: У него уже хорошая весовая категория.

- Табаков: Я люблю Женю и именно поэтому говорю, что карьера театрального руководителя не начинается с министерских приказов. Это только Лазарь Моисеевич Каганович создал для своей любовницы Театр Транспорта... Театр - дело живое, где все создается шаг за шагом. Не приказами, а постижениями.

Если ты к тому ведешь разговор - сплетемся ли мы с Женей из-за этого здания в жаркий клубок... Не сплетемся. Я никогда ничего у своих учеников не отбирал и отбирать не намерен. Но это не отменяет моего взгляда на данную проблему.

Мы ведь не чужое требуем - свое. Я же не прошу вернуть мне остров возле Капри, которым владел мой дедушка Андрей Францевич Пионтковский.

- Добровольская: А почему?

- Табаков: Хрен дадут.

"У Маши, знаете, такая попа..."

- в: МХТ, филиал, "Табакерка"... А говоря чисто теоретически, вы бы Союз театральных деятелей еще потянули?

- Табаков: Нет. Потому что Союз сейчас не нужен. Сейчас нужен профсоюз, который будет защищать социальные права. И, может быть, какая-то театральная академия, в которую из присутствующих пока мы с Натальей Теняковой войдем, а остальные - со временем...

А так - Художественный театр делает для своих сотрудников гораздо больше, чем любой Союз. Выходят люди на сцену или не выходят, но если они проработали здесь 25 лет, то и получают свои 25 тысяч рублей каждый месяц. И деньги эти из средств, заработанных театром.

- в: Очень хочу спросить: как Вячеслав Михайлович Невинный себя чувствует?

- Табаков: Плохо, к сожалению...

- в: Мы ему от всей нашей газеты, да и от всех читателей желаем здоровья... Может быть, и вы нашим читателям к Новому году что-то пожелаете?

- Сосновский: Снега и солнца.

- Брусникина: Поскольку я сама в чудеса верю, то я всем желаю, чтобы у них чудеса в жизни случались.

- Тенякова: Это ты зря. Знаешь, кто-то сказал, что в чудеса верят несчастливые люди. Отмени свое пожелание!.. Если серьезно, я желаю всем беречь друг друга, беречь семью, беречь свой внутренний мир. И веселого Нового года всем. Его в этом году надо праздновать очень весело, просто безобразно весело.

Хотя, говорят, следующий год станет годом рыцарства. Что приятно. Вдруг и правда в нашей стране рыцари появятся?

- Добровольская: Желаю не забывать, что мы люди. Терпения, счастья и радости.

- Табаков: Детей, внуков. Когда нарождается следующее поколение, даже в мою циничную голову приходят мысли о бессмертии. Прижимаешь к себе Аню, дочку Антона, - у нее такие же щеки, как у меня... И терпения, конечно, желаю. Потому что без терпения множатся временщики - одна из главных болезней нашего общества.

- в: Кстати, как ваша дочка Маша поживает? Ей уже сколько?

- Табаков: Девять месяцев. Светленькая. У Маши, знаете ли, такая попа - утром чмокнул, можно целый день работать...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Софи Лорен: Икона стиля
Посетило:6402
Софи Лорен
Агата Кристи и ее герои
Посетило:6109
Агата Кристи
Женщина с самой большой искусственной грудью
Посетило:24875
Макси Маундс

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history