Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей —оловьев

   /   

Sergey Soloviev

   /
             
‘отографи€ —ергей —оловьев (photo Sergey Soloviev)
   

ƒень рождени€: 25.08.1944 года
ћесто рождени€:  емь, ,  арельской обл ,———–
ƒата смерти: 13.12.2021 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

я дралс€ с  им „ен »ром

—оветский и российский кинорежиссЄр, сценарист, кинопродюсер, педагог

¬ жизни —ерге€ —оловьева в последнее врем€ произошла масса значимых событий. «акончились съемки многострадального фильма Ђјнна  аренинаї, и в разгаре работа над картиной Ђјсса-2, или ¬тора€ смерть јнны  аренинойї. ј в п€тницу в ’анты-ћансийске открываетс€ возглавл€емый им V ћеждународный фестиваль кинематографических дебютов Ђƒух огн€ї. ƒругой повод поговорить с кинорежиссером Ц день рождени€  им „ен »ра. ѕри€телю —ережи —ќЋќ¬№≈¬ј по детским играм, великому руководителю  Ќƒ– исполнилось 65 лет.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

21.06.2007

Ц ѕоздравл€ю вас с днем рождени€ вашего великого товарища  им „ен »ра. Ќе напомните ли нашим читател€м, при каких обсто€тельствах вы с ним познакомились?

—ергей —оловьев фотографи€
—ергей —оловьев фотографи€

Ц ќчень просто. ћой папа был одним из руководителей бригады, сажавшей на пост его папу  им »р —ена.

Ц “о есть ваш батюшка был посаженным дедом корейского народа?

Ц Ќу да. ќтец отца всех корейцев Ц значит дед. ѕапа некоторое врем€ присутствовал на трибуне вместе с  им »р —еном, когда тот принимал парады. ј нас с его сыном, который старше мен€ на три года, в это врем€ пускали погул€ть. —ын хорошо говорил по-русски, что и неудивительно, учитыва€, что он родилс€ в —ибири. ћы даже дрались. ясно, что он был сильнее, но € был ловчее. », насколько помню, однажды мне удалось скинуть его в фонтан и подержать под водойЕ

Ц ≈сли бы вы его ненароком утопили, истори€  ореи пошла бы иначе... — тех пор вы встречали друга детства?

Ц ћен€ в  орею не пускают. я раз дес€ть пыталс€ туда попасть, даже председател€ √оскино просил Ц но никак. ”ходит список в посольство с моей фамилией, а возвращаетс€ без нее. „ерный лист у них там, что ли. ¬ общем, стал € дл€  ореи персоной нон грата. Ќе знаю только, по наследству или в силу собственных скромных заслуг перед великим корейским народом.

Ц ј предложите им совместную постановку о торжестве в –оссии идей чучхе. ¬ы же с €понцами снимали, с колумбийцами снимали, и с корейцами управитесьЕ

Ц ћысль хороша€, но € боюсь, что сцена утоплени€ вызовет не те эмоцииЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц “огда пусть он вас утопит Ц как будущего ревизиониста. ¬едь ровно двадцать лет тому назад, в начале 1987 года в советском кинематографе начались радикальные преобразовани€, инициированные знаменитым ѕ€тым съездом кинематографистов ———–. Ќа этом съезде вы с Ѕорисом ¬асильевым сорвали советский пор€док голосовани€, при котором число мест в правлении равно числу заранее назначенных парткомом кандидатов, и в результате к власти в —  пришло Ђреволюционноеї руководство во главе с  лимовым. — тех пор многие раска€лись, что участвовали в сломе старой системы кинопроизводства. ј вы?

Ц ћою роль в тогдашних событи€х преувеличивают. ≈сли вы прочтете в материалах съезда мое непроизнесенное выступление, то увидите, что € предостерегал съезд от критической истерики и подчеркивал реальные заслуги тогдашнего председател€ √оскино ≈рмаша, который был насто€щим продюсером и дал ход многим значительным картинам, отвеча€ за них своей головой.

Ц Ќеужели вам не дали слова?

Ц  огда € подошел к первому секретарю —оюза  улиджанову со словами, что мое выступление им поможет, он мне сказал: Ђѕоздно. Ќам уже ничего не надої. ≈сли вы помните, когда € стал председателем — , то публично извинилс€ перед всеми, кого мы в 1986 году несправедливо обидели Ц перед –остоцким, Ѕондарчуком,  улиджановым, ћатвеевым. Ёлем  лимов сказал, что он мне за это руки не подаст, а јндрей —мирнов до сих пор со мной еле здороваетс€. Ќо € считаю, что поступил правильно. —оюз кинематографистов Ц сообщество равноправных людей, в нем все товарищи и никого нельз€ ущемл€ть. ѕотому он и называетс€ —оюзом, а не ментовкой.

Ц ј чем, собственно, их ущемили? Ќе избрали в правление —  за чрезмерную преданность старому режиму?

Ц Ќа съезде царила никем не осознаваема€ и не отразивша€с€ в протоколах атмосфера тридцать седьмого года. я не говорю о существе дела, в тогдашней критике было много справедливого, хот€ и много несправедливого. Ќо стариков сделали чем-то вроде парий, что было несправедливо, потому что они не были большими конформистами, чем другие, и никому зла не причинили. ѕросто они были на виду и воспринимались как олицетворение прогнившей системы.

Ц ѕоэтому было бы странно, если бы они остались олицетвор€ть новую систему.

Ц ћожет, это и странно, но они не были врагами этой новой системы и могли бы принести ей большую пользу. », кстати, принесли. я ведь предложил Ѕондарчуку стать моим заместителем в —оюзе кинематографистов, и он согласилс€. ¬ это врем€ началась приватизаци€, и все были страшно обеспокоены тем, что Ђћосфильмї может быть продан в частные руки. я пыталс€ дозвонитьс€ до „убайса, с которым был знаком, но куда там Ц мне передавали от него любезные приветы и по€сн€ли, что у јнатоли€ Ѕорисовича ближайшие два мес€ца расписаны по часам. ј промедление уже было смерти подобно. я безнадежно говорю Ѕондарчуку Ц так, мол, и так, что делатьЕ ќн спрашивает: Ђ„то делать? ƒай-ка мне трубку!ї ƒальше был чистый цирк. ќн дозванивалс€ и произносил коронную фразу: Ђјлло, это „убайса приемна€, не знаю его имени-отчества?ї Ќа том конце провода, естественно, тер€ли дар речи от такой наглости. ј он продолжал: ЂЁто Ѕондарчук говоритЕї, делал паузу и добавл€л: ЂЕартист такой, может, знаете?ї » что вы думаете? ѕозвали ему „убайса! Ѕондарчук оп€ть говорит: Ђјнатолий Ѕорисович? Ёто ЅондарчукЕ артист такойЕ может, знаете?ї Ц Ђ онечно, —ергей ‘едорович!ї ЦЂ¬стретитьс€ нам бы надо, поговоритьЕї Ц Ђƒа, конечно, об€зательно, на следующей неделеЕї Ц ЂЌа какой следующей неделе? —егодн€ бы надо!ї Ц Ђƒа, но у мен€ заседание правительства и до ночи плотный графикЕї Ц Ђј вот мы к вам после заседани€ правительства и подъедем. ƒоговорились? Ќу, до свидани€ї. «ачем он это делал? ≈му что приватизаци€, что государственна€ монополи€ Ц один черт. ’лопотал единственно потому, что перед ним извинилисьЕ ј потом мы с ним в  ремль ходили. ќн там давно не был, присмотрелс€, поежилс€ и говорит: ЂЌе тот  ремльЕї Ц Ђ ак не тот?ї Ц ЂЌе тотЕї » в буфет мен€ т€нет. я спрашиваю: Ђ—ергей ‘едорович, вас что, »рина  онстантиновна не накормила?  акой буфет в дев€ть утра?ї Ц Ђѕойдем, пойдемЕї —ели в буфете, заказали сосиски с горошком. ѕопробовал. ЂЌе те сосиски, не теЕї

Ц ¬ы ведь имели отношение к первым попыткам вызволить Ђ“ихий ƒонї у италь€нского продюсера?

Ц ƒа, мы с Ѕондарчуком ездили в »талию, ходили по адвокатам. Ќо у мен€ было странное ощущение, что он, конечно, будет битьс€ до последнего, но если ничего не выйдет, то он, в общем, не расстроитс€.

Ц ћне тоже так показалось. Ќе дл€ нас он его делал и не особо хотел, чтобы мы его смотрели.

Ц Ќе знаю, он мне ничего об этом не говорил. » вообще был не очень разговорчив. “олько сказал как-то раз: Ђ»таль€нцы Ц они ж своего рода казакиЕї Ц Ђ¬ каком это смысле???ї Ц ЂЌу как Ц черн€вые, темпераментныеЕї я, вид€, что он пребывает в какой-то задумчивости, стал подбивать его сн€ть фильм по сценарию Ўпаликова, который √ена когда-то написал специально дл€ него.

Ц Ўпаликов Ц дл€ Ѕондарчука?!

Ц Ѕондарчук после Ђ¬ойны и мираї не знал, за что вз€тьс€.  акой сценарий ни прочтет Ц все не то. —равнительно с “олстым, естественно. “огда он спросил у ƒанелии, с которым дружил, кто сейчас лучший сценарист. ƒанели€, который сн€л по √ениному сценарию Ђя шагаю по ћосквеї, сказал ему: Ђ онечно, Ўпаликов!ї Ѕондарчук св€залс€ с √еной, и тот закинул ему идею продолжить Ђ¬ойну и мирї до декабристского восстани€. Ѕондарчук заинтересовалс€. √ена мне рассказывал, что встретились они перед каким-то бондарчуковским вылетом за границу, и √ена поехал провожать его в ЂЎереметьевої. “ам они наквасились в буфете, и пока квасили, обсужда€ будущий фильм, Ѕондарчук что-то рисовал на салфетке, а потом сунул ее √ене и сказал: Ђ¬от, подумай над этимї. √ена мне эту салфетку показал. Ќа ней был нарисован земной шар с континентами и что-то такое в облаках. Ќе знаю, по салфетке √ена думал или без нее, но он написал гениальную вещь. Ќо что-то там такое у Ѕондарчука с этим сценарием тогда не склеилось. » вот € ему в »талии говорю: Ђ„то вам эти италь€нские казаки? —нимите сценарий Ўпаликова!ї ј он мне грустно отвечает: Ђ—тарый € уже. Ќе выт€ну. «авещаю тебе и ƒосталю. ¬олод€ тебе все организуетї. ƒосталь у него вторым режиссером на Ђ¬ойне и миреї работал.

Ц Ќу и почему не сн€ли?

Ц ќ чем вы говорите! Ќи € и никто другой из наших режиссеров и одного кадра такого не сможет сн€ть, как Ѕондарчук в Ђ¬ойне и миреї. ћасштаб Ђне тотї. ¬ан √ог Ц классный художник, но ты ему хоть второе ухо отрежь, он тебе ЂЅитву при —ан-–оманої ѕаоло ”челло не напишет.

Ц ј ћихалков?

Ц ¬от Ќикита, пожалуй, сможет. ќн мне лет двадцать назад обмолвилс€, что хотел бы сн€ть  уликовскую битву. „тобы там был кадр, в котором под мочкой уха ƒмитри€ ƒонского виделось войско тыс€чи в три головЕ

Ц ј потом призналс€, что только после Ђ—ибирского цирюльникаї, управившись с массовкой в 6000 человек, почувствовал, что готов сн€ть крупномасштабное кино.  ак будто из комроты стал командармом Ц и сдюжилЕ

Ц ’орошее сравнение. я вот самое большее с взводом могу управитьс€Е

Ц я видел Ѕондарчука незадолго до его смерти. ќн очень крепко выгл€дел Ц и очень трагически говорил.

Ц ¬споминал, наверно, свой последний разговор с ‘еллини, когда тот ему сказал, что все его зрители умерли?

Ц ¬споминал.

Ц » при мне вспоминал. «апал ему в душу этот разговор. ¬идимо, сам чувствовал нечто подобноеЕ

Ц —колько лет зан€ла ваша эпопе€ с јнной  арениной?

Ц —мотр€ с какого момента считать. ≈сли от замысла Ц лет сорок. я ее задумал, еще учась во ¬√» е.  ак сейчас помню Ц читал летом, на даче, на раскладушке. » обалдел от красоты.

Ц ќт красоты слога?

Ц Ќет. ќт красоты картины, котора€ вставала за словами. ¬идел как в волшебном фонаре. ѕотом посмотрел Ђјнну  аренинуї «архи. ќчень мне понравились —амойлова и ѕлисецка€. ј √риценко не понравилс€. Ѕольно уж он старалс€ показать, кака€ др€нь его  аренин. “огда € подумал, что надо просто сн€ть этот роман шаг за шагом, эпизод за эпизодом. Ќо случай представилс€ только лет через дес€ть, когда после успеха Ђ—танционного смотрител€ї мен€ вызвал к себе председатель √остелерадио Ћапин. ¬ызвал, как € пон€л, дл€ того, чтобы поговорить о какой-нибудь новой работе. » € ему сходу предложил сн€ть Ђјнну  аренинуї. Ѕез сценари€, пр€мо по тексту, сто серий.

Ц —то серий? » Ћапина не хватил удар от такой наглости?

Ц ƒумаю, что хватил. ѕотому что он согласилс€! Ќо тут уже € пон€л, что хватил лишку и обрубил себе дорогу в кино. ¬едь Ћапин с ≈рмашом друг друга терпеть не могли, а € ходил у ≈рмаша в любимчиках. » он бы мне никогда не простил такого предательства. “огда € пошел к ≈рмашу и выложил ему свою идею. ≈рмаш вз€л мхатовскую паузу и спросил: Ђѕри живом «архи?!ї ¬ его голосе было столько укоризны, что € почувствовал себ€ последним мерзавцем. ј потом, после Ђƒома под звездным небомї € пон€л, что жила, которую € нашел в Ђј——≈ї, исчерпана, и надо искать что-то другое. Ќо как только € вз€лс€ за Ђјннуї, произошло знаменитое Ђчубайсовское обрезаниеї Ц все бюджеты резко сократили. ѕредседатель √оскино јрмен ћедведев, которого € спросил, как мне быть, ответил, что деньги на продолжение работы они мне выдел€т, но тогда встанет почти вс€ российска€ кинематографи€. я не захотел пользоватьс€ своим положением главы —оюза кинематографистов и законсервировалс€. ј когда через несколько лет снова приступил к Ђјннеї, случилс€ еще более знаменитый дефолт. ћы снова попали под поезд. ≈ще через четыре года мне предложил возобновить картину  онстантин Ёрнст. ћы с ним проработали два года и, как говорили в бракоразводных процессах, в какой-то момент не сошлись характерами. ќбнаружилось, что у нас разное видение романа и будущего фильма. “огда он, про€вив максимум продюсерской распор€дительности, попросил взамен вложенных им денег дать ѕервому каналу право на показ будущего фильма, и вышел из доли, предоставив нам доделывать картину как заблагорассудитс€. ¬ итоге получилось п€ть телесерий. » киновариант на два часа под названием Ђ∆изнь и смерть  арениной јнныї.

Ц Ќо вы пошли на сокращение первоначального замысла в 20-й раз?

Ц „то делать? «апал уже Ђне тотї. «ато € выбрал лучшие картинки из того волшебного фонар€.

Ц ќдновременно с Ђјннойї вы собираетесь выпустить продолжение фильма Ђј——јї. ”читыва€ некоторые общие соловьевско-толстовские мотивы, не назвать ли вам этот фильм Ђјсса  аренинаї?

Ц ѕо сути, так оно и есть, поскольку героин€ Ђј——џї читает в тюрьме ЂјннуїЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru