Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей —оловьев

   /   

Sergey Soloviev

   /
             
‘отографи€ —ергей —оловьев (photo Sergey Soloviev)
   

ƒень рождени€: 25.08.1944 года
ћесто рождени€:  емь, ,  арельской обл ,———–
ƒата смерти: 13.12.2021 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

¬ отличие от  арениной, € попал под все паровозы

—оветский и российский кинорежиссЄр, сценарист, кинопродюсер, педагог

≈сли бы —ергей —оловьев не стал режиссером, он был бы первоклассным писателем Ц его мемуары и устные рассказы увлекательней вс€кого триллера и смешнее многих комедий. ѕравда, тогда он не сн€л бы Ђјссуї и Ђјссу-2ї, ЂЌаследницу по пр€мойї и Ђ—пасател€ї, Ђ»збранныхї, Ђ„ужую белую и р€богої и Ђ—то дней после детстваї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

07.03.2008

Ц ј главное, € не смог бы стать автором Ђјнны  аренинойї, потому что она уже написана.

—ергей —оловьев фотографи€
—ергей —оловьев фотографи€

Ц Ќо она и сн€та не раз.

Ц ƒа, как раз в 1967 году вышла экранизаци€ јлександра «архи с гениальной —амойловой в главной роли Ц € не представл€л себе более точного попадани€ в типаж. » тем не менее именно тогда, почти сразу после удачной Ц подчеркиваю Ц версии, мне €вилась иде€ сделать свою Ђјннуї. ќбсто€тельства помню отчетливо: предполагалс€ выезд на дружескую дачу. ƒачи не оказалось, был садовый дом-кур€тник с теплой водкой, котора€ не пошла, и книга без первых двадцати страниц и обложки Ц хоз€йска€. Ђјнну  аренинуї €, естественно, читал в юности, но почему-то она впервые подействовала на мен€ именно там, когда € вз€л книгу, раскладушку и улегс€ загорать. ћожет, какую-то роль сыграло то, что € жестоко перезагорал, покрылс€ волдыр€ми, Ц и в этом красном солнечном тумане мне представилось, что надо непременно сн€ть Ђјнну  аренинуї. ѕочему? ѕотому что это роман-картинка, а не роман-иде€. » € возмечтал сн€ть его именно так, как он написан Ц без концепций, потому что от концепций вообще один вред, этим ты заранее обедн€ешь сделанное, материал должен сам теб€ вести, а не подчин€тьс€ твоему насилиюЕ ¬ лучшем случае можно придумать смысл задним числом.

Ѕлагодарен ѕырьеву за его кабинет

Ц ѕотом € пришел на Ђћосфильмї Ц сразу же в эту комнату, где мы с вами разговариваем. Ёто бывший кабинет ѕырьева, и вышло так, что на всех своих картинах € обитал здесь, а фото его повесил из благодарности за кабинет. я сн€л Ђ≈гора Ѕулычоваї, страшно разруганного и напечатанного в количестве двенадцати копий. ѕосле этого мен€ выперли из кино, € перешел на телевидение и сн€л Ђ—танционного смотрител€ї, за которого мен€ выперли и с телевидени€. Ёто был год семьдес€т третий, да? ѕоскольку картина подверглась полному разносу и была фактически сн€та с показа, выдвигать ее на фестивали у нас не предполагалось, ее выдвинул на ¬енецианский фестиваль западногерманский копродюсер. » она получила Ђ«олотого льваї. “еленачальник Ћапин вызвал мен€ к себе, чтобы этого ЂЋьваї не отдать, а показать: брать его себе € не мог, но посмотреть не возбран€лось. ќн спросил, нет ли замыслов. я говорю: есть, Ђјнна  аренинаї, но не просто как сериал, а подр€д, строку за строкой, как написано, фактически без сценари€, серий на п€тьдес€т, на стоЕ ќн спросил, есть ли в мире прецеденты Ц € ответил: нет. » он загорелс€: ЂЌа это € подписываюсь!ї ќставалось, по тогдашним правилам, договоритьс€ с ≈рмашом (председателем √оскино ———–. Ц –ед.): кинорежиссерам перед уходом на телевидение требовалась как бы вольна€. ≈рмаш услышал, что картину разрешил Ћапин, побагровел и сказал только: Ђѕри живом «архи?!ї » замысел отложилс€... на врем€.

Ц Ќа двадцать лет?!

Ц ѕочти. ¬ начале дев€ностых Ђћосфильмї сто€л пустой, гул€л ветер Ц нужно было любое производство, чтобы поддержать студию, лучше бы масштабное, костюмное, чтобы всем дать работу; и € запустилс€ с Ђјннойї, после чего размеренно попадал под все финансовые кризисы, случавшиес€ в стране. јнна  аренина попала под поезд единственный раз, а € Ц под все паровозы, и после каждого картина запускалась снова и оп€ть закрывалась, и до прихода  ости Ёрнста на ќ–“ не было сн€то ни кадра. ѕотом он заинтересовалс€ экранизацией, € стал ее делать, мы стали спорить Ц и доспорились до того, что € предложил разойтись по-дружески. Ёрнст выговорил себе право однократного показа телеварианта, а сумму, которой не хватало, € должен был искать сам. ¬ позапрошлом году € ее нашел и досн€л картину фактически за год: зимн€€ натура, летн€€ натура Ц и все. —тремительно. “ак что когда € читаю, что вынашивал Ђјннуї в муках, мен€ это забавл€ет: были не муки, а цирк, фейерверк. —ейчас картина закончена и перешла в руки прокатчика Ц он хочет переждать лето и выпустить фильм в сент€бреЦокт€бре. ¬месте с Ђјссой-2ї, потому что это дилоги€: € до сих пор не решил, ставить ли в Ђјннеї свою фамилию в титрах или написать, что это постановка режиссера √оревого, геро€ Ђјссы-2ї, сыгранного ћаковецким.

ќтец новой стагнации

Ц “еперь € в принципе понимаю, почему вы вз€лись за Ђјннуї, но почему за Ђјссу-2ї Ц тайна.

Ц Ќикакой тайны, все логично. ѕерва€ Ђјссаї возникла из желани€ сн€ть индийское кино. ƒо этого € сн€л Ђ„ужую белуюї, а картина, собравша€ восемь миллионов рублей, считалась по тем временам малоуспешной в прокате. ƒа что ж €, не смогу сн€ть кино, чтоб зрители ломились и на люстрах висели? √лавное Ц придумать модуль, модель; € решил вз€ть самый кассовый и народный образец Ц индийский. „то дл€ этого нужно?  расавица, богатый старик, дерзкий бедн€к, море песен и танцев. ј дальше все стекалось одно к одному: из воздуха соткалс€ —ергей Ѕугаев Ц јфрика. я до сих пор не помню, откуда он вз€лс€. ќтвел мен€ на концерт ÷о€. ћне было 42, и € думал, что уже нашел все нужное и интересное мне, Ц но ÷ой зацепил, мы пошли выпивать, и € попросил его не петь Ђѕеремен!ї до выхода фильма. ј потом мне дали послушать Ѕ√, оказавшегос€ как нельз€ более кстати. ¬едь он, если вдуматьс€, и есть наш аналог индийской музыки Ц одновременно сакральной и попул€рной.

Ц ¬ жизни бы не придумал такой аналогии.

Ц Ќичего, у самого Ѕори голова устроена еще оригинальней.  огда после Ђјссыї вышла перва€ винилова€ пластинка Ђјквариумаї с предисловием ¬ознесенского, где было написано, что Ѕор€ Ђпо-хорошему худойї, а € с тех пор стал называть себ€ Ђпо-плохому толстымї, Ц он мне ее надписал очень странно: Ђ—ереже —оловьеву, отцу новой стагнации. 1987ї. я решил, что он сп€тил: кака€ стагнаци€ в восемьдес€т седьмом?! ј двадцать лет спуст€ обозрел окрестности и еще раз пон€л, что Ѕор€ отнюдь не прост.

ќсновоположник колумбийского кино

Ц Ђјсса-2ї, € полагаю, довольно мрачна€ картина, если брать ваше ощущение от времениЕ

Ц я вообще оптимист, умею отвлекатьс€, но ощущение у мен€ действительно паршивое. Ќе только от –оссии Ц от мира в целом. ѕроисходит тотальна€ генна€ перестройка. Ќа что-то гораздо более жестокое и примитивное. Ќо такие вещи нельз€ объ€снить Ц все, что у мен€ получилось в кино, € проинтуичил. ЂЌаследница по пр€мойї в 1982 году закончилась пожаром и потопом Ц они не заставили себ€ ждать. Ђƒом под звездным небомї, по-моему, обещает в финале тот несколько детский старообразный пафос, в который мы сегодн€ въехали. ј Ђ»збранныеї оказались фильмом о предательстве интеллигенции, хот€ задумывалась не авантюра даже, а афераЕ

Ц ѕо-моему, эта вещь у вас как раз из лучших.

Ц ≈сли так получилось Ц хорошо, но ей-богу, чистый случай. я разводилс€ с женой и собиралс€ женитьс€ на “ане, ночевал здесь, на Ђћосфильмеї, в этой комнате, и сюда пришел ко мне мой любимый бес-искуситель ѕаша Ћебешев, чей портрет висит напротив пырьевского. ќн пришел и заговорщически зашептал, что колумбийский президент, по совместительству писатель, направил Ѕрежневу письмо с просьбой посодействовать развитию колумбийской кинематографии, вот у него как раз и роман есть подход€щий дл€ экранизацииЕ Ђѕаша, Ц сказал €, Ц иди в задницу, дай спатьї. Ќо Ћебешев не отставал: ты что, поедете с “анькой в  олумбию, год проживете там как короли, за это врем€ здесь все рассосетс€ и утр€сетс€Е ќ романе колумбийского президента € пон€ти€ не имел Ц это чудо, что он оказалс€ вполне хорош.  стати, ћикельсен в 1983 году был уже бывшим президентом, но мог по-прежнему все. ќн предлагал позвать к нам третьим соавтором √абриел€ √арсиа ћаркеса, жившего в соседнем доме, Ц но тут уж € уперс€: работать с живым √оголем у мен€ не хватило бы наглости. ј когда картина была закончена, оказалось, что она про нас, про то, как мы все сдали, Ц но ни €, ни ‘илатов, ни даже экс-президент  олумбии не догадывались об этом.

ƒворец на игле

Ц ѕо-вашему, почему только вы умеете снимать ƒрубич? ” нее были удачные роли в других фильмах, но редко и не того уровн€Е

Ц Ќаверное, € понимаю ее с какой-то одной, но главной стороны.  огда € впервые увидел ее тринадцатилетней, в ней уже был поразительный покой. —амодостаточность. ќна ни перед кем не оправдывалась и никуда не рвалась. ≈стественное сознание правоты. ¬идимо, это в ней главное. ¬от јн€, наша дочь, очень похожа на нее, но уже друга€: гораздо импульсивнее, вечно в стремлении куда-тоЕ

Ц Ќа какой картине вы чувствовали себ€ лучше всего?

Ц ѕожалуй, ни на одной не отт€гивалс€ так, как на Ђ„ерной розеї.

Ц ј по-моему, простите, полный распад сознани€Е

Ц Ќе распад, а глубинна€ перенастройка. ѕричем не на более примитивный, как сегодн€, а на более сложный и свободный уровень.

Ц  то вам нравитс€ из младшего поколени€ Ц начина€ с Ѕалабанова, скажем?

Ц Ѕалабанов, кстати, нравитс€. ќн интересный: € его позвал председателем жюри на ’анты-ћансийский фестиваль. ќн должен был вручать призы и сказал что-то вроде: будь мо€ вол€, € бы не только ничего вам не давал, но всех бы вас с удовольствием разогнал, но раз уж так вышло Ц беритеЕ ќн не может не сказать гадость и умеет быть удивительно противным. » вдруг недавно € звоню ему и спрашиваю: как дела? ќн говорит: все было бы совсем паршиво, если бы не отлична€ молода€ поросль. “о есть на деле-то он ее видит и умеет ценить, и она действительно есть. ќни делают ни на что не похожее кино Ц очень минималистское, из ничего. ћейерхольд, понимавший в режиссуре, € думаю, больше всех в ’’ веке, говорил: мастерство Ц это построить дворец на острие иглы.  ак √одар в Ђ∆ить своей жизньюї Ц фильме, сн€том за дес€ть дней. я все врем€ учу студентов: кино не должно стоить вообще ничего. ƒаже п€тьсот долларов Ц очень много. Ѕерите и снимайте мир как он есть, придумывайте, изощр€йтесьЕ Ќевозможно делать кино с расчетом на кассу, невозможно жестко соответствовать Ђформатуї: хочешь насмешить Ѕога Ц поделись своими планами. Ќикита ћихалков о непонравившихс€ картинах пренебрежительно говорит: ну, что получилось, то и задумано. ј дл€ мен€ это комплимент: € никогда не знаю, что получитс€. » никогда ничего не задумываю Ц есть туманное ощущение, смутное изображение, проступающее только к концу работыЕ

“резвенников не уважали

Ц Ќе могу напоследок не спросить вас вот о чем. ѕочему именно в российском кино так много сломанных судеб, запоев, дебошей? ѕочему дл€ русского художника почти норма Ц жить и гибнуть, как ваш друг Ўпаликов?

Ц я сам не понимаю, почему мы столько пили. Ѕыла така€ мода: режиссер на площадке должен быть слегка пь€н, трезвенников не уважали, считали скучнымиЕ  ажетс€, даже “арковский выпивал на ранних фильмах, а дл€  ончаловского это было обычное делоЕ ќтчетливо помню, как по дороге из ¬√» а в общежитие, где кипели главные споры и обсуждались замыслы, мы на двоих с при€телем покупали бутылку конь€ка за четыре двенадцать и два слоеных €зычка по семь копеек Ц и, разговарива€ и останавлива€сь, по дороге эту бутылку выпивали; и это был только разгон. я был младший на курсе Ц сразу после школы, восемнадцать лет. ћен€ считали салагой. „тобы как-то это опровергнуть, € вынужден был геройствовать. ѕоражаюсь, как осталс€ жив. ќднажды мы в компании пролили водку на полированный стол, а утром увидели, что она разъела полированную поверхность: дело даже не в том, сколько мы пили, но Ц чего. ѕотом эта мода кончилась. ѕо€вилась, напротив, мода на трезвость. —егодн€ в моде ло€льность и спортивность, но € не думаю, что это намного лучше запоев.

Ц —облазн ло€льности дл€ вас не существует?

Ц «наете, когда здесь был кабинет ѕырьева, он подзывал своего оператора и показывал в окно на госдачу ’рущева, пр€мо на той стороне. » говорил: вот бы там побывать! ќператор говорил: да кто же вам даст там снимать, в гост€х у первого секретар€? ј ѕырьев отвечал: мне бы не снимать, мне бы только ножку поставитьЕ ѕо-моему, это очень простодушное желание. “рогательное. —овершенно не мое.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru