Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей —оловьев

   /   

Sergey Soloviev

   /
             
‘отографи€ —ергей —оловьев (photo Sergey Soloviev)
   

ƒень рождени€: 25.08.1944 года
ћесто рождени€:  емь, ,  арельской обл ,———–
ƒата смерти: 13.12.2021 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

Ђ¬ кино пр€ма€ рыночна€ экономика Ц это варварствої

—оветский и российский кинорежиссЄр, сценарист, кинопродюсер, педагог

 инообозреватель ЂЌовых »звестийї уже много лет знаком с известным режиссером —ергеем —оловьевым.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

22.04.2013

Ќа этот раз коллеги встретились вскоре после того, как телеверси€ Ђјнны  аренинойї, работа над которой продолжалась много лет, была, наконец, показана по телевидению. ќ том, почему “олстой ему ближе, чем ƒостоевский, как он мешал виски с –оммом, каким шоком стала дл€ него перва€ в детстве мысль о —талине и почему он жалеет о том, что не учил во ¬√» е марксизм-ленинизм, —ергей —ќЋќ¬№≈¬ рассказал ЂЌ»ї.

‘ќ“ќ ¬я„≈—Ћј¬ј ћ»’ј…Ћќ¬ј
‘ќ“ќ ¬я„≈—Ћј¬ј ћ»’ј…Ћќ¬ј

Ц ћне всегда казалось, что режиссер, бер€сь за экранизацию, в чем-то хочет поправить писател€ и отразить свой взгл€д на людей и событи€, которые тот описывает. “ак?

Ц  акого писател€? “олстого? ќ чем ты говоришь? ” мен€ и в мысл€х не было с ним спорить или, не дай бог, опровергать его.  огда € читал Ђјнну  аренинуї, то был просто заворожен. ¬от и все. Ѕезо вс€ких там концепций и потаенных намерений.  акие тут концепции?

Ц  ак какие? ”же приглашение янковского на роль  аренина, а Ѕойко на роль ¬ронского задает трактовку романа Ц в центр фильма ставитс€ не жена и не любовник, а муж, который не пользуетс€ большой симпатией “олстого, но, к гадалке не ходи, соберет симпатии зрителей!

Ц  то тебе сказал, что он не пользуетс€? “олстой? ћне он ничего такого не говорил. ј вот »ннокентий ћихайлович —моктуновский, который когда-то пробовалс€ на роль  аренина, очень даже вслух говорил, что главный герой романа именно  аренин. ќн, мол, в этой истории самый взрослый, самый страдательный и самый ответственный. ƒвое других ослеплены друг другом и плохо понимают вообще, что с ними происходит. ¬о что, собственно говор€, они вл€пались.

Ц я прочел в »нтернете добрую сотню откликов на картину. ћногие пишут, что в твоей јнне в исполнении “ать€ны ƒрубич нет насто€щей страсти.

Ц –ечь, веро€тно, идет о нехватке внешних про€влений страсти. Ќо с этими про€влени€ми нужно быть очень и очень осторожным. ѕотому что легко скатитьс€ в дикую душевную безвкусицу. —лезы, крики, заламывание рук и вырывание волос Ц синонимы не столько страсти, сколько безвкусицы. я и ƒостоевского-то не очень люблю за преувеличенность Ђстрастейї. ¬от “олстой, хот€ смотрел на вещи пр€мо, был очень целомудренный писатель, и у него страсти не приобретали показного характера. “ем более опасатьс€ этого нужно на экране, который все как бы увеличивает. —трасть Ц это внутренний жар, огонь, который изнутри выжигает человека...

Ц ћне самому не понравилс€ злобный тон большинства самоде€тельных рецензентов. я бы их пон€л, если бы они прочли лживую рекламу, заплатили за билет и оказались жестоко обманутыми. Ќо они-то даром посмотрели фильм по “¬ и негодуют, хот€ могли бы попросту переключить канал.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц „ем это объ€снить? ƒумаю, что все-таки € зр€ не учил во ¬√» е марксизм-ленинизм. ∆изнь показала, что ћаркс и Ћенин довольно толково рассуждали про буржуазию Ц многое оказалось печальной правдой. я, скажем, не специалист в экономике, но вижу, что капитализм, может, и хорош дл€ производства кур€тины или галош, но в кино пр€ма€ рыночна€ экономика Ц это, по-моему, варварство, ведущее к смерти национальных культур. Ёта сама€ рыночна€ экономика вырастила уже целое поколение нелюдей, прошедших через попкорновые кинотеатры. ј ведь в ћоскве когда-то были всего п€ть залов ћузе€ кино, которые формировали совсем других людей. ¬сего п€ть залов, где можно было дышать воздухом насто€щего кино и насто€щей жизни. ∆изни людей.

Ц ћногие не любили советскую власть, но приспособились к ней и не смогли приспособитьс€ к постсоветскому времени, даже если материально в нем преуспели. ћы с тобой оба знаем человека, который с энтузиазмом участвовал в перестройке, а теперь проклинает все, чему тогда содействовал, и ненавидит нынешнее российское кино. “ы бы тоже хотел повернуть врем€ всп€ть?

Ц я вижу, что мы примитивно расстались с советской системой. ¬еро€тно, следовало отобрать, с чем проститьс€ и что сохранить. —ейчас трудно пон€ть, кто мы и где мы. »ногда кажетс€, что у нас дела, может быть, даже не лучше, чем в ¬енесуэле. „авес хот€ бы обладал праздничной революционной демагогией. ќн свой народ ею воодушевл€л. ј у нас и этого нет, да и чем нас теперь воодушевишь? —ама€ весома€ наша потер€ Ц это культура.

Ц Ѕоишьс€, что под воздействием западной культуры русские перестанут быть русскими?

Ц ƒа нет, этого € даже и не боюсь. ¬сЄ ориентировано на успех и на деньги.  ак может русский человек быть ориентирован на успех и на деньги? ƒаже советские фарцовщики такими убогими не были. ” них был еще и кураж.

Ц ћодуль нации зависит от эпохи, в которую она живет. —оветизированные русские тоже казались извращением сравнительно с тем, какими они были в царское врем€. ¬озьми персонажей ќстровского Ц сплошь хапуги, а ведь самые что ни на есть русскиеЕ

Ц я при царском времени не жил и живого суждени€ не имею. я просто знаю, что от тех времен нам остались, допустим, Ѕлок и √оловин. ћне и этого вполне достаточно. ƒруга€ жизнь Ц другие люди. ѕомню, ≈рмаш (‘илипп ≈рмаш Ц председатель √осударственного комитета ———– по кинематографии. Ц ЂЌ»ї) хотел картину о Ѕлоке к 70-летию советской власти. ¬ызвал мен€, обещал на фильм кучу денег. Ќу кто из продюсеров сейчас способен на такой разговор?

Ц ј ты предложи нынешнему министру культуры фильм о ѕушкине, который боретс€ с клеветниками –оссии, он тебе и не такое пообещает.

Ц ƒа? ј ≈рмашу € тогда сказал: Ђ√де же мне найти исполнител€? —ейчас и лиц-то таких нет. ѕозову кого-нибудь, выйдет он на экран, а люди скажут: Ђ¬от же долбак —оловьев!  акой же это Ѕлок, это артист из “еатра-студии киноактераї. ≈рмаш спрашивает: Ђј бергмановские актеры теб€ устро€т? ¬ыбери любого, мы оплатимї. я сомневалс€: ЂЌу зачем вам про Ѕлока. ’отите, чтобы € показал, как он приветствовал советскую власть, и сожжение личной библиотеки революционными матросами?ї. ќн говорит: Ђ онечно. ј это что, неправда?ї. Ђя говорю: правда, но помер-то он от того, что увидел, чем заканчиваетс€ сожжение книг и во что выливаетс€ Ђмы на горе всем буржу€м мировой пожар раздуемї. Ќо вам же этого не надо?ї Ц Ђƒа, этого не надо! ј ты как думал?ї я тогда, честно говор€, никак не думал. ј теперь думаю, что зр€ € тогда отказалс€.

Ц —ейчас предлагаютс€ разные меры, не знаю, как назвать, по русификации или нацификации проката. ¬плоть до железного занавеса, сквозь который не просочитс€ ни одна голливудска€ картина.

Ц Ќу, может быть, и так. »ли с€к. ¬ообще-то € думаю, что все уже поздно. Ќо вдруг? ’от€ бы это вдруг. может быть, что-нибудь и переменило.  онечно, стыдно за колониальный прокат в собственной совсем не колониальной стране. ¬от китайцы вполне понимают опасность колонизировани€ проката у себ€ в стране.  огда € последний раз был в  итае, лет п€тьЦсемь тому назад, они официально выпускали 16 американских картин в год. Ђј что у вас на фестивал€х делают представительнейшие американские делегации?ї Ц Ђќни добиваютс€, чтобы им разрешили выпустить семнадцатуюї. Ёто при том, что практически любой из американских фильмов можно свободно купить на DVD.

Ц ѕолагаешь, что если заставить владельцев кинотеатров под угрозой расстрела крутить российское кино, это увеличит их посещаемость?

Ц Ќичего € сегодн€ уже не предполагаю. Ќо если что-то произойдет лет через 10Ц15, мы вырастим своих новых зрителей...

Ц “ех российских фильмов, которые сейчас выпускаютс€, не хватит, чтобы покрыть зрительские потребности. Ќи количественно, ни качественно. “ы ежегодно проводишь фестиваль молодого кино в ’анты-ћансийске и показываешь множество наших дебютов. ћного среди них таких, которые смогут привлечь массы людей?

Ц ј зачем привлекать массы? »х не привлекать надо, а научитьс€ с ними разговаривать. » легкомысленно, и серьезно. “ак, как разговаривают с собеседниками, которых уважают.

Ц Ёто куда реалистичнее, чем внедрение в школьную программу сотни фильмов, половина которых устарела.  стати, не назовешь ли картины последнего времени, сн€тые начинающими режиссерами, которые произвели на теб€ впечатление?

Ц Ђѕортрет в сумеркахї Ќиконовой и ƒыховичной. ќн позвол€ет мне пон€ть самого себ€. –омм, у которого € училс€, когда-то нам говорил: Ђћы взаимонужные друг другу люди. я могу кое-что полезное рассказать вам о нашем ремесле. ј вы мне Ц о живой жизниї.

Ц — –оммом ты был хорошо знаком?

Ц Ќу вроде бы да. ќднажды € пришел к нему домой, принес сценарий Ц дело было довольно поздно вечером. он покрутил его в руках и спросил: Ђ—лушай, а ты выпиваешь?ї Ц Ђ¬ каком смысле?ї Ц засмущалс€ €. ћалопьющий –омм, у которого в тот вечер было гнусное настроение, пошел на кухню и принес оттуда бутылку Johnny Walker. —лово за слово, мы ее часа через два и уговорили. ѕровожать мен€ уже ночью он пошел к лифту. Ђ акой чудесный вечер!ї Ц заплетающимс€ €зыком проговорил €. Ђ¬ечер действительно хорошийї, Ц подтвердил –омм. Ц Ќо зачем ты надел мою шапку?ї

Ц Ќедавно отмечали 60-летие смерти —талина, и грех не спросить, что ты думаешь о тех, кто его до сих пор превозносит?

Ц “ут слов моих никаких нет.   тому же среди людей, с которыми € общалс€ всю жизнь, не было и нет ни одного, кто бы мало-мальски терпимо к нему относилс€. ј про народ что говорить? »ногда слышишь: Ђћожет, народ у нас тебе не нравитс€? Ќарод плохой?ї. Ќу, может быть, и плохой Ц вследствие хот€ бы последних двухсот лет трагической русской истории. ј про —талина что € думаю? я помню, как € первый раз о нем что-то подумал. Ўел € в школу в кромешной утренней питерской тьме. ƒогнал мен€ двоечник и третьегодник некий ўукин и говорит: Ђѕойдем поссымї. я говорю: ЂЌе хочуї. Ц Ђ“еб€ никто не спрашивает, хочешь ты или не хочешь, просто пойдем и поссымї. «ашли в какой-то темный двор, там луна светит и вьюга свищет. ƒостали пипетки. » тут ўукин жутким таким голосом говорит: Ђј ты знаешь, что —талин Ц предатель?!ї ” мен€ чуть пипетка и не отвалилась. Ёту сцену € до сих пор помню в подробност€х. » существо того сообщени€ ўукина жизнь как-то подтвердила. Ќикаких оговорок в отношении к —талину все-таки, € думаю, быть не может. –азумеетс€, если мы цивилизованный народ. Ќашумевша€ истори€ с “риером, когда его в  аннах за неловкую шутку про √итлера объ€вили персоной нон грата, показывает, что европейцы это вполне понимают. ј у нас куча народа до сих пор врем€ от времени по какому-то поводу на —талина так и мол€тс€. —огласись, это глубоко ненормальноЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru