Феномен Баскова не только в его стабильной популярности на эстраде, но и в том, что он упрямо хочет добиться успеха как серьезный оперный исполнитель. А с этим далеко не все гладко. Каким-то чудом студент Гнесинской академии музыки в 1998 году оказался в оперной труппе Большого театра, что обрушило на его голову потоки брани.
01.03.2006
На каждую свою оперную партию, а у него их пока всего лишь три - Ленский в "Евгении Онегине", Измаил в "Набукко" и Моцарт в "Моцарте и Сальери", Басков кидался с открытым забралом, обнажая приметы своей профессиональной несостоятельности. При этом на эстраде он позволял себе вещи нарочито эпатажные. Наблюдать за тем, как enfant terrible Большого театра по телевизору задушевно поет "Мурку" - это уж слишком. И как только представилась формальная возможность - окончание срока контракта, администрация театра с Басковым простилась. Правда, как заметил один из руководителей Большого, "мы расстались на дружеской ноге. И в Ленском он никого особенно не раздражает, и парень он очень хороший".
1 марта "хороший парень" опять выйдет на сцену Государственного Кремлевского дворца в "Евгении Онегине".
- Какие "силы потайные" возвращают вас в Большой театр?
- Никакие. Мне просто позвонила руководитель оперной труппы Маквала Касрашвили и предложила спеть 1 марта спектакль в Кремле, если я свободен. Я ответил: да. Вот и вся история.
- Вы не держите обиды на Большой за громкое увольнение?
- Нет. Я никогда не зависел от театра. Мне бренд Большого театра вообще не нужен. Я Басков. Этого вполне достаточно, чтобы наполнять залы на моих выступлениях.
- Басков - оперный певец все больше удаляется от столиц. В прошлом сезоне вы числись в составе нижегородской труппы, а теперь и вовсе отправились в Марий Эл...
- Да, я только что с удовольствием спел благотворительный спектакль в Йошкар-Оле. И все вырученные за продажу билетов деньги оставил театру. Еще обязательно спою там благотворительный гала-концерт. Правда, сделать там какую-нибудь серьезную постановку, например "Травиату", думаю, нереально. Зато меня пригласили спеть "Травиату" в Краснодаре, где очень красивый спектакль. Так что впервые Альфредом скорее всего я появлюсь именно там. Надеюсь, что моей Виолеттой будет Мария Гулегина. А потом мы покажем этот спектакль в Москве. В Большом театре готовятся новые постановки "Онегина" и "Травиаты", но они мне неинтересны своей "современностью". Весь этот выпендреж модных режиссеров - глупость. Отвлекающий маневр, вредный для оперы. В опере все должно быть богато и красиво.
Стефания Бельмондо. Биография Посетило:17771 |
Рыжий талант: Актёрская сага Александра Нестерова Посетило:14422 |
Александр Попов: изобретатель радио Посетило:13650 |
- Это же вы, будучи солистом Большого театра, затягивали "Мурку" в национальном телеэфире...
- В "Мурке" нет ничего аморального. Ее знают и поют все. Я никого не убил и не оскорбил этим исполнением. По-моему, гораздо более паскудное зрелище, когда на увертюре к опере "Бал-маскарад" открывается занавес, а на сцене люди сидят на унитазах. И все это происходит не в каком-то заштатном театре, а в La Scala. Думаю, Верди в гробу перевернулся.
- Вас не смущает, что провинциальные театры воспринимают вас прежде всего как человека, который может поправить их вечно аховое финансовое положение?
- А что в этом плохого? Мне приятно, если я чем-то могу помочь. Кто еще в нашей стране привозит за свои деньги в провинцию столичных артистов, отдает свой гонорар оркестру и оставляет все сборы театру? Я оперу люблю гораздо больше, чем деньги. И всякая возможность развеять миф, будто бы я в большей степени эстрадный певец, чем оперный, - для меня самая настоящая радость.
- Однако в эстрадной тусовке вы давно и быстро стали своим человеком, а в оперных кругах нет ...
- Как ни странно, но мир оперного театра гораздо жестче, беспощаднее, чем шоу-бизнеса. Может быть, оттого, что век оперного певца короче, чем эстрадного, а возможностей заработать гораздо меньше. Не станет же оперный солист выступать в ночном клубе, да еще и под фонограмму... Быть оперным певцом - знак избранности и каторжный труд. А все, кто появился благодаря "Фабрикам звезд" и "Народным артистам", - замечательные ребята, но такие живут в каждом дворе.
Мой голос может нравиться или нет. Но в моем красном дипломе черным по белому написано: "Профессия - оперный певец". Гергиев или Вишневская никогда не слышали меня в опере, что не мешает им публично высказываться на мой счет. В любом случае я благодарен этим людям за один урок. Думаю, когда придет мое время и я буду находиться в таком же почтенном возрасте, у меня достанет великодушия благосклоннее относиться к чужой молодости.
- И все же вы искали покровительства у многих именитых людей. Пели закрытые прослушивания для Елены Образцовой, Ренаты Скотто, вели переговоры с Марком Хилдрю, который является менеджером Дмитрия Хворостовского и других оперных звезд. Но все тщетно...
- На вкус и цвет товарищей нет. Когда-то директор одного оперного театра сказал Кабалье: "Езжайте, барышня, домой, вышивайте платочки и забудьте об опере".
- А быть учеником Монтсеррат Кабалье - это дорогое удовольствие?
- Я занимаюсь у нее бесплатно.
- Обходится даже без подарков?
- За все эти годы я сделал ей лишь один подарок - норковый палантин к Рождеству после нашего совместного исполнения "Клеопатры" Массне в Мадриде. Приняв подарок, она сказала, что это в первый и последний раз.
- И вы ее беспрекословно послушались...
- Я ее боюсь. Она может быть очень жестким человеком. Хотя я готов отдать этой женщине все, что у меня есть. Она полностью поменяла мой голос. Пусть я еще до конца не овладел той техникой, которую она мне показала, но мое понимание оперного пения в корне изменилось. Я осознал все свои прежние ошибки.
- Рассказывают, вы в ногах у Кабалье валялись, только бы она согласилась спеть с вами знаменитую "Барселону"...
- Ой, обо мне постоянно что-то рассказывают. За последний год мне молва приписала столько болезней, что я давно должен быть на том свете... У Кабалье в ногах я не валялся. Правда, мечтал спеть с ней "Барселону". Но она категорически отказалась. Она хочет быть верной Фредди Меркьюри, и ее можно понять. Мы с ней сделаем новый, не оперный дуэт, написанный ее любимым композитором - греком Вангелисом. Может быть, премьера состоится 15 октября на гала-концерте, посвященном моему 30-летию, в Доме музыки, когда в Москву вновь приедут две мои любимые Монтсеррат - мать и дочь.
- А как получается, что дуэты с Кабалье перетекают в дуэты с Повалий?
- Случайно и спонтанно. Наш дуэт с Повалий - в верхних строках хит-парадов. Но не надо сравнивать. Как говорится, котлеты отдельно, мухи отдельно. В России я, кстати, спел со всеми эстрадными примами, кроме Пугачевой.
- В чем же загвоздка?
- У Пугачевой есть Галкин.
- Во времена, когда Геннадий Селезнев был у власти, он вам открыто покровительствовал. А кто сегодня вас поддерживает?
- Не скажу. Пусть это останется тайной. Я очень благодарен этим людям, но не стану хвастаться их именами. В России жизнь абсолютно авторитарна. Без поддержки, защиты и протекции ты не можешь сделать ни шага. Таковы правила игры.
- А когда истекает кабальный договор, заключенный вами на 15 лет с продюсером Борисом Шпигелем, вложившим в вашу раскрутку миллионы?
- Сегодня нет никаких договоров. Я просто член семьи. Сначала был обычный договор между продюсером и артистом с перезаключением - три раза по пять лет, но без всякого рабства. А вообще я очень сговорчивый и неприхотливый артист. Мой райдер, список гастрольных требований к принимающей стороне, занимает всего две странички. Самый "экзотический" пункт - телевизор в спальне. А мой гонорар, думаю, является адекватным отражением моей популярности.
- Сегодня какую кнопку телевизора ни нажми, там Басков или "Шарманку" завел, или тупые шутки в окружении "Новых Русских бабок" отпускает...
- Контракт есть контракт. Я получаю за свою работу деньги. Самое приятное - что на телевидении стали платить. Если раньше платили мы за то, чтобы нас показали, то сегодня платят нам. Хотя я видел в Германии подобное телешоу, которое вел Каррерас. В этом нет ничего зазорного.
После 30 лет я целиком посвящу себя опере. Займусь ею осознанно и не буду бегать, высунув язык, чтобы где-нибудь копейку заработать. Кстати, и Хосе Кура, и Роберто Аланья начинали свой путь с выступлений в кабаках, а к сорока годам стали оперными звездами мирового масштаба. Я тоже не собираюсь всю жизнь оставаться "шарманщиком".
Василий Алексеев. 79 мировых рекордов Посетило:30077 |
Первый покоритель Эвереста Посетило:16325 |
Александр Попов: изобретатель радио Посетило:13650 |