Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒмитрий Ѕертман

   /   

Dmitry Bertman

   /
             
‘отографи€ ƒмитрий Ѕертман (photo Dmitry Bertman)
   

ƒень рождени€: 01.01.1967 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 56 лет

√ражданство: –осси€

ѕризраки оперы

создатель оперного театра "√еликон-опера", режиссер-постановщик

ќпера вечно мертва€ и вечно жива€. ќна непотопл€ема€. ≈сли почитать критику хоть при ћоцарте, вы увидете, что опера всегда была в кризисе, и всегда были люди, которым она непон€тна.

22.02.2005

15 лет назад, в самое трудное дл€ –оссии врем€, 23-летний москвич создал оперный театр буквально из ничего. —оздал в крошечном зале, и театр этот долго не принимали всерьез.

ƒмитрий Ѕертман фотографи€
ƒмитрий Ѕертман фотографи€

—егодн€ его звезды поют в ѕариже, Ћондоне, “окио, “оронто, Ѕерлине, Ѕрюсселе; театр только что вернулс€ из √олландии с ƒ€гилевского фестивал€ под руководством ¬алери€ √ергиева. — ним работают лучшие дирижеры –оссии, западна€ пресса считает "√еликон" самой современной оперной труппой нашей страны - на этой сцене все умеют все: петь, как оперные дивы, играть, как драматические актеры, им подвластна и трагическа€ опера, и оперетта, и барокко, и авангард. "Ѕольше, чем Ѕольшой" - писала недавно лондонска€ "√ардиан". Ёта встреча с ƒмитрием Ѕертманом - попытка пон€ть секрет международного успеха, каким пока не могут похвалитьс€ крупнейшие сцены страны.

 огда поют врачи

- „естно сказать, € не задумывалс€ над секретами. Ќо так случилось. я поступил в √»“»— в 16 лет. ќчень любил музыку, оперу, сам был пианистом. ” нас дома был игрушечный "театр", к которому € делал декорации, так что наигралс€ в гранд-оперу еще в детстве. Ќо в институте был типичным традиционалистом. » когда сокурсники говорили: "Ќадо все в опере ломать!" - мен€ это пугало. ћне никогда не хотелось ничего ломать. » самой большой мечтой было уехать куда-нибудь в —ибирь и работать там с провинциальными оперными дивами. я ставил в —ыктывкаре, в ќдессе, в “вери, в оперетте и в драме. ј однажды мы с однокурсниками сделали в ћоскве "ћавру" —травинского, всего на четыре артиста. » вот тут пошел насто€щий фанатизм: мы что-то сделали сами! ј это было врем€, когда в театры никто не ходил, - нехорошее врем€. –епетировали мы в овощном магазине на улице √ерцена: там, на втором этаже, был детский клуб, где нам давали комнату.

- «а то, что вы с детьми немножко занимались оперой?

- «а то, что € занималс€ с самоде€тельностью медиков. ” мен€ в ƒоме медиков прошло 9 постановок, пели одни врачи, и хирург-кардиолог пела "человеческий голос" ѕуленка, между прочим. ј "»оланту" помогал оформл€ть »ль€ √лазунов. ј костюмы - Ќина јлександровна ¬иноградова-Ѕенуа. ¬ отличие от оперной студии в ƒоме культуры имени „калова (ее так и называли - "Ћ€ „кала"), где  армен пела начальник станции метро "Ѕелорусска€", наши врачи были с консерваторским образованием. јн€ —тепаненко, например, была заведующей отделением аортошунтировани€, первой в –оссии стала делать такие операции. ѕриезжала на спектакль с окровавленными руками на "скорой помощи". ј ћарту в "»оланте" пела главный педиатр ћосквы - Ќина ќрлова. ” нас и сейчас в труппе есть психоневролог. ќн принимает больных в «еленограде и поет у нас ведущий репертуар, лауреат трех международных конкурсов. ¬рачи вообще музыкальные люди.

- ј оркестр?

- ј оркестр всегда играет только за деньги. —начала там было всего 15 человек. Ќо к нам пришел из —вердловской оперы потр€сающий дирижер -  ирилл  лиментьевич “ихонов, ученик ’айкина. ќн на себе вынес все наскоки критиков - они посто€нно ругали оркестр. ј музыканты приходили за 15 минут до начала спектакл€, и нечем было им платить за репетиции. ћузыканты хорошие - из Ѕольшого театра! » с листа играли ноты, которые впервые вид€т! Ќо не было других вариантов. ћожно было, конечно, ничего этого не делать, но тогда и театра бы не было.

Ћучшие дн€

»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40881
»рина ћирошниченко
ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28801
ёли€ ћайборода
Ћассе ¬ирен. Ѕиографи€
ѕосетило:11995
Ћассе ¬ирен

¬ечно жива€

- ¬ы пришли в искусство спасать оперу? Ќекоторые считают, что она уже умерла!

- ќпера вечно мертва€ и вечно жива€. ќна непотопл€ема€. ≈сли почитать критику хоть при ћоцарте, вы увидете, что опера всегда была в кризисе, и всегда были люди, которым она непон€тна.

- ≈сли Ѕольшой театр уважают, то с "√еликоном" дружат. » даже есть клуб друзей "√еликона". –асскажите о нем.

- —реди его членов - выдающиес€ артисты и режиссеры, зарубежные звезды, вли€тельные политики. ќни - завсегдатаи наших спектаклей. Ќо € ни разу не обратилс€ к ним с просьбой. » мен€ устраивает, что они просто зрители. √лавное, что приход€т в театр. ¬алентина »вановна ћатвиенко смотрела спектакли раз по семь, приводила друзей, делегации. ћногие стали фанатами театра.  то-то недавно сказал мне абсолютно точно: в –оссии спонсорства дл€ оперы не будет, пока не по€в€тс€ фанаты.  ак в футболе. ѕоэтому мо€ задача - создать оперных фанатов.

- ћногие говор€т, что у вас талант иметь друзей.

- я люблю общатьс€. Ќедавно в 3 часа ночи заехал в магазин, и там реб€та продают мобильники. ќни стали мне впаривать какую-то новую модель, и € с ними два часа проговорил. ћы коснулись культуры андеграунда, сленга и мелодий дл€ мобильников. ћне с ними было безумно интересно. ѕотому что этот "антизритель" - мой.  оторый не был в опере. Ќо мне важно его знать, чтобы его привести в театр. я спектакли ставлю, если честно, дл€ себ€, а зритель как бы подгл€дывает, причем в замочную скважину. ѕотому что если дверь настежь, туда и смотреть неинтересно. Ёто закон психологии. ≈сли в театрах скучно - это оттого, что соц-арт продолжает существовать. Ќасильственный реализм - когда есть сплошные ответы, а вопросов нет. ” нас даже —таниславского сделали мумией, а он - самый современный сегодн€ человек, не зр€ весь мир учитс€ по нему.  ак только мы в театре начинаем зрителю втолковывать, как ему понимать спектакль, - все! «ритель уже не свободен. ≈му все на м€сорубке перекрутили, прожевали, выплюнули и говор€т - это м€со!

Ќорма на "Ќорму"

-  акой бюджет вашего среднего спектакл€?

- ¬ рубл€х - миллионов шесть. ≈сли костюмы и декорации делать не в ћоскве. Ёто сложно (нужны примерки и пр.), но других вариантов нет: московские мастерские мы не пот€нем. —тоимость пошива одного театрального костюма в –оссии в среднем 2 тыс€чи долларов. ј в хоре 60 человек, и есть несколько переодеваний и составов, а также декорации - выходит больша€ сумма.

- ‘инансовое состо€ние театра мен€лось за эти годы?

- ¬се вокруг дорожает. ј у нас много друзей, но нет ни спонсоров, ни попечителей. » главна€ проблема - помещение. «ал на 270 мест - это катастрофа. ћы уже четыре премьеры сделали в ≈вропе, которые в ћоскве не игрались - негде.

- Ёто копродукци€?

- Ёто называетс€ копродукцией, но это чистый "√еликон". ’от€ "Ќорму" Ѕеллини в испанском —антандере мы ставили на суперзвезд. ѕели тенор из "ћетрополитен-опера" –ичард ћаргисон, меццо Ћючана ƒ »нтино и бас ƒжакомо ѕрестиа из "Ћа —кала", наши солисты, хор и оркестр. Ќорму пела ћари€ √улегина. ћощный состав. Ќо уже в ћериде, в »спании, в огромном, тыс€ч на дес€ть, древнеримском амфитеатре мы играли "ћилосердие “ита" ћоцарта - там только "√еликон". ¬есь спектакль шел в воде. ѕостроили на сцене римский бассейн. јвгуст, жара, и мне было страшновато, как наши артисты будут петь в костюмах в такой зной. ¬от и придумали, как им сделать комфортнее. Ўучу. Ќо спектакль транслировалс€ по всей ≈вропе.

- Ћев ƒодин артистов в бассейн посадил, чтобы они страдали, а вы наоборот, чтоб им было легче...

- Ёто же певцы, а не драматические артисты! ѕотом мы делали "јиду" на —трасбургском фестивале в ≈вропейском дворце с залом на 4,5 тыс€чи мест. “оже огромна€ постановка, которую в ћоскве нам играть негде. ќ "Ќабукко" в ѕариже и ƒижоне ваша газета писала. ƒекорации теперь в ћоскве, и мы не можем найти место, где это сыграть.

- Ќеужели с вашей мировой славой, с клубом друзей нельз€ найти сцену хоть на несколько спектаклей в год?!

- ¬ Ѕольшой театр, пон€тно, не пуст€т...

- Ќо солистов-то ваших они люб€т.

-  ак таких можно не любить!

- ј вас приглашали ставить в Ѕольшом?

- Ќе будь "√еликон-оперы", € в –оссии был бы безработным.

- ќни, что, ревнуют?

- Ѕольшой театр - золотой запас –оссии! ќн вечен! —лава богу, что бренд его бессмертен, как  ощей: какие бы »ван ÷аревичи туда ни входили, они в этом царстве долго не задерживались. ’оть и были уверены в своей вечности. ¬ си€нии золотых лож они тер€ли чувство реальности. ј ведь насто€щее золото - это Ўал€пин, ‘едоровский, √олованов, ”ланова, ѕокровский, √ригорович... ќни-то и держат јполлона, который, к сожалению, не имеет вожжей дл€ управлени€ квадригой, - присмотритесь внимательнее. “ак что при чем тут ревность?

-  акие еще сцены в ћоскве годились бы дл€ вашего "Ќабукко"?

- ћ’ј“а на “верском, “еатр –оссийской армии,  ремлевский дворец. Ѕольше сцен нет. Ќо очень высокие цены на аренду. ¬едь нам нужно два дн€ на монтировку. Ќо уже есть договоренность о том, чтобы ћари€ √улегина и –енато Ѕрузон приехали спеть "Ќабукко". ћогу сказать точно: если нам постро€т здание, сюрпризов будет очень много. –иккардо ћути дал согласие продирижировать открытие театра. ћы у него были на фестивале, в –авенне дали 15 спектаклей. ¬ следующем году, видимо, поедем еще на 20 спектаклей. ќбещала приехать и „ечили€ Ѕартоли. ћечтаем продолжить сотрудничество с –остроповичем и с –ождественским, запланировать постановки с Ћазаревым и ‘едосеевым.

ƒом с привидением

-  ак дела со строительством нового здани€?

- ѕостановлению правительства о строительстве скоро два года. Ёто сложный объект - пам€тник культуры XIX века.  омисси€ минкультуры по охране пам€тников дала согласие - ведь это будет театр, а не казино. Ќо недавно мен€ познакомили с одним теледоктором. » он сказал: "ј мы у вас собираемс€ здание отобрать! ’отим бабки вложить и клуб дл€ богатых врачей сделать". я отвечаю: и вы - тоже? ” нас же постановление правительства о реконструкции, миллионы потрачены на проектные работы! "Ќичего, говорит, у нас есть люди, мы подпишем - и все". » вот такие провокации - посто€нно. Ќапример, на врем€ строительства нас должны перевести в театр Et Cetera, которому построили новое здание. » вдруг пошли слухичто там собираютс€ разместить варьете. Ќо € в это совершенно не верю, потому что знаю, что и правительство ћосквы, и јлександр  ал€гин на нашей стороне..

-  огда начнетс€ стройка?

- ѕравительство ћосквы заверило, что осенью ковш войдет в землю. ћы стараемс€ не повторить ошибок других московских строек. ѕривлекаем известного акустика. јрхитекторам € дал задание, чтобы основные средства были вложены в сценическую коробку, а не в "евроремонт". „тобы сцена была оснащена по современным технологи€м - лифты, выездные фуры...

- Ёто считаетс€ - реконструкци€?

- –еконструкци€-реставраци€. »нтерьеры главного здани€ сохран€тс€, и зал - тоже. “олько сцена будет с другой стороны и немного увеличитс€. ј большим залом станет двор. ≈му постро€т крышу, сцена будет раздвижна€, а вс€ кирпична€ кладка сохранитс€. ¬едь здание - историческое. ¬ нем помещалась опера «имина и пел Ўал€пин. ¬ нем родилс€ театр “аирова, в этом зале работал ћейерхольд и проходил первый концерт в –оссии  лода ƒебюсси, там бывали „айковский, Ўаховска€, жила ƒашкова. ѕравда, от тех времен мало что сохранилось: во врем€ войны в дом попала бомба, и нынешн€€ архитектура - уже времен —талина. Ёто тоже теперь пам€тник истории. ’от€ существуют чертежи прежнего здани€, и € считаю, что лучше бы вернуть его прежний облик - он намного красивее. Ќо белоколонный зал сохранилс€ нетронутым, там мы пока и играем. » хотим после реконструкции дать ему им€ «имина. » есть мистическа€ деталь: от прежнего дома осталс€ только ро€ль. я его воспринимаю как посылку нам из прошлого.

- ј "призрак оперы" есть?

- ≈сть. ” нас висит портрет кн€гини Ўаховской, который јнатолий Ќежный сделал по фотографии. ќна много понастроила в ћоскве - усадьбу √лебово-—трешнево, театр "ѕарадиз", где теперь “еатр ћа€ковского, здание, где теперь "√еликон", содержала хоры и оркестры. ѕотом эмигрировала и умерла в нищете.  ак умер в нищете —таниславский, как сегодн€ наши старики живут. Ёто отдельна€ тема. ” чиновников зарплаты в тыс€чи долларов, а у Ѕориса ѕокровского, который сам по себе €вл€етс€ нашим национальным досто€нием и ценностью мировой культуры, и машины нет. ѕрезидентска€ пенси€ меньше ста евро, да и льготы хот€т отменить. ќн живет с супругой, котора€ тоже национальное досто€ние - »рина ћасленникова, примадонна Ѕольшого театра. Ќесмотр€ на возраст, они оба много работают.

- —ейчас многие говор€т о деградации режиссуры. „то вы об этом думаете?

- ƒеградаци€ несомненна. Ћюди ничему не учились, но выход€т на профессиональную сцену - став€т, играют. » даже начинают задавать тон. ј их дилетантизм сразу виден. «наете, в блюде есть м€со и есть гарнир. —ейчас очень много мастеров гарнира, а с м€сом проблема. —тудентом € смотрел "”тиную охоту" и с ћ€гковым, и с ≈фремовым, и с »горем ¬асильевым, "јмадеус" смотрел с “абаковым. ѕо тогдашним меркам - р€довые спектакли, а из головы не выход€т, € до сих пор помню все актерские работы. ј в новых спектакл€х посмотрел - и забыл. ”ходит то, чем наш театр всегда славилс€.

» еще одну вещь скажу. —ейчас много спор€т, как найти национальную идею дл€ –оссии. ј вс€ национальна€ иде€ - в искусстве, другой быть не может. ¬се в мире знают, что нова€ –осси€ - это война в „ечне, взрывы, вз€тки, убийства. » единственное, что вызывает уважение, - искусство. »менно за него нас люб€т.  ак создал себе славу ёрий Ћужков? “ем, что поддерживает культуру, строит театры, помогает жить музе€м. » де€тели культуры - арми€, котора€ за него горой. ƒаже сейчас, в преддверии театральной реформы, все вер€т в Ћужкова, говор€т, что он не позволит погубить театры, как не допустил катастрофы с монетизацией...  ультура, к сожалению, зависит от политиков, от их приоритетов. ћожно ли себе представить, чтобы ∆ак Ўирак устроил прием в честь какого-то второстепенного поп-певца, а не ѕлетнева, Ѕашмета, —пивакова или того же ѕокровского. »менно такие звезды - слава –оссии.

- » эта слава утекает на «апад!

- ≈стественно. Ќе только из-за денег. Ћюди хот€т чувствовать, что они нужны. я знаю оперных артистов, теперь мировых звезд, которые готовы бесплатно спеть в театрах, откуда уехали. Ќо не приглашают. –осси€ богата талантами. ¬ "√еликон" приход€т петь молодые артисты из провинции с замечательными голосами, вырастают и уезжают. я не злюсь. ќтпускаю и даже содействую: каждый должен реализоватьс€. ≈сли у мен€ уезжает артист, то € могу воспитать нового. Ёто мо€ работа - воспитывать артистов. Ќо уехавшие с удовольствием приезжают в "√еликон" и выступают. ј когда поют на «ападе, то с гордостью пишут, что они из "√еликон-оперы". ќни - наши рекламоносители, послы –оссии. я могу дать гарантию: любой артист "√еликона" скажет, что дл€ него театр - религи€, св€щенное место. » нет ни одного человека, который бы приходил в театр, как на работу.

ѕравила свечени€

-  аких законов не хватает театрам дл€ нормальной жизни?

- ќ спонсорстве, о меценатстве. Ёто первейший закон! Ѕез него даже и начинать театральную реформу бесполезно - она театр обречет на гибель. „тобы театры могли выживать самосто€тельно, нужна законодательна€ база, а ее нет. я не понимаю, как экономисты могут предлагать такое! ¬едь даже суммарный бюджет всех московских театров меньше, чем у одной парижской "ќпера Ѕастий". “ам минимальный гонорар артиста, который выходит в "моржовой роли" (как морж, выныривает, поет одну фразу и тонет) составл€ет 3 тыс€чи евро за выход. ј у ведущих солистов - от 10 тыс€ч за спектакль. ƒаже некоторые наши артисты, которые приглашаютс€ в "ћет" дл€ подстраховки, просто ожида€ за кулисами, получают столько, что им там молчать выгоднее, чем петь полный репертуар в ћоскве. я уж не говорю, что труд там стоит намного больше, чем ткани и материалы.  огда € ставил "“равиату" в “оронто, платье дл€ хористки обходилось в 3 тыс€чи долларов, их которых 500 - ткани, остальное - работа. ѕотому что труд человека - самое дорогое.

-  аковы отношени€ театральных людей с власт€ми?

- «наете великую строчку јхмадулиной: "—вечу учили правилам свечени€..."? ¬от и у нас недавно собрали де€телей культуры и объ€сн€ли им, как развивать современное искусство. ј ведь художник как пишет, так и будет писать, не надо его трогать. » все эти установочные собрани€ ни к чему хорошему никогда не приводили. Ќедавно получаю приглашение на сессию директоров музыкальных театров по репертуарной политике. Ќо неужели надо оп€ть с кем-то согласовывать репертуар? Ёто же дело художественного руководства. ’от€ в европейских странах директора театров одного города всегда в контакте и координируют свои планы. „тобы не получалось, как сейчас в ћоскве, где уже три "÷арские невесты" и ни одного жениха. Ќужна также срочна€ помощь с новыми таможенными правилами. я ставил "“ак поступают все" ћоцарта в √ермании, спектакль шел несколько лет, потом его сн€ли и предложили вз€ть, если хотим, декорации и костюмы. я подумал: супер! ќпера шла бы в ћоскве практически задаром. Ќо оказалось, чтобы этот спектакль вз€ть в дар, мы должны заплатить на таможне больше, чем если все заново изготовить в ћоскве.  ажда€ поездка театра за рубеж - это огромные затраты, потому что после таможни декорации приезжают сломанными. ћы их бережно грузим, а на границе солдаты все вытаскивают, а потом бросают в трейлер как попало.

- Ќо реформы вроде бы отложены.

- Ќе верю € этому. я думаю, чиновники будут т€нуть и потихоньку их внедр€ть. ј если внедр€т, то вопрос: кто будет отбирать эти привилегированные театры, по каким критери€м определ€ть, кого финансировать, а кого - нет. ћожет быть, те успешные коллеги, которые и были идейными вдохновител€ми чиновников?

я психологически готов к любой ситуации. √отов даже к закрытию "√еликона". Ќо € верю в Ѕога! ’от€ продал душу театру.

ѕотр€сающа€ професси€

- √овор€т, у вас выйдет "ѕовесть о насто€щем человеке" ѕрокофьева?

- ƒа, к 9 ћа€. я решил: если делать, то надо, чтоб это был шл€гер, чтобы на него ломилась молодежь. Ёто же последн€€ опера измученного советской властью ѕрокофьева. ѕрошла€ ее постановка была в Ѕольшом в 1985 году. —тавил √еоргий јнсимов, мой педагог, и јлександр Ћазарев. –едакцию музыки делал јльфред Ўнитке - написал несколько номеров. јнсимов придумал соединить с музыкой оперы кантату ѕрокофьева "јлександр Ќевский". » € сейчас хочу использовать этот прием, мне он кажетс€ очень интересным. ѕолучитс€ такой оперный боевик. ћы ориентируемс€ на нормальных людей, у которых есть семь€, свои интересы. ќни пришли в оперный театр и не должны думать, как быстрее отсюда свалить. ќпера - тоже театр, и судить ее надо по законам театра... » € хочу сделать "ѕовесть о насто€щем человеке" про сегодн€шних стариков, выброшенных из жизни.

- "√еликон" - многократный лауреат "«олотой ћаски" - каковы ваши отношени€ с этим фестивалем?

- ¬ этом году нас оп€ть отобрали в число номинантов. ј отношени€? ќбщаемс€ по факсу...

- ¬ас часто приглашают дл€ постановок за рубеж.  ак начиналась международна€ карьера вашего театра?

- ћой первый спектакль на «ападе - "ѕикова€ дама" на фестивале в »рландии. —ледующим был "≈вгений ќнегин". » вот когда € его ставил, что-то случилось с режиссером, котора€ работала над "Ѕогемой". » мне предложили: а может, ты оба спектакл€ сделаешь? ј € - —корпион, мне интересно, когда сложности. » вз€лс€. "Ѕогема" прошла с большим успехом. » после нее начались "“равиаты" - п€ть спектаклей в разных странах, все разные. ћне мой импресарио сказал: "ѕока ты ставишь русскую оперу, теб€ воспринимают как режиссера этнического, специалиста по русским нравам, стилю и €зыку. ¬ этом качестве и приглашают. ѕоэтому и на гастроли "√еликон", кроме русского репертуара, об€зательно везет то " армен", то "Ћулу", то "—казки √офмана"...

-  ак вы будете праздновать юбилей театра?

- Ќаша перва€ "ћавра" вышла 10 апрел€ 1990 года. Ќо в этот день мы будем не в ћоскве - у нас гала-концерт в лондонском јльберт-холле с ѕлетневым, Ѕашметом и Ќетребко. ¬ернемс€ и отпразднуем - весело, как всегда!

- —амый простой вопрос напоследок: в чем же суть оперной режиссуры?

- —ын нашей солистки Ћарисы  остюк в "ћилосердии “ита" в ћериде играл роль мальчика. ≈му очень понравилось, и он мне сказал: "я, наверное, хочу быть певцом. ј если голоса бог не даст, то - драматическим актером. ј если вообще ничего не будет - то режиссером". » € ему ответил: "“очно! Ёто потр€сающа€ работа: ничего не делаешь, удовольствие огромное и еще деньги плат€т!"




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10717
јнна ÷уканова- отт
»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40881
»рина ћирошниченко
јктер не одной роли
ѕосетило:11015
Ѕенедикт  амбербэтч

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru