Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒмитрий Ѕертман

   /   

Dmitry Bertman

   /
             
‘отографи€ ƒмитрий Ѕертман (photo Dmitry Bertman)
   

ƒень рождени€: 01.01.1967 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 56 лет

√ражданство: –осси€

ƒмитрий Ѕертман: ћузыкальна€ режиссура Ц скорее Ђкремовый тортї, чем Ђкоржикї

создатель оперного театра "√еликон-опера", режиссер-постановщик

ƒл€ режиссЄра драмы музыкальный театр Ц своего рода Ђбизнесї. ѕрежде всего, это возможность выхода во внешний мир, поскольку снимаетс€ проблема €зыкового барьера Ц основным средством общени€ становитс€ музыка. Ёто иные, более высокие, гонорары; внушительные бюджеты. ќбразно говор€, музыкальна€ режиссура Ц скорее Ђкремовый тортї, чем Ђкоржикї.

20.04.2006

"ѕрагматика культуры" продолжает говорить о рынке образовательных услуг. ќдин из самых известных и востребованных режиссЄров современности, неоднократный обладатель премии "«олота€ маска", художественный руководитель ћосковского театра "√еликон-опера", народный артист –оссии, профессор –оссийской јкадемии театрального искусства ƒмитрий Ѕертман в беседе с ћариной  уклинской рассказывает об особенност€х российского музыкального образовани€, собственном преподавательском опыте и проблемах режиссуры музыкального театра.

ƒмитрий Ѕертман фотографи€
ƒмитрий Ѕертман фотографи€

- ƒмитрий јлександрович, ¬ы начали свою преподавательскую де€тельность в √»“»—е (ныне –ј“») очень рано. „то побудило вас зан€тьс€ педагогикой?

- ѕосле того, как € закончил √»“»—, € с ним не расставалс€. Ѕудучи в аспирантуре на курсе ё.ѕ.јнсимова € уже преподавал в качестве ассистента. —пуст€ некоторое врем€ замечательный режиссЄр и педагог ћ.ј ќшеровский предложил мне вести вместе с ним курс режиссЄров музыкального театра.

- —колько человек было на курсе, и все ли они работают по специальности?

- Ќа курсе было восемь студентов. я не очень доволен тем первым выпуском, но, тем не менее, всем выпускникам удалось найти своЄ место в профессии.

- ѕодобна€ ситуаци€ Ц редкость? –ежиссЄров выпускаетс€ слишком много?

- Ќу что вы! ѕрофессиональных режиссЄров музыкального театра катастрофически не хватает!   сожалению, нынешний уровень абитуриентов не позвол€ет набирать нужное количество людей, способных обучатьс€ музыкальной режиссуре. Ќет данных! ¬ –ј“» идЄт совместное обучение режиссЄров и актЄров Ц так вот на режиссЄрско-актЄрских курсах последних лет представители режиссЄрской профессии занимают не больше двух-трЄх мест. —ейчас у мен€ на выпускном курсе только один режиссЄр. Ёто серьЄзна€ проблема.

-  акие же требовани€ вы предъ€вл€ете к современным режиссЄрам музыкального театра?

Ћучшие дн€

—амый высокий актер
ѕосетило:19191
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8295
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕосетило:7704
ѕетр Ќестеров

- ” ѕушкина в Ђћаленьких трагеди€хї —альери говорит о музыке ћоцарта: Ђ ака€ глубина!  ака€ смелость и кака€ стройность!ї ≈сли перевести эти слова на €зык театра, то Ђглубинеї соответствует наличие концепции, Ђсмелостиї - новаторство, Ђстройностиї Ц умение профессионально выстроить материал. Ёто и есть основные качества, необходимые режиссЄру вообще и режиссЄру музыкального театра в частности. ¬прочем, сегодн€ весь театр в той или иной степени Ц музыкальный.

-  акова востребованность российских музыкальных режиссЄров за границей?

- ¬ масштабах страны Ц не очень больша€. Ќе счита€ ё.ѕ.Ћюбимова, который €вл€етс€, так сказать Ђгражданином мираї, из российских режиссЄров первым стал ставить за границей €. „етырнадцать лет назад € поставил Ђѕиковую дамуї в »рландии, на одном из крупнейших музыкальных фестивалей. ѕосле у мен€ были постановки в √ермании, јвстрии, ‘ранции,  анаде, Ўвейцарии и других странах. ѕредложений очень много, но, поскольку руководство моим любимым театром Ђ√еликон-операї требует много творческих сил, € установил себе Ђлимитї Ц не больше двух постановок за рубежом в год. ћного став€т за рубежом так же Ћев ƒодин, Ёймунтас Ќ€крошюс, јндрей  ончаловский, ёрий јлександров. Ќедавно ЂвошЄл в обоймуї ƒмитрий „ерн€ков. ѕожалуй, € назвал почти всех.

- ƒействительно, не так много. ј в чЄм причины?

- “рудно сказать. Ќо большую роль здесь играет незнание иностранных €зыков. «аработна€ плата за границей гораздо выше, и оплачивать работу переводчика дл€ организаторов пороекта крайне невыгодно. ћне пришлось только один раз обращатьс€ к услугам перевод- чика, это было в “урции, где, как и у нас, никто не говорит по-английски.

- ћногие представители творческих професси - артисты, музыканты, - попада€ за рубеж, вынуждены овладевать другими професси€ми.  ак ¬ы думаете, почему?

- ¬ообще-то, это не совсем верно. ѕо всему миру преподают наши артисты балета, цирка, музыканты-инструменталисты. Ќо если их судьбы не складываютс€, то чаще всего это св€зано либо со степенью и €ркостью даровани€, либо с личными человеческими качествами, неумением показать себ€.

- ќтличаютс€ ли гонорары российских режиссЄров от гонораров их зарубежных коллег?

- Ќа первых порах € получал, примерно, в 10 раз меньше, но очень скоро положение изменилось Ц сначала € сравн€лс€ в гонорарах с зарубежными режиссЄрами, а сейчас многих превосхожу по оплате.

- √овор€т, что Ђталант должен ходить голоднымї?

- Ќичего подобного. “алант должен быть сытым, чтобы иметь возможность свободно творить, а не думать только о том, как заработать деньги на хлеб. ¬о всЄм мире артисты получают меньше, нежели банкиры, крупные бизнесмены и т.п. Ќа искусстве много не заработаешь, но человек должен иметь право быть сытым.

- √еннадий –ождественский сетовал, что Ђдействие опер в современных постановках происходит либо в космосе, либо на бензоколонкеї. …осси ¬илер объ€сн€л, что перенЄс действие оперы ¬.Ѕеллини ЂЌормаї в 1938 год дл€ того, чтобы Ђбыть ближе и пон€тнее сегодн€шнему зрителюї. –азве это Ц единственный способ быть интересным современному зрителю?

- ћен€етс€ врем€, мен€ютс€ режиссЄрские позиции. я уже наигралс€ в Ђбензоколонкиї и Ђ38-й годї. ћне это неинтересно. —ейчас огромный дефицит Ђэмоционального театраї. √лавное на сцене Ц это актЄр. Ќо, увы! - сегодн€ работа с актЄром считаетс€ немодной и ненужной. ¬сЄ чаще по€вл€ютс€ непрофессиональные постановщики, не умеющие работать с материалом, и, более того, делающие вид, что так и должно быть.   сожалению, в наше врем€ утер€ны крите- рии истинного профессионализма.

- ¬ музыкальном театре сегодн€ довольно часто ставить оперы пытаютс€ драматические режиссЄры. — чем это св€зано? » каков результат подобных опытов?

- ƒл€ режиссЄра драмы музыкальный театр Ц своего рода Ђбизнесї. ѕрежде всего, это возможность выхода во внешний мир, поскольку снимаетс€ проблема €зыкового барьера Ц основным средством общени€ становитс€ музыка. Ёто иные, более высокие, гонорары; внушительные бюджеты. ќбразно говор€, музыкальна€ режиссура Ц скорее Ђкремовый тортї, чем Ђкоржикї. Ќо, если такие величины прошлого в области драматического театра, как —таниславский, Ќемирович-ƒанченко, ћейерхольд ставили оперы, то это было обусловлено высочайшей культурой личности, прекрасной образовательной базой, менталитетом в целом. —егодн€ некоторые драматические режиссЄры, обраща€сь к оперному спектаклю, надеютс€ на то, что Ђмузыка сама вывезетї. ќни не понимают, что методика работы с драматическим актЄром и оперным певцом, абсолютно разна€.

ƒраматический актЄр имеет ту же базу, что и режиссЄр, говорит с ним на одном профессиональном €зыке, по сути €вл€етс€ соавтором постановки, может предложить собственное решение образа. ѕевец образован, прежде всего, как музыкант. ќн будет внимательно слушать режиссЄра, но останетс€ при этом абсолютно беспомощным в актЄрском отношении. ќн в такой же степени Ђвладеетї профессией актЄра, как любой прохожий на улице. »ногда певцу помогает чутьЄ, интуици€. Ќо чаще всего, выход€ на сцену, он забывает обо всех режиссЄрских указани€х и смотрит только на дирижЄра.

- —туденты –ј“», надеюсь, составл€ют исключение?

- –ј“» Ц единственное учебное заведение, где воспитываютс€ именно актЄры музыкального театра, а не только певцы. ѕравда, здесь возникают другие проблемы. јбитуриенты, обладающие отличными вокальными данными, стрем€тс€ попасть в консерваторию или »нститут им. √несиных. јктЄрское мастерство у нас на высоком уровне, но количество часов на собственно музыкальное образование в –ј“» необходимо увеличить. Ёту проблему легко объ€снить - раньше наш факультет воспитывал артистов музыкальной комедии, но сегодн€ оперетта, как жанр, изжила себ€, а в российский мюзикл € не очень-то верюЕ

- ѕочему?

- Ќет исполнительской традиции, не существует техники должного уровн€, наконец, нет публики дл€ этого жанра. Ќаш зритель, воспитанный на блест€щих актЄрах театра и кино, более требователен, нежели посетители бродвейских театров. Ќо и приход€ в театр оперетты - таких, впрочем, почти не осталось Ц большинство из них перешли в ранг Ђмузыкальныхї), зритель хочет слышать очень качественный вокал. Ќедаром такие оперетты как ЂЋетуча€ мышьї Ўтрауса, Ђ¬есЄла€ вдоваї Ћегара идут в крупнейших оперных театрах мира. ≈динственный путь, по которому, на мой взгл€д, следует двигатьс€ –ј“» Ц это воспитание артистов оперы (именно артистов, а не певцов), способных испон€ть и оперетту, и мюзикл.

- ≈сть ли разница во вкладе государства в развитии культуры в нашей стране и за рубежом?

- ≈сть и очень больша€. ¬о всЄм мире функционируют законы о меценатстве, спонсорстве, освобождающие от налогов. ¬следствие этого за границей существуют даже тендеры на спонсирование.  рупные компании и меценаты соревнуютс€ между собой, стара€сь не упустить возможности проспонсировать тот или иной проект. ¬ нашей стране спонсор и спонсируемый должны заплатить такой налог, что сама акци€ тер€ет вс€кий смысл. ѕоэтому главным источником финансировани€ творческих проектов у нас до сих пор €вл€етс€ государственна€ дотаци€. “аким образом процентное участие государства больше, а реальные денежные суммы гораздо меньше.

- ѕри ¬ашей востребованности не возникало желание уехать на посто€нную работу за границу?

- ” мен€ немало таких предложений, но € убеждЄн, что мой театр Ђ√еликон-операї Ц самый лучший. я посто€нно ощущаю поддержку всей труппы, а это 520 человек; поддержку государства, особенно в лице ё.ћ.Ћужкова. я не могу и не хочу бросать мой театр.

обращение к ƒмитрию Ѕертману
жанна 18.10.2008 06:16:07
”важаемый ƒмитрий Ѕертман. ћен€ зовут ∆анна. я обрашаюсь к вам за помощью, помогите мне устроитс€ в оперный театр –оссии, пожалуйста. –аннее € работала в оперном театре солисткой оперы. на данный момент € преподаватель вокала. я ещЄ молода, мой голос звучит и € бы хотела петь в опере. я очень люблю это искусство. мой голос коллоратурное сопрано.ѕожалуйста откликнитесь на мою просьбу.   сожалению € незнаю ваш е-mail.искренне вам заранее благодарна.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий актер
ѕосетило:19191
ѕитер ћейхью
ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10149
≈лена —оловей
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7848
≈катерина ћельник

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru