Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ћиндадзе

   /   

Alexander Mindadse

   /
             
‘отографи€ јлександр ћиндадзе (photo Alexander Mindadse)
   

ƒень рождени€: 28.04.1949 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 71 год

√ражданство: –осси€

Ђ¬р€д ли мы когда-то поймем, что на самом деле случилось в „ернобылеї

 иносценарист (фильмы 'ќхота на лис', 'ѕарад планет').

—егодн€ в конкурсе Ѕерлинского кинофестивал€ публике представ€т новую работу јлександра ћиндадзе Ђ¬ субботуї. Ёто картина об одном дне городка ѕрип€ть, ставшего печально знаменитым после 26 апрел€ 1986 года, когда на „ернобыльской јЁ— взорвалс€ реактор.

16.02.2011

јлександр ћиндадзе, один из самых интересных российских (а ранее Ц советских) драматургов, несколько лет назад вз€лс€ сам ставить фильмы по своим сценари€м. ѕервой его режиссерской работой стал фильм Ђќтрывї, также побывавший в Ѕерлинском конкурсе и также рассказывающий о трагедии Ц авиакатастрофе. ќ работе над картиной Ђ¬ субботуї, о том, почему он снимает только по своим сценари€м, и том, чему не учат во ¬√» е, јлександр ћ»Ќƒјƒ«≈ рассказал корреспонденту ЂЌовых »звестийї.

јлександр ћиндадзе фотографи€
јлександр ћиндадзе фотографи€

Ц ¬ы можете дать определение состо€нию героев вашей картины, которые, уже зна€ об аварии, тем не менее не в могут оттуда убежать, ув€за€ в каких-то мелочах? Ёто бесшабашность? Ѕезответственность?

Ц ƒл€ мен€ это метафора того состо€ни€, когда ты вроде бы живешь в каких-то ограниченных ситуаци€х, но ты все равно не можешь отсюда убежать, теб€ засасывает, завораживает, заматывает, замедл€ет твой ход, у теб€ на ногах путы, а мелочи, на которые раньше и не обратил бы внимани€, расцветают €рким цветом. Ёти мелочи станов€тс€ непреодолимой преградой Ц то каблук сломалс€, то паспорт забыл, то вдруг сел за барабан да увлекс€, то накупил портвейну, а бросить жалко. » эти вещи постепенно вытесн€ют страх. ќн хочет бежать, а не может, что-то не пускает, потом Ц да пошло оно все, никуда не пойду! Ёто парафраз нашего ментального состо€ни€.

Ц ¬ы имеете в виду общечеловеческого или все же российского?

Ц Ќаверное, это все же больше национальное. Ќемец, скажем, не может пон€ть, почему они не убегают. Ёто примерно из той же оперы, что и нежелание русских людей сдавать путевки в ≈гипет. Ќо это реальность Ц так все и было в ѕрип€ти. » даже уже когда знали, что произошла авари€, не убегали. —бежали только все начальники, их никого не могли найти. ѕотом с 30 апрел€ началс€ вал из  иева.

Ц ћысль о фильме про „ернобыль пришла к вам через 20 лет после трагедии. ћожет, было подспудное желание развенчать какой-то миф? ¬едь у нас вс€ка€ катастрофа обрастает огромным количеством мифов.

Ц Ќет, было лишь желание показать совсем маленького человека в момент полного слома его жизни. ∆ивет такой вот человек-шестерка, мелкий-мелкий партийный работник районного масштаба, бывший барабанщик местной музыкальной группы. ¬с€ его жизнь Ц цепь ерундовых событий. ќн потихоньку спиваетс€, у него красные от пь€нства глаза, наверн€ка больна€ печень, а бегает он еле-еле, с одышкой. Ќо когда приходит беда, открываютс€ доселе не виданные стороны жизни.

Ц Ќеожиданным показалс€ выбор на главную роль јнтона Ўагина, которого мы пока знаем лишь по Ђ—тил€гамї.

Ћучшие дн€

 удесник из  ургана
ѕосетило:12967
√авриил »лизаров
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9902
јлексей Ѕаталов
ѕенсионер покоривший гору  илиманджаро
ѕосетило:8072
–ичард Ѕайерли

Ц я и сам долго сомневалс€, мучилс€. Ќо јнтон Ц по-насто€щему серьезный актер, думающий, умный. ќн предложение на эту роль восприн€л как вызов самому себе Ц волновалс€ неверо€тно. ≈му надо было показать метаморфозу маленького серого человека, выплескивающего свои глубины.

Ц ¬ фильме есть еще один очень важный персонаж Ц сам реактор, показанный вами совершенно удивительно. ќн так тих и страшен, что € почти понимаю людей, которые сто€ли, смотрели на него и не могли убежать.  ак кролики перед удавом.

Ц Ёто был очень деликатный момент Ц как показывать реактор. ƒл€ начала мы решили, что не будет ужасов, пламени в кадре, смертей.  огда все это показываетс€ крупным планом, это не страшно. —трашно, когда реактор вдалеке, на том берегу реки, тихо горит на горизонте. ј люди сто€т на мосту и завороженно смотр€т. ѕотом этот мост прозвали ћостом смерти Ц никто из сто€вших в тот день на нем не выжил, там оказалс€ какой-то сгусток радиации. ¬ этом кадре реактор был создан с помощью компьютерной графики. ј кадр, где герой видит реактор вблизи, снизу, гл€д€ на него из лодки, Ц этот кадр мы снимали снизу, специально €му копали Ц так действительно этот смертоносный реактор выгл€дит страшнее.

Ц “€желый материал вы выбрали. — эмоциональной точки зрени€ в первую очередь. ƒа и наверн€ка засекречено многое...

Ц ƒа, материал т€желый.  онечно, мне пришлось изучить гору документов, поговорить с огромным количеством людей, но, в конце концов, дл€ моей картины не так и важно было, кто во врем€ испытаний реактора нажал не на ту кнопку. Ќе так важно было, кто виноват, кто как себ€ вел. ‘ильм о другом Ц он о человеке, оказавшемс€ в этот момент в центре трагедии. » с этой точки зрени€ материал действительно очень т€желый. Ќе зр€ сценарий шел так трудно. я начинал, бросал, не знал, что с ним делать, оп€ть начиналЕ

Ц »менно этот сценарий так трудно вам давалс€ или вы вообще т€жело пишете?

Ц ѕо молодости давалось легче, с годами стало труднее.

Ц Ќекоторые, наоборот, руку набьют с возрастом Ц и все уже проще.

Ц “ут рецептов универсальных нет. Ќо € ведь, когда пишу сценарий, делаю двойную работу Ц пишу не просто литературный сценарий, а уже экранную версию. “ак мне потом снимать легче Ц если сценарий пишешь, прожива€ вместе со сценарием весь фильм.  онечно же обычных съемочных трудностей не избежать все равно, но если ты мучительно проживаешь фильм еще до съемок Ц считай, что в голове у теб€ он уже сн€т.

Ц Ќо когда вы еще не снимали кино как режиссер, тогда вам не нужно было до такой степени проживать весь фильм?

Ц  ак ни странно, надо было. я давно начал это в себе чувствовать, еще с Ђѕарада планетї.  огда это во мне окончательно выросло и окрепло, € начал снимать сам. Ќо снимать € могу только по своим сценари€м, то есть только выношенное и прожитое. »нтерпретаци€ чужого Ц это огромна€ проблема, не уверен, что она дл€ мен€ решаема.  то-то умеет, € Ц нет. ¬от –айзман умел, Ћеша ”читель умеет, √леб ѕанфилов, ¬адим јбдрашитов умеет. ј мен€ заставьте интерпретировать другого Ц ничего не получитс€. ¬едь если ты снимаешь по чужому сценарию, ты должен чужое сделать настолько своим, что это должно расцветать.

Ц ћожет, проблема в том, что вы стали сложнее писать, у вас стало больше претензий к будущему фильму и к себе как к сценаристу? “о есть вы переросли свою профессию?

Ц Ќасчет Ђпереросї не знаю, не уверен. Ќо писать начал действительно сложнее. ј чем труднее тебе что-то даетс€, тем оно тебе дороже и тем в большей степени оно твое и только твое.

Ц ¬аши фильмы очень немногословны Ц что Ђќтрывї, что Ђ¬ субботуї. ¬ам кажетс€, что кино Ц это нека€ антипроза, где каждое лишнее слово может оказатьс€ губительным?

Ц я думаю, что кино Ц это скорее антитеатр. ѕопробуйте изложить покадрово какой-нибудь хороший фильм. Ђјмаркордї, скажем. “олько не рассказыва€, кто где стоит и кто что говорит, а на уровне эмоций. ѕолучитс€ чистой воды проза. ј вот реплики из прозаического произведени€ могут действительно в кино выгл€деть ужасно. “о, что написано и читаетс€ нормально, на экране может звучать очень неестественно.  инодиалог Ц это цела€ отдельна€ истори€. Ќо при этом сколько замечательных фильмов, построенных на разговорах. ‘ильмы Ѕергмана, например. Ђ—цены из супружеской жизниї Ц одни разговоры, а кака€ красота! —ловом, все зависит от жанра и от поставленной задачи.

Ц  ак же учат этому во ¬√» е, если сейчас сама€ больна€ проблема нашего кино Ц отсутствие сценариев и сценаристов?

Ц Ётому невозможно научить. Ќо что поделаешь Ц есть нека€ рутина образовани€, некие утвержденные основы. ’от€ важнее интуиции ничего нет. —уществует всегдашнее противоречие между образованием и практикой, причем в –оссии еще не сама€ плачевна€ ситуаци€. ¬озьмите ‘ранцию, где огромное количество киношкол. ћногие там, отучившись в своей киношколе, приезжают поступать во ¬√» . ¬ ≈вропе вообще киношкол тьма. Ќу и что? ѕосмотрите Ц наши молодые режиссеры, которые сейчас на слуху, из них окончивших ¬√»  по пальцам одной руки можно пересчитать. «в€гинцев Ц вчерашний актер, Ѕор€ ’лебников Ц критик, ѕопогребский Ц тот вообще психолог. ј какое хорошее кино снимают.

Ц ƒа и во ‘ранции 50 лет назад знаменитую Ђновую волнуї подн€ли кинокритики, мгновенно переквалифицировавшиес€ в режиссеров, Ц √одар, “рюффо, –иветт, ЎаброльЕ

Ц Ќу это вообще бриллиантова€ россыпь была. ќни и сейчас удивительно современны и по стилистике, и по мысли. —обственно, пример французской новой волны Ц пример того, что искусству учатс€ не в учебных заведени€х, а на практике.

Ц ¬озвраща€сь к вашей новой картине: вы настолько изучили материалы по „ернобылю, столько души и сил в него вложили, что наверн€ка у вас сложилось свое мнение по поводу трагедии на реакторе. ¬ы за это врем€ увидели что-то такое, чего никто до вас не видел и не пон€л?

Ц я думаю, все исследовани€ этой проблемы еще впереди. » € думаю, что будет еще и художественное осмысление этой колоссальной трагедии. Ќо € не уверен, что когда-нибудь мы окончательно поймем, что же и почему случилось на самом деле. Ѕольшинства людей, так или иначе св€занных с этой историей, уже нет.  то-то наказан, кто-то отсидел.  то допускал технические ошибки, мы знаем. «наем также, что реактор не был приспособлен к выполнению некоторых отведенных ему функций. Ќо каково соотношение чисто технических неполадок и так называемого человеческого фактора, мы не знаем и, думаю, вр€д ли когда-то узнаем.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕааво Ќурми : 'Ћетучий финн'
ѕосетило:14019
ѕааво Ќурми
Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19539
ƒжонни ƒепп
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10267
ћохамад јхансал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru