Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јндрей Ћексель

Andrey Leksel

‘отографи€ јндрей Ћексель (photo Andrey Leksel)

ƒень рождени€: 24.12.1740 года
ћесто рождени€: јбо, Ўвеци€
ƒата смерти: 30.11.1784 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 43 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

–усский астроном, математик и физик

–оссийский астроном, математик и физик шведского происхождени€, проведший в –оссии большую часть жизни. „лен ѕетербургской јкадемии наук.

02.01.2000

¬ 1768 году приехал в ѕетербург, работал под руководством Ћ. Ёйлера.

јндрей Ћексель фотографи€

—делал важные открыти€ в полигонометрии и небесной механике. Ћексель сумел вычислить орбиты дл€ комет 1769 и 1770 I, указал, что причиной изменени€ орбиты кометы 1770 I €вл€етс€ возмущающее вли€ние ёпитера. ¬ честь него эта комета и была названа.

Ћексель установил, что открытый английским астрономом в 1781 году ”. √ершелем новый объект вовсе не комета, а планета, которую впоследствии назвали ”ран. »зучив особенности движени€ ”рана, Ћексель первым из астрономов предположил, что на ”ран воздействует прит€жение неизвестного космического тела, орбита которого расположена ещЄ дальше от —олнца.

Ћексель был выдающимс€ математиком своего времени, пополнившим сферическую тригонометрию оригинальными и интересными результатами, которые он использовал дл€ исследовани€ движени€ планет и комет; его им€ носит одна из теорем о сферических треугольниках. ќн был одним из самых плодотворных членов –оссийской академии наук того времени, опубликовав 66 работ за 16 лет, которые он там проработал. Ћеонард Ёйлер высоко отзывалс€ о его работах: Ђ роме Ћексел€ такую статью мог бы написать только ƒаламбер или €ї. ƒаниил Ѕернулли также хвалил его работы: в письме »оганну Ёйлеру он отмечал: Ђя люблю работы г. Ћексел€, и глубокие, и интересные, ценность которых ещЄ повышаетс€ его редкой скромностью, украшающей великих людейї.

—воей семьи у Ћексел€ не было, но он очень дружил с Ћеонардом Ёйлером и его семьЄй.  огда Ёйлер умер, он сменил его на посту заведующего математическим отделом ѕетербургской академии наук, но сам скончалс€ на следующий год.

¬ его честь названы астероид (2004) Ћексель и лунный кратер Ћексель.

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€