Андрей Лексель

Andrey Leksel

Фотография Андрей Лексель (photo Andrey Leksel)

День рождения: 24.12.1740 года
Место рождения: Або, Швеция
Дата смерти: 30.11.1784 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Возраст: 43 года

Гражданство: Россия

Русский астроном, математик и физик

Российский астроном, математик и физик шведского происхождения, проведший в России большую часть жизни. Член Петербургской Академии наук.

02.01.2000

В 1768 году приехал в Петербург, работал под руководством Л. Эйлера.

Андрей Лексель фотография

Сделал важные открытия в полигонометрии и небесной механике. Лексель сумел вычислить орбиты для комет 1769 и 1770 I, указал, что причиной изменения орбиты кометы 1770 I является возмущающее влияние Юпитера. В честь него эта комета и была названа.

Лексель установил, что открытый английским астрономом в 1781 году У. Гершелем новый объект вовсе не комета, а планета, которую впоследствии назвали Уран. Изучив особенности движения Урана, Лексель первым из астрономов предположил, что на Уран воздействует притяжение неизвестного космического тела, орбита которого расположена ещё дальше от Солнца.

Лексель был выдающимся математиком своего времени, пополнившим сферическую тригонометрию оригинальными и интересными результатами, которые он использовал для исследования движения планет и комет; его имя носит одна из теорем о сферических треугольниках. Он был одним из самых плодотворных членов Российской академии наук того времени, опубликовав 66 работ за 16 лет, которые он там проработал. Леонард Эйлер высоко отзывался о его работах: «Кроме Лекселя такую статью мог бы написать только Даламбер или я». Даниил Бернулли также хвалил его работы: в письме Иоганну Эйлеру он отмечал: «Я люблю работы г. Лекселя, и глубокие, и интересные, ценность которых ещё повышается его редкой скромностью, украшающей великих людей».

Своей семьи у Лекселя не было, но он очень дружил с Леонардом Эйлером и его семьёй. Когда Эйлер умер, он сменил его на посту заведующего математическим отделом Петербургской академии наук, но сам скончался на следующий год.

В его честь названы астероид (2004) Лексель и лунный кратер Лексель.

Степан Шкурат