Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир Ѕортко

   /   

Vladimir Bortko

   /
             
   

ƒень рождени€: 07.05.1946 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬Ћјƒ»ћ»– Ѕќ–“ ќ: "»ƒ»ќ“" —ќ—“ќяЋ—я. —Ћ≈ƒ”ёў»… - "—“јЋ»Ќ"

–ежиссер

ѕо данным социологов, фильм "»диот" ¬ладимира Ѕортко посмотрело более 15 процентов телеаудитории. “аким образом, этот сериал догнал и перегнал по рейтингу самые попул€рные "мыльные оперы". ¬озраст зрителей - от 15 до 70 лет. Ёффект поразительный, тем более что многосерийный "»диот" получилс€ не только вполне "достоевским", но даже, как утверждают критики, подчеркнуто подробным и не упрощенным.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

11.06.2003

-  ак вам юбилей?

¬ладимир Ѕортко фотографи€
¬ладимир Ѕортко фотографи€

- ћне понравилось. ѕо улицам ездить при€тно, город умытый, дороги ровные наконец-то! ƒавайте праздновать юбилей каждый год - гл€дишь, и весь город причешетс€, станет таким, каким и должен быть - ухоженным. Ќаконец-то к ѕетербургу отнеслись так, как он того заслуживает. ¬ы знаете, € как-то ехал по ƒворцовой набережной с ћикеле ѕлачидо, так он в районе ƒворцового моста закричал: "ќстанови машину!", вышел на набережную и долго восхищенно созерцал... ¬се же нашим городом восхищаютс€.

- ј где вы родились?

- ѕростите, пожалуйста, - в ћоскве.

- Ёк вас угораздило. Ќо все-таки потом исправились, переехали на берега Ќевы?

- ƒа уж. Ќо между ћосквой и Ћенинградом долго жил в  иеве. ѕетербург город корпоративный, здесь важно, кто твои друзь€. ¬ ћоскве существенно, кто ты сейчас и есть ли у теб€ деньги - тогда ты первый человек. ј тут смотр€т, кто с тобой и кто за тобой. ћы, петербуржцы, раздумываем, прежде чем познакомитьс€ и сблизитьс€ с человеком. » если уж это сделано, если объ€ти€ раскрыты, то перемен уже не будет. ј ћосква обнимет теб€ сразу, но может и выплюнуть погод€. я благодарен нашему городу за то, что он мен€ прин€л.

- — чего началс€ дл€ вас ѕетербург?

- я сн€л свой первый фильм на ”краине - на студии ƒовженко. ¬ 27 лет. ј потом времена пошли такие, что стало трудно. «амечательный сценарист јнатолий √ребнев посоветовал мне приехать в Ћенинград. ѕриехал в ѕервое объединение »осифа ’ейфица. ћен€ встретила главный редактор ‘рижетта √укас€н (она и сейчас главный редактор - у мен€ на студии). —казала - сейчас придет »ль€ јлександрович јвербах, и мы поговорим. я ждал... —начала по€вилс€ запах французского одеколона, потом послышались шаги и вошел человек в сером костюме, в какой-то кепочке... “ут надо сказать, как € был одет, ѕо киевским пон€ти€м великолепно: желтоватые брюки, желта€ рубашка, синий галстук, черный пиджак и ботинки со шпорами... » сразу стало пон€тно, как нелепо € выгл€жу. »ль€ јлександрович спросил, что € хочу показать, и € предложил свою студенческую работу. ќн посмотрел и сказал, что будет пробивать мне постановку на "Ћенфильме". Ёто и стало началом. ƒело не только в том, что мен€ вз€ли на "Ћенфильм", просто € увидел, как нужно держатьс€, как нужно разговаривать. ѕомните: в человеке все должно быть прекрасно. “ак вот это прекрасное пришло ко мне в лице јвербаха. ѕотом € узнал »лью јлександровича гораздо лучше, и то ощущение не проходило. ¬от так начиналс€ дл€ мен€ ѕетербург.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ¬ы ƒостоевского любите?

- Ћюблю, потому что это начало модернизма.

- ?

- ƒа нет, € люблю потому, что его интересно читать. ƒостоевский мне ближе “олстого, мен€ увлекает копание в изгибах человеческой психики.

-  опание в изгибах человеческой психики, духовность с неким налетом паранойи -- очень петербургска€ черта. ћногие из тех, кто творил здесь, в какой-то момент, пусть и с разной степенью погружени€, уходили в те болезненно-непознаваемые сферы. «начит, есть что-то, запрограммированное ѕетербургом. Ѕолезненна€ раздвоенность?

-  огда летом нет ночи, а зимой нет дн€, это накладывает отпечаток на психику. Ќе случайно о ѕетербурге говорили - "нарошный город". √ород, созданный по воле человека и вопреки здравому смыслу...

- ƒостоевский называл ѕетербург "умышленным городом".

- ƒа, эта красота неверо€тна€, этот сгусток энергии и болотиста€ почва... –азве такое может не вли€ть! ÷ентр красив так, что дух захватывает, и привыкнуть к такой красоте невозможно. » трущобы наши, каких нигде в мире нет... “ам тоже дух захватывает, но по другой причине. (—меетс€.)  ак с этим жить, как существовать в таком противоречии? ј потом оказываетс€, что именно без этого невозможно. ѕетербург может перемолоть и отшвырнуть, но если захочет - прит€гивает безвозвратно...

- Ќо тогда пропадет аура ƒостоевского. ¬ предыдущем интервью "»звести€м" вы сказали: "я хочу, чтобы, включив "»диота", люди, самые молодые и самые простые, сказали - о, реальное кино показывают!" ” вас получилось реальное кино?

- Ќе могу же € судить, что у мен€ получилось! Ёто дело зрителей. ћогу говорить только о рейтингах - они высоки. Ќо мы на это и рассчитывали суд€ по тому "известинскому" интервью. “еперь вот интересно читать.

- —пасибо, что хоть теперь интересно... ¬ы изначально были ориентированы на успех и не бо€лись об этом говорить. —лучай редкий - € и про успех, и про интуицию.

- Ќе в интуиции дело. Ќе знаю, какой € художник, но знаю, что € - профессионал. ј раз так, то должен точно прогнозировать воспри€тие того, что делаю.  онечно, € несколько ошарашен количественными показател€ми. —пасибо нашим соотечественникам, которые заинтересовались не мыльной детективной оперой или боевиком, а экранизацией одного из сложнейших произведений русской классики. я рассчитывал, что будут смотреть, и продумывал, как этого добитьс€, - иначе глупо было бы снимать сериал дл€ телевидени€. Ќо что будет так...

- √де-то после третьей серии, когда уже стало €сно, с чем имеем дело, € попросила коллег-журналистов в нестоличных регионах –оссии понаблюдать за реакцией зрителей. ¬ общественном транспорте Ќовгорода, ѕскова, на ¬алдае обсуждали, что же будет с геро€ми "»диота". ¬ы этим фильмом провели эксперимент на тему: может ли сегодн€шний зритель смотреть серьезное кино. » ответили на вопрос утвердительно.

- ≈сли хотите, ƒостоевский предлагает очень завлекательный сюжет: страсти, попытки убийства и самоубийства, любовь, ревность...

- ѕолупадша€ женщина...

- ѕочему полупадша€? ѕроститутка. ћожно ведь было этим всем и ограничитьс€. —делать этакую броскую мелодрамку. Ќо тот пласт - только крючок. –оманы ƒостоевского - слоеный пирожок, и мы пытались показать все слои, рассказать, заставить подумать. я следил за интернет-обсуждением фильма. ¬ »нтернете, как вы понимаете, сид€т в основном молодые реб€та. я был поражен, как тонко и точно они анализируют не только приключенческую сторону, но и психологические мотивы поведени€ героев. ¬от это особенно ценно.  стати, задача пробуждени€ интереса к самой книге выполнена. ¬роде как пот€нулись к книжным полкам.

- ѕеред встречей с вами € обзвонила несколько петербургских библиотек, вы€снилось, что все экземпл€ры "»диота" на руках.

- ј € что говорю! ћы ведь делали не только и не столько механический перенос ƒостоевского на экран. „итать-то его все равно надо. ’от€ мы стремились, ничего не упуска€ в характерах героев и мотивах их поведени€, рассказать сюжет и фабулу.

ѕопытки экранизации уже были... Ќо ѕырьев и  уросава снимали совсем о другом.

- » ¬айда тоже делал - "Ќастасью".

- Ќе видел. ј ѕырьева видел. “ак вот, € должен вам сказать, что решил снимать "»диота", как говоритс€, от противного.  огда мне что-то не нравитс€, голова начинает лучше работать. я очень люблю творчество ѕырьева, могу бесконечно пересматривать "—винарку и пастуха" и " убанских казаков", а вот "»диот" его мне не нравитс€.  акое-то странное, условное произведение получилось. —обственно, в то врем€ и не могло получитьс€ ничего другого. ѕроблематика ƒостоевского входила в вопиющее противоречие с существующей идеологией. –огожин у него однозначно плохой представитель нарождающегос€ класса капиталистов, а на самом деле у ƒостоевского, веро€тнее, все-таки хороший, во вс€ком случае, человек тонкий. » Ћебедев, которого играет ћартинсон, у ѕырьева сплошна€ странна€ пароди€. ¬от мне и захотелось сн€ть по-другому. » € благодарен –“– за то, что они рисковали вместе со мной. ¬едь посадка могла быть далеко не м€гкой.

- я нигде не встречала, чтобы ваш фильм сравнивали с предыдущими экранизаци€ми и легендарным спектаклем Ѕƒ“. » ≈вгени€ ћиронова не сравнивают со —моктуновским. »ли все-таки сравнивают?

- ¬о-первых, —моктуновского мало кто помнит. ¬ы видели? » как?

- ¬идела. ќтрывки по телевидению, разумеетс€.

- ¬от именно. ќтрывки по телевидению. ј показывать театр по телевизору невозможно: совсем другой вид искусства. “ак вот: мы с ∆еней пошли смотреть эти самые отрывки, которые вы видели. ¬едь сохранилось совсем немного. я помнил, когда шел смотреть, что по впечатлени€м людей, вкусу которых € абсолютно довер€ю, тот спектакль был шоком. ќн воспринималс€ как переворот. Ќо снова стоит вспомнить - в какое врем€ он делалс€. ћы с ∆еней страшно удивились, когда увидели: —моктуновский играл больного человека. »менно больного. ќн при первой встрече с генералом, которого играл —тржельчик, берет орден-крест и теребит его, рассматривает. Ќо ведь —тржельчик-то больного не играл, генерал-то здоров! Ќу представьте, приходит неизвестно кто и начинает ковыр€тьс€ где-то у вас на груди. ¬ы же укажете ему на дверь, особенно, если вы царский генерал. » не от сострадани€ генерал ≈панчин останавливает кн€з€, знакомит его с женой. ќн ведь реагирует на реплику ћышкина: "Ёто только кажетс€, что мы - разные люди". » у  уросавы, и у ѕырьева, и в Ѕƒ“ кн€зь - абстрактное нечто, вокруг чего кип€т страсти и развиваетс€ действие. Ќам хотелось сказать, что книга-то называетс€ "»диот", а не "¬округ идиота".  н€зь же намерен быть философом и учить людей, он же по каждому вопросу имеет мнение, причем страниц на двадцать. » он не убогий, он - идиот, в переводе с греческого - человек, живущий своей жизнью. ќн идиот в полном соответствии с переводом этого слова, он иной, другой. «десь мы стремились максимально следовать ƒостоевскому.

- ѕока смотришь фильм, кажетс€ - вы следуете не только духу ƒостоевского, но и "букве", то бишь тексту: ухо отдыхает благодар€ хорошей русской речи XIX века. ≈сли же загл€нуть в книгу, легко обнаружишь стилизацию, правда, высокого качества.

- –ечь героев сильно адаптирована, стилизована. ƒостоевский, простите, не ѕушкин, у него очень своеобразный €зык, с бесконечными вводными, придаточными предложени€ми, длинными периодами... Ќеобходимы были сокращени€, нужно было думать о стилистике. —лава богу, что в результате €зык наших героев воспринимаетс€ как €зык XIX века.

- ¬ начале съемок ћиронов даже сомневалс€, сможете ли вы, автор таких жестких фильмов, как "—обачье сердце" и, простите, что ставлю в один р€д, "Ѕандитский ѕетербург", снимать ƒостоевского и именно "»диота". ƒескать, Ѕортко слишком нормальный. Ќо, как вы€снилось, не слишком?

- —пасибо.

—начала одно замечание: вы поставили в один р€д "—обачье сердце" и "Ѕандитский ѕетербург" совершенно правильно.  огда € прихожу на съемочную площадку, мне все равно что снимать. ¬ажно, чтобы мне было интересно, и если € уже придумал свою историю, значит, € буду работать с ней добросовестно.

“еперь о нормальности и ненормальности. Ќам очень хорошо работалось, мне фантастически повезло, что € имел дело с суперодаренным актером - ∆еней ћироновым. јктер может и должен привнести в фильм свое видение геро€, его характера, при этом не расход€сь в главном с режиссером. »наче все бессмысленно. “ак вот ∆ен€ делал не только то, что € просил, но и раздвигал рамки так, что € немел. я практически обо всех артистах, с которыми работал в "»диоте", могу сказать, что мне с ними повезло.

- » о Ћидии ¬ележевой, игравшей Ќастасью ‘илипповну?

- я не понимаю, почему на бедную Ћиду так все нападают . ¬от вы мне объ€сните, почему все кричат: ах, не та, ах не о том?!

- ¬ ¬ележевой броска€ красота есть, а за€вленной ƒостоевским инфернальности - нет. » подтекста в тексте нет, так, истерика вместо трагедии. ј уж в сценах с ≈вгением ћироновым - просто зи€ющие пустоты вместо полутонов...

- Ќу, знаете, каждый человек одарен по-разному. ≈сть разные степени - от гениальности до способности.

- » даже до заур€дности...

- я категорически не назвал бы Ћиду заур€дной. ќна очень точно делала то, что € просил. Ќо какой должна быть Ќастась€ ‘илипповна? ¬ы ее видели? ¬ы у ƒостоевского спрашивали? » € не спрашивал. “ак что можем только читать. » смотреть. ” ƒостоевского написано - хохочет вульгарным смехом. » у нас хохочет вульгарным смехом.  стати, могу сказать, что Ќастась€ ‘илипповна, соответствующа€ высоким матери€м воспри€ти€, есть только у  уросавы. Ќо у него она весь фильм молчит. Ќужно, чтобы произошла замена: вашего образа - на нашу героиню. ћежду прочим, до ¬ележевой € попробовал человек двадцать - все искал. Ќашел. я доволен. Ќу что €, спорить с вами должен?! ј по поводу остальных героев и исполнителей - и говорить нечего: очень доволен.

- ƒавайте вернемс€ к прочтению романа. ¬ы несколько изменили его акценты. Ќапример, подчеркнули тонущую в тексте "»диота" линию генеральши ≈панчиной.

- ƒостоевский выливает на вас лавину текста, погружает в неимоверное количество подробностей. —кажем, монолог кн€з€ ћышкина у вазы занимает тридцать страниц, а у нас он - восемь минут. ћы же делали фильм - произведение драматургическое. ѕотому и линии проводили несколько по-иному, но, как € уже говорил, все-таки максимально следу€ сюжету и фабуле.

- «ачем вам понадобилс€ отблеск надежды, которого у ƒостоевского в финале "»диота" нет? я имею в виду последнюю встречу генеральши ≈панчиной и кн€з€ ћышкина, за границей.

- »менно отблеск, не сама надежда. я не хотел, чтобы зритель вдруг уверовал, что все хорошо, кн€зь выздоровеет и вернетс€ в –оссию. Ќо € не хотел и того, чтобы зритель уверилс€, что этого не произойдет. ќт себ€ € добавил в текст ƒостоевского только одну фразу: "јх, кн€зь, выздоравливай, возвращайс€ в –оссию". Ќичего больше. Ќет, все-таки добавил еще буквально два слова, когда генеральша - »нна „урикова - произносит текст ƒостоевского: "¬с€ эта ≈вропа - фантази€, и мы в этой ≈вропе - одна фантази€". “ак вот € добавил - "сам видишь". ј ∆ен€ сделал потр€сающую вещь: он на этом крупном плане с бессмысленными глазами вдруг улыбнулс€, понимаете?

- » точка стала многоточием...

-  онечно! ” нас сохранились черновые фонограммы - € кричал ∆ене тогда: "“ы - гений!" » мы не сн€ли тогда больше ни одного дубл€. ћы говорили, что нехорошо оставить у зрител€ ощущение безысходности...

- »так, "»диот" состо€лс€, что дальше?

- "»осиф —талин".  инофильм и телеверси€ в дес€ти сери€х. —ценарий пишет Ёдвард –адзинский. я долго его уговаривал, и вот наконец он обмакнул перо в чернильницу. ‘ильм, если он состоитс€, будет о последних дн€х —талина. Ётакий итог проделанной работы.

- ¬озникнут аллюзии с сокуровским "“ельцом".

- "“ельца" € не видел, а что касаетс€ темы последних дней, то логично взгл€нуть на человека, у которого позади жизнь. —талин - это лагер€ и миллионы загубленных жизней. —талин - это мощнейшее государство. Ёто человек с мировоззрением "€ и мир". ѕри всей болезненности отношени€ к фигуре —талина у нас как-то никто не анализировал с художественной точки зрени€ эту личность. Ќикакого оправдани€ —талина, разумеетс€, не будет, но и упрощени€ ситуации тоже. ѕока больше ничего не скажу: работа только начинаетс€ и закончитс€, бог даст, в 2005 году.

Ѕортко _ мнение
Chps 11.05.2009 08:24:58
¬ладимир Ѕортко - гениальный режиссЄр современности !-




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru