Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир Ѕортко

   /   

Vladimir Bortko

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир Ѕортко (photo Vladimir Bortko)
   

ƒень рождени€: 07.05.1946 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


—ложнее Ђћастера и ћаргаритыї не было ничего

–ежиссер

ѕродюсеры телеканала Ђ–осси€ї в голос признали: работа Ѕортко над сериалом Ђћастер и ћаргаритаї шла на пределе возможностей. ќзира€ стройные р€ды отечественных режиссеров, автор этих строк затрудн€етс€ назвать человека, который справилс€ бы с подобной задачей.

14.07.2006

ћнений будет еще множество, напишут о фильме больше, чем о любом другом отечественном проекте, но уже сейчас €сно, что Ѕортко сделал не просто добротную экранизацию, но выдающеес€ по красоте и силе кино, местами конгениальное тексту. Ёто лучше, чем Ђ—обачье сердцеї и Ђ»диотї.  ому-то не понравились первые серии, кого-то смутили треть€-четверта€, но после п€той зрители почти единогласно сошлись на том, что на глазах происходит чудо.

¬ладимир Ѕортко фотографи€
¬ладимир Ѕортко фотографи€

Ц ¬ладимир ¬ладимирович, прежде всего поздравл€ю вас.

Ц —пасибо.

Ц –исковали вы сильно. ” романа побольше фанатов, чем у “олкина.

Ц ‘анат, как вы это называете, по определению несамосто€телен. ќн зависит не только от чужого текста, но и от чужого мнени€. —егодн€ он на сайте ругает картину, а завтра будет в восторге.

Ц ∆алко только, что у вас так и не получилось привлечь Ѕрандауэра на роль ¬оланда.

Ц ј что, € собиралс€?

Ц ѕисалиЕ

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26124
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10821
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4904
јарон –оджерс

Ц ¬ы всему верите, что в газетах пишут?! я после янковского сразу обратилс€ к Ѕасилашвили, у мен€ и сомнений не было на его счет.

ѕомню, как сразу после Ђ—обачьего сердцаї писали, что сроду такой др€ни не видели. ј теперь выражали сомнение, что € дот€ну до уровн€ Ђ—обачьего сердцаїЕ ƒелать надо, что хочетс€, и ни к кому особенно не прислушиватьс€. »наче проживешь не свою жизнь Ц и кто будет виноват?

ѕочему ¬оланд мало начудил в ћоскве

Ц ¬ы очень ко времени сделали экранизацию.

Ц Ќе думал об этом совершенно. ѕолитконтекст мен€ не занимал. ƒаже биографию Ѕулгакова € наверн€ка знаю хуже вас, даром что € киевл€нин и он, так сказать, наш. ≈сть книга, она мен€ восхитила еще в первой публикации, ощипанна€, Ц 16 лет мне было; не могу сказать, что с тех лет мое воспри€тие романа сильно изменилось.

Ц ј что заставл€ет человека экранизировать книгу?

Ц ¬ообще-то € деньги так зарабатываю.

Ц Ќе верю, что все сводитс€ к этому.

Ц ј вы дл€ чего берете интервью?

Ц »нтересно.

Ц ¬от сочетание личного интереса с денежным € и называю правильным выбором профессии. ћне тоже интересно. ≈сли серьезно, единственный стимул к экранизации Ц когда книгу, котора€ тебе нравитс€, все читают неправильно. ¬ычитывают то, чего там нет. Ќе замечают очевидного. ¬от есть, допустим, Ђ»диотї Ц один из любимых моих романов. » смотрю € фильм ѕырьева. » вижу, что к ƒостоевскому все это не имеет никакого отношени€. „то угодно там есть, а ƒостоевского нет. —трашное сверкание глаз, мелодраматизм, напыщенность, генерал с генеральшей вообще на людей не похожи Ц все режет глаз. ћежду тем роман совсем про другое: он про то, как молодой человек вырос вне –оссии, ничего о ней не знал, очень много читал. ¬ его сознании возник образ, не имеющий отношени€ к реальности: вот есть велика€ страна на пороге великих перемен, в ней нечто затеваетс€Е ¬ 60-е годы позапрошлого века именно так она со стороны и выгл€дела: идут грандиозные преобразовани€, нужны лучшие умыЕ » вот он едет в –оссию Ц с намерением к этим преобразовани€м примкнуть, а там, чем черт не шутит, и возглавить, потому что намерени€ у него чистейшие и ум кипит. ќн приезжает и видит, что никому ни до каких преобразований дела нет, все зан€ты только своими страст€ми, часто болезненными, и страсти эти их губ€т, а вокруг все рушитс€ к черту. ѕосле чего он сходит с ума и уезжает, чтобы больше не вернутьс€.

Ђћастер и ћаргаритаї Ц похожа€ коллизи€, между прочим. ≈сть некий человекЕ можно сказать, что дух или падший ангел, но € предпочитаю говорить, что человек. » узнает он, что в некой стране стро€т принципиально новое общество Ц без корысти, без угнетени€, без пороков. ј поскольку он в некотором смысле специалист по порокам, знаток их истории и теории Ц ему интересно, и он едет разбиратьс€ на месте: как так, что за новые люди? ѕроизвел контрольные замеры. Ёто, кстати, ответ на вопрос: почему дь€вол так сравнительно мало начудил в ћоскве? ѕочему не разнес все, ограничившись несколькими простыми чудесами, гастролью в варьете и спасением одной пары? ѕотому что ему больше ничего не надо было: он едет не конец света устраивать, а разбиратьс€ в ситуации. —тавит эксперименты: с деньгами, с разоблачением врань€Е » видит, что люди как люди, квартирный вопрос их только испортил.  вартирный вопрос надо понимать в самом широком смысле.

Ѕезруковский »ешуа победил его же —ашу Ѕелого

Ц я не согласен с ним, что Ђлюди как людиї. ¬се-таки люди 30-х годов были особенные.

Ц Ќу, с ¬оландом соглашатьс€ необ€зательно. Ќо в 30-е он вполне мог констатировать крах великого эксперимента по созданию нового человека. Ёто не значит, что эксперимент не будет продолжатьс€. я действительно считаю его великим, и человечество к социалистической утопии вернетс€ еще не раз. Ёто как церковь. „то, у церкви не было неудач? Ѕыли, и принципиальные, вроде крестового похода детей. Ќо скомпрометировать христианство такими вещами невозможно.  огда ¬оланд у нас смотрит на публику варьете, на лице у него скорееЕ

Ц Есострадание.

Ц Ќекоторое разочарование, € бы сказал. ќбидно же, что люди Ц оп€ть только люди.

Ц ” вас не было колебаний насчет Ћаврова Ц ѕилата? ¬се-таки за ним Ц огромна€ толпа советских положительных героев, которых он сыграл, и некоторые говорили, что ѕилат похож на ЋенинаЕ

Ц ћен€ именно это в Ћаврове и привлекало. «а ним не только галере€ советских положительных типов, но и вообще образ сильного человека. Ќа роль ѕилата он подходил идеально Ц потому что ему свою силу доказывать не надо, как ѕилату не надо доказывать  аифе, что он в случае чего может здорово испортить ему жизнь. Ћавров, как и ѕилат, Ц герой с репутацией, с ореолом властности. Ђћальчик ли €,  аифа?ї

Ц Ѕезруков тоже актер с репутацией. ќна вас устраивала?

Ц ¬опрос на вопрос: Ѕезруков плохо сыграл?

Ц ’орошо. Ќо с просвечивающим сквозь него Ѕелым € поначалу ничего сделать не могЕ

Ц ƒа нет там ничего подобного! Ѕезруков Ц сильный актер. ќн и без грима Ц какой там особенный грим? Ц был бы вполне убедителен. ¬сех этих разговоров про —ашу Ѕелого € вообще не понимаю.  ажетс€, он победил предубеждение, если оно и было у части зрителей.

¬ сериальном формате в чем главна€ трудность? ќсобенно когда серии короткие Ц п€тьдес€т минут? ¬ обычном двухчасовом фильме ощутимее ритм. ќн в сериале отчетливо нарастает, и €-то знаю, где это происходит. ќпределенный перелом Ц в п€той серии, следующий Ц в седьмой, где бал сатаны (€ седьмую вообще люблю больше остальных), потом все это ускор€етс€ уже лихорадочно, чтобы в финале взорватьс€. Ќо дл€ такого эффекта раскачка должна быть неторопливой, точно просчитанной, и первые три серии должны оставл€ть впечатление некоторой в€зкости. ” людей не хватает терпени€ досмотреть, они тороп€тс€ с выводами Ц мы и так уж поставили две первые серии в один день, освободив их от рекламы. ќни Ц самое трудное, дальше не оторвешьс€.

Ц ” вас нет ощущени€, что Ђћастерї Ц все-таки роман не без пошлости? „то готический роман пришел в –оссию в оболочке плутовского, сатирического, как јзазелло или Ѕегемоту, красавцам и злоде€м, пришлось нап€лить гротескные маски? ќни же там в конце, при отлете, совершенно другиеЕ

Ц ¬се обстоит ровно наоборот. Ѕулгаков всю жизнь занималс€ политической и Ц шире Ц социальной сатирой, он сатирик по преимуществу, как и √оголь. „тобы написать жесткий и точный роман, ему понадобилс€ сказочный и готический антураж. “олько под маской сказки столь резка€ книга и могла проскочить, он же не отказывалс€ от надежды увидеть ее опубликованной! ¬ообще же Ђћастерї Ц роман не мистический. ≈му это приписывают, раздувают легенду о патологической невозможности его сн€ть, о роке, который над ним т€готеетЕ ¬ сотый раз повтор€ю: мистика действует на тех, кто в нее верит. ƒл€ мен€ вс€ чертовщина в романе Ц художественный прием, не более. ƒумаю, что и дл€ Ѕулгакова тоже. ќн был врач, человек трезвый.

ѕоцелуй в колено Ц это не эротика

Ц ќ смешных или роковых случа€х на съемках спрашивать не будуЕ

Ц ƒа не было ничего смешного, и рокового тоже. ќгромна€ картина была сн€та за 9 мес€цев Ц вам любой скажет, что это практически невозможно, особенно при таком разбросе натуры и огромной актерской зан€тости. “акого плотного графика съемок и такой ответственности у мен€ не было никогда, хот€ длинные проекты случались и раньше Ц в ЂЅандитском ѕетербургеї 15 серий, в Ђ»диотеїЦ10Е Ќо сложнее Ђћастераї не было ничего. Ќе до весель€ было и не до рока Ц все работали.

Ц ¬ам сталинский стиль, так называемый Ђвампирї, нравитс€?

Ц ƒа, как вс€кий стиль, эстетическа€ законченность вообщеЕ ƒумаю, в больничных сценах € эту любовь отчасти реализовал Ц особенно на тех планах, где роскошное здание в лунном светеЕ

Ц ј к аналогии Ђ—талин Ц ¬оландї вы как относитесь?

Ц Ќекоторые основани€ дл€ такого соотнесени€ роман действительно дает Ц хот€ бы потому, что в уста ¬оланда вложено несколько дословных сталинских цитат. Ќу, например: Ђ¬ам кажетс€, что это невозможно? Ќам тоже. Ќо ми па-про-буемї. » еще несколько словечек, дл€ тогдашнего читател€ вполне узнаваемых. Ёто совершенно не делает Ђћастераї сталинистским романом. Ќаоборот, мне кажетс€, что ¬оланд подвергаетс€ авторскому осме€нию, он тоже сатирический персонаж, и его демонизм высмеиваетс€ у Ѕулгакова неоднократно. –евматический, несколько мелочный, временами провинциальный дь€вол, начисто проигрывающий Ћевию ћатвиюЕ ƒумаю, что и к —талину, особенно к его претензи€м на тот же демонизм и всевластность, он относилс€ соответственно. “резво. –оман-то, в конце концов, не о дь€воле, а о ћастере и ћаргарите.

Ц  стати, о ћаргарите. ¬ыбира€  овальчук, вы учитывали некий эротический подтекст книги? ѕотому что из всех кандидаток на ћаргариту она выгл€дела, конечно, самой сексуальной.

Ц ј где в Ђћастереї эротический подтекст, серьезно?

Ц ƒа полно там эротики. √олые полеты над ћосквой, поцелуи в колено на балу ¬оланда, потом Ђ¬ерните мне ћастера, моего любовника!їЕ

Ц ¬от она, поколенческа€ разница! ћне-то казалось, что поцелуй в колено Ц выражение почтени€ и благоговени€, а вы там видите эротику. «ато слово Ђлюбовникї вам почему-то кажетс€ откровенным, хот€ Ц ну а как это еще назвать-то? ћоего друга? ћоего любимого писател€? Ёротический подтекст, пожалуй, есть в сатанизме Ц извращенна€, темна€ эротика, Ц но у Ѕулгакова сатанизмом не пахнет. √ола€ √елла, гола€ Ќаташка на борове Ц это как раз скорее пароди€, запоздалое пересмеивание серебр€ного века с его пошл€тиной.

Ц —о времен Ђ—обачьего сердцаї хочу спросить вас: вы не имели в виду слегка спародировать другую пошлость Ц либеральную? ”  арцева в роли Ўвондера проскакивают интонации Ќоводворской.

Ц Ќу, € не настолько ее знаюЕ

Ц Ќо вообще Ц не было у вас желани€ высме€ть это врем€, конец 80-х?  огда новые шариковы были одержимы новыми иде€ми Ц уже не перепиской Ёнгельса с  аутским, а либеральными и демократическими лозунгами?

Ц  онкретно о высмеивании тех лозунгов €, помнитс€, не думал, но вообще Ц да, картина ведь, как и повесть, о приключени€х идеи. ќ том, что бывает, когда иде€ сочетаетс€ с добродетел€ми массового человека. ќ том, во что превращаетс€ абстракци€, когда ее спускают в массыЕ ѕроблема Ўарикова ведь не в том, что он исповедует марксизм, или либерализм, или государственность. ѕроблема в том, как он это делает. Ќе в том беда, что ему вдолбили Ёнгельса с  аутским или ƒекларацию прав человека. Ѕеда в том, что у него собачье сердце.

Ц „то дальше будете снимать Ц не придумали?

Ц ѕридумал. ѕока секрет.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10821
ћаркиз ƒе —ад
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16631
јлександр ягубкин
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81993
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru