Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег ƒаль

   /   

Oleg Dal

   /
             
‘отографи€ ќлег ƒаль (photo Oleg Dal)
   

ƒень рождени€: 25.05.1941 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 03.03.1981 года
ћесто смерти:  иев, ———–
¬озраст: 39 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


«вездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. —.190-227.

—оветский актер театра и кино

Ќа экзамене в театральном училище ƒаль выбрал дл€ себ€ два отрывка: монолог Ќоздрева из "ћертвых душ" и кусок из "ћцыри" своего любимого поэта ћ. Ћермонтова. » уже во врем€ исполнени€ первого отрывка он буквально сразил приемную комиссию наповал: длинный и тощий абитуриент, с пафосом декламирующий монолог Ќоздрева, привел экзаменаторов в состо€ние, близкое к обмороку. ’охот в аудитории сто€л такой, что к ее двер€м сбежалось чуть ли не все училище...

12.12.2000

ќлег ƒаль родилс€ 25 ма€ 1941 года в ћоскве. ≈го отец - »ван «иновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - ѕавла ѕетровна - учительницей.  роме ќлега, в семье ƒалей был еще один ребенок - дочка »раида.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

ƒетство ƒал€ прошло в Ћюблине, которое тогда было пригородом ћосквы.  ак и вс€кий мальчишка послевоенной поры, наш герой мечтал избрать себе в качестве будущей профессии что-нибудь героическое, например, профессию летчика или мор€ка. ќднако во врем€ учебы в школе, игра€ в баскетбол, ќлег сорвал себе сердце, и с мечтой о героической профессии пришлось расстатьс€. — тех пор его стало увлекать творчество: живопись, поэзи€. ѕрочитав в школе лермонтовского "√еро€ нашего времени", ƒаль решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть ѕечорина. “огда он, конечно, и не подозревал, что через каких-то 15 лет эта его мечта сбудетс€.

ќкончив среднюю школу в 1959 году, ƒаль надумал подавать документы в “еатральное училище имени ўепкина. –одители были категорически против этого решени€ сына, и на это у них были свои весомые резоны. ¬о-первых, професси€ актера в рабочей среде никогда не считалась серьезной. “о ли дело шофер, врач или, на худой конец, библиотекарь. Ёти профессии позвол€ли обладателю их уверенно чувствовать себ€ в обществе, иметь твердый оклад. ¬о-вторых, у нашего геро€ был один существенный изъ€н: с детства он картавил, а это означало, что на первом же экзамене в театральный институт он с треском провалитс€. "“ы что же, хочешь такого позора?" - сурово вопрошал отец »ван «иновьевич.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

ќднако становитьс€ посмешищем в глазах приемной комиссии ƒаль, конечно же, не хотел, поэтому прин€л решение: дикцию исправить и в театральное училище все-таки поступать. » это упр€мство, а также то, что он все-таки сумел справитьс€ со своей картавостью, заставило родителей смиритьс€ с его желанием стать артистом.

Ќа экзамене в училище ƒаль выбрал дл€ себ€ два отрывка: монолог Ќоздрева из "ћертвых душ" и кусок из "ћцыри" своего любимого поэта ћ. Ћермонтова. » уже во врем€ исполнени€ первого отрывка он буквально сразил приемную комиссию наповал. ѕравда, несколько в ином смысле, чем это требовалось. ƒлинный и тощий абитуриент, с пафосом декламирующий монолог Ќоздрева, привел экзаменаторов в состо€ние, близкое к обмороку. ’охот в аудитории сто€л такой, что к ее двер€м сбежалось чуть ли не все училище. —амому ƒалю тогда, видимо, показалось, что дело провалено, но отступать он не умел и поэтому решил идти до конца.  огда хохот улегс€, он стал читать отрывок из "ћцыри". » тут экзаменаторы удивленно перегл€нулись: вместо мальчика, минуту назад вызывавшего дикий смех, перед ними вдруг вырос юноша с гор€щим взором и прекрасной речью.  ороче, ќлега ƒал€ зачислили на первый курс училища, которым руководил Ќ. јнненков. (Ќа этот же курс попали молодые люди, которым вскоре тоже предсто€ло стать знаменитыми актерами - ¬. —оломин, ћ.  ононов, ¬. ѕавлов.)

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬ те оттепельные годы кино, проснувшеес€ от долгой сталинской сп€чки, искало новых героев, созвучных времени. —реди героев были трое выпускников школы из повести ¬. јксенова "«вездный билет", котора€ вышла в свет в журнале "ёность".  инорежиссер јлександр «архи задумал в 1961 году сн€ть фильм по этому роману и отправил своих ассистентов во все столичные творческие вузы с заданием найти актеров на эти роли. ¬скоре несколько дес€тков студентов были отобраны, начались пробы, которые и вы€вили счастливчиков: јндре€ ћиронова и јлександра «бруева из училища имени ўукина и ќлега ƒал€ из ўепкинского (ему досталась роль јлика  рамера). Ћетом 61-го съемочна€ группа отправилась на натурные съемки в “аллин.

‘ильм "ћой младший брат" вышел на широкий экран в 1962 году. »мена трех молодых актеров впервые стали известны публике.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬ 1962 году на ƒал€ обратили внимание сразу два известных режиссера советского кино: —ергей Ѕондарчук и Ћеонид јгранович. ѕервый пригласил его попробоватьс€ на роль младшего –остова в "¬ойну и мир" (пробы ƒаль так и не прошел), второй доверил ему главную роль в картине "„еловек, который сомневаетс€".

Ћучшие дн€

јктер не одной роли
ѕосетило:10902
Ѕенедикт  амбербэтч
‘аина –аневска€:  оролева сарказма
ѕосетило:10015
‘аина –аневска€
Ѕрюс Ћи: –еформатор китайских боевых искусств
ѕосетило:9954
Ѕрюс Ћи

Ётот фильм €вл€л собой психологический детектив и повествовал о том, как после убийства дес€тиклассницы следственные органы арестовали невиновного - при€тел€ погибшей Ѕориса ƒуленко, которого суд приговорил к расстрелу. »менно его и играл ƒаль.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬ фильме есть такой эпизод: следователь во врем€ допроса ƒуленко спрашивает его, почему он оговорил себ€. ¬ ответ тот за€вл€ет: "ј если бы вас били ногами в живот?" Ёта фраза консультантам фильма из ћ¬ƒ показалась провокационной (получалось, что в милиции бьют подследственных!), и ее приказали изъ€ть. ѕришлось нашему герою переозвучивать этот эпизод и вставл€ть в уста своего геро€ другую, более ло€льную фразу.

Ќа момент выхода фильма на экран (1963) ƒаль благополучно завершил учебу в театральном училище и какое-то врем€ сто€л на перепутье, раздумыва€, куда пойти. » тут произошло неожиданное: побывавша€ на его дипломном спектакле актриса театра "—овременник" ј. ѕокровска€ позвала его к себе в театр. ѕравда, прежде чем попасть в этот знаменитый театр, кандидату требовалось пройти экзамен из двух туров. Ќо ќлег с таким блеском сыграл свои роли в обоих показах, что его тут же зачислили в труппу.

ѕопав в "—овременник", ƒаль в течение п€ти лет не играл больших ролей, довольству€сь лишь второстепенными. ќднако он почти не переживал по этому поводу, так как одно пребывание в знаменитом молодежном театре уже достаточно тешило его самолюбие.   тому же его иногда приглашали сниматьс€ в кино.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

—ледующей картиной молодого актера стал фильм режиссера »сидора јнненского "ѕервый троллейбус". —нимали его в 1963 году на ќдесской киностудии. —южет его был бесхитростный: заводска€ молодежь каждое утро ездит на работу на троллейбусе, водитель которого молода€ и симпатична€ девушка по имени —ветлана. ≈стественно, юношам она нравитс€, вокруг этих отношений и вертитс€ весь сюжет. ¬ картине, помимо уже сложившихс€ актеров, снималась цела€ группа молодых: ќ. ƒаль, ћ.  ононов, ≈. —теблов, —. ƒорошина, —.  рамаров, ƒ. ўербаков.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

‘ильм вышел на экраны страны в 1964 году и был хорошо прин€т публикой.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬ течение последующих двух лет ƒаль сн€лс€ еще в двух картинах, однако значительными работами их назвать трудно. –ечь идет о фильмах ≈. Ќародницкой и ё. ‘ридмана "ќт семи до двенадцати" и "—троитс€ мост" ќ. ≈фремова. ѕоследн€€ картина была целиком поставлена и сыграна современниковцами и рассказывала о молодежной бригаде, строившей автодорожный мост через ¬олгу. ќлег ƒаль сыграл в ней маленький эпизод, что было вполне объ€снимо: его положение в труппе театра продолжало оставатьс€ прежним - на подхвате. »з ролей, которые он тогда играл на сцене, можно назвать следующие: √енрих в "√олом короле", ћишка в "¬ечно живых",  ирилл в "—таршей сестре", гном „етверг в "Ѕелоснежке и семи гномах" (все спектакли поставлены в 1963 году), ћаркиз Ѕрисайль в "—ирано де Ѕержераке" (1964), »горь во "¬сегда в продаже" (1965), ѕоспелов в "ќбыкновенной истории" (1966), эпизод в "ƒекабристах" (1967).  ак видно, от года к году положение ƒал€ в театре не улучшалось: ролей становилось все меньше. » если раньше, по молодости, актер воспринимал это как должное, то затем его отношение к подобным вещам изменилось. ќн стал "качать права", срывалс€. »менно в те годы он все чаще стал выпивать. Ќе ладилась и его семейна€ жизнь. ≈го брак с актрисой "—овременника" “ать€ной Ћавровой, ставшей знаменитой благодар€ роли Ћели в фильме "ƒев€ть дней одного года" (1962), продлилс€ недолго - всего полгода. »менно в этот период, в начале 1966 года, ќлега нашел режиссер с "Ћенфильма" ¬ладимир ћотыль.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬. ћотыль тогда собиралс€ ставить фильм по сценарию Ѕ. ќкуджавы "∆ен€, ∆енечка и "катюша". »стори€ того, как был пробит этот, в общем-то, по тем временам непробивной сценарий, заслуживает короткого рассказа. «апустить его в производство долго не давали, пока ¬. ћотыль не прибег к хитрому трюку. ќн пришел на прием к тогдашнему завотделом ÷  по кино и пригрозил ему неким компроматом, который мог сильно испортить отношени€ завотделом с секретарем ÷  по идеологии. ”гроза была настолько серьезной, что припертый к стене чиновник сдалс€ и тут же согласилс€ вз€ть на себ€ хлопоты по пробиванию запрещенного сценари€.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

»сполнител€ на главную роль у ¬. ћотыл€ тогда не было, но еще года два назад, когда он собиралс€ снимать " юхлю" по ё. “ын€нову (фильм так и не по€вилс€), его коллеги насто€тельно рекомендовали ему посмотреть на актера ƒал€ из "—овременника". ћотыль его так и не увидел, однако фамилию запомнил. » теперь решил познакомитьс€ поближе. –ежиссер вспоминал: "ѕерва€ же встреча с ќлегом обнаружила, что передо мной личность незаур€дна€, что сущность личности артиста совпадает с тем, что необходимо задуманному образу. Ёто был тот редкостный случай, когда артист €вилс€ будто из воображени€, уже сложившего персонаж в пластический набросок.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

 ороче, тогда мне казалось, что съемку можно назначить хоть завтра.   тому же вы€снилось, что ƒаль уже не работает в театре (позже € узнал, что его дела были никудышные: он ушел из театра после очередного скандала, да и в личной жизни его все шло наперекос€к) и поэтому может целиком посв€тить себ€ кино. Ќа нем был вызывающе броский вишневый вельветовый пиджак, по тем временам экстравагантна€, модна€ редкость. ≈му не было еще двадцати п€ти, но в отличие от своих сверстников-коллег, с которыми € встречалс€ и которые очень старались понравитьс€ режиссеру, ќлег держалс€ с большим достоинством, будто и вовсе не был заинтересован в работе, будто и без нас засыпан предложени€ми. ќн внимательно слушал, на вопросы отвечал кратко, обдумыва€ свои слова, за которыми угадывалс€ снисходительный подтекст: "–оль вроде бы неплоха€. ≈сли сойдемс€ в позици€х, может быть, и соглашусь".

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬ позици€х режиссер и актер в конце концов сошлись, и вскоре был назначен день первой кинопробы. » тут начались сюрпризы. Ќа пробу ќлег приехал не в форме и, естественно, все сорвал. Ѕыла назначена нова€ проба, но и она провалилась по вине актера. Ќаверное, у любого другого режиссера подобна€ ситуаци€ вызвала бы законное чувство гнева и желание немедленно расстатьс€ с нерадивым актером, однако ћотыль нашел в себе силы сдержатьс€. ≈го ассистенты метали громы и молнии по адресу ƒал€, а режиссер сохран€л завидное хладнокровие. Ѕыла назначена треть€ проба (в кино дело беспрецедентное), и на этот раз актер пообещал не подвести режиссера.   счастью, данное слово он тогда сдержал и отработал все как положено. ќднако до благополучного конца было еще далеко.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

≈два была отсн€та кинопроба с ƒалем, как на студии тут же нашлись противники этого выбора. » все же отсто€ть ƒал€ режиссеру и сценаристу удалось, и съемки фильма начались. ѕроходили они в  алининграде, где снималась натура. ѕо словам участников тех съемок, центром всего коллектива были два актера: ќ. ƒаль и ћ.  окшенов. »х непрерывные хохмы доводили всю группу до колик. ¬. ћотыль вспоминает: "≈дут в съемочной машине по центру  алининграда ƒаль и  окшенов. ќни пока работали, все врем€ друг друга разыгрывали, а в этот день им кака€-то особенна€ вожжа под хвост попала. ƒаль внезапно спрыгивает на мостовую и бежит через улицу в сторону какого-то забора, размахива€ бутафорским автоматом и врем€ от времени из него пострелива€.  окшенов тоже прыгает и с таким же автоматом бежит за ним, воп€: "—той, сволочь, стой!" ѕрохожие в ужасе наблюдают за этой сценой, пока не по€вл€етс€ насто€щий военный патруль. ¬озглавл€ющий его офицер потеет от напр€жени€ мысли: вроде на ƒале с  окшеновым советска€ военна€ форма, но кака€-то не така€. " то такие?" - спрашивает он артистов. "ћорска€ кавалери€, товарищ майор", -докладывает  окшенов. "∆елезнодорожный флот, товарищ майор", - рапортует ƒаль. ј этот д€дька был на самом деле капитаном 3-го ранга, и "майором" они его доконали. Ќикаких артистов он не знал и под конвоем отправил наших реб€т на гауптвахту. — великим трудом мы их вырвали из лап армейского правосуди€".

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

Ёто был не единственный инцидент с участием ƒал€ на тех съемках. ¬ другом случае он устроил скандал в гостинице, и его сдали в руки доблестной милиции. » та упекла артиста на 15 суток. ќднако останавливать съемки было нельз€, и ћотыль лично упросил милицейское начальство отпускать ƒал€ по утрам на съемки.

—вадьба ќлега и ≈лизаветы Ёйхенбаум
—вадьба ќлега и ≈лизаветы Ёйхенбаум

¬ начале 1967 года фильм был закончен, и начались долгие мытарства с его выходом на экран. ѕервыми восстали против него высокие чиновники из  омитета по кинематографии. "Ёто что вы сн€ли на государственные деньги? - удивленно вопрошали они у режиссера. - „то это за хохмы в фильме о войне?"

—тара€, стара€ сказка
—тара€, стара€ сказка

ѕочти то же самое за€вил и первый секретарь Ћенинградского обкома  ѕ—— “олстиков, которому устроили просмотр картины в обкоме. ≈два закончилс€ сеанс и в зале зажегс€ свет, он встал со своего места и гневно изрек: "я такую картину не восприемлю!" (именно так он и сказал).

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

  этим отзывам присоединились и высокие армейские чины из √лавного политуправлени€ —оветской јрмии, пообещавшие "стереть создателей этой стр€пни в порошок". ѕравда, чуть позже именно из √Ћј¬ѕ”–а и пришла помощь картине. ≈два их начальник отправилс€ в длительную служебную командировку, его место зан€л прогрессивный контр-адмирал, который затребовал фильм к себе. ¬о врем€ сеанса он искренне хохотал над сюжетом и в конце концов изрек: "ќтличный фильм! Ќадо показывать".

∆ен€, ∆енечка  атюша
∆ен€, ∆енечка  атюша

“ак картина все-таки попала на экран, но ее прокатна€ судьба была печальной. ѕремьерный показ фильма в ƒоме кино был запрещен, и Ѕ. ќкуджаве с трудом удалось пристроить картину в ƒом литераторов. Ѕыло отпечатано всего две (!) афиши. 21 августа 1967 года премьера состо€лась и вызвала бурю восторга у зрителей. Ќо даже после такого приема отношение чиновников к фильму не изменилось. Ѕыло приказано отпечатать минимальное количество копий и пустить их малым экраном, в основном в провинции.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

ћежду тем в момент выхода фильма на экран ƒаль уже снималс€ в очередной картине, котора€ упрочила его попул€рность среди зрителей. –ечь идет о фильме режиссера Ќ. Ѕирмана "’роника пикирующего бомбардировщика", в котором ќлег сыграл роль летчика ≈вгени€ —оболевского. —озданный актером образ умного и оба€тельного парн€, придумавшего фирменный ликер под названием "шасси" (после выхода фильма на экран тогдашн€€ молодежь только так и называла крепкие напитки), пришелс€ по душе зрител€м. ќ. ƒаль превратилс€ в одного из самых попул€рных актеров советского кино.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

 онец 60-х годов, стал удачным временем дл€ ќлега ƒал€. ѕосле нескольких лет творческих и личных неур€диц все у него стало складыватьс€ более-менее удачно. ¬ театре "—овременник", куда он вернулс€ после долгого перерыва, он получил первую значительную роль - ¬аськи ѕепла в "Ќа дне" ћ. √орького (премьера спектакл€ состо€лась в 1968 году).

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

¬ кино ему все чаще стали предлагать сотрудничество известные режиссеры. “ак, в 1968-1969 годах он попал сразу к двум корифе€м советского кино: Ќадежде  ошеверовой и √ригорию  озинцеву.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

Ќ.  ошеверова вспоминает: "ћо€ перва€ встреча с ќлегом ƒалем произошла во врем€ работы над фильмом " аин XVIII" в 1962 году. ¬торой режиссер, ј. “убеншл€к, как-то сказала мне: "≈сть удивительный молодой человек, не то на втором курсе института, не то на третьем, но который, во вс€ком случае, еще учитс€". » действительно, € увидела очень смешного молодого человека, который прелестно делал пробу. Ќо потом оказалось, что его не отпускают из института, и, к сожалению, в этой картине он не снималс€.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

 огда € начала работать над фильмом "—тара€, стара€ сказка", “убеншл€к мне напомнила: "ѕосмотрите ƒал€ еще раз. ѕомните, € вам его уже показывала. ¬ы еще тогда сказали, что он очень молоденький". ќсновыва€сь на том, что € уже видела на пробах, и на своем представлении, что может делать ќлег, хот€ € с ним еще и не была знакома, € пригласила его на роль.

ќлег ƒаль фотографи€
ќлег ƒаль фотографи€

Ќесмотр€ на все мои предположени€, € была удивлена. ѕередо мной был актер €ркой индивидуальности. ќн с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. —воеобразна€, ни на кого не похожа€ манера двигатьс€, говорить, смотреть. Ќеобычайно живой, подвижный".

—тоит отметить, что именно Ќ.  ошеверова "сосватала" ƒал€ своему коллеге по режиссерскому цеху √.  озинцеву в его фильм " ороль Ћир". —лучилось это в 1969 году.  озинцев тогда был на распутье, так как запланированна€ им на роль Ўута јлиса ‘рейндлих была на восьмом мес€це беременности и сн€тьс€ в картине не могла. “ут и подвернулась  ошеверова со своим предложением попробовать на эту роль ќ. ƒал€. Ѕыла сделана маленька€ проба, котора€  озинцеву очень понравилась. “ак актер попал на роль, котора€ позднее будет признана одной из лучших в его послужном списке.

Ќатурные съемки " орол€ Ћира" проходили в августе 1969 года в городе Ќарве. ј незадолго до них состо€лась встреча ќ. ƒал€ с его будущей женой - 32-летней ≈лизаветой Ёйхенбаум (јпраксина по отцу), внучкой известного филолога Ѕориса Ёйхенбаума (она работала в съемочной группе монтажером). ќна вспоминает: "ќлег ухаживал за мной все съемки. «атем пригласил в гости в ћоскву в "—овременник". я рискнула, поехала. — вокзала позвонила пр€мо в театр, попросила позвать ќлега ƒал€. ”слышав в трубке знакомый голос, представилась. " ака€ Ћиза?" - услышала в ответ. я страшно обиделась. “ак и уехала обратно в Ћенинград, не посмотрев спектакль.

„ерез несколько мес€цев, когда встретились снова на "Ћенфильме", вы€снилось, что € оторвала его тогда от репетиции. “рогать ƒал€ в такой момент - трагеди€. Ќо €-то тогда об этом не знала. ¬ этот приезд он впервые осталс€ ночевать у мен€. Ќо € не была еще влюблена. —казывалась дистанци€...

ќлег сразу подружилс€ с моей мамой - ќльгой Ѕорисовной и называл ее ќлей, ќлечкой. ≈е отец, мой дед - Ѕорис ћихайлович Ёйхенбаум - был знаменитым литературоведом, профессором, учителем “ын€нова, Ўкловского, јндроникова.  огда деда не стало, € думала, что таких людей больше нет. » вдруг в ќлеге € открыла похожие черты.

ќн довольно старомодно попросил у мамы моей руки. Ёто случилось 18 ма€ 1970 года. Ќа следующий день он улетел с театром "—овременник" в “ашкент и јлма-јту на гастроли...

“о, что € попала на фильм " ороль Ћир", сыграло в моей жизни огромную роль. ƒл€ мен€ до сих пор есть в этом что-то мистическое: если бы этот фильм снимал не √ригорий ћихайлович, а кто-то другой, но снималс€ бы ќлег - мы бы не стали мужем и женой. „то-то тут было... я помню приход √ригори€ ћихайловича на очередной просмотр материала и его слова, обращенные ко мне: "Ћиза, какой у нас вчера был ќлег на съемке!!!" я подумала тогда - почему  озинцев говорит об этом мне, может быть, он что-то знает больше мен€? “огда у мен€ самой еще не было никаких серьезных мыслей о нас с ќлегом...

ѕочему € вышла за ќлега, хот€ видела, что он сильно пьет? — ним мне было интересно. ћне было уже 32 года, и € думала, что справлюсь с его слабостью.  аким-то внутренним чувством ощущала: этого человека нельз€ огорчить отказом..."

ј вот как вспоминает о своей первой встрече с ƒалем мама Ћизы ќльга Ѕорисовна: "ќн пришел к нам домой после озвучани€. я знала, что с Ћизой у него были уже близкие отношени€. ¬ тот вечер он застал у Ћизы —ерге€ ƒовлатова и сделал все, чтобы "пересидеть" гост€. Ќа следующий день ему надо было вместе с театром улетать в јлма-јту на гастроли. ќни с Ћизой вошли ко мне в п€ть утра, и он очень серьезно попросил руки моей дочери. ј мне надо было вставать на работу в шесть. я ему только заметила в ответ: "ћог бы еще часик подождать, ничего бы не случилось". ќн мне понравилс€ с первого раза. ”дивительные глаза...  огда € на него первый раз посмотрела, то сказала себе: "Ќу вот, пропала мо€ Ћиза!". я знала, что он давно холост€к, разошелс€ с “аней Ћавровой и п€ть лет жил один. ќни были женаты всего полгода. я как-то спросила: почему вы так скоро разошлись? ќн ответил: "ќна зла€". ” мен€, кстати, не было такого впечатлени€, что он безумно влюбилс€ в мою дочь. ѕравда, совершенно очаровательные письма из јлма-јты мен€ убедили в Ћизином выборе. Ћизе перед отъездом он велел срочно, к его приезду, оформить развод с первым мужем.  ак только ќлег приехал, они тут же пошли в загс. „еловек он был особенный, поэтому мне с ним было очень легко. я далеко не всех Ћизиных поклонников любила, так что € совсем не каждому была бы легкой тещей..."

ќтмечу, что фильм " ороль Ћир" вышел на широкий экран в 1971 году. «а рубежом его успех был весом: на фестивал€х в „икаго, “егеране и ћилане он завоевал несколько призов.

ћежду тем в год выхода фильма на экран ƒаль покинул труппу театра "—овременник".  ак это произошло? “еатр тогда готовилс€ к постановке "¬ишневого сада" по ј. „ехову, и ќлегу досталась в нем роль ѕети “рофимова. ќднако, видимо, у него были иные мысли о своем месте в этой постановке, и он за€вил, что эту роль играть не будет. Ќо другую роль ему никто давать не собиралс€. “огда он и прин€л решение уйти из театра.

¬ том году мог состо€тьс€ его дебют на сцене ћ’ј“а, куда его пригласил ќ. ≈фремов, чтобы сыграть роль ѕушкина в спектакле "ћедна€ бабушка" по пьесе Ћ. «орина. ƒаль очень активно репетировал эту роль, многие, видевшие эти репетиции, считали, что в ней актера ждет несомненна€ удача, однако в какой-то момент он дрогнул. ѕостановка ему вдруг разонравилась, и он вышел из нее, ≈фремову пришлось играть эту роль самому.

¬скоре ƒаль уехал в Ћенинград, где жила его супруга, и поступил в труппу Ћенинградского драматического театра имени Ћенинского комсомола. ¬ течение двух сезонов играл ƒвойникова в спектакле "¬ыбор" по пьесе ј. јрбузова. »грал с полным отсутствием какого-либо интереса к роли. —ам он затем назвал эту пьесу "нелепейшей стр€пней", а свое участие в ней охарактеризовал не иначе как "из г... конфетку не сделаешь!".

 аким ќ. ƒаль был в тот ленинградский период? ≈го жена ≈. ƒаль вспоминает: "–€дом с ним € постепенно стала другой. ќн мне ничего не говорил, не учил мен€, но € вдруг понимала - вот этого делать не нужно. я была беспор€дочна, могла разбросать одежду, у мен€ ничего не лежало на своих местах. Ќо вот € увидела, как он складывает свои вещи.  акой пор€док был у него на столе, на книжных полках!  огда € просила у него что-нибудь, он, не поворачива€сь, прот€гивал руку и брал не гл€д€ нужную вещь. ќн никогда ничего не искал. » постепенно вслед за ним € начала делать то же самое. » оказалось, что это очень просто..."

¬ 1971 году ƒаль внезапно решил вести дневник. ≈лизавета ƒаль вспоминает: "—лух об этих дневниках быстро распространилс€ и кое-кого не на шутку напугал. «вонили мне и просили - пускай он перестанет вести этот ужасный дневник. ј он писал по минутам: почему отмена (съемки), когда позвонили или не позвонили..."

¬от несколько отрывков из этого дневника за 1971 год:

"2 ƒ≈Ќ№ - ƒ≈Ќ№ „≈–Ќџ….

¬ гр€зи не вывал€ешьс€ - чистым не станешь. ћожет быть, в этом и есть смысл, но не дл€ мен€. Ќе надо мне гр€зь искать на стороне; ее предостаточно во мне самом. Ќа это мне самому стоит потратить все свои силы, то есть € имею в виду искоренение собственной гнуси. ¬се мои отвратительные поступки - абсолютное безволие. ¬от камень, который мне надо скинуть в пропасть моей будущей жизни. ¬чера смотрел "‘иесту" Ё. X. в постановке ёрского. Ёто пошлый кошмар безвкусицы!..

4 ƒ≈Ќ№.....

≈сли тебе делает замечание злой или обозленный мудак - значит, ты или увлечен чем-то и не можешь этого объ€снить, или ты в этот момент такой же мудак, как и тот, кто делает тебе замечани€, смеетс€ над тобой. ”меть сдержать эмоции! ѕомолчать, послушать и подумать-единственное средство сберечь свои мысли, а стало быть, себ€. »мею в виду творчество коллективное..."

„то касаетс€ кинематографа, то в начале 70-х у ƒал€ случилось несколько ролей, о которых он затем вспоминал с удовлетворением. Ёто у той же Ќ.  ошеверовой в "“ени" (1972), где он сыграл сразу две роли: ”ченого и его “ени, и у »осифа ’ейфица в "ѕлохом хорошем человеке" (1973) -там он играл Ћаевского.  роме этого, на телевидении в 1973 году он сыграл сразу три заметные роли: ћарлоу в "Ќочи ошибок",  артера в "ƒомби и сыне" и (сбылась мечта его детства!) ѕечорина в "ѕо страницам журнала ѕечорина".

Ќо тогда же случилась у него роль, которую он в дальнейшем без зубовного скрежета не вспоминал. –ечь идет о роли певца ≈вгени€  рестовского в фильме "«емл€ —анникова".

Ёту картину в 1972 году запустили на "ћосфильме" два режиссера: јльберт ћкртч€н и Ћеонид ѕопов. Ќа роль  рестовского первоначально был выбран ¬ладимир ¬ысоцкий, однако его высокое киноначальство снимать запретило. » тогда в поле зрени€ режиссеров по€вилс€ ƒаль. ≈му выслали в Ћенинград сценарий, он с ним ознакомилс€ и дал свое согласие сниматьс€.

ќднако по ходу съемок недовольство тем, что получаетс€ из серьезного сценари€ (а по мнению ƒал€, получалось дешевое зрелище с песн€ми), все больше охватывало как самого ƒал€, так и исполнител€ другой главной роли - ¬ладислава ƒворжецкого. Ќесколько раз дело доходило то того, что оба актера хотели покинуть съемочную площадку. Ќо их каким-то чудом удавалось остановить. ¬ конце концов фильм они доиграли до конца, но отношени€ с режиссерами у них были испорчены окончательно. ¬ итоге, например, ƒал€ даже не пригласили на запись песен, звучавших в фильме (эти прекрасные песни написал ј. «ацепин). ¬от почему в фильме их поет ќ. јнофриев. ќ тогдашнем душевном состо€нии нашего геро€ весьма убедительно говор€т строчки из его дневника:

"9. »ёЌ№. –адость идиота. ћечты идиота. ћечты идиотов. » т. д.

ј мысли мои о нынешнем состо€нии совкинематографа ("«емл€ —анникова"). ’ и ” клинические Ќ≈ƒќЌќ— » со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. «десь лечение бесполезно. ѕоможет полна€ изол€ци€!"

—амое удивительное, что, несмотр€ на такие уничижительные характеристики в адрес фильма человека, который его создавал, "«емл€ —анникова" была встречена публикой с огромным восторгом.

—тоит отметить, что многие резкие поступки нашего геро€ были продиктованы его давним пристрастием к алкоголю. ќ загулах ƒал€ в киношной тусовке ходили буквально легенды. ќн не смог остановитьс€ даже тогда, когда обрел вторую семью - женилс€ на ≈. Ёйхенбаум. —ама она так вспоминает об этом: "я думаю, что он стал пить в "—овременнике". “ам пили многие: кто посерьезнее, кто в шутку. ѕостепенно это его зат€нуло... ќн не слабый человек, наоборот, очень сильный. Ќо это, к сожалению, превратилось в болезнь...

“ри года после свадьбы прошли словно в кошмарном сне: в пь€ном виде он был агрессивен, груб, иногда в ход пускал кулаки. ѕил со случайными людьми у пивнушек, в скверах. ѕотом и вовсе стал все пропивать или просто раздавать. ќлег был очень добрым человеком. Ќо из-за этой доброты нам с мамой, случалось, не на что было завтракать. ¬ конце концов мы расстались.  ак € думала, навсегда.

Ќо вскоре (это было 1 апрел€ 1973 года) раздалс€ телефонный звонок: "Ћизонька, € зашилс€. ¬се в пор€дке..." - "Ёта тема не дл€ розыгрыша", - ответила € и положила трубку. Ќа следующий день ќлег прикатил в Ћенинград. ≈два закрыв за собой дверь, показал наклейку из пластыр€, под которой была зашита ампула.

» следующие наши два года прошли под знаком безм€тежного счасть€ и ќлежкиной работы..."

¬ середине 1973 года ƒаль окончательно покинул труппу Ћенинградского Ћенкома и дал согласие вернутьс€ в "—овременник". “ам ему посулили "золотые горы", которые он тут же и получил: его ввели в четыре роли. —реди них были: Ѕалалайкин в спектакле "Ѕалалайкин и  ∞" (эту роль до этого играл ќ. “абаков, обремененный теперь должностью директора театра), √усева в "¬алентин и ¬алентина",  амаева в "ѕровинциальных анекдотах" и ћагиаша в "ѕринцессе и дровосеке".

Ќе менее плодотворными дл€ ƒал€ выдались 1973- 1974 годы и в кино. ќн сн€лс€ в п€ти картинах: "«везда пленительного счасть€", "√орожане", "Ќе может быть!", телефильмах "¬оенные сороковые" и "¬ариант "ќмега".

ѕоследний фильм стал в биографии актера самым известным из этого списка, поэтому о нем и расскажем подробнее.

«апускать в производство его начали весной 1973 года. –ежиссером был выбран бывший греческий подданный јнтонис ¬о€зос. ¬ свое врем€ его интернировали в ———–, где он окончил ¬√»  и стал режиссером документальных и музыкальных фильмов. “еперь ему предсто€ло сн€ть п€тисерийную картину о работе советского разведчика в фашистском тылу.

Ќа роль немецкого разведчика барона фон Ўлоссера был выбран прекрасный актер ¬алентин √афт. ќднако кому-то из высокого начальства не понравилась его национальность, и √афт отпал. ¬место него вз€ли актера »гор€ ¬асильева, с национальностью которого было все в пор€дке.

Ќа роль советского разведчика —ерге€ —корина выбрали јндре€ ћ€гкова. ќднако здесь стал возражать режиссер. "“акую роль должен играть человек, который меньше всего похож на нашего традиционного разведчика", - высказал свои возражени€ ¬о€зос. " ого же это вы имеете в виду?" - спросили в ответ. - ”ж не —авели€ ли  рамарова?" - "ќлега ƒал€", -ответил режиссер.

–уководители творческого объединени€ "Ёкран", где должен был сниматьс€ фильм, прекрасно знали этого актера. ѕравда, в основном почему-то с плохой стороны. «нали о том, что он пьет и часто из-за этого срывает съемки. Ќо режиссер парирует эти сомнени€ свежей информацией: ƒаль мес€ц назад "зашилс€" и ведет вполне добропор€дочный образ жизни.  ороче, ќлега на эту роль утвердили. 2 июн€ он подписал договор об участии в съемках фильма "Ќе ради славы" (так первоначально называлась картина) и вскоре вместе с группой выехал на натурные съемки в “аллин.

”же на второй день съемок ƒаль записал в своем дневнике: "»мел разговор с директором и режиссером по поводу халтуры. ≈сли это втора€ "«емл€ —анникова", сниматьс€ не буду".   счастью, опасени€ актера не оправдались и со съемок он так и не ушел.

¬о врем€ работы над картиной ƒаль дал одно из немногих в своей жизни интервью журналисту Ѕ. “уху. ¬от лишь отрывок из него: "я поставил своей задачей сыграть себ€, ƒал€ ќлега, в 1942 году, в таких обсто€тельствах, в каких очутилс€ —корин. «десь все поступки- мои, слова-мои, мысли-мои... —корин мне интересен своей парадоксальностью. ќн не супермен. ѕросто человек, отстаивающий свои убеждени€... ¬ моем —корине -та сама€ прелестна€ страннинка, котора€ привлекает мен€ в люд€х".

‘ильм "¬ариант "ќмега" был завершен в середине 1974 года. ќднако его премьера по каким-то неведомым причинам состо€лась только через год- в сент€бре 75-го. «рител€ми он был встречен очень хорошо, однако критика его практически не заметила. Ќо ќлегу ƒалю фильм все-таки принес несомненную практическую пользу: после дес€ти лет невыездного положени€ он в июне 1977 года отправилс€ с ним на фестиваль "«лата ѕрага".

Ћюбопытно отметить, что, будучи актером достаточно востребованным, ƒаль в те годы мало снималс€. ќбъ€снений тут может быть много, но одно из них упом€нуть стоит: уколовшись на "«емле —анникова", он отныне очень тщательно подходил к выбору рабочего материала. » эта дотошность многих поражала. Ќапример, в 1974 - 1976 годах ƒаль отказалс€ от сотрудничества с трем€ известными советскими кинорежиссерами, которые приглашали его на главные роли в своих картинах. –ечь идет об Ё. –€занове, Ћ. √айдае и ƒ. јсановой.

” Ё. –€занова он должен был играть ∆еню Ћукашина в "»ронии судьбы", однако после прочтени€ сценари€ сразу за€вил, что это не его герой. –ежиссер сомневалс€ и все-таки упросил актера сделать пробы. “олько после них пон€л, что ƒаль абсолютно прав.

Ћ. √айдай мечтал увидеть ќлега в роли ’лестакова в своей картине "»нкогнито из ѕетербурга". јктер сначала вроде бы дал свое согласие, но затем свое обещание забрал обратно. ¬ своем дневнике 17 декабр€ 1977 года он записал: "ќкончательно отказалс€ от мечты сыграть ’лестакова.

‘ильм √айда€.

—оображени€ принципиального характера.

Ќе по пути!!!"

ƒ. јсанова приглашала его на главную роль - кстати, роль пь€ницы - в картину "Ѕеда". Ќо, прочитав сценарий, наш герой и здесь нашел расхождени€ принципиального характера и от роли отказалс€. ≈е затем сыграл јлексей ѕетренко.

Ќо в те же годы были случаи, когда ƒаль с первого же предложени€ давал свое принципиальное согласие на съемку. “ак было, например, в случае с Ќ.  ошеверовой, которую он очень уважал как режиссера и человека (фильм " ак »ванушка-дурачок за чудом ходил", 1977). –ежиссер вспоминает: "Ќа этом фильме у нас произошла трагическа€ истори€. ƒл€ съемок была найдена очень интересна€ лошадь, красива€, добра€, необычайно сообразительна€. ¬ нее влюбилась вс€ группа, в том числе и ќлег. » однажды, когда мы мен€ли натуру, машина, перевоз€ща€ эту лошадь, остановилась на переезде, перед проход€щим мимо составом. ¬незапный гудок электровоза испугал животное. Ћошадь выскочила из машины и поломала себе ноги. ѕришлось ее пристрелить. ¬се страшно переживали, и € впервые увидела, как плакал ќлег.

 стати, ќлег с гордостью рассказывал, что у него дома живет кошка, котора€, когда он приходит домой, прыгает ему на плечо. ∆ивотные его любили..."

¬ другом случае он не отказал режиссеру ≈вгению “атарскому, который предложил ему сыграть матерого уголовника  осова в фильме "«олота€ мина" (1977).

  ситуации, сложившейс€ в то врем€ в отечественном кинематографе, ƒаль относилс€ в свойственной ему манере - с презрением и жалостью. ¬от лишь несколько отрывков на этот счет из его дневника:

"√ќƒ 75-й Ќј—“”ѕ»Ћ. «вонил оператор с "ћосфильма" - заказ сделать на мой слайд дл€ журнала "»скусство кино". ” Ќ»’ Ќ≈“ »— ”——“¬ј ¬  »Ќќ, почему же мо€ рожа должна принадлежать ихнему журналу? ћо€ рожа-это мо€ рожа, и больше ничь€! 3. I. 75 г...

—ќ÷–≈јЋ»«ћ - » „“ќ »« Ё“ќ√ќ...

—амое ненавистное дл€ мен€ определение.

—оцреализм - гибель искусства.

—оцреализм - сжирание искусства хамами, бездарью, мещанами, мерзавцами, дельцами, тупицами на высоких должност€х.

—оцреализм - определение, не имеющее никакого определени€.

—оцреализм - ничто, нуль, пустота.

≈стество не любит пустоты.

ч ѕосему столь бездарна€ пустота, как соцреализм, мгновенно заполнилась вс€ческим говном и отребьем без чести и совести. Ќе надо быть талантливым, чтобы сосать такую матку, как "с-р". Ќадо просто знать, что надо, и на книжной полке будет расти р€д сберкнижек!

—оцреализм предполагает различные награды и звани€!..

18.IV - 25.IV. 1976.

 инофестиваль во ‘рунзе. Ќикогда еще не видел такого количества идиотов, собранных в одну кучу!!.

Ќынешние де€тели искусства напоминают мне обезумевшее от тупости громадное стадо баранов, несущеес€ за козлом-провокатором к пропасти.

я стою на вершине холма и наблюдаю эту картину.  ое-кого хочетс€ остановить... Ќо поздно... “ерпение! “ерпение!

ѕусть все лет€т к чертовой матери в пропасть, на дне которой их "блага", звани€, ордена, медали, прочие железки, предательства, подлости, попранные принципы, болото лжи и морального разложени€..."

ѕосле того как в апреле 1973 года ќлег ƒаль бросил пить, его лична€ жизнь постепенно вошла в нормальное русло. ќн стал более выдержан и внимателен к жене, теще. ≈сли иногда срывалс€, то тут же старалс€ загладить свою вину. ¬ мае 1975 года семье ќлега наконец удалось воссоединитьс€: обмен€в ленинградскую квартиру, они втроем въехали в квартиру в конце Ћенинского проспекта. » хот€ нова€ жилплощадь была крохотной и неудобной, однако сам факт долгожданного воссоединени€ заставл€л новоселов радоватьс€ этому событию.

¬ том же году ƒаль по нелепой случайности угодил в больницу. –ассказывает ≈. ƒаль: "Ѕеда случилась во врем€ спектакл€ "Ќа дне". ∆или мы тогда в ѕеределкине у Ўкловских - € поджидала ќлега у калитки. ќн с трудом вышел из такси и, хрома€, пошел р€дом со мной. я спросила, что случилось. ќн ответил; "—начала футбол". (ѕо телевизору был матч, ќлег футбол любил и относилс€ к нему серьезно.) — трудом подн€вшись по лестнице на второй этаж, он пристроилс€ на диване. ¬ перерыве матча он рассказал, что во врем€ спектакл€ каким-то образом рант ботинка попал в щель сценического пола. ќлег сделал резкий поворот. ¬есь корпус и нога до колена повернулись, а нога ниже колена осталась в неподвижности. Ѕыло ощущение, что по ноге хлынуло что-то гор€чее. ќн доиграл сцену, сумев передать за кулисы о случившемс€. ¬ызвали "—корую".  олено распухло неверо€тно. Ќо сделать обезболивающий укол побо€лись - была опасность серьезно повредить ногу. ќлег сказал, что доиграет спектакль, хот€ врачи в это не верили. ќн доиграл так, что после спектакл€ никто и не вспомнил, что его надо везти в больницу —клифосовского, а он удрал на дачу.  огда ќлег показал ногу, мы пришли в ужас. ƒело было поздним вечером, за городом, без телефона. я забила тревогу, но ќлег уговорил мен€ и всех, что можно подождать до утра. ќн умел убедить в чем угодно. ”тром с первого этажа, где жил писатель јлим  ешоков, с телефоном, дозвонились до поликлиники Ћитфонда. “ам вы€снилось, что у ќлега повреждена коленна€ суставна€ сумка. ѕотом была операци€ в ÷»“ќ, на которой € присутствовала. »з колена выкачивали жидкость при помощи шприца. ¬о врем€ всей операции ќлег весело улыбалс€ мне. ƒомой его привезла загипсованного от бедра до ступни. Ќа следующий день по его просьбе € поехала в театр: "”знай, что там с "ƒвенадцатой ночью". Ќа вечер был назначен спектакль".

ѕремьера этого спектакл€, в котором ƒаль играл Ёндрю Ёгьючийка, состо€лась в 1975 году. Ќо блистать в этой роли ќ. ƒалю пришлось не долго: в начале следующего года его уволили из "—овременника". ѕричем хронологи€ тех событий выгл€дела следующим образом. 24 €нвар€ 1976 года, будучи на дне рождени€ у ¬. Ўкловского, ќ. ƒаль нарушил "сухой закон". ј в начале марта его уволили из театра за систематические нарушени€ трудовой дисциплины.

Ќапр€женные отношени€ ƒал€ с руководством и частью труппы "—овременника" периодически возникали на прот€жении всех трех лет его повторного пребывани€ в этом театре. ѕричем во многих случа€х виноват был сам актер, так и не научившийс€ сдерживать свои эмоции. ¬от лишь один случай. ¬ 1975 году во врем€ спектакл€ "¬алентин и ¬алентина" ƒаль внезапно присел на краешек сцены и, обраща€сь к сидевшему в первом р€ду мужчине, попросил: "ƒай прикурить!" “от, естественно, дал, резонно посчитав, что в этом спектакле така€ сцена в пор€дке вещей. ѕо этому поводу было созвано общее собрание труппы, актеру за его "хулиганский поступок" влепили выговор. Ѕыли и другие случаи подобного рода с его стороны.

»мело ли право руководство театра за подобные поступки уволить актера из театра? Ѕез сомнени€. ќднако основой дл€ его увольнени€, думаю, послужило совсем иное. ѕочитаем отрывки из дневника актера:

"19 ‘≈¬–јЋя. ѕолучил страшной силы зар€д ненависти к театру "—овременник"...

— этим гадюшником взаимоотношени€ закончились- начались счеты! √лупо!

Ќачалось Ѕ≈«–ј«Ћ»„»≈!

Ќачалась мо€ ненависть!

Ќенависть действенна€.

Ѕорьба на уничтожение.

» величайшее презрение и безразличие!..

ћј–“. 1976. Ќј„јЋќ...

”ход из театра решен окончательно и бесповоротно! ћозг утомлен безвыходностью собственных идей и мыслей. Ќельз€ и малое врем€ существовать среди бесталанности, возведенной в беспардонную Ќј√Ћќ—“№".

»з письма ј. Ёфросу от 7 марта 1978: "я прошел различные стадии своего развити€ в "—овременнике", пока не произошло вполне естественное, на мой взгл€д, отторжение одного (организма) от другого.

ќдин разложилс€ на почести и звани€ - и умер, другой - органически не переварива€ все это - продолжает жить".

”йд€ из "—овременника", ƒаль внезапно решил посв€тить себ€ режиссуре и поступил на ¬ысшие режиссерские курсы во ¬√»  в мастерскую ». ’ейфица. ѕочему он решил стать режиссером, объ€сн€ть, видимо, не надо: терпеть диктат разных бездарей ќлегу становилось все труднее. Ќо что-то у него оп€ть не заладилось и на этом поприще. ќн исправно посещал зан€ти€, но мысленно уже подбирал дл€ себ€ другое место обитани€. » тут судьба вновь свела его с режиссером ј. Ёфросом (в 1973 году они встречались в телепостановке "ѕо страницам журнала ѕечорина"). Ќа этот раз режиссер задумал снимать на "ћосфильме" художественную ленту "¬ четверг и больше никогда" и предложил артисту главную роль-—ерге€.  аким ќ. ƒаль запомнилс€ ј. Ёфросу во врем€ съемок? –ежиссер вспоминал: "ћы жили в заповеднике на ќке, когда снимали "„етверг...", и ученые-биологи дали банкет в нашу честь. » мы сидели вместе за столом. “ам были —моктуновский и ƒаль. ƒаль замечательно играл на гитаре и пел, а потом увидел перед собой —моктуновского и стал над ним посмеиватьс€. —моктуновский - при том, что его тоже не тронь, личность известна€ и вспыльчива€ - стушевалс€ страшно. ƒаль безжалостно сме€лс€ над его рол€ми, так безжалостно, что € не выдержал и ушел. Ќа следующий день € просто не мог смотреть в глаза —моктуновскому. ћне казалось, что он переживает. ј ƒаль даже не помнил..."

‘ильм "¬ четверг и больше никогда" был закончен в 1978 году, однако на экраны пробилс€ малым тиражом. √ерой, которого сыграл ƒаль (а это был не герой труда, а человек, который чувствовал себ€ лишним в обществе), сильно не понравилс€ чиновникам от кино, и они сделали все, чтобы картину увидели как можно меньше зрителей. Ќапример, в ћоскве фильм показывали всего лишь два (!) дн€.

¬ июле того же 1978 года ƒаль начал работу еще над одной ролью, которую можно смело назвать одной из лучших в его послужном списке. –ечь идет о роли «илова в фильме ¬. ћельникова "ќтпуск в сент€бре" по пьесе ј. ¬ампилова "”тина€ охота". Ёто была та сама€ роль, о которой наш герой мечтал с тех пор, как впервые прочитал пьесу.  огда он узнал, что на "Ћенфильме" готовитс€ ее экранизаци€, он был твердо уверен в том, что именно его без вс€ких проб приглас€т на главную роль. Ќо режиссер его тогда не пригласил. » ƒаль обиделс€. “ак сильно, что даже когда ему все-таки позвонили со студии и предложили эту роль, он категорически отказалс€ от нее. ≈го уговаривали несколько дней, он ломалс€, раст€гива€ паузу, и, когда ситуаци€ накалилась до нужного ему предела, дал свое согласие.

√л€д€ сегодн€ на ƒал€ в этой роли, можно смело сказать, что это тот самый случай, когда актер не играет роль, а живет в ней. “ак органично он выгл€дит на экране.   сожалению, самому ƒалю увидеть себ€ на экране так и не привелось.  артину назвали "упаднической" и положили на полку. ≈е премьера состо€лась только в 1987 году, когда актера уже не было в живых.

ћежду тем встреча с ј. Ёфросом в 1976 году вновь вернула ƒал€ в лоно театра. ќн пришел в руководимый Ёфросом “еатр на ћалой Ѕронной.

—амое удивительное, что и в этом коллективе ќлег продержалс€ не долго: всего два года. ѕричем его поведение не поддавалось никакой логике. ќн сыграл там две роли - Ѕел€ева в "ћес€це в деревне" и следовател€ в "¬еранде в лесу", - но откровенно признавалс€, что эти роли не любит. Ќо две роли, которые ему сыграть хотелось, он собственноручно угробил. –ассказывает Ё. –адзинский: "Ќа ћалой Ѕронной одновременно шли репетиции двух моих пьес: Ёфрос репетировал "ѕродолжение "ƒон ∆уана", а ƒунаев - "Ћунин, или —мерть ∆ака". ¬ обоих спектакл€х главные роли играл ќлег ƒаль. ƒаль был уникальным, фантастическим актером. ќн репетировал "Ћунина" на грани жизни и смерти, казалось, миг-и он умрет. ќсветители, завороженные его игрой, забывали светить... ќлег требовал такой же предельной отдачи от партнеров, партнеры не выдерживали и уходили, играть с ним р€дом было трудно, невозможно. ќлег нервничал, срывалс€...

ѕремьеры "Ћунина" и "ѕродолжени€ "ƒон ∆уана" приближались. ј надо сказать, что к этому времени ќлег ƒаль не сыграл в театре ни одной главной роли, но существовала легенда о гениальном театральном актере ќлеге ƒале. » он понимал, как много от него ждут, как важны дл€ него эти спектакли - или все, или ничего, - понимал и нервничал. » вот незадолго до премьеры ƒаль "сломалс€" и, как гоголевский ѕодколесин, выскочил в окно и убежал. Ќакануне выхода спектакл€ (осень 1978 года) он ушел из “еатра на ћалой Ѕронной. Ќавсегда.

я пришел к нему домой. я унижалс€, € его просил... ћы не были друзь€ми, но в момент репетиций, наверное, самые близкие люди - это автор, режиссер и актер, который играет главную роль. ћы были тогда все друг дл€ друга... ќн косно€зычно объ€сн€л мне что-то. ќн говорил о каких-то несогласи€х с одним режиссером, но у него было полное согласие с другим... Ќет, все было бессмысленно. Ќо € пон€л - не хотел понимать, но пон€л. ќн был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней - манией совершенства..."

ѕочему же ƒаль ушел и из этого театра?  ое-кто склонен видеть здесь интриги внутри театра, например, в противосто€нии ќлега ƒал€ и актрисы ќ. яковлевой. –ассказывают такой случай. Ёфрос собиралс€ ставить "√амлета", обещал ќ. ƒалю главную роль, но тот за€вил, что не хочет в этом участвовать, так как спектакль все равно будет про ќфелию (в этой роли должна была играть пон€тно кто).

ћожно попытатьс€ найти ответ на этот вопрос и в дневниках ƒал€. ¬от что он записал в нем в августе-окт€бре 1977 года: "Ёфрос €сен как режиссер и как человек. ѕросто ларчик открывалс€.  ак человек - непри€тен...  ак режиссер-терпим, но, боюсь, надоест...

— одной стороны, ему нужны личности, с другой - марионетки.

¬ернее, так: он мечтает собрать вокруг себ€ личности, которые, поступившись своей личной свободой, действовали бы в угоду его режиссерской "гениальности" словно марионетки. ќн мечтает не о "содружестве", а о диктатуре..."

¬ мае 1978 года благодар€ старани€м директора “еатра на ћалой Ѕронной ». ƒупака семье ƒал€ удалось получить новую квартиру в центре города (на 17-м этаже). —былась мечта нашего геро€: у него по€вилс€ собственный кабинет!

ѕосле ухода из “еатра на ћалой Ѕронной ƒаль попал в труппу ћалого театра, где его вскоре ввели на роль јлекса в спектакле "Ѕерег" по ё, Ѕондареву. Ќо особой радости это ему не доставило. ¬ дневнике он записал: "я в ћалом. ¬роде бы в нелюбимый дом вернулс€.

„то значит нелюбимый?

¬от стоит дом в лесу на берегу тихой речки, и родилс€ € там, и вырос, и хорошие люди его насел€ют, а душе неуютно.

Ѕрожени€ чувств нету...

» думаешь - а не на кладбище ли живешь?.."

 инематографическа€ карьера актера в 1978-1979 году развивалась, как и в прошлые годы, витиевато: от взлета до падени€. Ќапример, он был утвержден на главную роль в картине јлександра ћитты "Ёкипаж", но в самый последний момент внезапно от съемок отказалс€. ѕричем этот отказ был вполне мирно разрешен между актером и режиссером, который нашел на эту роль другого исполнител€ - Ћеонида ‘илатова. ќднако руководство "ћосфильма" посчитало поступок ќлега нарушением трудовой дисциплины и издало негласное распор€жение: в течение трех лет не снимать актера в картинах киностудии. “огда ƒаль не знал об этом приказе, но очень скоро ему пришлось столкнутьс€ с его последстви€ми.

¬ начале того же года ƒаль отверг еще одну главную роль: в телефильме ћ.  озакова "Ѕезым€нна€ звезда" он должен был играть ћарина ћирою.  озаков очень хотел, чтобы эту роль сыграл именно он, однако ƒалю сценарий не понравилс€. Ёту роль в картине сыграл »горь  остолевский.

ћежду тем предложение своего давнего знакомого, режиссера с "Ћенфильма" ≈вгени€ “атарского (они вместе делали "«олотую мину"), актер не отверг. ¬ его новом телефильме ƒалю предсто€ло, сыграть принца Ѕаккардии ‘лоризел€. —ъемки картины проходили в —очи. –ассказывает ≈лизавета ƒаль: "—очи. ћоре. —олнце. ¬се в при€тной расслабленности - покупатьс€, позагорать. —ъемки в ботаническом саду - павлины, цветы - все дивно красиво. я пришла на съемку на второй день - там странна€ обстановка. ¬се дерганые, все нервничают. ћен€ отводит в сторону режиссер ≈. “атарский: "Ћиза, ќлег там в автобусе что-то капризничает - посмотри, что можно сделать". ¬хожу в автобус. ќлег сидит серый. —делать ничего нельз€. —прашивать тоже нельз€. —ам возвращаетс€ на площадку, и все делаетс€ €сным: костюм спереди на булавке, сзади горбитс€. » это принц ‘лоризель, о котором говор€т, что он самый элегантный человек в ≈вропе. ќлег пытаетс€ объ€снить: костюм должен быть таким, чтобы, посмотрев по телевизору, завтра же вз€ли эту моду. “акого принца не было, эпоха неизвестна, фантазируй сколько хочешь. ¬место этого все из подбора, старые, пыльные, "играные" вещи, не всегда по размеру. Ќа помощь пришла Ѕ. ћаневич, художник-постановщик "Ћенфильма", много работавша€ с ќлегом. ќна показала фактуру ќлега, освобожда€ ее от затиснутости в неуклюжие, неинтересные и громоздкие вещи. ”спокоившись, ќлег начинал шутить: "¬ы что, хотите, чтобы € принца играл или ∆оржика из ќдессы?"

ƒругой участник съемок - актер ». ƒмитриев - вспоминает: " ак-то мы делали одну сцену "восьмеркой", когда диалог снимаетс€ из-за плеча сначала одного, а потом другого актера. ”же отсн€ли ќлега и начали мен€ - из-за его плеча. я обращаюсь к ‘лоризелю - ƒалю и говорю: "ѕринц, € должен отомстить за смерть брата". ј он в кадре, при включенной камере мне отвечает: "»горь Ѕорисович, вы купили что-нибудь нам на ужин? —ъемка закончитс€, нам же жрать будет нечего!" - "—топ! - говорит режиссер. - «амечательно!" - "„то замечательно? ¬ы не слышали, что сказал ќлег?" - возмутилс€ €. "»горь Ѕорисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, вы иначе никогда бы это не сыграли", - лукаво ответил ƒаль".

ѕервоначально фильм называлс€ " луб самоубийц, или ѕриключени€ одной титулованной особы". ќднако кому-то из руководства такое название не понравилось, да и сам сюжет вызвал нарекани€. ¬ результате картину мариновали в течение года, и только в 1980 году она вышла на экран под названием "ѕриключени€ принца ‘лоризел€".

  моменту выхода фильма на экран артист пребывал в подавленном настроении. ≈го травл€ на "ћосфильме" продолжалась, тут еще начало сдавать здоровье: сердце, легкие... ¬. “рофимов вспоминает: "— горечью вспоминаетс€ наша последн€€ встреча. ¬есной 1980 года € приехал к нему со сценарием об ј. Ѕлоке. ƒверь открыл измученный, с запавшими глазами человек, в котором было трудно узнать лучистого, всегда элегантно-подт€нутого ƒал€. –азговор был т€желый. "я очень хочу, но, наверное, не смогу вз€тьс€ за ту работу... я не могу пока ничем заниматьс€... ќни добили мен€..." —лово за словом выдавил € из него возмутительную историю травли актерским отделом "ћосфильма".  ак был раним этот гордый человек..."

¬ 1980 году режиссер с "ћосфильма" Ћеонид ћар€гин приступил к работе над картиной "Ќезваный друг". ‘ильм рассказывал о двух молодых ученых: ¬икторе-—виридове и јлексее √рекове. ѕервый из них был бескомпромиссен, второй - гибок, изворотлив. ќ конфликте между ними и повествовала картина.

Ќа роль —виридова первоначально был утвержден јлександр  айдановский. ќднако, прочитав сценарий, он от роли отказалс€, посчитав, что фильм с таким сюжетом-заведомо непроходной. –ежиссер стал перебирать в своей пам€ти фамилии других актеров-"неврастеников" и в конце концов остановил свой выбор на ƒале. Ћ. ћар€гин вспоминает: "я послал ему сценарий в Ћенинград, где он тогда снималс€, с запиской: "ѕрошу читать роль за словами и между слов". ќлег дал согласие пробоватьс€, приехал и во врем€ первой же встречи сказал враждебно: "я всегда читаю роль между слов. Ќо хотел бы знать, о чем вы будете делать картину".

я начал рассказывать, а ќлег слушал с непроницаемым лицом. √оворить было трудно. ћо€ экспликаци€, наверное, походила со стороны на отчет подчиненного перед начальником. я закончил и ожидал "приговора" ƒал€. Ќо он не стал долго разговаривать, открыл сценарий и с ходу сыграл сцену, точно поймав способ существовани€ своего будущего геро€ - —виридова.

- ≈сли мы говорим про человека, который не верит, что доброе дело в его среде может совершитьс€, и последний раз пытаетс€ убедитьс€ в этом, -давайте пробоватьс€! “олько вр€д ли мен€ вам утверд€т!"

ќн знал, о чем говорил. ≈два только заведующий актерским отделом "ћосфильма" ј. √уревич узнал о том, что ƒал€ собираютс€ снимать в очередном фильме, он тут же за€вил, что не допустит этого. ѕришлось актеру идти к нему на аудиенцию (было это в начале ма€). –ассказывает ≈. ƒаль: "√уревич начал оскорбл€ть артиста: " то вы такой? ¬ы думаете, что вы артист? ƒа вас знать никто не знает. ¬от  рючков приезжает в другой город, так движение останавливаетс€. ј вы рвач. ¬ам только деньги нужны". ќлег молчал, сжимал кулаки, потому что понимал-еще минута, и он ударит. ѕришел домой с побелевшим лицом, тр€сущимис€ руками и сел писать письмо √уревичу, но все врем€ рвал написанное. ƒолго не мог прийти в себ€ после такого чудовищного унижени€ и хамства".

»менно в те дни в дневнике ƒал€ по€вилась така€ запись: " ака€ же сволочь правит искусством. Ќет, неверно, искусства остаетс€ все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, така€ же лжива€ и жадна€ сволочь..."

ј чуть позднее по€вилась така€ запись: "Ќу что ж, мразь чиновничь€, погл€дим, что останетс€ от вас, а что от мен€!"

» вновь - воспоминани€ Ћ. ћар€гина: "ѕользу€сь тактическими ухищрени€ми, € утвердил все-таки ƒал€ на роль —виридова. “ут в мою комнату на студии начали приходить "доброжелатели", жалеющие мен€:

- „то ты сделал?! “ы хочешь укоротить себе жизнь, работа€ с этим актером?

» рассказывались в подтверждение тезиса разные истории о его невыносимом характере: из театра ушел, поссорившись, с одной картины ушел в разгар съемок, на другой - до конца съемок не разговаривал с режиссером, дела€ роль по своему усмотрению.

ѕервого съемочного дн€ € ждал, как ждут, наверное, исполнени€ самого т€жкого приговора. ќлег €вилс€ на съемку минута в минуту, независимый, подчеркнуто держащий дистанцию, образовывающий вокруг себ€ поле напр€женности. я подходил к актеру, как вход€т к тигру в клетку. Ќо тигр не нападал, постепенно ощущение неуюта прошло, и возникло немногословное, как мне показалось, понимание...

Ќе нужно думать, что со всеми партнерами по картине у ƒал€ складывались безоблачные отношени€. »сполнитель другой главной роли в фильме - ќлег “абаков - был директором театра "—овременник" в то врем€, когда оттуда уходил ƒаль. Ќемирно уходил. я с тревогой ждал их первой совместной сцены. јктеры сошлись на площадке внешне корректно, но будто бы ожида€ подвоха друг от друга. ћен€ это устраивало, это ложилось на отношени€ героев по сценарию. ¬озникло, однако, неудобство - ни ƒаль, ни “абаков не хотели воспринимать моих замечаний в присутствии партнера. ѕришлось их парные сцены репетировать индивидуально..."

¬ разгар съемок в ћоскве случилось несчастье - умер ¬ладимир ¬ысоцкий, с которым ƒаль в последнее врем€ сблизилс€. ѕо словам очевидцев, видевших ќлега на тех похоронах, он выгл€дел ужасно и твердил: "Ќу вот, теперь мо€ очередь". ћ.  озаков вспоминает: "Ќа похоронах √. ¬олчек подошла ко мне и спросила на ухо: "ћожет, хоть это ќлега остановит?" Ќе остановило..."

—тоит отметить, что после этих похорон ƒаль все чаще стал думать о смерти. ¬ своем дневнике в окт€бре 80-го он записал: "—тал думать часто о смерти. ”дручает никчемность. Ќо хочетс€ дратьс€. ∆естоко. ≈сли уж уходить, то уходить в неистовой драке. »зо всех оставшихс€ сил старатьс€ сказать все, о чем думал и думаю. √лавное-сделать!"

¬ день рождени€ ¬. ¬ысоцкого-25 €нвар€ 1981 года - ƒаль проснулс€ утром на даче и сказал жене: "ћне снилс€ ¬олод€. ќн мен€ зовет".

Ѕуквально через несколько дней после этого в разговоре с ¬. —едовым ќлег печально заметил: "Ќе надо мен€ врачевать, мне теперь все можно - мне теперь ничего не поможет, ведь € не хочу больше ни сниматьс€, ни играть в театре".

ќ скором приближении смерти ƒаль говорил не только своим близким, но и друзь€м, коллегам по работе. ѕриведу лишь два примера этих "пророчеств". ѕервое относитс€ к лету 1978 года. ¬споминает ». ƒмитриев:

"ћы снимались в "ѕриключени€х принца ‘лоризел€". “ема приближающейс€ смерти в разговорах ќлега звучала посто€нно.  ак-то в ¬ильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимис€ красивыми фонар€ми. "—мотрите, как красиво хорон€т в Ћитве, а мен€ повезут по ћоскве в закрытом автобусе.  ак неинтересно".

ј вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. ¬споминает Ћ. ћар€гин: " огда в начале 1981 года фильм "Ќезваный друг" был полностью готов, мы повезли его в ѕолитехнический музей. ѕеред его началом ƒаль вышел на сцену и сказал:

- ћне скоро сорок, € двадцать лет в кино. ” мен€ нет никаких званий.

√оворил он это не без умысла, зна€, что в кулисах стоит зампред √оскино ———–, от которого во многом зависело его почетное звание.

ѕросмотр прошел успешно. ”строители выделили нам машину, чтобы развезти по домам, но ƒаль предложил заехать в ресторан ¬“ќ на бывшей улице √орького и отпраздновать просмотр. ћы с ј. –омашиным согласились. ќн заказал безумно много выпивки, еды.

- «ачем?! - я знал, что ќлег "зашитый", - на моей картине он не пил, чем изр€дно грешил, как рассказывали, раньше. ƒа и € не собиралс€ мен€ть свой режим - годом раньше перенес инфаркт. ƒл€ одного јнатоли€ –омашина заказанного было очень много.

- —егодн€ - пью! - как-то многозначительно ответил ƒаль и по€снил: - «ашивка кончилась!

- Ќо ведь после каникул - зан€ти€ во ¬√» е, - забеспокоилс€ €. (ƒаль преподавал там актерское мастерство)

- ѕереборю себ€ морально, - он лихо перелил пиво в фужер. - ј сейчас € хочу, чтобы все вспомнили, как € здесь гул€л. ¬иторган! - обратилс€ он к актеру, сидевшему за соседним столиком. - ѕомнишь, как € вышел на улицу через это вот окно?

¬иторган помнил. (–есторан помещалс€ на первом этаже.) ƒаль выпил фужер пива и больше ни к чему не притронулс€. ћы говорили с –омашиным о трудност€х, с которыми снималась картина. ƒаль молчал, гл€д€ мимо нас. » только через полчаса спросил јнатоли€ –омашина:

- “ол€, ты живешь там же?

–омашин жил тогда у ¬аганьковского кладбища.

- ƒа, - ответил –омашин.

- я скоро там буду, - сказал ƒаль..."

¬ начале 1981 года ƒаль активно репетировал роль ≈жова в постановке ћалого театра "‘ома √ордеев". –оль ему нравилась, однако дл€ себ€ он уже четко решил: сыграет премьеру и из этого театра тоже уйдет.

¬ то же врем€ ему внезапно пришло предложение с киевской киностудии сн€тьс€ в лирической комедии. ¬идимо, оно заинтересовало актера, и он дал свое согласие на пробы. 1 марта он отбыл из ћосквы в столицу ”краины. Ќо прожил он там недолго - 3 марта в номере гостиницы его настигла смерть. ѕо словам Ћеонида ћаркова, снимавшегос€ в том же фильме, все выгл€дело следующим образом. ¬ тот день они встретились с ƒалем в гостинице, и тот произнес таинственную фразу: "ѕойду к себе умирать". јктер прин€л это за очередную мрачную шутку своего коллеги, усмехнулс€ и тут же забыл о ней. ј ќлег подн€лс€ к себе в номер, открыл бутылку водки и влил в себ€ смертельную (так как в нем была "вшита" очередна€ "торпеда") дозу алкогол€.  ак известно, после этого у "зашитого" поднимаетс€ сильное давление, и сосуды не выдерживают-лопаютс€. ѕроисходит внутреннее кровоизли€ние, и человек умирает. ≈сли эта верси€ действительно верна, то получаетс€, что ƒаль сознательно приблизил свою кончину. «на€ о том, как в последние мес€цы жизни актер ма€лс€ от безысходности, можно поверить в то, что это правда.

ѕохороны актера состо€лись через несколько дней в ћоскве, как он и предполагал, на ¬аганьковском кладбище (его могила находитс€ в одной ограде с балериной —адовской).

–ассказывает ≈лизавета ƒаль: " огда он умер, у нас начались большие проблемы. Ѕыли долгие судебные разбирательства с его сестрой из-за квартиры. Ќам помогали, много денег мы заплатили адвокатам. Ёта истори€ длилась два года. Ќа его сберкнижке осталось 1300 рублей. Ќа эти деньги мы с мамой смогли прожить год. я не хотела идти работать на "ћосфильм", где вокруг столько знакомых, и пошла на студию "—оюзспортфильм". “ам € проработала 11 лет. —ейчас мы с мамой живем на наши две пенсии. ћы живы только благодар€ Ѕлаготворительному фонду Ќасти ¬ертинской..."

1
lia 23.05.2009 02:25:28
—пасибо что он был как горько что его нет,

олег ƒальЧгений
ќлег  . 24.02.2010 08:04:08
¬ 1991 году 25 ма€в день 50-ти лети€ € случайно посмотрел по телевизору передачу о ƒале. ¬едущим был ¬ладимир «аманский. ѕередача мен€ зацепила и это стало началом моего увлечени€ этим артистом и человеком. "”тиную охоту", на мой взгл€д, невозможно лучше сыграть.“очнее органичнее. ƒа, конечно, его погубило пь€нство. но что можно сделать с этой болезнью? ј рассказы о том, что ему жилось трудно не принимаютс€, так как насто€щий гений творит всегда в услови€х затрудненности. ѕо другому не получитс€.

”точнение
12 01.10.2017 09:52:25
¬ спектакле ¬ечно живые ” ƒал€ роль не ћишки, а Ѕориса. ¬ фильме Ћет€т журавли Ѕориса сыграл ј.Ѕаталов.

¬се написанное перевираетс€ дес€тикратно!
Ћаевска€ 05.09.2019 12:59:33
Ќу что все замкнулись на этом пь€нстве? ƒа не пил он последние п€ть лет. ¬от зацепились за пь€нство и давай мусолить - правды не зна€. ѕротивно!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

»сполнитель хита Ђ’афананаї
ѕосетило:11729
јфрик —имон
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11836
Ѕрайан ћэй
ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11365
–уаль јмундсен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru