Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ѕаталов

   /   

Aleksey Batalov

   /
             
‘отографи€ јлексей Ѕаталов (photo Aleksey Batalov)
   

ƒень рождени€: 20.11.1928 года
ћесто рождени€: ¬ладимир, ———–
ƒата смерти: 15.06.2017 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 омплекс независимости

јктер

„итател€м не нужно представл€ть моего собеседника. Ќародный артист, лауреат, профессор.   "секс-символам" и "плейбо€м", которыми в наше врем€ обзывают всех подр€д, его никогда не относили. Ёпитеты были иные: "замечательный", "умнейший", "интеллигентный". ќн прекрасный рассказчик. ÷икл передач "ѕрогулки с Ѕаталовым", показанный на “¬÷, был удостоен национальной премии в области документального кино и телевидени€ "Ћаврова€ ветвь".

12.12.2000

„итател€м не нужно представл€ть моего собеседника. Ќародный артист, лауреат, профессор.   "секс-символам" и "плейбо€м", которыми в наше врем€ обзывают всех подр€д, его никогда не относили. Ёпитеты были иные: "замечательный", "умнейший", "интеллигентный". ќн прекрасный рассказчик. ÷икл передач "ѕрогулки с Ѕаталовым", показанный на “¬÷, был удостоен национальной премии в области документального кино и телевидени€ "Ћаврова€ ветвь".

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

— народным артистом ———– беседует наш корреспондент √еннадий —ухин.

Ц јлексей ¬ладимирович, в вас, наверное, были влюблены все советские женщины? ƒумаю, они продолжают любить вас и сегодн€.

Ц Ќедавно мне сказали, что в каком-то опросе € попал в число действующих кумиров экрана. ”дивилс€. я-то уже думал, что "всЄ!", а зрители, оказываетс€, помн€т.  огда лет п€ть назад на вручении мне премии "—озвезди€" "«а выдающийс€ вклад в профессию" увидел, что сидевшие в зале актЄры и режиссЄры так ко мне относ€тс€, это стало огромной радостью.

Ќе верьте актЄру, если он говорит, что устал от попул€рности, поклонниц и их писем. ќн кривит душой: актЄр не может жить без публики, и когда она отворачиваетс€ от него, он перестает существовать.   сожалению, всЄ быстро проходит, забываетс€, судьба актЄра порой складываетс€ из нечастых озарений, кумирами станов€тс€ ненадолго. ¬от сегодн€ это удалось, сегодн€ это заблистало. ј что будет завтра Ц Ѕог весть.

Ц ≈сли бы ваши герои очутились в дне сегодн€шнем? ƒавайте пофантазируем вместе.

Ц  лассику тоже берЄм? Ќу, тогда √уров из "ƒамы с собачкой", он домовладелец, и ему нынче хорошо должно быть. —овременники? —аша –ум€нцев (фильм "ƒело –ум€нцева". Ц √.—.) постарел, конечно. », наверное, осталс€ без работы Ц сейчас ведь только молодых везде берут. Ќу, может, он машины стал ремонтировать. Ќа пенсию ведь не проживешь. ј человеку нужно продолжать жить. ќн же не корова: вот "насыпали" мне пенсию, и "стою-жую"? Ќо зарабатывание на пропитание тем плохо, что зарабатываешь не тем, что мог бы делать хорошо.

Ц ¬ нынешних "мафи€х" кого-то из своих героев видите?

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8974
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8962
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6724
ёрий яковлев

Ц Ќу, это вр€д ли: ”стименко ("ƒорогой мой человек")? ƒаже смешно предположить. —аша –ум€нцев? ƒа он же правдолюбец, правдолюбие Ц качество невыгодное. Ќет, он скорее сегодн€ будет сто€ть с плакатом "ќтдайте нам наше!". ¬от если только ѕротасов из "∆ивого трупа"?.. ¬прочем, нет. ќн и тогда не принимал свой мир, и этот бы не прин€л.

Ц ј √оша, которым вы с режиссЄром ћеньшовым обманули толпы одиноких советских женщин в фильме "ћосква слезам не верит"?

Ц я прекрасно понимал, что √оша нужен был авторам фильма, чтобы каким-то образом завершить двухсерийные страдани€ несчастной женщины. Ќо на третий день он мог бы вдарить еЄ бутылкой по голове. ј почему нет? √оша от первой жены ушЄл, пристаЄт к незнакомой женщине в электричке, пьЄт, дерЄтс€. "ќдинокие советские женщины" не рассмотрели моего геро€ как следует.

Ц —егодн€ много говор€т о том, что "–осси€ возродитс€ провинцией".

Ц ƒумаю, талант рождаетс€ независимо ни от географии, ни от политического или экономического состо€ни€ общества. “алант Ц от Ѕога. Ќынче ћосква Ц больша€ гастрольна€ площадка дл€ приезжих.  ому-то может и повезти. Ќо здесь неверо€тно трудно пробитьс€, тем более удержатьс€. ” нас очень люб€т говорить: "¬от в цивилизованных странах..." ј в этих цивилизованных странах твор€тс€ те же безобрази€, что и у нас. “ам тоже есть высокопоставленные воры. ћы постепенно становимс€ гражданами мира. ј что касаетс€ "гибели культуры", то это че-пу-ха! „еловек живЄт очень мало, поэтому ему и кажетс€, что именно с него всЄ началось и при нЄм же всЄ и закончитс€. ј возрождатьс€ –осси€ будет талантами, которые живут везде.

Ц ” ваших учеников во ¬√» е существует некий "комплекс провинциала"? ¬едь они ещЄ только должны себ€ утвердить в столице...

Ц ≈сли и существует, то скорее в личной жизни. ”клад жизни, который их сформировал, чрезвычайно важен до сцены. ј на сцене важно, как ты играешь, независимо от того, откуда ты приехал. я вообще-то педагогом стал случайно. ѕосле кончины Ѕориса Ѕабочкина его курс осталс€ неприка€нным. » чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, € согласилс€ его довести. — тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами, в основном с приезжими. — "республиканскими" курсами, как их тогда называли. Ѕыла замечательна€ киргизска€ мастерска€, украинска€, белорусска€. –азумеетс€, реб€та из провинции в быту менее устроены Ц живут в общежитии. ќни как бы дороже заплатили за своЄ обучение (даже в те времена, когда за учЄбу вообще не платили). ќни не просто забежали на экзамен, а ехали с определЄнной целью, готовились. я к таким абитуриентам внутренне расположен, жду, что они должны сделать что-то серьЄзное. –азумеетс€, есть и прекрасные столичные реб€та, деление на ћоскву и "глубинку" Ц не гаранти€ конечного результата. ¬о вс€ком случае, € с радостью готов научить своих студентов всему, что сам умею.

Ц  огда юный уроженец города ¬ладимира јлЄша Ѕаталов начинал покор€ть столицу, у него тоже был этот комплекс провинциала?

Ц я же москвич. ћен€ только родили во ¬ладимире. ѕотом регул€рно ездил туда к бабушке с дедушкой, пока их не расстрел€ли. ј жил € с папой и мамой буквально в самом ћ’ј“е, есть там такой переулочек.  вартира наша была на одной лестничной клетке с квартирой д€ди ¬аси  ачалова. ќчень трогало, что соседи со мной всегда так ласково здоровались: "«дравствуй, јлЄшенька!" Ќе было страшно ни во двор ночью выйти, ни в сараи во врем€ игры пр€татьс€. я сроду не знал, что такое "песочница"! ¬ основном гул€л среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. ƒл€ мен€ привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. Ќа сцену ’удожественного театра "выходить" начал едва ли не с первого своего шага. ј поскольку € родилс€ в семье актЄров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актЄром.  огда-то на сцене ћ’ј“а играли сразу дев€ть моих пр€мых родственников: ќльга јндровска€, Ќиколай и ¬ладимир Ѕаталовы, ¬иктор —таницын... я, правда, много позже пон€л, каких людей р€дом со мной судьба поставила! ћне как-то сказали: "“ы человек Ќ≈јЌƒ≈–сталинской эпохи". ѕоэтому € сегодн€ не хочу делать вид, что освоил новую жизнь, лучше уж и не буду еЄ осваивать.

ј насчЄт комплексов... ” мен€ другой комплекс был Ц тоже гадость, между нами говор€. я училс€ в Ўколе-студии ћ’ј“ в мастерской у своего д€ди, ¬иктора —таницына. ќ любом моЄм достижении говорили: "Ќу, конечно, это его јндровска€ научила" или "–азумеетс€, это они позвонили, и его вз€ли". » € хотел доказать, что и сам, несмотр€ на своих именитых родственников, чего-то сто Т ю. ¬о врем€ работы над дипломным спектаклем по рассказам „ехова € бывал у вдовы писател€ Ц ќльги Ћеонардовны  ниппер. » вот отыграли мы спектакль, вышли следом за ней в вестибюль. ќна мне так лукаво улыбаетс€: "Ќу, артист, давай € тебе диплом подпишу". я растер€лс€, отнекиватьс€ начал. ќльга Ћеонардовна пристально на мен€ посмотрела, и на лице еЄ по€вилось выражение задумчивой грусти, мол, "неси, дурак, потом поймЄшь".

Ц ¬ театре и в кино вы играли начина€ лет с п€тнадцати?

Ц  ино у мен€ могло получитьс€ и в тринадцать Ц родители не пустили сниматьс€ в фильме "“имур и его команда". Ќо позже, когда режиссЄр јрнштам снимал картину о «ое  осмодемь€нской, весь наш класс вз€ли изображать еЄ одноклассников. я должен был какую-то фразу произнести. ѕомню, руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (€ чувствовал) стало абсолютно идиотским. ћожет, именно поэтому после "«ои" € много лет был не годен дл€ кино?

ј на сцену € вышел лет в п€тнадцать. ћама и мы (€ и брать€ мои по отчиму, писателю ¬иктору ≈фимовичу јрдову, ћиша и Ѕор€ јрдовы) скитались в эвакуации, искали, где хлеб и картошка дешевле. Ѕугульма, —вердловск, „истополь,  азань... ¬ этих городах мама, актриса Ќина јнтоновна ќльшевска€, работала в маленьких театриках. ј € декорации таскал, пока мне не доверили "кушать подано". Ќо там, в тылу, были госпитали, где артисты выступали перед ранеными. » вот стоишь перед ними, что-то рассказываешь, а на теб€ из-под бинтов глаза смотр€т. я понимал, что эти реб€та, у которых рук-ног не было, а иногда и половины лица, и есть те люди, которые защитили теб€. ќни сделали всЄ, чтобы ты сто€л перед ними невредимым. ќни там встали, чтобы € мог жить.

Ц ¬ы однажды сказали: "¬сЄ равно € остаюсь мальчиком войны".

Ц ј куда от этого денешьс€? ƒень ѕобеды у всех был самым счастливым днЄм Ц днЄм всехрождени€. ј дл€ мен€ Ц ещЄ и личным праздником: отец, д€д€, двоюродный брат вернулись с войны. » ничего более чистого, искреннего в моей жизни не случилось. » слава Ѕогу! ѕолучив роль в фильме "Ћет€т журавли"... ƒа кака€ там роль! Ёто истори€ о близких мне люд€х. » как радостно, что из множества картин о войне зрители сердцем выбрали именно "∆уравлей", Ц вот уже сорок п€ть лет они остаютс€ живой картиной.

Ц ¬аш отец ¬ладимир в титрах фильмов значилс€ как "јталов", а д€д€ Ќиколай Ц всегда Ѕаталовым. ¬ы интересовались, откуда пошла ваша фамили€?

Ц ƒумаю, от слова "бота Сло" Ц вешали такое приспособление коровам на шею. ѕравда, д€д€ увер€л, что пошЄл наш род от Ѕаталини Ц был такой цирюльник при дворе ≈катерины II. Ќо во ћ’ј“е и не такое придумывали! «наю, что есть цела€ деревн€ Ѕаталовых. ј по поводу псевдонима "јталов" € вот что скажу: —таниславский запрещал актЄрам-родственникам иметь одну и ту же фамилию. ќльга Ќиколаевна носила фамилию јндровска€, хот€ была она женой Ќикола€ Ѕаталова. ѕапа, пока был жив д€д€, называлс€ јталовым.

Ц јнна јхматова говорила, что всех великих "сделали женщины".  то "сделал" вас?

Ц —емь€. » женщины, конечно. ¬ том числе и јнна јндреевна. ќна по€вилась в нашем доме на ќрдынке, когда мне было семь лет. я это хорошо помню, потому что тогда т€жело болел скарлатиной. Ќо приехала тЄт€ из Ћенинграда, и мен€ переложили на другой диван. ј она (женщина с чЄлкой) на мой диван прилегла. ѕотом € стал считать еЄ своей бабушкой. јхматова, хот€ и сама всегда нуждалась, дала мне денег, чтобы € после армии с ног до головы оделс€ Ц у мен€, кроме военной формы, ничего не было. ј € вз€л и купил подержанный "ћосквич", первую машину в своей жизни!

Ц ¬ы из Ўколы-студии ћ’ј“ выпускались как характерный герой?

Ц ƒа, в "геро€-современника" мен€ кино переделало. Ќо вообще мне не довелось сыграть геро€, стопроцентно себе адекватного. ‘изик √усев, чеховский √уров, шофЄр —аша –ум€нцев мало общего имеют с моим собственным характером. Ќо всегда находились люди, узнававшие в моих экранных геро€х себ€.  ритики писали о √оше: "“аких не бывает!" ј у мен€ хранитс€ письмо, в котором написано: "¬ы сыграли мою судьбу". ƒа и вообще, "мой образ", "мо€ тема" Ц всЄ это актЄрские байки. Ќе позвали теб€ на роль "геро€ современности", так и сиди себе дома Ц хрен ты его сыграешь! ј режиссЄр »осиф ≈фимович ’ейфиц из мальчика "запаса" ћ’ј“а сделал актЄра кино, к которому приклеили этот образ (фильм "ƒело –ум€нцевых". Ц –ед.). “ак что все претензии на предмет "классика современности" к »осифу ≈фимовичу!

Ц ј что вы скажете по поводу своего имиджа "насто€щего мужчины"?

Ц ј € только играл роль насто€щего мужчины. ƒа € и артист-то не "насто€щий"! Ќикогда не комплексовал по поводу упущенных ролей, неиспользованных возможностей. ƒелал то, что мне нравитс€, никуда не торопилс€. ћоЄ самочувствие складывалось из более личностных компонентов, нежели профессиональна€ востребованность. я просто Ѕаталов.

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru