Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ѕаталов

   /   

Aleksey Batalov

   /
             
‘отографи€ јлексей Ѕаталов (photo Aleksey Batalov)
   

ƒень рождени€: 20.11.1928 года
ћесто рождени€: ¬ладимир, ———–
ƒата смерти: 15.06.2017 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

јктер

—реди ролей ј. Ѕаталова не было проходных: Ђ∆ивой трупї ¬. ¬енгерова по одноименной пьесе Ћ. “олстого (1969); ЂЅегї ј. јлова и ¬. Ќаумова по мотивам произведений ћ. Ѕулгакова (1971); Ђ„исто английское убийствої —. —амсонова (1974); Ђ«везда пленительного счасть€ї ¬. ћотыл€ (1975); Ђ—гореть, чтобы светитьї Ќ. „ернева (Ѕолгари€, 1975); Ђћосква слезам не веритї ¬. ћеньшова (1979); Ђ—коростьї ¬. —ветозарова (1983), Ђ«онтик дл€ новобрачныхї (1986), Ц простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации, воспоминани€ у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.

11.09.2006

–одилс€ 20 но€бр€ 1928 года во ¬ладимире, в семье актеров ћосковского ’удожественного академического театра. ќтец Ц Ѕаталов ¬ладимир ѕетрович (1906 г. рожд.). ћать Ц ќльшевска€ Ќина јнтоновна (1908 г. рожд.). Ѕлижайшие родственники родителей также выходцы из актерской среды. —реди них великие актеры: ќ. јндровска€, Ќ. Ѕаталов, ¬. —таницын. —упруга Ц Ѕаталова √итана јркадьевна (урожденна€ Ћеонтенко), в прошлом циркова€ актриса. ƒочери: Ѕаталова Ќадежда јлексеевна (1955 г. рожд.), Ѕаталова ћари€ јлексеевна (1968 г. рожд.).

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

—емь€ Ѕаталовых проживала в производственном дворе ћ’ј“а, в маленькой комнате. ¬округ все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты... ¬есь мир маленького јлеши был театр Ц ћосковский ’удожественный академический.

¬последствии мама вышла замуж за писател€ ¬.≈. јрдова, а с этим расширилась среда обитани€ будущего актера јлексе€ Ѕаталова. ¬ ней по€вились знаменитые писатели, композиторы Ц цвет русской интеллигенции. ¬ дом јрдоваЦќльшевской приходили ћ. Ѕулгаков, ќ. ћандельштам, ћ. «ощенко, ». »льф, ≈. ѕетров, ћ. «алка, ё. ќлеша, ћ. —ветлов, ‘. –аневска€, Ћ. „уковска€, Ћ. –усланова, Ѕ. ѕастернак, ƒ. Ўостакович и многие другие. Ќачальное образование јлексе€ складывалось в общении с этими людьми.

‘амили€ Ѕаталовых прочно вошла в историю театрального и киноискусства –оссии XX века. ≈го отец, мать, д€д€, их друзь€-актеры в немалой степени определили нравственную атмосферу первой половины столети€ русской жизни. ќни передали актерскую эстафетную палочку јлексею Ѕаталову, профессиональному актеру, режиссеру, им€ которого на долгие дес€тилети€ стало символом духовности русского интеллигента.

 огда јлексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала ј. јхматова. ќбщение с јнной јндреевной стало одним из самых €рких человеческих и художественных впечатлений детства и юности и, может быть, всей жизни. ¬ошедша€ в жизнь семьи как подруга мамы, јнна јхматова своими стихами, драматичной судьбой, самой личностью навсегда стала духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества.  исти ј.¬. Ѕаталова принадлежит портрет ј.ј. јхматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отверга€ просьбы многих художников, она смогла доверитьс€ только близкому человеку. “аким человеком стал јлексей Ѕаталов.

ѕервое детство, по словам јлексе€ ¬ладимировича, закончилось в 1941 году. ¬торое Ц началось в эвакуации в Ѕугульме (“атари€). — этим временем св€заны особые впечатлени€: нескончаема€ череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, перва€ зарплата, первый выход на сцену... ¬печатлени€ театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлени€х военного времени, выступлени€х труппы, созданной матерью, Ц перед ранеными в госпитал€х, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполн€лись зрител€ми.

—емь€ вернулась в ћоскву в 1945 году. ”чась в школе, јлексей сыграл свою первую кинороль в фильме Ћ. јрнштама Ђ«о€ї. ƒо сих пор в пам€ти остались первый опыт пребывани€ перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущение скованности, чужеродности рук, ног, голоса.

Ќачало профессии, а в ее выборе в семье Ѕаталовых сомнений не было, положила Ўкола-студи€ имени ¬.». Ќемировича-ƒанченко при ћ’ј“е. ”чеба в мхатовской студии не стала дл€ јлексе€ легкой прогулкой Ц напр€женный ритм послевоенного времени, высока€ требовательность педагогов без ссылки на авторитет фамилии. ѕо сей день јлексей ¬ладимирович с благодарностью вспоминает своих учителей Ц —. . Ѕлинникова, ¬.я. —таницына, всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой  .—. —таниславского. ќн и ныне остаетс€ верен духу творческих исканий великих мастеров ’удожественного театра.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8974
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8962
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6724
ёрий яковлев

ѕосле окончани€ училища ј. Ѕаталов поступил на работу во ћ’ј“. ќднако подошло врем€ службы в армии, и в 1950 году среди других талантливых молодых актеров ћосквы он был командирован в труппу “еатра —оветской армии и прослужил там несколько лет. ¬ 1953 году јлексей Ѕаталов вернулс€ в родной ћ’ј“.

∆изнь распор€дилась таким образом, что сн€вшись в 1954 году в своем первом Ђвзросломї фильме, он навсегда св€зал свою жизнь с кинематографом. –оль јлексе€ ∆урбина в кинокартине ЂЅольша€ семь€ї ». ’ейфица положила начало одной из самых €рких и значительных биографий в российском киноискусстве.

¬стреча с ». ’ейфицем стала поистине судьбоносной дл€ молодого актера. ¬ его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Ќапротив, он стремилс€ терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Ёто роднило его со мхатовской школой. ќпытный мастер, тонкий психолог, ». ’ейфиц увидел в молодом актере тип геро€, насто€тельно за€вивший о себе в реальной жизни. ѕо€вилась потребность в актерах не Ђиграющихї, а Ђживущихї. Ёто было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 1960-х годов. ¬ лице ј. Ѕаталова в середине 1950-х годов кинематограф приобрел геро€ узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрител€ми волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждени€ в жизни.

” ». ’ейфица ј. Ѕаталов сн€лс€ в 5 картинах: ЂЅольша€ семь€ї (1954), Ђƒело –ум€нцеваї (1955), Ђƒорогой мой человекї, Ђƒама с собачкойї (1960), Ђƒень счасть€ї (1964). ќсобое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму Ђƒама с собачкойї по одноименному рассказу ј.ѕ. „ехова. ¬о-первых, потому, что это встреча с классическим материалом и именно с „еховым, во-вторых, потому, что роль √урова была возрастной и, что самое главное, требовала преодолени€ привычного воспри€ти€ актера как близкого всем современника, того, что называлось в ту пору образом положительного геро€. –иск ». ’ейфица оказалс€ оправдан. ‘ильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику. ќбраз, созданный ј. Ѕаталовым, отличалс€ глубиной, психо-логической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.

—удьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. ¬ его лице Ц профессионального, умного единомышленника Ц они получали благодатную возможность выражени€ своих замыслов. ¬ 1956 году ћ. ƒонской приглашает јлексе€ Ѕаталова на роль ѕавла ¬ласова в картину Ђћатьї по одноименной повести ј.ћ. √орького. Ёта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме ¬. ѕудовкина роль ѕавла ¬ласова исполн€л д€д€ јлексе€ Ц Ќиколай Ѕаталов Ц талантливейший, оба€тельный актер. » эта роль принесла успех актеру, режиссеру, фильму.

ЂЋет€т журавлиї режиссера ћ.  алатозова (1957) Ц фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и, без преувеличени€, мирового кинематографа. —видетельство тому Ц «олота€ пальмова€ ветвь на ћеждународном кинофестивале в  аннах (1958), множество призов на других престижных фестивал€х, любовь и признание миллионов зрителей.

¬ 1962 году режиссер ћ. –омм снимает фильм Ђƒев€ть дней одного годаї. ј. Ѕаталов играет в нем главную роль физика √усева, который воплотил на экране образ геро€ своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своей идее, своей –одине ученого. Ёта картина была справедливо признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени.

—реди ролей ј. Ѕаталова не было проходных: Ђ∆ивой трупї ¬. ¬енгерова по одноименной пьесе Ћ. “олстого (1969); ЂЅегї ј. јлова и ¬. Ќаумова по мотивам произведений ћ. Ѕулгакова (1971); Ђ„исто английское убийствої —. —амсонова (1974); Ђ«везда пленительного счасть€ї ¬. ћотыл€ (1975); Ђ—гореть, чтобы светитьї Ќ. „ернева (Ѕолгари€, 1975); Ђћосква слезам не веритї ¬. ћеньшова (1979); Ђ—коростьї ¬. —ветозарова (1983), Ђ«онтик дл€ новобрачныхї (1986), Ц простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации, воспоминани€ у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.

ќднако две киноленты, две роли все-таки сто€т особн€ком.  лассика Ц пьеса ЂЅегї ћ. Ѕулгакова, которую блистательно экрани-зировали ј. јлов и ¬. Ќаумов, где воссоздана подлинна€ драма гражданской войны и русской эмиграции; роль приват-доцента √олубкова, которую исполнил ј. Ѕаталов Ц точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. —овременна€ мелодрама Ђћосква слезам не веритї Ц фильм, которому уготована счастлива€ судьба. ќн получил высшее признание в мировом киноискусстве Ц премию Ђќскарї. ј. Ѕаталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Ёти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актер. –одн€т их глубина души, человеческа€ чистота, внутреннее мужество Ц качества, которыми наделил јлексей Ѕаталов своих персонажей.

ќдной из форм творческого самовыражени€ ј. Ѕаталова стала, безусловно, режиссерска€ работа. ¬ качестве режиссера-постановщика он сн€л три картины. Ёто экранизации классических произведений: ЂЎинельї по Ќ.¬. √оголю (1960), Ђ“ри толст€каї по ё. ќлеше (1966, совместно с ». Ўапиро), Ђ»грокї по ‘.ћ. ƒостоевскому (1973), Ц все они €вл€ютс€ примером своеобразного, интересного, в то же врем€ бережного, перенесени€ образного литературного решени€ в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

ќсобое место в творчестве ј.¬. Ѕаталова занимает работа на радио. ѕрофессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создаетс€ радиообраз, по€вилось в период вынужденного бездействи€, когда радио стало дл€ него единственным средством общени€ с миром. ≈го радиотеатр Ц это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимани€ к слову. —реди радиопостановок ј. Ѕаталова: Ђ азакиї Ћ.Ќ. “олстого, ЂЅелые ночиї ‘.ћ. ƒостоевского, Ђѕоединокї ј.».  уприна, Ђ√ерой нашего времениї ћ.ё. Ћермонтова, Ђ–омео и ƒжульеттаї ¬. Ўекспира.

— 1975 года творческа€ биографи€ ј.¬. Ѕаталова обрела новую грань Ц он стал преподавателем ¬√» а. ¬ 1999 году он, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства ¬сероссийского √осударственного института кинематографии имени —.ј. √ерасимова, осуществл€ет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской. ѕомимо –оссии ученики ј.¬. Ѕаталова работают в  иргизии, Ѕелоруссии, ”краине, јзербайджане, ”збекистане, многих странах мира. ќн часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике –усской актерской школы. ¬ основе его педагогического метода, конечно, лежит школа ’удожественного театра, многообразный личный творческий опыт. ƒл€ него лично педагогика Ц возможность практического использовани€ всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми €ркими людьми своего времени.

ќгромный вклад ј.¬. Ѕаталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. ќн удостоен почетного звани€ народного артиста ———– (1976), ему присвоены звание √еро€ —оциалистического труда (1989), √осударственна€ преми€ ———– за фильм Ђћосква слезам не веритї (1981), √осударственна€ преми€ –—‘—– за художественный фильм Ђƒев€ть дней одного годаї (1963), преми€ Ћенинского комсомола за создание образов молодого человека в фильмах Ђƒорогой мой человек, Ђƒев€ть дней одного годаї, ЂЋет€т журавлиї и др., преми€ братьев ¬асильевых. јлексей Ѕаталов награжден двум€ орденами Ћенина, болгарским орденом  ирилла и ћефоди€.

ј.¬. Ѕаталов известен и как активный общественный де€тель. ћногие годы он €вл€лс€ секретарем правлени€ —оюза кинематографистов ———–, председателем комиссии ¬÷—ѕ— по преми€м в области литературы, искусства и журналистики, работал в  омитете защиты мира, ‘онде мира, јссоциации Ђ–одинаї.

¬ыдающийс€ русский актер избран ѕочетным президентом ѕарижского киноклуба Ђ∆ар-птицаї, председателем ќргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов Ђ умирї за лучшие актерские работы года, почетным членом ћеждународного фонда Ђћир искусстваї, почетным членом ѕравлени€ региональной благотворительной организации Ђћосковска€ јссоциаци€ содействи€ и помощи инвалидам с детским церебральным параличомї, членом ѕопечительского совета ћарфо-ћариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена ћарфо-ћариинска€ обитель).

јлексей ¬ладимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекаетс€ живописью. ¬ 1984 году в издательстве Ђ»скусствої вышла книга јлексе€ Ѕаталова Ђ—удьба и ремеслої. ќн €вл€етс€ также автором книги Ђƒиалоги в антрактеї и главы об јнне јхматовой в книге ЂЋегендарна€ ќрдынкаї, написанной совместно с ћихаилом и Ѕорисом јрдовыми.

ќн владеет многими необходимые житейскими навыками: еще со времен службы в армии он Ц профессиональный шофер, автомеханик.

∆ивет и работает в ћоскве.

ћой кумир
ѕан€н  арина —тепановна 31.07.2007 02:47:07
я арм€нка, мне 51 год, живу в ≈реване,с детсва мечтала встретитьс€ с јлексеем Ѕаталовым и выразить все те чувства, которые € питаю к нему,ибо это олицетворение пор€дочности, ума, интеллигентности, доброты, милосерди€ ...и всеми позитивными качествами, которыми Ѕог наделил насто€щего „еловека. ћне кажетс€ он во всех своих рол€х играл себ€. я счастлива, что на свете есть такой „еловек как јлексей Ѕаталов. ∆елаю ему,его супруге и дочер€м самое главное здоровь€, благополучи€ и всего того, что пожелает мать своему ребенку. ≈сли есть возможность, прошу переслать мое сообшение ему.’очу чтоб все у него и у его близких было отлично во всем и дай Ѕог, чтоб таких людей на на шей земле рождалось побольше!

Ћюбимый с детства артист.
Ёлеонора ѕ€рн€нен 06.03.2009 07:36:29
ћне 65 лет. ќбразы героев јлексе€ ¬ладимировича Ѕаталова- навсегда оставл€ют незабываемое ощущение доброты, пор€дочности и уважени€ к люд€м. —пасибо !




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕутешественник, который не летает самолетом
ѕосетило:9291
√рэм ’ьюз
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18319
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16757
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru