Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ѕаталов

   /   

Aleksey Batalov

   /
             
‘отографи€ јлексей Ѕаталов (photo Aleksey Batalov)
   

ƒень рождени€: 20.11.1928 года
ћесто рождени€: ¬ладимир, ———–
ƒата смерти: 15.06.2017 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ќн же √оша, он же ∆ора...

јктер

20 но€бр€ исполн€етс€ 80 лет јлексею Ѕаталову, артисту, который стал голосом и лицом давно ушедшей эпохи.

07.12.2008

—амое удивительное в биографии Ѕаталова - то, что он не сделалс€ артистом ћ’“. » вообще не сделалс€ театральным артистом. “ут, пр€мо скажем, надо было постаратьс€. ≈два ли не все его родственники имели отношение к главной драматической сцене страны. ≈го мать Ќина ќльшевска€ была актрисой ’удожественного. ≈го отец - ¬ладимир Ѕаталов - выпускником ¬торой студии и до 1956 года работал в ћ’“. ≈го д€д€ Ќиколай Ѕаталов - знаменитый ‘игаро из знаменитого спектакл€ —таниславского. ќльга јндровска€ - тетка јлексе€ Ѕаталова. ¬иктор —таницын - тоже его родственник. —ам Ѕаталов, как и положено, закончил Ўколу-студию ћ’ј“. ¬се пути вели туда, в  амергерский... Ќо в результате он оказалс€ не в театре, а в кино. Ќе в этом ли парадоксе таитс€ ключ к феномену Ѕаталова...

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

¬ремени, на которое пришлось начало его пути, куда больше актерских умений оказались нужны его внешность, его интонаци€, его пластика и его стать. ѕроще говор€ - типажность. ј типажность - кинематографическое пон€тие. »менно Ѕаталову суждено было воплотить нового геро€, какого не знал прежде советский экран, - романтика с интеллигентным лицом, словно пришедшего к нам из другого мира, в котором еще помнили о "русских грамотах на благородство".

Ёта интеллигентска€ тема была категорически не нужна кинематографу дооттепельной поры. ¬ ту пору были иные герои - оба€тельные, честные, с хорошим русским лицом и душой нараспашку. Ќиколай  рючков, ѕетр јлексей Ѕаталов и ќлег “абаков. ј в "оттепель" по€вилс€ Ѕаталов и стал воплощением давно ушедшей эпохи. „то бы он ни делал - падал навзничь в гр€зь на войне или бежал из советской –оссии к далеким турецким брегам - эта "друга€ эпоха" стучала в наших сердцах. Ѕурлеск, трагический темперамент, блистательное лицедейство - не из арсенала Ѕаталова. ј если и из арсенала, то уж точно помещено в какие-то далекие запасники. ќн не изменчивый ѕротей, каким вроде бы надлежит быть вс€кому лицедею. ќн артист темы. » эту тему проще всего и правильнее всего было воплотить именно в кино. ѕричем не в экранизаци€х, а в фильмах "про жизнь".

≈сли бы Ѕаталов играл только чеховских, толстовских и булгаковских персонажей (а он их, разумеетс€, тоже играл) - это вр€д ли стало бы прорывом. Ќо весь фокус как раз и заключалс€ в том, что человек с €сно пропечатанным на лице комплексом интеллигентности вдруг оказалс€ нашим современником. ћолодым рабочим ("Ѕольша€ семь€"), водителем с автобазы ("ƒело –ум€нцева"), военным врачом ("ƒорогой мой человек"), слесарем ("ћосква слезам не верит")...

 нижный иллюстратор  онстантин –отов даже нарисовал с него как-то михалковского ƒ€дю —тепу.

ѕоложа руку на сердце, часто ли вы встречали в жизни рабочих, водителей, милиционеров и даже военных врачей с такими лицами, как у Ѕаталова? Ќа этом лице аршинными буквами написано: "я читал много книг. я знаю и люблю поэзию". ѕосв€щенные легко считывали и сакраментальное: "я знаком с јнной јхматовой". ќна приехала в их дом, когда ему было семь лет, и общение с ней стало одним из самых €рких впечатлений его жизни. —ложно сказать, что больше сформировало облик, а заодно и образ этого артиста - театральна€ среда или писательска€, в которую он в силу семейных обсто€тельств тоже оказалс€ погружен. «ощенко, »льф, ќлеша, Ћиди€ „уковска€, ѕастернак... ¬се они бывали в доме его гостеприимного отчима јрдова. » этот толстый-претолстый культурный слой как-то естественно, без специальных усилий вошел в плоть и кровь баталовских героев - от ѕавла ¬ласова из фильма ƒонского "ћать" до всех героев из фильмов »осифа ’ейфица.

 огда смотришь эти фильмы из нашего уже довольно далекого времени, вдруг €сно понимаешь, что оттепельное кино занималось лакировкой действительности ничуть не меньше, чем сталинское. ѕросто занималось совсем иначе. ¬ потемкинских деревн€х из " убанских казаков" ѕырьева присутствовал размашистый, залихватский цинизм: вот она обильна€ и привольна€ жизнь колхозных пейзан. ¬ оттепельном кино цинизма не было. Ќо идеализма было хоть отбавл€й.  ак на самом деле выгл€дели шоферы, рабочие, жители коммуналок и, кстати сказать, военные врачи послевоенной эпохи, жестко и пугающе правдиво показал јлексей √ерман в своем великом фильме "’русталев, машину!". Ћюбопытно сравнить его обитателей с геро€ми оттепельного кино. Ёто две разные реальности, а ведь сн€то это про одно и то же врем€. ќттепельное искусство носило розовые очки даже не потому, что их заставл€ли носить, а потому, что их не хотелось снимать. ѕотому что затеплилась вдруг вера, будто эти очки могут сами собой преобразить действительность. „то зрители, увидев прекрасных, возвышенных и о-очень интеллигентных баталовских героев, преобраз€тс€. ј жизнь через 20-30 лет конечно же станет лучше.

»ногда думаешь: а отчего Ѕаталов вдруг перестал сниматьс€? ќн ведь не просто ведет образ жизни не суетный, не гламурный, не светский (что само по себе вызывает безмерное уважение), он вообще фактически исчез с экрана. ћожет, еще и оттого, что он уже не может быть героем времени, а антигероем быть не хочет.  инематографу, сн€вшему розовые очки, его жесты, его манеры, его благородство, его м€гка€, ни на кого не похожа€ интонаци€ больше практически не нужны.

Ћучшие дн€

Ќаша бабушка - адмирал
ѕосетило:22731
√рейс ’оппер
 ирк ƒуглас: Ћегенды не умирают
ѕосетило:6956
 ирк ƒуглас
–оберт Ўекли: ћастер короткого рассказа
ѕосетило:5468
–оберт Ўекли




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќаша бабушка - адмирал
ѕосетило:22731
√рейс ’оппер
јлиса ‘рейндлих: “айна всеобщей любимицы
ѕосетило:11473
јлиса ‘рейндлих
ƒжим ћоррисон: «а пределами реальности
ѕосетило:17926
ƒжим ћоррисон

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru