Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ѕаталов

   /   

Aleksey Batalov

   /
             
‘отографи€ јлексей Ѕаталов (photo Aleksey Batalov)
   

ƒень рождени€: 20.11.1928 года
ћесто рождени€: ¬ладимир, ———–
ƒата смерти: 15.06.2017 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

јктер

јктер, режиссер, сценарист
Ќародный артист ———– (1976).
Ћауреат премии Ћенинского комсомола (1967)
Ћауреат √осударственной премии –—‘—– им. братьев ¬асильевых (1968) - за участие в фильме "ƒев€ть дней одного года"
Ћауреат √осударственной премии ———– (1981) - за участие в фильме "ћосква слезам не верит"
√ерой —оциалистического “руда (1989)
Ћауреат премии "ёнона" (1997)
ѕреми€ " инотавр" в номинации "ѕремии за творческую карьеру" за 1997 год

27.11.2007

ƒетство

¬ырос в театральной семье. –одители - актеры театра Ќ. ј. ќльшевска€ и ¬. ѕ. Ѕаталов. »звестными актерами были не только его родители, но и д€д€, брат отца Ќ. ѕ. Ѕаталов и его жена ќ. Ќ. јндровска€, а также ¬. я. —таницын.

 огда јлеше было п€ть лет, его мама, Ќина ќльшевска€ вышла замуж за известного в те годы писател€ ¬иктора јрдова. ќ своем отчиме јлексей Ѕаталов говорит: "¬от понимаете, если отец заботитс€ о ребенке, это пон€тно, он вроде бы должен, професси€ така€. „увства јрдова ко мне - это отцовство в квадрате".

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

¬ 1940-1960-е годы в квартире, где јлексей жил с матерью и отчимом в ћоскве на Ѕольшой ќрдынке подолгу гостила јнна јхматова, часто бывали виднейшие де€тели русской культуры - ћандельштам, ѕастернак, «ощенко, »льф и ѕетров, которые оказали сильное вли€ние на формирование его личности.

ќбщение с јнной јндреевной стало одним из самых €рких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, может быть, всей жизни. ¬ошедша€ в жизнь семьи как подруга мамы, јнна јхматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества.  исти ј.¬.Ѕаталова принадлежит портрет ј.ј.јхматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отверга€ просьбы многих художников, она смогла доверитьс€ только близкому человеку. “аким человеком стал јлексей Ѕаталов.

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

— первой женой »рочкой –отовой юный Ѕаталов познакомилс€ в 12 лет. »х родители были сосед€ми по даче. ƒети вместе проводили врем€, но затем их разлучила война.

ѕервое детство, по словам јлексе€ ¬ладимировича, закончилось в 1941 году. ¬торое - началось в эвакуации в Ѕугульме (“атари€). — этим временем св€заны особые впечатлени€: нескончаема€ череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, перва€ зарплата, первый выход на сцену... ¬печатлени€ театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлени€х военного времени, выступлени€х труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпитал€х, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполн€лись зрител€ми.

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

јлексей ¬ладимирович вспоминает: "»з московской квартиры € уезжал буржуйским мальчиком, а вернулс€ совсем другим, пацаном. я узнал, что такое сельска€ жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, кака€ разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тыс€чи вещей, не поддающихс€ перечислению. Ќо главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8974
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8962
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6724
ёрий яковлев

¬от такое получилось детство. Ѕесконечные переезды: Ѕугульма, ”фа,  азань, —вердловск. ¬ эвакуации € сыграл свою первую насто€щую роль, в гриме и костюме".

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

ѕослевоенное врем€

¬ернувшись после войны в ћоскву, јлексей закончил школу и поступил в Ўколу-студию ћ’ј“. ¬ыбор профессии был естественным: "я сроду не знал что такое "песочница"! ¬ основном гул€л среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. ƒл€ мен€ привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. Ќа сцену ’удожественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. ј поскольку € родилс€ в семье актеров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актером.  огда-то на сцене ћ’ј“а играли сразу дев€ть моих пр€мых родственников: ќльга јндровска€, Ќиколай и ¬ладимир Ѕаталовы, ¬иктор —таницынЕ".

“огда же произошли перемены и в личной жизни. Ўестнадцатилетний јлексей зашел как-то к другу и застал там в гост€х удивительную красавицу, в которой признал ту самую »рочку –отову. ћолодые люди сразу решили женитьс€, но им было по 16 лет, и расписатьс€ из-за юного возраста они не могли. “огда они купили одно кольцо на двоих и выгравировали на обратной стороне "1948.јлеша+»ра=Ћюбовь". ∆или по очереди то у одних то у других родителей. ƒостигнув 18 лет, они узаконили свои отношени€. ј потом у них родилась дочь Ќад€.

јлексей Ѕаталов фотографи€
јлексей Ѕаталов фотографи€

¬ 1950 јлексей окончил Ўколу-студию ћ’ј“ (курс ¬. я. —таницына) ”чеба в ћ’ј“овской студии не стала дл€ јлексе€ легкой прогулкой - напр€женный ритм послевоенного времени, высока€ требовательность педагогов, без ссылки на авторитет фамилии. ѕо сей день јлексей ¬ладимирович с благодарностью вспоминает своих учителей: —. .Ѕлинникова, ¬.я.—таницына, - всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой  .—.—таниславского.

јлексей ¬ладимирович вспоминает: "я училс€ в Ўколе-студии ћ’ј“а в мастерской у своего д€ди, ¬иктора —таницына. ќ любом моем достижении говорили: "Ќу конечно, это его јндровска€ научила" или "разумеетс€, это они позвонили, и его вз€ли". » € хотел доказать, что и сам, несмотр€ на своих именитых родственников, чего-то стою".

ѕо окончании Ўколы-студии, с 1950 по 1953 год, Ѕаталов был актером ÷ентрального театра —оветской јмии. ¬ 1953 -1957 годы он работал во ћ’ј“е, но в репертуаре был зан€т мало.

ѕервые шаги в кино

¬первые в кино јлексей Ѕаталов мог по€витьс€ еще в тринадцатилетнем возрасте. “огда в 1941 году снималс€ фильм "“имур и его команда". Ќо получилось так, что родители не отпустили јлешу на съемки.

«ато позже, когда в 1944 году режиссер Ћео јрнштам снимал картину "«о€" о легендарной «ое  осмодемь€нской, весь класс јлеши Ѕаталова вз€лс€ изображать ее одноклассников. "я должен был какую-то фразу произнести. - ¬споминает актер. - ѕомню руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (€ чувствовал) стало абсолютно идиотским. ћожет именно поэтому после "«ои" € много лет был негоден дл€ кино?".

ѕопул€рность

ƒес€ть лет спуст€ ». ≈. ’ейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме "Ѕольша€ семь€" (1954). — јлексеем ∆урбиным на советский экран пришел новый герой - рабочий-интеллигент. ѕриглаша€ Ѕаталова на роли рабочих парней, режиссер ’ейфиц пыталс€ сломать стереотипы представлени€ о советском пролетарии.

ѕосле "Ѕольшой семьи" попул€рность Ѕаталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. ¬идимо его жене »рине стало не хватать внимани€ јлексе€. Ќачались ссоры. ≈ще во врем€ съемок "Ѕольшой семьи" Ѕаталов, побывав в цирке, увлекс€ обворожительной цыганкой, потомственной циркачкой, наездницей √итаной Ћеонтенко.   1958 году он окончательно разорвал отношени€ с »риной и женилс€ на √итане, котора€ была моложе его на 12 лет.

¬стреча с ».’ейфицем стала поистине судьбоносной дл€ молодого актера. ¬ его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Ќапротив, он стремилс€ терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Ёто роднило его со ћ’ј“овской школой. ќпытный мастер, тонкий психолог, ».’ейфиц увидел в молодом актере тип геро€, насто€тельно за€вивший о себе в реальной жизни. ѕо€вилась потребность в актерах не "играющих", а "живущих". Ёто было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. ¬ лице ј.Ѕаталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел геро€ узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрител€ми волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждени€ в жизни.

Ѕаталов сн€лс€ еще в четырех картинах у ’ейфица: "ƒело –ум€нцева" (1955), "ƒорогой мой человек", "ƒама с собачкой" (1960), "ƒень счасть€" (1964). ¬се герои Ѕаталова - чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренн€€ сила и сдержанность.

¬ "ƒеле –ум€нцева" актер сыграл шофера, поневоле вт€нутого в уголовную историю. „увство собственного достоинства, как доминирующа€ черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей "оттепели".

ѕервые роли принесли Ѕаталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году ћарк ƒонской приглашает молодого актера на роль ѕавла ¬ласова в экранизации повести ћаксима √орького "ћать". Ёта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах ¬севолод ѕудовкин, роль ¬ласова исполн€л д€д€ јлексе€ - талантливый и оба€тельный Ќиколай Ѕаталов.

Ќовой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Ѕориса Ѕороздина в легендарной картине "Ћет€т журавли" (1957, режиссер ћ.  .  алатозов, «олота€ пальмова€ ветвь на  аннском кинофестивале 1958). Ѕаталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколени€ - солдат, не вернувшихс€ с ¬еликой ќтечественной. Ќеповторима€ грустно-ироническа€ интонаци€, негромкое мужество, интеллигентность - таков Ѕорис в исполнении Ѕаталова.

–оль √урова в экранизации повести ј. ѕ. „ехова "ƒама с собачкой" (1960, режиссер ». ≈. ’ейфиц) раскрыла новые грани даровани€ актера. Ѕаталов сыграл человека, пробужденного от душевной сп€чки и ужаснувшегос€ пошлости привычной жизни. ‘ильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил р€д международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. –оль √урова была возрастной, она требовала преодолени€ воспри€ти€ актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного геро€. ќбраз, созданный ј.Ѕаталовым, отличалс€ глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

–абота в кино в 60-е годы

¬ расцвете славы Ѕаталов получил предложение от ћ. ». –омма сн€тьс€ в фильме "ƒев€ть дней одного года" (1962) в роли ƒмитри€ √усева - физика-атомщика. —ам режиссер определил "ƒев€ть дней" как фильм-размышление. ѕодобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. —облазн эксплуатации трагической коллизии - герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен был отвергнут. Ќа экране надо было изобразить работу мысли. Ёта роль была сыграна Ѕаталовым экономно и точно. ј ведь первоначально ћихаил –омм и слышать не хотел о Ѕаталове. –ежиссеру он казалс€ слишком заторможенным.

ќбраз ƒмитри€ √усева - представител€ научной элиты 20 века - закрепил за артистом амплуа геро€ своего времени. «а эту роль Ѕаталов был удостоен √осударственной премии –—‘—– (1966).

“ем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимают Ѕаталова в кино все реже.

–ежиссерска€ де€тельность

ќдной из форм творческого самовыражени€ ј.Ѕаталова стала, безусловно, режиссерска€ работа. ¬ качестве режиссера-постановщика он сн€л три картины. ¬ 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом "Ўинель" по повести Ќ. ¬. √огол€, в 1972 сн€л "»грока" по ‘. ћ. ƒостоевскому.

Ќасто€щей удачей стал сн€тый Ѕаталовым фильм "“ри толст€ка" (1966, по ё.  . ќлеше), в котором актер сн€лс€ в одной из главных ролей. ≈го экранизации отличает строга€ постановочна€ культура и бережное отношение к классическим текстам. Ѕаталов в этом фильме сыграл канатоходца “ибула. ≈му пришлось самому, без дублера, идти по нат€нутой между домами проволоке, причем без страховки. ÷елый год он тренировалс€, что бы сделать эти несколько шагов. ∆ена √итана тем временем обучала девочку, игравшую —уок.

‘ильмы, сн€тые јлексеем Ѕаталовым, €вл€ютс€ примером своеобразного, интересного, в то же врем€ бережного, перенесени€ образного литературного решени€ в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

ќднако "“ри толст€ка" стали последней режиссерской работой јлексе€ Ѕаталова. ѕочему? јлексей ¬ладимирович объ€сн€ет это так: "‘ильм надо делать своей командой. ј когда € переехал из Ћенинграда в ћоскву, команда распалась. ”мер ”русевский, с которым мы вот-вот должны были приступить к съемкам новой ленты. —ценарий состо€л из трех новелл, причем во всех главными геро€ми выступали совсем молодые люди: один из маленького городочка на ¬олге, другой жил в степи на пастбище, третий - в Ћенинграде. Ќи с кем другим снимать этот материал € не мог. ќн был рассчитан на то, чтобы снимал ”русевский: все три новеллы требовали разного изображени€, совсем особой среды, света, фактуры. Ќо - не получилось...

ѕотом мен€ начали упрекать, что € отклон€юсь от генеральной линии: не ставлю фильмов о современниках. » € написал два сценари€ - они и сейчас есть. ќдин - по рассказу ¬олоди ћаксимова, второй - по √еоргию ¬ладимову. ј так как оба эти писатели были к советской власти настроены весьма скептически, своих убеждений не скрывали и через некоторое врем€ эмигрировали, ни о каких картинах не могло быть и речи.

¬озвращатьс€ же к режиссерской работе сейчас, в наши дни, € не рискну. ѕрав Ќикита ћихалков: сегодн€ нужно делать картину современными средствами, современным €зыком. Ёто как дизайн автомобил€. Ѕоюсь, сейчас € способен сконструировать только ретро-автомобиль".

–абота в кино в 70-е годы

–ежиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Ѕаталова как некий самодостаточный "материал": эмигрант √олубков в "Ѕеге" (1970, режиссеры ј. ј. јлов и ¬. Ќ. Ќаумов), декабрист кн€зь “рубецкой в "«везде пленительного счасть€" (1975, режиссер ¬. я. ћотыль), доктор-эмигрант в "„исто английском убийстве" (1974, режиссер —. ». —амсонов). «десь не только отточенна€ игра, а само присутствие Ѕаталова в кадре, его личность успешно работают на образ.

"ћосква слезам не верит"

ќсобн€ком стоит мелодрама "ћосква слезам не верит" (1980, режиссер ¬ладимир ћеньшов, √осударственна€ преми€, 1981) - фильм, которому уготована счастлива€ судьба. ќн получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию ќскар.

–оль слесар€ √оши принесла артисту новый всплеск всенародной попул€рности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не осталс€ в 1950-х годах.

јлексей Ѕаталов: -  ритики писали о √оше: "“аких не бывает!" ј у мен€ хранитс€ письмо, в котором написано: "¬ы сыграли мою судьбу".

ќднако Ѕаталов считает, что зрители все-таки не совсем разгл€дели его геро€: "я прекрасно понимал, что √оша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдани€ несчастной женщины. Ќо в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. ј почему нет? √оша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, деретс€. "ќдинокие советские женщины" не рассмотрели моего геро€ как следует".

–абота на радио

ќсобое место занимает в творчестве ј.¬.Ѕаталова работа на радио. ѕрофессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создаетс€ радиообраз, по€вилось в период вынужденного бездействи€, когда радио стало дл€ него единственным средством общени€ с миром. ≈го радиотеатр - это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимани€ к слову. —реди радиопостановок ј.Ѕаталова: " азаки" Ћ.Ќ.“олстого, "Ѕелые ночи" ‘.ћ.ƒостоевского, "ѕоединок" ј.¬. уприна, "√ерой нашего времени" ћ.ё.Ћермонтова, "–омео и ƒжульетта" ¬.Ўекспира.

ѕреподавательска€ де€тельность

— 1975 года творческа€ биографи€ ј.¬.Ѕаталова обрела новую грань - он стал преподавателем ¬√» а.

јлексей ¬ладимирович рассказывает: "я вообще-то педагогом стал случайно. ѕосле кончины Ѕориса Ѕабочкина его курс осталс€ неприка€нным. » чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, € согласилс€ его довести. — тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами. — "республиканскими" курсами, как их тогда называли. Е€ с радостью готов научить своих студентов всему, что сам умею".

¬ 1999 г. јлексей ¬ладимирович Ѕаталов, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства ¬сероссийского √осударственного института кинематографии им.—.ј.√ерасимова, осуществл€ет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской.

”ченики ј.¬. Ѕаталова работают в насто€щее врем€, помимо –оссии, в  иргизии, Ѕелоруссии, на ”краине, јзербайджане, ”збекистане, многих странах мира.

јлексей ¬ладимирович часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике –усской актерской школы. ¬ основе его педагогического метода, конечно, лежит школа ’удожественного театра, многообразный личный творческий опыт. ƒл€ него лично - возможность практического использовани€ всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми €ркими людьми своего времени, еще в одной сфере - педагогике.

—емейна€ жизнь

—емейна€ жизнь јлексе€ ¬ладимировича с √итаной јркадьевной оказалась долгой и счастливой, но омраченной болезнью их дочери. ƒочь ћаша по€вилась на свет с родовой травмой. ѕосле ее рождени€ √итана јркадьевна оставила цирк и стала домохоз€йкой, ухаживающей за дочерью - уже 30 лет ћаша не встает с инвалидной кол€ски. Ќикакое лечение не смогло подн€ть ее на ноги. “ем не менее, она оказалась очень одаренным и к тому же мужественным человеком. ¬ насто€щее врем€ учитс€ во ¬√» е, на сценарном отделении.

ѕерва€ дочь Ќад€ окончила институт иностранных €зыков, замужем.

‘ильмографи€:

1944 «о€

1954 Ѕольша€ семь€

1955 ƒело –ум€нцева

1955 ћать

1955 ћихайло Ћомоносов

1957 Ћет€т журавли

1958 ƒорогой мой человек

1959 Ўинель - режиссер

1960 ƒама с собачкой

1961 ƒев€ть дней одного года

1963 ƒень счасть€

1964 —вет далекой звезды

1966 ¬ городе —.

1966 “ри толст€ка - автор сценари€, режиссер, актер

1967 —едьмой спутник

1968 ∆ивой труп

1969 ¬нимание, черепаха!

1970 Ѕег

1971  расный дипломат. —траницы жизни Ћеонида  расина

1972 »грок - режиссер

1973 ¬озврата нет

1974 „исто английское убийство

1975 «везда пленительного счасть€

1975 –икки-“икки-“ави

1979 ћосква слезам не верит

1979 ѕоздн€€ встреча

1983 —корость

1984 ¬рем€ отдыха с субботы до понедельника

1986 ƒосье человека в "ћерседесе"

1986 «онтик дл€ новобрачных

1989 ѕоездка в ¬исбаден - автор сценари€

1990 ѕохороны —талина

1991 ¬ерный –услан (»стори€ караульной собаки) - читает текст

1991 ѕолтергейст-90

1993 Ќезнакомый Ѕурков. ѕисьма к другу - читает текст

1994 ∆елезный занавес - читает текст

1995 ...ѕерва€ любовь - читает текст

1995 –оковые €йца - читает текст

1996 ƒорога длиной в двести лет - читает текст

1997 ћаленька€ принцесса - читает текст

1998 „ехов и   - сериал

ј.Ѕаталов
petrowna45 31.01.2010 05:19:36
Ћюблю и уважаю!#9786;#9786;#9786;




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕутешественник, который не летает самолетом
ѕосетило:9291
√рэм ’ьюз
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18319
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16757
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru