Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕорис ‘омин

   /   

Boris Fomin

   /
             
‘отографи€ Ѕорис ‘омин (photo Boris Fomin)
   

√од рождени€: 1900 ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
√од смерти: 1948
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 48 лет
√ражданство: ———–

Ѕиографи€

—оветский композитор, сочин€вший преимущественно шл€геры и романсы.

ќдин из первых своих романсов - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполн€етс€ до сих пор - "“олько раз бывает в жизни встреча" - ‘омин сочинил в пору своего жениховства и посв€тил будущей теще...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

05.10.2004

≈сть люди, которых вроде бы все знают, но при этом не знают о них ничего. Ёто авторы знаменитых старинных романсов.  акой-то „уевский сочинил "√ори, гори, мо€ звезда!".  акой-то (или кака€-то) јбаза "”тро туманное"... » все же Ѕорис ‘омин выдел€етс€ среди всех этих сочинителей - и судьбой, и талантом.

Ѕорис ‘омин фотографи€
Ѕорис ‘омин фотографи€

" ак? –азве он не умер еще в XVIII веке?" - приходилось слышать довольно часто. Ќет, он умер гораздо позднее. Ќо на пластинку "–омансы пушкинской поры" один романс ‘омина все-таки "втерс€".

Ѕорис »ванович ‘омин родилс€ в 1900 году, и все его творчество св€зано с ћосквой. —юда, на „истые пруды, он переехал в 1918 году из ѕетрограда, здесь через 30 лет и умер.

ћузыкальные способности ‘омина про€вились рано. ¬ 4-5 лет он, едва выгл€дыва€ из-за аккордеона, играл так, что всем хотелось слушать. ƒл€ его отца это была почти трагеди€. ”важаемый военный чиновник, человек государственного ума, он мечтал увидеть единственного сына офицером, инженером, ученым. Ќо музыкантом? ћузыкантов в их семейном клане, состо€вшем в пр€мом родстве с ћ. Ћомоносовым, еще не видали. ѕравда, среди предков его жены, крестницы јлександра II, музыканты, кажетс€, были.

Ќо у »вана яковлевича хватило мужества смиритьс€ с €вным музыкальным талантом сына. “ем более что родилс€ он под Ѕлаговещение, а в –оссии в этот день прин€то даже птиц выпускать на волю...

ќтдали Ѕориса не в гимназию, в реальное училище. ј параллельно он брал уроки музыки у лучших педагогов. —амый лучший из них - ј.Ќ. ≈сипова, велика€ русска€ пианистка, профессор консерватории. √оды зан€тий с ней - основа музыкального образовани€ ‘омина. Ќикто не сомневалс€, что быть ему пианистом. »ли все же композитором? ќн ведь так блест€ще и так заразительно импровизировал.

¬сматриваемс€ в старые фотографии: в форме "реалиста" он такой же шустрый балбес, как и другие его товарищи. ј вот в костюме артиста - необычайно из€щен, аристократичен. ¬осход€ща€ звезда, да и только!

Ќо кто знал, как повернетс€ истори€. ѕочти одновременно умерла јнна ≈сипова и началась ѕерва€ мирова€ война. ј ‘омину всего 14 лет. Ѕудуща€ карьера померкла в тумане. ƒаже отцу-генералу многое было не €сно. ѕосле революции бежать из –оссии он не захотел. ƒостойное место в новом госаппарате предложил ему Ћенин. ¬ ћоскву семь€ ‘омина пересел€лась вместе с правительством.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ѕорису быстро удалось приобщитьс€ к московской артистической жизни. Ќашлось место музыканта в "Ћетучей мыши". Ќо в €нваре 19-го он уйдет добровольцем на фронт и вернетс€ только через два с половиной года. —начала его как "реалиста" направ€т на срочный ремонт и восстановление фронтовых железных дорог. ѕотом замет€т, что гораздо лучше использовать ‘омина как фронтового артиста: он и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и даже певец. ќчень скоро он соберет свои номера в веселую оперетту и поставит ее пр€мо здесь, на фронте, на платформе вагона...

¬ернувшись в ћоскву, он еще раз попробует свои силы в оперетте " арьера ѕирпойнта Ѕлэка". — шумным успехом пройдет она и в ћоскве, и в ѕетербурге, но особой славы не принесет. "ћузыка чуть получше, чем у  альмана или Ћегара", - высокомерно напишет газетный рецензент. “огда казалось, что уж хуже  альмана написать просто невозможно. ј хуже оперетты и жанра-то нет!

‘омин будет пробовать себ€ и в балете, в том числе детском, побывает тапером в кинотеатре и даже "цыганом" в одном из московских хоров. Ќо свое наивысшее призвание найдет в старинном романсе.

≈ще на фронте он заметил, что в самые трудные минуты хочетс€ даже и не юмора, а именно лирики - сладких воспоминаний, гор€чих любовных слов, радужных надежд. Ќе знаем, сочин€л ли ‘омин там, в окопах и теплушках, но в ћоскве он сразу за€вил себ€ мастером романса. ќдин из первых - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполн€етс€ до сих пор - "“олько раз бывает в жизни встреча". ≈го он сочинил в пору своего жениховства и посв€тил будущей теще, в прошлом цыганской певице ћарии ‘едоровне ћасальской. Ќичуть не менее знаменит другой его романс - "ƒорогой длинною". ј были еще и "Ёй, друг-гитара", "“вои глаза зеленые" и многие другие. —реди его романсов, кажетс€, не было неудачных. Ќе потому ли их сразу запели и наши эстрадные звезды 20-х годов, и наши эмигранты.

Ѕолее попул€рных романсов, чем фоминские, в то врем€ не было. ƒа и сейчас исполнители, поклонники романса не могут без них обойтись.  ак же случилось, что на его долю выпало забвение? » уже никого не удивл€ют дежурные реплики после какого-нибудь из его шл€геров: " ака€ вещь! » кто же это сочинил?"

 акой-то ‘омин.

ѕервую порцию забвени€ ‘омин хлебнул в эпоху сталинской культурной революции. Ћюди, знавшие ‘омина, рассказывали нам, что он как-то заметно сник в 30-е годы, стал меньше сочин€ть, печататьс€. ј иногда и вовсе куда-то исчезал.

Ѕез большого шума романс как жанр был фактически запрещен на ¬сероссийской музыкальной конференции 1929 года. «акрылись издательства, печатавшие ‘омина, оказались без работы многие исполнители. ќстальные получали свои репертуарные списки и программы концертов с грозными красными пометками: "—колько можно! ’алтура! ѕошл€тина!" и даже - " онтрреволюционный хлам!" ∆аловатьс€ было некому, да и небезопасно.

ќт строгости начальства спасала провинци€. „ем дальше от ћосквы, тем легче нарушались репертуарные запреты. ¬ “билиси или во ¬ладивостоке можно было петь что угодно. ’от€ сигналы об этих нарушени€х, конечно, накапливались где-то наверху. » накопились.

¬ 37-м году ‘омин исчез надолго. ќколо года он пробыл в бутырской камере. ќбвинени€ были одно нелепее другого, но приходилось с ними соглашатьс€. ѕока во всем разбирались, гр€нули очередные перемены. ѕосадили тех, кто сажал других, а ‘омина выпустили.

√овор€т, что —талину нравилась фоминска€ песн€ "—аша" в исполнении »забеллы ёрьевой. Ќо вр€д ли это имело отношение к его освобождению.

‘омин сочин€л романсы и в эти страшные годы - "»зумруд", "ќгл€нись", "Ќе говори мне этих слов небрежных". Ќо они так и остались в рукопис€х, а многие бесследно исчезли. “ак уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор.

‘омин понадобилс€, когда пришла война. —коро в ћоскве не осталось театров, а заодно уехали и те, кто запрещал романс и преследовал его авторов. ‘омин же не просто осталс€ в ћоскве. ¬ годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзь€ми фронтовой театр "ястребок" при клубе ћ¬ƒ - на многие мес€цы это был единственный театр в ћоскве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. ћногие песни ‘омина - "∆ди мен€", "“ихо в избушке", "ѕисьмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по –оссии.

Ќо закончилась война, и на ‘омина обрушилась нова€ волна забвени€. ¬ып€чивать его заслуги в дни войны никому из коллег, вернувшихс€ из эвакуации, не хотелось. ≈го вспомнили лишь тогда, когда началась кампани€ против "безыдейных пошл€ков" «ощенко и јхматовой. ¬ этот же р€д музыкальна€ критика воткнула и ‘омина.

¬ 1948 году ‘омина не стало. «доровье после пережитого сильно пошатнулось, а денег на лекарство не было. Ќеобходимый ему пенициллин был доступен только номенклатуре...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru