Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕетр Ќестеров

   /   

Petr Nesterov

   /
             
‘отографи€ ѕетр Ќестеров (photo Petr Nesterov)
   

ƒень рождени€: 27.02.1887 года
ћесто рождени€: Ќиж. Ќовгород, –осси€
ƒата смерти: 26.08.1914 года
ћесто смерти:  иев, ”краина
¬озраст: 27 лет

√ражданство: –осси€

ќсновоположник высшего пилотажа

јвтор фигуры высшего пилотажа 'ѕетл€ Ќестерова'. ѕогиб в воздушном бою, впервые применив таран.

–оссийский военный лЄтчик, штабс-капитан. ќсновоположник высшего пилотажа (петл€ Ќестерова). ѕогиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

27.02.2024

–одилс€ в городе Ќижний Ќовгород 27 феврал€ (15 феврал€ по старому стилю) 1887 года в семье офицера-воспитател€ кадетского корпуса. ѕосле неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. ≈го мать, ћаргарита ¬икторовна, не име€ средств на оплату жиль€, была вынуждена переехать вместе с четырьм€ детьми во ¬довий дом. 26 августа (8 сент€бр€ по старому стилю) 1897 года Ќестеров поступил в Ќижегородский кадетский корпус, где в своЄ врем€ его отец занимал должность воспитател€. ¬ 1904 году Ќестеров закончил корпус.

ѕетр Ќестеров фотографи€
ѕетр Ќестеров фотографи€

¬ числе шести лучших выпускников ѕЄтр Ќиколаевич был после окончани€ корпуса направлен в ћихайловское артиллерийское училище. ¬ 1906, отлично выдержав выпускные экзамены, Ќестеров, произведЄнный в подпоручики, попал по распределению в 9-ю ¬осточно-—ибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во ¬ладивостоке, где лично разработал правила корректировани€ стрельбы из аэростата.

”влечение авиацией началось у ѕетра Ќиколаевича с 1910 года. ¬ июле-августе 1911 года, наход€сь в отпуске в Ќижнем Ќовгороде, ѕЄтр Ќиколаевич познакомилс€ с учеником профессора Ќ. ≈. ∆уковского Ч ѕетром ѕетровичем —околовым и вскоре стал членом Ќижегородского общества воздухоплавани€. ¬ 1912 году Ќестеров сдал экзамены на звани€ пилота-авиатора и военного лЄтчика, и уже в сент€бре 1912 г 25-летний поручик ѕЄтр Ќестеров совершил первый самосто€тельный полет, а в 1913 году Ч окончил курс авиационного отдела ќфицерской ¬оздухоплавательной школы. ¬ мае 1913 года он был назначен в авиационный отр€д, формировавшийс€ в  иеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведЄн в 11-й корпусный отр€д 3-й авиационной роты. ¬скоре ѕетр Ќиколаевич стал командиром отр€да. ѕеред отправкой на новое место службы его направили в ¬аршаву дл€ обучени€ на самолете ЂЌьюпорї, которые тогда прин€ли на вооружение армии.

–азработки Ќестерова

—тав опытным пилотом, Ќестеров занималс€ и конструкторской де€тельностью. ¬ 1910 году, ещЄ будучи артиллеристом, ѕетр Ќиколаевич построил планер и летал на нЄм. ѕозже, на основе изучени€ полета птиц, он разработал проект оригинального самолета без вертикального оперени€. ¬оинское ведомство отклонило проект, но Ќестеров продолжал совершенствовать свою машину. Ћетом 1913 года проект был одобрен, но без предоставлени€ средств. Ќаход€сь в  иеве, в начале 1914 года Ќестеров с помощью старшего механика отр€да √. ћ. Ќелидова модифицировал самолет ЂЌьюпор-4ї: укоротив фюзел€ж на 0,7 м, сн€л вертикальное оперение, рули высоты были оставлены, но их размах значительно увеличили и ввели большую площадь аэродинамической компенсации. Ќа этом самолете выполнили несколько испытательных полетов продолжительностью около часа, после которых вы€вились существенные недостатки в предложенной Ќестеровым схеме. ќ дальнейших испытани€х этого аппарата данных нет.

¬ 1913 году ѕетр Ќестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигател€ мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. ѕозже авиатор занималс€ строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала война.

¬ладе€ глубокими знани€ми в области математики и механики, име€ достаточный пилотажный опыт, ѕ. ћ. Ќестеров теоретически обосновал возможность выполнени€ глубоких виражей и осуществил их на практике. ¬ своей работе о Ђвзаимодействии рул€ глубины и направлени€ при значительных углах кренаї он впервые доказал, что во врем€ выполнени€ виражей с креном большее 45 градусов происходит изменение в работе рул€: руль высоты выполн€ет функции рул€ направлени€, а руль направлени€ Ч рул€ высоты. ѕосле назначени€ командиром отр€да Ќестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.

ќн также разрабатывал вопросы взаимодействи€ авиации с наземными войсками и ведени€ воздушного бо€, освоил ночные полеты. ¬ августе 1913 года возглавил групповой перелет (в составе трЄх машин) по маршруту  иев Ч ќстЄр Ч  озелец Ч Ќежин Ч  иев с посадками на полевых аэродромах. ¬о врем€ перелета впервые в истории авиации проводилась маршрутна€ киносъЄмка. ¬ первой половине 1914 года ѕЄтр Ќиколаевич осуществил два перелета:  иев Ч ќдесса за 3 часа 10 минут и  иев Ч √атчина за 9 часов 35 минут. ƒл€ того времени это было большим достижением.

ѕетл€ Ќестерова

ƒл€ доказательства своей идеи, согласно которой Ђв воздухе дл€ самолета всюду опораї, 27 августа 1913 года в  иеве над —ырецким полем ѕ. Ќ. Ќестеров впервые в мире выполнил на самолете ЂЌьюпор-4ї с двигателем Ђ√номї в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Ётим маневром Ќестеров положил начало высшему пилотажу.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41483
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9268
Ќадежда ћихалкова

—огласно рапорту, летчик на высоте 800Ч1000 метров, выключил мотор и начал пикировать. Ќа высоте около 600 метров, включил мотор подн€л самолет вверх, описал вертикальную петлю и пошЄл в пике. ћотор снова выключил, выровн€л самолЄт и, спуска€сь по плавной спирали, благополучно приземлилс€.

—пуст€ шесть дней эту сложную авиационную фигуру повторил француз јдольф ѕегу. »менно это событие получило широкую огласку и в иностранной и в российской прессе. ¬ мае 1914 г. ѕегу прибыл в —анкт-ѕетербург дл€ демонстрации Ђмертвой петлиї. ¬ ответ Ќестеров разослал телеграммы в редакции российских газет: Ђ»мператорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую Дмертвую петлюУ совершил русский лЄтчикЕї

¬ зарубежной исторической прессе авторство ЂмЄртвой петлиї приписываетс€ асу кайзеровских ¬¬— ћаксу »ммельману как Ђпетл€ »ммельманаї.

Ќаграды

10 феврал€ 1914 года  иевское ќбщество воздухоплавани€ отметило Ќестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществленную им Ђмертвую петлюї, присудив ему золотую медаль ќбщества. ѕозже  иевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору пам€тный золотой жетон, с которым ѕетр Ќиколаевич никогда не расставалс€. “акже €вл€лс€ кавалером орденов —в€той јнны ≤≤≤ степени и —в€того —танислава ≤≤≤ степени. ѕосмертно награждЄн орденом —в€того √еорги€ IV степени (25.I.1915).

ѕерва€ мирова€ война

¬ 1914 году Ќестеров был произведЄн в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отр€да. — началом ѕервой мировой войны он отбыл на ёго-«ападный фронт, 11 авиаотр€д принимал участие в освобождении Ћьвова. Ќестеров осуществл€л воздушную разведку, выполнил одну из первых в –оссии бомбардировок приспособленными дл€ этого артиллерийскими снар€дами. Ёта операци€ была проведена лЄтчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьЄт аэроплан Ќестерова.

ќсуществив за врем€ войны 28 вылетов, 8 сент€бр€ (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка ∆олква ѕЄтр Ќиколаевич Ќестеров совершил свой последний подвиг Ч протаранил самолет, в котором находились пилот ‘ранц ћалина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон ‘ридрих фон –озенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижени€ русских войск. ƒело в том, что в начале войны самолЄты всех воюющих стран, кроме русского Ђ»льи ћуромцаї, не имели пулемЄтов.  омандование считало, что основна€ задача авиации Ч разведка, и наличие пулемЄтов будет отвлекать лЄтчиков от выполнени€ основной задачи. ѕоэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. “аран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолЄт. “€жЄлый Ђјльбатросї летел на высоте, недос€гаемой дл€ выстрелов с земли. Ќестеров пошЄл ему наперерез в лЄгком быстроходном Ђћоранеї. јвстрийцы пытались уйти от столкновени€, но Ќестеров настиг их и врезал свой самолЄт в хвост Ђјльбатросаї. ќба самолЄта упали на землю, а лЄтчики погибли. Ќестеров похоронен в  иеве на Ћукь€новском кладбище. 25 €нвар€ 1915 года награждЄн орденом св. √еорги€ 4 степени посмертно. —ледует отметить, что Ќестеров не собиралс€ уничтожать самолЄт врага ценой собственной жизни. ¬ Ђјкте расследовани€ по обсто€тельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отр€да штабс-капитана Ќестероваї указывалось: ЂЎтабс-капитан Ќестеров уже давно выражал мнение, что €вл€етс€ возможным сбить непри€тельский воздушный аппарат ударами сверху колЄсами собственной машины по поддерживающим поверхност€м непри€тельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода дл€ таран€щего лЄтчикаї.

¬ 1914 году на месте гибели ѕетра Ќестерова у г. ∆олква был сооружен монумент. ѕозднее, в 1980 году, здесь построили мемориал пам€ти геро€-авиатора: пам€тник с мертвой петлей, заканчивающейс€ взлетом вверх реактивного самолета и небольшой музей. ¬ 1990-е годы музей был заброшен.

—емь€

—тарший брат Ч Ќиколай Ќестеров (генерал-майор, умер в 1950, похоронен на Ќоводевичьем кладбище в ћоскве). —тарша€ сестра Ч јлександра. ћладший брат Ч ћихаил (военный лЄтчик, погиб при испытании нового аэроплана в 1914). ∆ена ѕетра Ќестерова Ч Ќ. –. Ќестерова, урождЄнна€ ядвига Ћуневска€, дочь польского кресть€нина. ƒети: ѕЄтр (1911Ч1955) и ћаргарита (1909Ч1995).

»нтересные факты

Ќестеров дл€ разрушени€ оболочки дирижабл€ установил в хвостовой части аэроплана Ђнож-пилкуї, а дл€ поражени€ воздушного винта самолета непри€тел€ Ч длинный трос с грузом на конце в виде Ђкошкиї.

„ерез семь мес€цев после гибели ѕетра Ќестерова, в марте 1915 г, его воздушный таран применил поручик ј. ј.  азаков. ѕосле удачной атаки пилот благополучно возвратилс€ на аэродром.

ѕам€ть

¬ 1962 году ћеждународна€ авиационна€ федераци€ ввела переходный приз дл€ победител€ первенства мира по высшему пилотажу Ч кубок имени ѕ. Ќ. Ќестерова.

¬ 1961 году именем лЄтчика названа улица в ћоскве (улица ѕилота Ќестерова).

¬ его честь город ∆олква Ћьвовской области на ”краине некоторое врем€ носил название ЂЌестеровї.

≈го именем были названы улицы и переулки в разных городах: —анкт-ѕетербурге, √атчине, ћинске и Ќижнем Ќовгороде.

”становлены пам€тники в  иеве и Ќижнем Ќовгороде.

»м€ ЂЌестеровї присвоено астероиду є 3071.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11920
—аманта ‘окс
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12907
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru