Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕетр Ќестеров

   /   

Petr Nesterov

   /
             
‘отографи€ ѕетр Ќестеров (photo Petr Nesterov)
   

ƒень рождени€: 27.02.1887 года
ћесто рождени€: Ќиж. Ќовгород, –осси€
ƒата смерти: 26.08.1914 года
ћесто смерти:  иев, ”краина
¬озраст: 27 лет

√ражданство: –осси€

ѕетр Ќестеров. Ѕиографи€

јвтор фигуры высшего пилотажа 'ѕетл€ Ќестерова'. ѕогиб в воздушном бою, впервые применив таран.

„еловек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотировани€. Ќестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говор€ уже о его высказывани€х, что самолет может сделать в воздухе "мертвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Ёту инертность и косность можно было победить только на практике.

27.02.2023

ѕетр Ќиколаевич Ќестеров родилс€ 15 (27) феврал€ 1887 г. в семье офицера-воспитател€ Ќижегородского кадетского корпуса. ћатериальное положение Ќестеровых было весьма скромным. ¬скоре и этому благополучию пришел конец - умер отец. ѕотер€в кормильца, вдова ћаргарита ¬икторовна была вынуждена с четырьм€ детьми оставить казенную квартиру при кадетском корпусе и перебратьс€ во ¬довий дом (ныне здание общежити€ политехнического университета, пр. √агарина, д.2). ¬скоре семь€ переехала на частную квартиру.

ѕетр Ќестеров фотографи€
ѕетр Ќестеров фотографи€

26 августа 1897 г. ѕетра Ќестерова прин€ли в Ќижегородский кадетский корпус. ќн был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обостренным чувством прекрасного, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине.

ѕетр много читал. ≈го интересы были разнообразными. — увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешестви€х и мореплавани€х, о фантастических приключени€х и легендарных полководцах прошлого, много внимани€ удел€л точным наукам. ”чение давалось легко. ¬ выписке из аттестационного журнала за 1903 -1904 год говорилось: " адет 7 класса Ќестеров... обладает острым умом, любит математику, физику, черчение. „резвычайно настойчив в прин€тых решени€х, про€вл€ет динамический характер...  адет ѕетр Ќестеров - идеальный тип будущего офицера с €рко выраженными моральными качествами и храбростью, могущего увлечь за собой своих подчиненных в бою."

Ќа старших курсах ѕ.Ќестеров познакомилс€ с миловидной и веселой Ќадеждой √алецкой, ставшей потом верным спутником его непродолжительной жизни. ѕетр Ќиколаевич был прекрасным семь€нином, как об этом свидетельствует переписка супругов. ќн нежно любил детей и жену, с которой делил все свои печали и радости.

¬ 1904 г. ѕетр Ќестеров закончил  адетский корпус по 1-му разр€ду. ≈го в числе других шести выпускников направили дл€ продолжени€ учебы в ћихайловское артиллерийское училище. «десь он прошел хорошую теоретическую и практическую подготовку, ћного размышл€€ о будущей службе, он серьезно изучал опыт применеи€ артиллерии в период русско-€понской войны 1904-1905 гг. ¬ трудах и заботах два года пролетели незаметно, и после блест€ще сданных экзаменов подпоручик Ќестеров назначаетс€ в 9-ю ¬осточно-—ибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. ќт многих офицеров он выгодно отличалс€ не только познани€ми, но и своим отношением к подчиненным. ¬скоре артиллерийский расчет вышел в учебных стрельбах на первое место.

—лучай повернул судьбу ѕетра Ќиколаевича. ≈го внимание привлек аэростат, находившийс€ во ¬ладивостокской крепостной воздухоплавательной роте. ѕознакомившись с офицерами роты, Ќестеров высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта дл€ корректировани€ артиллерийской стрельбы. ќн добилс€ временного прикомандировани€ к наблюдательной станции воздуховлавательного парка и качестве артиллериста - наблюдател€ неоднократно поднималс€ на аэростате. ќднако воздухоплавательную роту расформировали, и Ќестеров был отозван в бригаду.

¬ 1910 году не обладавший крепким здоровьем ѕетр Ќиколаевич заболел и был переведен в  авказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим услови€м сроком на один год". ¬о ¬ладикавказе (г. ќрджоникидзе) Ќестеров познакомилс€ с јртемием  ацаном, пилотом-авиатором, построившим планер своей собственной конструкции. "ћое увлечение авиацией началось с 1910 года...-вспоминал потом ѕ.Ќ.Ќестеров. -я поставил себе задачу построить такой аппарат, движени€ которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчин€лись бы воле пилота. ћне казалось, что только соблюдение этих условий и только такой аппарат могут дать возможность человеку свободно парить. “олько тогда...авиаци€ из забавы и спорта превратитс€ в прочное и полезное приобретение человечества". ¬ то врем€ русские летчики летали в основном на французских машинах. ѕатриотическое чувство Ќестерова оскорбл€ла мысль о том, что царское военное ведомство поставило в зависимость от иностранных фирм самолетостроение. ќднако проект Ќестерова был отклонен главным инженерным управлением. Ёто не охладило пыл настойчивого поручика. ≈го решение стать летчиком и конструктором только окрепло.

¬ июле-августе 1911 г., наход€сь в отпуске в Ќижнем Ќовгороде, ѕетр Ќиколаевич познакомилс€ с учеником профессора Ќ.≈. ∆уковского - ѕетром ѕетровичем —околовым и вскоре стал членом Ќижегородского общества воздухоплавани€. ¬ сарае —околовых на ѕровиантской улице друзь€ построили планер. ћать ѕетра Ќиколаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41548
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13420
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9272
Ќадежда ћихалкова

ƒл€ испытаний выбрали поле за ѕетропавловским кладбищем (в районе нынешних улиц Ѕелинского и Ќевзоровых). «апустили планер с помощью лошади. ¬ телеге сидел —околов, держа веревку, прив€занную к планеру. Ћошадь разбежалась, и аппарат, набира€ скорость, вместе с испытателем подн€лс€ в воздух на 2-3 метра. "Ќижегородский листок" 3 августа 1911 г. отмечал, что "проба оказалась весьма удачной".

Ётот полет считаетс€ началом летной де€тельности ѕ.Ќ.Ќестерова. ¬последствии сам летчик отмечал: "ќчень при€тно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Ќ[ижегородском} ќ[бществе] воздухоплавани€". “аким образом, ѕ.Ќ. Ќестеров как летчик состо€лс€ на своей родине. «десь же он при помощи ѕ.Ќ.—околова и Ќижегородского общества воздухоплавани€ разработал проект своего второго самолета. 7 окт€бр€ 1911 г. ѕ.Ќ. Ќестеров поступает в ѕетербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. ќдновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. «а одиннадцать мес€цев, полагающихс€ на обучение, Ќестеров сумел достичь многого. „еловек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотировани€. Ќестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говор€ уже о его высказывани€х, что самолет может сделать в воздухе "мертвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Ёту инертность и косность можно было победить только на практике.

≈ще в период обучени€, 18 августа 1912 года, Ќестеров предприн€л тринадцатичасовой учебный полет на аэростате, пролетев 750 верст. ѕолет проходил на высоте 3400 метров. Ёто было серьезным достижением отечественного воздухоплавани€.

—вой первый самосто€тельный вылет на самолете Ќестеров осуществил 12 сент€бр€ того же 1912 года. —пуст€ 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а еще через неделю - на звание военного летчика.

¬ составе авиационного отр€да ѕ.Ќ. Ќестеров был переведен из ѕетербурга в ¬аршаву, где в но€бре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "ньюпорах" и зарекомендовал себ€ как летчик-экспериментатор. “ак, во врем€ одного из полетов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над ¬аршавой, чем "привел товарищей в трепет".

—тарые каноны пилотировани€ нарушались им неоднократно. Ќестеровска€ система планировани€ с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 €нвар€ 1913 г. избежать гибели, когда во врем€ очередного полета загорелс€ бензин в карбюраторе и мотор остановилс€. Ёто нагл€днее всего доказало летчикам и начальству превосходство нового метода управлени€ самолетом. ≈го первые в мире изыскани€ в технике маневрировани€ моноплана в горизонтальной плоскости, исследовани€ в осуществлении виражей заставили приглушить сомнени€ скептиков. ѕришло и первое признание. ¬ характеристике от €нвар€ 1913 г. говорилось: "ѕетр Ќестеров: летчик выдающийс€. “ехнически подготовлен отлично. Ёнергичный и дисциплинированный. Ќравственные качества очень хорошие..."

¬ мае 1913 г. ѕ.Ќ.Ќестеров был назначен в авиационный отр€д, формировавшийс€ в  иеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Ќачались дни и дела военного летчика, которые принесли ему мировую славу. ¬ июне его перевели в 11-й корпусный отр€д 3-й авиационной роты. «десь он временно исполн€л об€занности начальника, добивалс€ того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолета. Ћетчики занимались по составленной ѕ.Ќ.Ќестеровым программе.

“алант летчика и военного специалиста ѕ.Ќ. Ќестерова особенно про€вилс€ во врем€ первых в –оссии совместных учений авиации и артиллерии. Ѕыло сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами.

¬ то врем€ мир будоражили рекорды длительных перелетов. ” летчика созрела мысль совершить такой перелет в составе отр€да без вс€кой подготовки в услови€х, максимально приближенных к боевым. ѕерелет был осуществлен 10-11 августа 1913 года в составе трех самолетов по маршруту  иев -ќстер-  озелец- Ќежин-  иев. ќн был расценен как новое слово в военной практике. ¬ нестеровском эксперименте участвовал еще один нижегородец - выпускник  адетского корпуса ¬.ћ. “качев. ƒальние перелеты были осуществлены Ќестеровым впоследствии еще два раза, один из них был рекордным - за один день от  иева до √атчины.

Ћетчик не мог останавливатьс€ на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. ѕетр Ќиколаевич тренировалс€ в совершенствовании пилотировани€, в отработке крутых виражей, готов€сь осуществить "мертвую петлю". ќдолевали сомнени€ в надежности конструкции самолета, а главное - будет ли его эксперимент нагл€ден и пон€т товарищами по оружию. » вот пришла решимость. 27 августа 1913 г. нестеровский "ньюпор" вновь взмыл в небо. Ќабрав высоту 800-1000 метров, летчик, как €вствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. Ќа высоте около 600 метров мотор был включен, и самолет, послушный уверенным рукам пилота, устремилс€ вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. ћотор снова выключилс€, самолет выпр€милс€ и плавной, красивой спиралью благополучно приземлилс€.

ѕодвиг ѕ.Ќ.Ќестерова всколыхнул весь мир. ћногие посылали восторженные телеграммы. »з Ќижнего Ќовгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: " орпус восторженно приветствует своего славного питомца блест€щим успехом на гордость русской авиации".  иевское общество воздухоплавани€ присудило Ќестерову золотую медаль. Ќо военное начальство было категорически против "мертвой петли". —ам же пилот был уверен, что "фигурные полеты - это школа летчика". Ќесмотр€ на запрещени€, Ќестеров 31 марта 1914 г. повторил "мертвую петлю".

ѕ.Ќ.Ќестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, был произведен в штабс-капитаны, назначен начальником авиационного отр€да. –екорды продолжались. ¬ военных маневрах в сент€бре 1913 года ѕ.Ќ.Ќестеров осуществил первую в мире атаку самолета противника. ќн практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах дл€ ведени€ ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперени€ в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посв€тить себ€ конструированию самолетов. Ќо в июне 1914 г. началась война.

ќтчетливо понима€ империалистический характер войны, ѕ.Ќ.Ќестеров тем не менее как офицер должен был исполнить свой воинский долг перед –одиной.  роме всего прочего, перед ним открывались возможности в боевых услови€х проверить давно вынашиваемые идеи. ѕрактика войны подтвердила правильность многих их них. ќн и в боевых услови€х продолжал совершенствовать тактику ведени€ ночной разведки, искал новые способы боевого применени€ авиации, осуществл€л бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собъет аэроплан Ќестерова. –усский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного бо€, который, ввиду отсутстви€ в то врем€ на самолете пулемета, он усматривал в таране, причем непри€тельска€ машина должна быть сбита ударом сверху. ¬скоре Ќестеров осуществил этот прием на практике. 26 августа 1914 года прославленный ас в последний раз смело подн€л против непри€тел€ свой "моран". ћаленький моноплан Ќестерова выследил и настиг более мощный по величине и по скорости "альбатрос" врага. —видетель тарана писал: "Ќестеров зашел сзади, догнал врага и, как сокол бьет неуклюжую цаплю, так и он ударил противника". √ромоздкий "альбатрос" продолжал некоторое врем€ лететь, потом повалилс€ на левый бок и стремительно упал. Ќе спасс€ и ѕ.Ќ.Ќестеров.

≈го похоронили в г. иеве.

первый самолЄт в ¬итебске
—ергей 17.11.2010 01:49:24
¬ 2014 100 лет первой посадке в ¬итебске (Ќестеров- перелЄт  иев- ѕитер).  роме того городу 1040 лет, 80 открытию аэродрома, 220 созданию первой авиакомпании . ¬сех кому это интересно- прошу отозватьс€...

ќ  .».Ћазареве.
¬иктор ¬ладимирович 14.02.2014 09:55:10
 то знает о судьбе  .».Ћазарева,летавшем с ѕ.Ќ.Ќестеровым и подписавшим акт о гибели ѕетра Ќиколаевича,прошу убедительнейше сообщить!!!

–Ъ–∞—А—В–Њ–≥—А–∞—Д
–Ъ–∞—А—В–Њ–≥—А–∞—Д 01.09.2016 11:06:04
–екорды продолжались. ¬ военных маневрах —ент€бр€ 1913 года Ќестеров осуществил первую в мире атаку самолЄта противника.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12919
ƒональд ¬инникотт
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13420
Ќиколай »льин
”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10659
¬ладимир јсимов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru