Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”ль€на Ћопаткина

   /   

Uliyana Lopatkina

   /
             
‘отографи€ ”ль€на Ћопаткина (photo Uliyana Lopatkina)
   

ƒень рождени€: 23.10.1973 года
ћесто рождени€:  ерчь, ———–
¬озраст: 48 лет

√ражданство: ”краина

” станка

Ѕалерина

"¬се свое врем€ € отдаю работе. » считаю возможным приносить пользу отечеству именно в этой роли - роли балерины. Ѕыть полезной на своем месте", - сказала солистка ћариинского театра ”ль€на Ћопаткина в эксклюзивном интервью "»тогам".

28.04.2006

Ќе так давно солистка ћариинского театра ”ль€на Ћопаткина стала народной артисткой –оссии.  ажетс€, лишь этого звани€, формально - наивысшего, которого может быть удостоен человек творческой профессии, Ћопаткиной и не хватало. ѕотому как в сонм выдающихс€ балерин всех времен и народов поклонники и критики ввели ее уже больше дес€ти лет назад. » все возможные в балетном мире награды Ћопаткиной, никогда не измен€вшей своему родному дому, ћариинскому театру, уже вручены. Ќе исключено, что именно поэтому всегда закрыта€ и почти не дающа€ интервью балерина призналась "»тогам", что ей хотелось бы поработать в непривычных, может быть, даже экстремальных услови€х.

”ль€на Ћопаткина фотографи€
”ль€на Ћопаткина фотографи€

- ”ль€на, вас не т€готит роль примы?

- —амо это обозначение, прима-балерина, подразумевает определенный профессиональный уровень. » иную, чем у танцовщицы кордебалета, степень ответственности. ј если вы имеете в виду взаимоотношени€ внутри коллектива...  огда человек нормально воспринимает реальность и видит, что у солистов одна работа, у кордебалета - друга€, проблем не возникает. Ќет необходимости нав€зывать дружбу или общение. Ќужно просто уважать человека за то, как он выполн€ет свою работу.

-  акую партию вы мечтали бы исполнить, но сожалеете, что этого уже не произойдет?

- ƒаже не знаю. “ут дело не в возрасте, скорее в амплуа. я, например, сознательно отказываюсь танцевать јврору. ѕотому что € очень высока€, а в моем личном представлении эта героин€ более хрупка€ и миниатюрна€. Ќа самом деле на балетной сцене возраст артиста менее заметен, чем, скажем, в кино, где камера видит каждую морщинку. ¬ балете все-таки большее значение имеют профессиональна€ подготовка балерины, ее возможности.  ак танцовщица двигаетс€, как исполн€ет ту или иную партию, кака€ у нее пластика. √рим, рампа, оркестрова€ €ма позвол€ют сгладить возрастное несоответствие между артистом и персонажем, партию которого он исполн€ет. ќчень часто балерины танцуют ту же јврору или юную ƒжульетту в 30-35 лет, и это совершенно не отражаетс€ на спектакле.

-  ак долго вы планируете танцевать? „ей пример перед глазами - ћайи ѕлисецкой или, скажем, ушедшей в тень √реты √арбо?

- я бы не равн€лась на √рету √арбо и ћайю ћихайловну ѕлисецкую. ќни личности такого масштаба, что вправе делать собственный выбор. » его надо уважать. » потом, каждый должен жить своим умом. —егодн€, на мой взгл€д, рамки балетного рисунка значительно раздвинулись. ѕластика ушла вперед настолько, что современный танец сильно отличаетс€ от классического. “ем не менее скажу банальную вещь: балет - искусство движени€, очень необычна€ работа тела. ƒл€ того чтобы этим искусством заниматьс€, необходимо иметь сильное и здоровое тело. »менно оно выступает проводником души, служит инструментом хореографа. ƒругой вопрос, что сейчас существуют различные варианты пластических этюдов, исполн€емых под музыку. „то-то вроде синтеза танца, музыки и драмы - на мой взгл€д, особый, отдельный жанр искусства.

- “огда как вы считаетесь именно классической балериной.

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8890
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7788
≈катерина ћельник
Ћайонел  окс. Ѕиографи€
ѕосетило:2781
Ћайонел  окс

- ћне интересны и другие направлени€. ¬се дело в том, сколько такой интерес продлитс€. Ќе всегда после первого спектакл€ возникает потребность вернутьс€ к нему вновь, потребность увидеть его еще и еще раз. ѕотому что подчас создатели пытаютс€ привлечь зрител€ одной лишь оригинальностью постановки, ничем иным. „естно говор€, некоторые новые прочтени€ классических спектаклей вызывают у мен€ внутренний протест.

- Ќапример?

-  онкретные названи€ в голову что-то не приход€т. Ќу... Ќапример, когда пороки человечества попул€ризируютс€.  огда муссируют скользкие темы. Ќа мой взгл€д, это вульгарно и некрасиво. ¬озьмите то же самое "Ћебединое озеро": иногда этот спектакль используют дл€ освещени€ проблемы однополых отношений. “акое "оригинальное" решение сознательно разрушает наше представление об идеальных образах. Ќедавно € открыла справочник по эстетике: решила прочитать, что такое искусство. √овор€ своими словами - отображение нашего представлени€ об идеальных образах, тот идеал, к которому человек хотел бы стремитьс€.

- ѕростите, ”ль€на, это вы специально в справочник полезли?

- —лучайно получилось. я его просто листала. ¬сегда интересно поразмыслить над общеприн€тыми, но давно забытыми определени€ми. » над тем, как ты воспринимаешь их в данный конкретный момент жизни. —егодн€ искусство имеет несколько иной вид, чем раньше. ќно свободнее в своих высказывани€х. ” мен€ вызывает отторжение, когда мне предлагают обсуждать проблему полов, свод€ ее к каким-то животным инстинктам. я не против свободы выражени€, но смотреть такое не буду.

- » другим запретите?

- я считаю, что определенна€ цензура необходима. √лавный критерий - нравственность. ƒругое дело, что цензорами не всегда бывают люди истинно нравственные. „асто тот, кто наделен властью, не €вл€етс€ ни высокодуховным, ни пор€дочным и использует эту власть в своих интересах. ¬ результате благие помыслы извращаютс€. ” мен€ растет дочка, и мен€ пугает поток оформленной гр€зи, который везде и всюду - на афишах, в рекламе, на телевидении. Ќо € все-таки надеюсь, что пройдет врем€ вседозволенности.

- ј если вам самой предлагают поучаствовать в каком-то непривычном проекте?

- ≈сли предлагают участвовать в чем-то необычном, € стараюсь вникнуть во все детали, пон€ть, дл€ чего это делаетс€, что должно стать конечной целью. ѕотому что если € сама не буду верить в то, что танцую, на сцене неизбежно по€витс€ фальшь. ј ее от зрител€ не утаить.

- Ѕалет всегда был придворным искусством. ќщущаете это на себе?

- —егодн€ мы переживаем такие времена, когда больша€ часть людей, котора€ искренне любит и ценит балет, нуждаетс€ в нем как в виде искусства, к большому сожалению, лишена возможности посещать спектакли. ÷енова€ политика в театре идет в ногу со временем. ј врем€ диктует достаточно жесткие услови€ жизни. Ќынешн€€ публика очень разнообразна. » дело не в том, "придворный" балет или нет. “ак сложилось, что балет - искусство не дл€ всех. —кажем так: не все способны получать от него удовольствие.

- ¬се дело в уровне культуры или любовь к балету - врожденна€ привилеги€?

- Ќаверное, все дело во внутреннем уровне культуры. ¬ степени развити€ чувства прекрасного и в готовности души трудитьс€. ƒл€ того чтобы полюбить классическую музыку, необходимо развивать слух, умение слышать. » тогда, возможно, вам откроютс€ глубины, которые позвол€т пережить неизведанные ощущени€. “ак же и с балетом.

- ћуж (бизнесмен и литератор ¬ладимир  орнев. - "»тоги") посещает спектакли с вашим участием?

- ћы следим за творчеством друг друга. » когда его нет в зале, € переживаю, расстраиваюсь. Ќо это тема лична€, и обсуждать ее € не буду.

- јртисты - люди публичные.

- «а каждым человеком все равно остаетс€ право выбора.  то сказал, что мы, как роботы, должны делать одно и то же? ѕочему прима-балерина об€зана быть "дивой"?  аждый человек - индивидуальность. ≈сли у него голова на плечах, он такой, какой есть.

- јнастаси€ ¬олочкова тоже индивидуальность. ¬ам нравитс€, что во многом благодар€ именно ей балетное искусство стало еще одной темой желтой прессы?

- ѕовтор€ю: все люди разные, и каждый имеет право на собственный выбор.

- ¬олочкова - хороша€ балерина?

- я вам так скажу: чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно прийти в зал. ”видеть, как балерина работает, и решить, насколько она дл€ вас хороша. я не люблю оценивать кого-либо или что-либо в категори€х "плохой - хороший". „еловек должен сам определить, какой танец ему больше нравитс€.

- ¬ы читаете критику?

- ѕорой это бывает очень полезно - если критика конструктивна, она хорошо воздействует на рабочий процесс. я уважаю тех людей, которые умеют выдержать тон. » могут поспособствовать прогрессу в искусстве.

- ѕравда, что вы собираетесь играть в кино - в экранизации книги вашего мужа?

- Ќеправда. Ёто совсем друга€ професси€. “ем более что балет отнимает очень много сил и энергии: нужно быть ёлием ÷езарем, чтобы успевать и то и другое. »ли иметь огромную смелость.

- ¬ы трусиха?

- я балерина, училась этому восемь лет. ѕотом, уже в театре, продолжала набиратьс€ опыта, знаний, расшир€ла свой кругозор. Ѕалетный век очень короток, поэтому € хочу танцевать сколько возможно.

- ¬ ћариинском театре? —только лет - и все на одном месте. Ќе скучно?

- ≈сли говорить вашими словами - нет, не скучно. ’от€ не скрою: в сегодн€шней театральной атмосфере мне не хватает творческого горени€, радости от работы. ≈сть хороша€ загруженность - € не имею в виду, что умираю от усталости и света белого не вижу. —олисты всегда танцуют реже, чем кордебалет. Ќо хочетс€ работать так, чтобы обо всем забыть. Ёто не получаетс€: порой не хватает времени, порой - заинтересованности партнеров. я очень скучаю по какой-то энергии, по гор€щим глазам, по увлеченности на лицах.

- ћожет, помен€ть театр?

- ”йти просто ради того, чтобы уйти? я не вижу смысла совершать какие-то кардинальные изменени€, предпринимать шаги, которые могут сломать судьбу. ≈сли чувствуешь, что должен что-то совершить, - делай. ≈сли сомневаешьс€ - подумай еще раз.

- Ќе боитесь, что когда-нибудь будете сожалеть об упущенных возможност€х, о несвершившемс€?

- ѕоживем - увидим. ¬ данный момент мне нравитс€ работать в ћариинском театре, танцевать спектакли, ездить на краткосрочные гастроли. ¬озможно, завтра мне понравитс€ приглашение в какую-либо другую труппу. ¬прочем, сегодн€ мне хотелось бы поработать в несколько других услови€х. ћожет быть, более экстремальных - в непривычной атмосфере, с незнакомыми людьми, преодолева€ трудности. ѕо новому графику, который позволил бы существовать в другом русле. » достичь результатов, тебе самой даже неведомых.  огда по€вл€ютс€ возможности что-то изменить, € ими пользуюсь. Ќо по характеру € человек, который не будет искать приключений на свою голову. ¬озможно, такой у мен€ темпоритм: в первую очередь сделать то, что об€зан, что необходимо в реальной завтрашней и послезавтрашней жизни. » сделать как следует.

- „то вы сейчас об€заны сделать как следует?

- —пектакли, которые назначены. ѕри этом в промежутках € еще должна успеть пообщатьс€ с дочерью, с семьей. Ёто наиболее важное мое дело, к сожалению, пока € не успеваю делать его так, как хотелось бы. ќчень сокрушаюсь из-за этого.

- ¬аше им€ пытались когда-нибудь использовать? Ќапример, в политических цел€х?

- —лишком расплывчатый вопрос. ≈сли вы о политике, то ни в какие партии € не вступала и вступать не собираюсь. ѕолитика - ина€ професси€ и с творческими професси€ми не всегда сочетаетс€.

- ј если речь не о профессии, а о гражданской позиции?

- ¬се свое врем€ € отдаю работе. » считаю возможным приносить пользу отечеству именно в этой роли - роли балерины. Ѕыть полезной на своем месте.

- Ќасколько € знаю, вы человек воцерковленный? »ли это неприличный вопрос?

- Ќет - приличный. я православна€ христианка.

- ¬ас не смущает, что многие века артистов запрещали хоронить на кладбище?

- Ќа данный момент такой проблемы не существует. јртистическа€ среда настолько разнообразна! ¬ сегодн€шнем искусстве существует и высокое, и низкое.

- ј как вам носитс€ титул "Ѕожественна€"?

- Ќе € же его себе присваивала. Ёто как раз относитс€ к разр€ду испытаний. Ќе добавл€ет ни здоровь€, ни вдохновени€. Ћишь усиливает степень твоей ответственности.

» Ё“ќ ¬—≈ ќ Ќ≈…

Ѕольшой батман

”ль€на Ћопаткина по праву считаетс€ королевой русского балета. –одилась она в  ерчи, училась в Ћенинграде, в јкадемии русского балета им. ј. я. ¬агановой, в классе легендарной Ќатальи ƒудинской. —вою первую награду - Vaganova-Prix - ”ль€на получила еще студенткой, в 1990 году.

ѕо окончании училища Ћопаткина была прин€та в ћариинский театр и несколько лет протанцевала в кордебалете. ≈е первыми сольными парти€ми стали ”лична€ танцовщица в "ƒон  ихоте" и ћирта в "∆изели". ѕосле дебюта в "Ћебедином озере" и "Ѕа€дерке" Ћопаткину признали лидером труппы. ј крупнейшей современной балериной Ћопаткину объ€вили в 1998-м, когда проходили обменные гастроли ћариинского и Ѕольшого театров. ¬скоре с этим мнением согласилс€ и весь остальной мир.

¬ репертуаре Ћопаткиной - более дес€тка ведущих ролей, среди которых ќдетта-ќдилли€ в "Ћебедином озере", ћирта и ∆изель в "∆изели", ‘е€ —ирени в "—п€щей красавице", Ќики€ в "Ѕа€дерке", ћедора в " орсаре", ћехменэ Ѕану в "Ћегенде о любви", а также сольные партии в балетах Ѕаланчина, ‘орсайта, Ќоймаейра, –атманского. Ћопаткина - лауреат премий "«олотой софит", "«олота€ маска", "Ѕожественна€", "Ѕалтика", Evening Standard, "“риумф", √осударственной премии –оссии.

ѕрима-балерина ћариинского театра, ”ль€на отличаетс€ уникальной работоспособностью и склонностью к перфекционизму. √овор€т, несмотр€ на звездный статус, она скромна и неприхотлива: уже будучи знаменитой, продолжала жить в общежитии. ≈ще говор€т, что всегда была религиозна. ≈сть даже легенда, по которой в первые годы работы в театре Ћопаткина в перерывах между выходами в "двойках" и "четверках" посто€нно читала одну и ту же книжку - "∆ити€ св€тых". ¬ зените своей славы ”ль€на Ћопаткина оставила сцену почти на три года: вначале перерыв в работе был св€зан с полученной травмой, затем - с рождением дочери ћаши. ќднако в 2003 году Ћопаткина вернулась в театр, и ее звезда заси€ла вновь.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7526
¬иктор Ћ€гин
ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10096
≈лена —оловей
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13719
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru