День рождения: 23.10.1973 года
Место рождения: Керчь, СССР
Возраст: 48 лет
Гражданство: Украина
Жизнь в настоящем
Балерина
26 июня почитатели иконы русского балета Ульяны Лопаткиной соберутся в Мариинском театре. В программе гала-концерта - "Кармен-сюита" и "Бриллианты". Перед выступлением в Петербурге прима-балерина побывала во Франции, где с ней встретился корреспондент "Известий" в Париже.
известия: Ваш спектакль в Версале был посвящен трем великим балеринам - Павловой, Улановой и Плисецкой. Вы считаете себя их наследницей?
Ульяна Лопаткина фотография
-ульяна лопаткина: Думаю, этот вопрос лучше задать зрителям и балетоведам. Я считаю своим долгом продолжать их направление в искусстве, в котором сочетаются свобода творчества и уважение к традициям.
-лопаткина: У меня есть вещи Галины Сергеевны, которые мне достались в память о ней. Но не лично из ее рук, а благодаря любившим ее людям, очень почитавшим ее творчество. Они были переданы мне после ее смерти.
и: Со времен Улановой, на ваш взгляд, в области балета мы впереди планеты всей или утратили свои позиции?
-лопаткина: Я всегда настороженно относилась к этой фразе как к слишком самоуверенному заявлению. "Впереди планеты всей" вообще сложно быть. Да и что такое впереди? По каким критериям оценивать? Нет общих законов определения первенства в творчестве. Я считаю, что нужно быть высокопрофессиональным и свободным артистом, а стремление к первенству не должно быть единственной целью.
и: Когда вы выступали в Версале, одновременно с вами в парижском "Театр де ля Виль" танцевал Михаил Барышников. Вам так и не удалось пересечься?
-лопаткина: К сожалению, до сих пор нет. Как я, так и Михаил Николаевич во Франции были не на отдыхе...
Лучшие дня
Мебель становится... быстрее Посетило:7802
'Лучко – тургеневская героиня' Посетило:6380
Выдающийся дирижер всех времен Посетило:4263
и: Вы можете вообразить себя на сцене с Барышниковым?
-лопаткина: Это был бы очень интересный опыт. Не представляю, как бы у нас получилось. Но желание есть.
и: Вы довольны недавней премьерой "Анны Карениной" в постановке Алексея Ратманского на сцене Мариинки?
-лопаткина: Мне было интересно и работать, и танцевать.
и: И какая она, ваша Анна? Как у Толстого?
-лопаткина: Нет, конечно. Балетное действие, разумеется, отличается от романа. Оно более лаконично, несет эмоциональный оттенок музыки. Балет самостоятелен. У него другая форма изложения, от которой зависит и образ героини. Сравнивать, на мой взгляд, нельзя.
и: Вы храните верность Мариинке. Не было ли искушения перебраться в Большой театр или в западную труппу?
-лопаткина: Да, я храню верность Мариинке, а все остальное оставлю "за кадром".
и: Французские балетоманы считают, что вы являете собой квинтэссенцию Мариинского балета.
-лопаткина: Действительно, мне очень близок стиль петербургского балета в его разные периоды. Поэтому меня, наверное, и называют "квинтэссенцией", хотя это очень сложная формулировка. Но мне лестно услышать такую оценку своего труда. Вообще считается, что особый стиль присущ многим направлениям искусства в Петербурге.
и: Вас называют "великой", "божественной", "иконой русского балета". Вас это не смущает?
-лопаткина: Такие оценки побуждают поднять планку профессионального уровня и ставить новые цели. Завышенная оценка стимулирует требования по отношению к самой себе. Она не дает возможности успокаиваться и заставляет работать так же серьезно, как в начале пути, когда тебе казалось, что ты ничего не умеешь. Нельзя почивать на лаврах и останавливаться в своем развитии. Очень стимулирует и то, что в балете век короткий.
и: Дягилев требовал от своих артистов, чтобы они его удивляли. Вас саму сегодня что-то удивляет в балете?
-лопаткина: Меня до сих пор удивляет то, как танцовщики владеют своим телом. Удивляют возможности человека выразить неповторимые ощущения, которые я могу испытать только в балете. Я имею в виду сочетание рисунка тела и эмоций.
и: В чем магия балета и балерин, которыми увлекались самые просвещенные умы России во главе с Пушкиным?
-лопаткина: Магия танца уникальна и неповторима. А магия балерины зависит от ее личности.
и: Наша консервативная публика по-прежнему скорее отторгает современный балет...
-лопаткина: Российская публика, действительно, консервативна. Но это не значит, что она не способна воспринимать современный балет. Наш зритель ищет аналогий с собственными переживаниями в жизни. И если находит такие эмоции в современном танце, то он становится ему понятен, интересен, необходим.
и: Не останется ли "Лебединое озеро" нашим брендом еще лет на сто?
-лопаткина: Поживем - увидим. Пока не могу сказать ни да, ни нет. Очень любопытно наблюдать за тем, как развиваются взаимоотношения общества и балета.
и: Какие новые партии вы готовите?
-лопаткина: Только что прошла премьера "Анны Карениной". Следующий сезон покажет, что нового ждет театр и меня. Я склонна говорить о том, что уже произошло, а не о том, что будет.
и: С кем из хореографов вам хотелось бы поработать?
-лопаткина: Со многими, но раскрывать свои тайны я не буду.
и: Знаменитый американский хореограф Уильям Форсайт говорит, что ему нужны такие танцовщики, которые могут вместе с ним прыгнуть со скалы в пропасть. Вы готовы на это с постановщиком, которого очень цените?
-лопаткина: Хореограф прав, требуя подобного отношения к творческому процессу. Для наилучшего результата было бы замечательно, если бы артист мог прыгнуть в пропасть вместе с постановщиком. Хотя в этом есть определенное самоотречение от собственного видения балета. Но поскольку танцовщик служит чаще всего материалом для скульптора-хореографа, то иногда необходимо прыгнуть вместе, не зная, что тебя ждет внизу.
и: Нужна ли одержимость в искусстве?
-лопаткина: Я не готова всем пожертвовать и принести все на эфемерный алтарь искусства. Отношение к профессии, к творчеству должно быть предельно честным. Но человеческая жизнь складывается из многих составляющих. И иногда то, что происходит в жизни артиста за пределами театра, - важная часть того, что произойдет с ним на сцене. Не все способны работать в театре, только основываясь на собственном воображении.
и: А я-то считал, что в театре не работают, а творят...
-лопаткина: Бесспорно, вам, как зрителю, не должно быть известно, что в театре работают. Это одна из профессиональных тайн, некий парадокс - работать в творчестве. Непростое сочетание.
и: Испытываете ли вы на сцене состояние эйфории?
-лопаткина: Я понимаю такое состояние по-своему: забыть про все и отдаться процессу, в котором ты не помнишь ни себя, ни самого процесса. Но балетное искусство часто требует очень точной техники воспроизведения рисунка танца. Поэтому полностью забыться мне удавалось лишь в какие-то доли секунды. Балет не спорт и не предельное вдохновение, которое исключает расчет. Надо найти золотую середину.
и: Эротизм в балете, по вашим словам, вы трактуете эстетически.
-лопаткина: Я подразумеваю эстетику в естественной красоте тела. Это некая недосказанность, которая дает зрителю возможность дочувствовать, домыслить, довообразить. Это сохранение таинственности в обычных, понятных вещах.
и: Вы человек верующий?
-лопаткина: Да. Но вера - это область личного пространства.
и: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Так начинается роман "Анна Каренина". В чем оно для вас - семейное счастье?
-лопаткина: Во взаимности, наверное. Ну, а вообще счастье - в любви. А любовь очень многогранна. Тепло, доброта душевная, взаимопомощь.
и: Ходит ли на спектакли ваша 8-летняя дочь Маша? Она вами восхищается?
-лопаткина: Она выражает эмоции, как ребенок.
и: Вы представляете ее на балетной сцене?
-лопаткина: Мне бы не хотелось навязывать другому человеку свой путь.
и: Но это все-таки ваша дочь.
-лопаткина: Да, но это другой человек. Она не повторение моей личности.
и: Уже несколько лет вас прочат в худруки балетной труппы Мариинки. Обычно вы уходите от ответа на этот вопрос.
-лопаткина: Я бы ответила на этот вопрос так. Мне интересна моя профессия, которая занимает у меня достаточно много времени. Что будет в дальнейшем? Я предпочитаю говорить не о будущем, а о том, что сейчас происходит в моей жизни. Обсуждать предполагаемые события я считаю преждевременным. В настоящее время я занята тем, что актуально для меня сейчас.
и: Вы видите себя в роли хореографа или педагога?
-лопаткина: И это не исключено, как любые пути, которые продолжают профессию танцовщицы.
и: Политическая карьера вас не привлекает?
-лопаткина: Политики я пока сторонюсь.
и: Какова программа вашего вечера, который состоится 26 июня в Мариинке?
-лопаткина: "Кармен-сюита" в постановке Альберто Алонсо и "Бриллианты" на музыку Чайковского из балета "Драгоценности" Баланчина.