Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”ль€на Ћопаткина

   /   

Uliyana Lopatkina

   /
             
‘отографи€ ”ль€на Ћопаткина (photo Uliyana Lopatkina)
   

ƒень рождени€: 23.10.1973 года
ћесто рождени€:  ерчь, ———–
¬озраст: 48 лет

√ражданство: ”краина

Ќа сцене € будто под прицелом снайпера

Ѕалерина

¬ четверг в ѕетербурге одновременно открываетс€ два крупных балетных меропри€ти€: ежегодный фестиваль ћариинский и относительно новый Dance Open. ¬ обоих фестивал€х принимает самое активное участие прима-балерина ћариинского театра, звезда мирового балета ”ль€на Ћопаткина. Ќа сцене ћариинского запланирован ее бенефис, а в программу Dance Open включен ее мастер-класс.

25.03.2005

- √лавный повод дл€ нашей беседы Ц открытие второго фестивал€ Dance Open. ƒл€ чего и дл€ кого он проводитс€, какое именно участие в нем примете вы?

”ль€на Ћопаткина фотографи€
”ль€на Ћопаткина фотографи€

- «адача Ц расширить рамки общени€ людей, люб€щих и почитающих балетное искусство. Ќа фестивале смогут встретитьс€ те, кто цен€т русскую культуру, архитектуру, живопись Ц все, что сконцентрировано у нас в ѕетербурге. ћне предложили участие в Dance Open, и € согласилась провести на нем свой первый в –оссии мастер-класс. ћне импонирует это начинание: фестиваль не выдвигает €рких лозунгов, а главна€ его иде€, как € пон€ла, Ц это иде€ неформального общени€.

- Danсe Open позиционирует себ€ как фестиваль дл€ профессионалов. «начит, круг общени€ ограничитс€ теми людьми, которые занимаютс€ балетом?

”ль€на Ћопаткина фотографи€
”ль€на Ћопаткина фотографи€

- Ќе совсем так. Ќасто€щий балетный профессиональный фестиваль Ц это ћариинский, который проходит в ѕетербурге в те же дни. Ќа него созываютс€ самые крупные звезды мирового балета. ѕриглашенных в этом году очень много, хот€ далеко не все могут приехать по причине огромной зан€тости. Ќо у нас на фестивале ћариинский танцевали выдающиес€ личности балетного мира, такие как ћанюэль Ћегри, јньез Ћетестю, ¬ладимир ћалахов, —ильви √иллем. „то до фестивал€ Dance Open, то это меропри€тие скорее ознакомительное, попул€ризаторское. ќно дает возможность и профессионалам, и просто любител€м балета из ближнего и дальнего зарубежь€ приехать в –оссию. ”никальность Dance Open в том, что здесь люди, которые люб€т балет, могут не просто созерцать артистов на сцене, а сами попробовать балетные движени€, познать возможности своего тела, ощутить во всей полноте, что такое матери€ балета и балетный труд. ѕомучитьс€ за станком, потрудитьс€, чтобы пон€ть, как это делаетс€?

¬ прошлый раз мне не удалось посетить мастер-классы Dance Open: зан€тость очень больша€ и приходитс€ иногда пропускать интересные вещи, происход€щие в ѕетербурге. Ќо € рада, что фестиваль расшир€ет рамки в сторону неформального творческого общени€ людей. ” нас в –оссии очень закрытые профессиональные сообщества, извне в них не проникнуть. –осси€ вообще по сию пору остаетс€ закрытой страной, здесь очень мало возможностей дл€ творческого межнационального обмена, дл€ проведени€ фестивалей.

- ћастер-классы вообще предполагают относительно узкий круг участников и проход€т в небольших балетных классахЕ

- ƒолжна подчеркнуть: € впервые участвую в фестивале Dance Open. », как € понимаю, в нем могут попробовать себ€ те люди, которые никогда не будут приглашены в ћариинский театр танцевать Ѕа€дерку. Ќе звезды балета. Dance Open - более демократична€, более открыта€ структура. ќна доступнее люд€м с разным уровнем профессионализма. Ёти люди при обычных обсто€тельствах никогда не смогут попасть в балетный класс ћариинского театра. ј на Dance Open они смогут позаниматьс€ в классе, например, профессора √еннади€ Ќаумовича —елюцкого.

-  ак вы будете строить свой мастер-класс, на каком материале? „то припасено дл€ показа?

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8878
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7787
≈катерина ћельник
Ћайонел  окс. Ѕиографи€
ѕосетило:2771
Ћайонел  окс

- ¬ –оссии возможность провести мастер-класс у мен€ впервые. ѕотому € и согласилась - мне очень интересно. я профессионально занимаюсь балетом уже двенадцать лет. ѕрошла путь от кордебалета к корифейкам, затем Ц к солисткам и, наконец, к приме-балерине. ¬с€ мо€ жизнь св€зана с балетом, начина€ с дес€тилетнего возраста. » дл€ мен€ альфой и омегой профессии остаетс€ балетный класс. ≈го еще иногда называют уроком.  ласс Ц пон€тие широкое. ≈сть класс как фундамент балетного обучени€, где усваиваютс€ основные движени€. ј есть класс Ц важное начало каждого дн€, от которого зависит, насколько удачно пройдет твой день. “ак как наша професси€ св€зана с большими физическими нагрузками, правильно выстроенный класс либо лечит, либо тренирует, либо настраивает тело на нагрузки, на физическую работу: все зависит от цели конкретного класса.  ласс Ц это жизненно важна€ часть дн€ балетного танцовщика. ќдин-полтора часа утром у станка Ц самое важное врем€ в предсто€щей работе. » потому € к классу отношусь очень трепетно, серьезно. ќпыт показывает, что можно выйти с урока абсолютно разрушенной, с ощущением, что нужно бросать профессию. ј можно прийти утром с неход€чими ногами (есть такой термин), а уйти с урока окрыленным, как птица, и м€гким, как кошка.

ѕока € не продумывала детально план зан€ти€, у мен€ нет стройных комбинаций, а только обща€ иде€ движени€. »де€ такова: класс, настраивающий на работу, класс перед репетицией, не учебный, а именно театральный класс. ¬едь класс в јкадемии ¬агановой или в любой другой балетной школе существенно отличен от класса в профессиональном театре. “ам артисты готов€т свое тело к работе на сцене, а в школе класс имеет оттенок обучени€, тренировки.

¬виду того, что сейчас середина сезона и € много зан€та на работе в театре, €, наверное, не буду много теоретизировать, а возьму момент из моей собственной жизни, из практики. “о, что оба фестивал€ проход€т примерно в одно врем€, даст возможность слушател€м мастер-классов посмотреть спектакли фестивал€ ћариинский - это тоже больша€ школа дл€ приехавших в ѕетербург балетоманов.

- ¬ программе большого фестивал€ значитс€ ваш бенефис. Ќе могли бы вы рассказать о нем?

- »де€ бенефиса возникла в фестивальном контексте Ц три концерта как визитные карточки трех балерин: ƒианы ¬ишневой, ƒарьи ѕавленко и мо€.  аждой даетс€ вечер. Ќе подумайте, что это итог творческой де€тельности. —лово бенефис обычно так и воспринимаетс€ и звучит, конечно, очень пафосно. Ќет, это своеобразна€ картинна€ галере€, в которой выставл€ютс€ портреты трех балерин. ќчень трудно сделать программу бенефиса интересной и разнообразной. Ќеобходимо как-то скомпоновать фрагменты из разных спектаклей и при этом следить, чтобы не было монотонии, чтобы зритель не утомилс€ однообразием классического репертуара.  роме того, в классических балетах очень мало внутренне законченных эпизодов.  ак правило, действие влечет танец вперед, сцены перетекают друг в друга, и найти цезуру очень сложно. ” нас ведь идут в основном полнометражные трехактные спектакли - с сюжетом, зав€зкой, развитием, кульминацией и разв€зкой. » вырывать из контекста какой-либо акт Ц это лишать хореографический фрагмент полноты и целостности содержани€. „асто бывает, что тот или иной фрагмент Ц из Ћебединого озера, из Ѕа€дерки или ƒон  ихота, - вырванный из контекста спектакл€, производит совсем не то впечатление.

- ќднако искушенна€ публика, не раз видевша€ классические спектакли, может достроить контекстЕ

-   сожалению, времена теперь такие, что искушенна€ публика не всегда может попасть на спектакль ввиду высоких цен на билеты. »скушенные люди, люб€щие балет, понимающие его, конечно, вид€т каждый нюанс исполнени€ и в состо€нии оценить разницу трактовок у разных танцовщиков. Ќо, как правило, именно така€ публика не имеет средств, чтобы попасть в театр.

- Ќо в ћариинском театре цены на билеты вдвое меньше, чем в ЅольшомЕ

- Ќо и жизнь в ѕетербурге несколько ина€, чем в ћоскве, не правда ли? » потом, везде одна тенденци€: во всех театрах билеты на интересные постановки сто€т дорого. —ейчас в театр приход€т люди, дл€ которых многое непон€тно в балете, особенно вырванное из контекста.

- ј как вы относитесь к неадекватной реакции зала?  огда, например, хлопают не там, где надо?

- ƒаже искушенна€ публика, бывает, хлопает не там, где надо, ослабл€€ тем самым накал событий, происход€щих на сцене. Ќапример, когда по€вл€етс€ ќдетта и в полной тишине раскрываетс€, как цветок, превраща€сь в полуженщину-полулебед€, зритель считает возможным аплодировать в этот момент. ’от€ реакци€ зала в разных странах Ц разна€. «рители в ≈вропе могут просидеть молча до конца акта или всего балета, и только потом ты услышишь их насто€щую реакцию. “о есть они смотр€т балет, как кинофильм. ј у нас считаетс€ об€зательным реагировать на какие-то виртуозные достижени€. Ќаша публика и европейска€ очень разн€тс€ по темпераменту.

- ј как вы относитесь к клаке?

- » по-человечески, и по профессиональным соображени€м € против этого. Ќо нужно различать: есть люди специально приглашенные, нан€тые Ц и добровольцы, обычные зрители. » они реагируют так, как считают нужным: хлопают, завод€т зал. Ќо вообще-то негативно отношусь к такой агрессивной форме реакции на спектакль, потому что в этом есть какое-то нав€зывание своего мнени€.

„естна€, искренн€€ реакци€ на танец Ц это нормально. Ќе нравитс€ человеку Ц он встал и ушел. Ќравитс€ Ц аплодирует.

- ¬аши выступлени€ все-таки чаще вызывают восторги.

- ќставим это. Ѕывают и восторги, бывает и негативна€ реакци€.

-  огда вы по€вл€етесь на сцене, глаз отвести невозможно.  ак вы добиваетесь этого?

- Ќе знаю. Ќо € рада слышать это. ≈сли захочешь добитьс€ этого специально Ц держать зал в посто€нном внимании и напр€жении, ведь не получитс€. “ак можно получить разрыв сердца, если задашьс€ целью удержать зрител€ любой ценой.

Ёто не свойство и не способность артиста - это прежде всего, думаю, атмосфера спектакл€. » внутренн€€ концентраци€ артиста на какой-то идее.  огда человек с головой окунаетс€ в музыку, в характер того геро€, которого танцует, или в философию спектакл€, он обретает особенную пластику своего геро€, и тогда происход€щее на сцене прит€гивает зал. ј значит, артисту удалось копнуть глубже, чем просто сделать красивую позу, добитьс€ красивого рисунка танца. ’от€ и сам рисунок танца бывает прит€гателен, если, конечно, в балете нет содержани€. √лавное Ц удаетс€ ли тебе передать содержательность партии. ƒл€ этого нужна особа€ степень концентрации на сцене и колоссальна€ предшествующа€ работа над ролью в репетиционном зале. ќстальное Ц побочный эффект.

- ¬ последнее врем€ вы стали выступать чаще на родной сцене и довольно много - в классических балетах.  ака€ из последних партий вам запомнилась?

- Ќедавно станцевала в ЂЋегенде о любвиї партию ћехменэ Ѕану.

- Ёто сложный характерЕ

- Ётим он и интересен. ѕарти€ поставлена √ригоровичем очень подробно. “ам чрезвычайно насыщенный балетный текст, с особым €зыком символов. ≈сли сравнивать балет с драмой, то в этом хореографическом тексте масса именно драматических нюансов. ≈го интересно учить, интересно исполн€ть. Ќе нужно заполн€ть паузы своими переживани€ми, придумывать свои нюансы дл€ давно известных движений, взмахов, поворотов. ¬ партии ћехменэ так много характерных, говор€щих движений, что только вложи душу и внимательность Ц и все заиграет.

- √де вы чувствуете себ€ более комфортно - на сцене ћариинского театра или на гастрол€х? ¬ы вообще любите выезжать?

- ƒа, люблю. Ќа гастрол€х с мен€ спадает кака€-то т€жесть, наверное, это т€жесть ответственности. Ѕудто с мен€ сн€ли какой-то груз. ¬ыход€ на сцену в јмерике, ты чувствуешь, что зритель теб€ любит, почти не зна€. “ам он, приход€ на спектакль, часто не догадываетс€, кто ты и что ты, поэтому там выступать легче.

- “о есть там вы не скованы бо€знью не оправдать чьих-то ожиданий?

- ”дивл€ть всегда было непростой задачей. Ќо что значит лучше или хуже? Ёто вопрос сложный. ћое собственное отношение к танцу мен€етс€ со временем. » пон€ть, в какую сторону, иногда сложно. ћожно танцевать виртуозно, чисто, красиво Ц и бессмысленно. Ќо мне лично танцевать на сцене  овент-√ардена в Ћондоне легче, чем танцевать здесь мой собственный спектакль. “ам Ц гастроли ћариинского театра, и ты выступаешь в контексте гастролей. –€дом с тобою, бок о бок, танцуют коллеги, и все мы заодно, делаем наше общее дело. «десь же мы дома и все рассредоточены - каждый на своем месте. Ќа сцене чувствуешь себ€ как в поле, несмотр€ на то, что ты не один. ќщущение такое, будто ты под прицелом снайпера. —цена ћариинского театра очень трудна€, так же, кстати, как и Ѕольшого. ѕотому что тут прицел есть. Ќе только у знатоков и профессионалов, но даже у зрителей.

- ћен€етс€ ли ваше отношение к парти€м, развиваетс€ ли образ с течением времени?

- ƒа, думаю, театральный образ мен€етс€ вместе с человеком. ќбраз, мне кажетс€, не может жить своей жизнью, ведь в нем про€вл€етс€ работа твоей души и тела. ј ты - носитель этой души и этого тела. ќт человека зависит, что он в него вложит или не вложит. ∆изненные обсто€тельства артиста тоже вли€ют на образ.

- ” вас была пауза в карьере, вызванна€ семейными обсто€тельствами. ¬ы вышли замуж, родили ребенка. »зменилс€ ли ваш эмоциональный строй после того, как вы стали матерью?

-  онечно. ћое мироощущение заметно обогатилось. –амки словно раздвинулись, расширились. » професси€ мо€ зазвучала иначе - она зан€ла какую-то иную позицию в моей жизни. Ќе скажу, что она отошла на второй план, не скажу, что стала еще важнееЕ ѕросто она зан€ла другое место, по€вилось соотношение материнство Ц професси€. –аньше была только професси€, и все свободное врем€ было подчинено ей. —ейчас все иначе: професси€, ребенок, семь€ важны дл€ мен€ в равной степени.

-  ак сейчас живет ваша семь€?

- ƒочка, слава богу, растет, ей скоро три года. я посто€нно сокрушаюсь, что мо€ професси€ отнимает у мен€ времени и сил, отбирает мен€ от семьи. »меть семью Ц непроста€ задача дл€ балерины, и потому балерине, конечно, нужна надо быть р€дом, чаще бывать дома. » мужу, к сожалению, не хватает моего внимани€. –асход физической и душевной энергии у балерины колоссальный. —колько сил уходит за один спектакль, может пон€ть только человек, который видел теб€ в работе и вне ее, в отпуске например.  огда ты, устала€, приходишь со спектакл€, эта разница ощутима только на уровне плечо к плечу. ѕочувствовать и пон€ть это можно только в процессе совместной жизни.

- Ќо ваш муж ведь понимает?

- ƒа, он понимает, он видит это. Ёто заметно, знаете ли, когда у человека нет сил даже разговаривать.

- „ем занимаетс€ ваш муж? я слышала, он писатель?

- ƒа, это один из его родов де€тельности. ѕо образованию он архитектор-художник. —ейчас руководит филиалом французской строительной фирмы, а недостаток творчества в сегодн€шней жизни компенсирует увлечением литературой. ѕредпочитает писать романы, где любовь перемешана с мистикой. ” него вышло уже две книги, готовитс€ к изданию треть€. ѕисательский труд Ц тоже дело непростое.

- ј кто сидит с девочкой?

- ћои родители. ќни очень мне помогают.

- ¬ы учились в јкадемии ¬агановой у ƒудинской.  ак проходило ваше становление? ѕуть был тернистым?

-  онечно. ќн и сейчас тернист, только тернии приобрели другой вид. ¬ каждом возрасте Ц свои трудности. » в школе были трудности, и в театреЕ  огда идешь от простого к сложному, пробуешь действительно серьезные вещи, прикасаешьс€ к шедеврам, всегда ощущаешь свое несовершенство, неподготовленность. Ўаг за шагом осваиваешь какие-то вершины, малые и большие.

- ¬ы Ц перфекционистка?

- Ќет, € просто считаю, что человек должен работать честно. ќн должен к этой честности хот€ бы стремитьс€. Ќужна добросовестность в каждом деле. ≈сли даже ты понимаешь, что твои возможности ограничены или ты не готов, а тебе предстоит спектакль. ¬се равно ты должен выйти на сцену и вынести свою работу на суд зрителей. “акова уж наша професси€. ћногие говор€т, что жизнь Ц это театр, что человек все врем€ что-то из себ€ изображает... «десь это работа.  ак во вс€кой работе, в ней есть свои жесткие услови€ и правила. ≈сли назначен спектакль, то все, что у теб€ на данный момент есть: опыт, знани€, силы, эмоции, ты должен бросить на сцену. » сделать свою работу настолько хорошо, насколько ты можешь сегодн€, сейчас. ћожет, сегодн€ ты больше не можешь дать, а года через два-три сможешь намного больше. Ќо выкладыватьс€ надо всегда по максимуму, во вс€ком случае, стремитьс€ к этому. ѕоэтому Ц нет, € не перфекционистка. »деального исполнени€, мне кажетс€, не существует, потому что идеал у каждого свой, но к нему жизненно необходимо стремитьс€. “огда твой идеал будет отодвигатьс€ все выше и выше, а ты будешь идти к нему.

Ѕожество из  ерчи

”ль€на Ћопаткина родилась в  ерчи в 1973 году, а в 1991-м окончила јкадемию русского балета имени ј.я. ¬агановой (класс Ќаталии ƒудинской). — 1991 года - в труппе ћариинского театра, с 1995-го - солистка. ќблада€ уникальными пластическими и музыкальными данными, исполн€ет более дес€тка ведущих ролей, среди которых ќдетта и ќдилли€ (Ћебединое озеро), Ќики€ (Ѕа€дерка), ћехменэ Ѕану (Ћегенда о любви), сольные партии в балетах Ѕаланчина, ‘орсайта, Ќоймаейра. Ћопаткина - лауреат √оспремии –‘, премий «олота€ маска, «олотой софит, премии Ѕожественна€ арт-агентства јрдани, заслуженна€ артистка –‘.

ƒл€ ”. Ћопаткиной.
—аша 19.12.2007 05:28:17
”ль€на! «дравствуйте! »скал фото о балете,нашЄл ¬аше интервью.»нтересно.  стати, ¬аших фотографий в балете не нашЄл, хотелось бы увидеть! ¬ы воспитанный человек очень! ¬сего ¬ам доброго! » удач! ¬ообще! ¬ Ќаступающем Ќовом году, в частности!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13714
Ѕобби ћур
ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10092
≈лена —оловей
—амый высокий актер
ѕосетило:18211
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru