Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарк Ѕернес

   /   

Mark Bernes

   /
             
‘отографи€ ћарк Ѕернес (photo Mark Bernes)
   

ƒень рождени€: 21.09.1911 года
ћесто рождени€: Ќежин, –осси€
ƒата смерти: 16.08.1969 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 57 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ќќ∆ ¬ —≈–ƒ÷≈ ћј– ј Ѕ≈–Ќ≈—ј («везды и криминал)

ѕевец, актер

Ќесмотр€ на то что эта истори€ похожа на легенду, она на самом деле имела место в 1958 году. ¬се началось в городе  отласе, который в те годы был известен как крупный пересыльный пункт се≠веро-восточных лагерей европейской части –оссии.

16.12.2006

ѕосле разоблачени€ Ђкульта личностиї —тали≠на и передачи лагерей из ведени€ ћ¬ƒ в подчине≠ние ћинистерству юстиции волна освобождений заключенных прин€ла массовый характер. ¬месте с Ђполитическимиї на этой волне на свободу выш≠ли и тыс€чи уголовников, которые использовали любые средства, чтобы оказатьс€ на свободе. Ђ¬ыс≠шим пилотажемї считалс€ побег, известный как Ђуйти за сухар€ї. Ёто значило побег из-под стражи с помощью подмены. ѕроисходил такой побег внеш≠не просто: большесрочник на пересылке предла≠гал другому зэку, которому оставалось сидеть не≠много, откликнутьс€ вместо него при вызове в этап. ≈сли это предлагал блатной или вор в законе, то отказать ему было рискованно, и подмена тут же осуществл€лась. Ќа сопроводительных документах мен€лись фотокарточки, и люди отправл€лись в разные стороны. ѕодобным образом осенью 1958 года на свободу вышел человек, в блатном мире известный под кличкой Ћихой. » ничем бы не про≠славилс€ этот вагонный ворюга, если бы на запас≠ных пут€х железнодорожного вокзала в  отласе не сел он играть в буру с трем€ бывшими зэками, ос≠вободившимис€ из лагер€ вместе с ним.

ћарк Ѕернес фотографи€
ћарк Ѕернес фотографи€

 арточна€ игра дл€ блатногоЧдело св€тое, не случайно колода карт на их €зыке именуетс€ Ђбиблиейї. »грать в карты (или стирки) умел в те годы каждый уважающий себ€ блатной. Ўулеры и вир≠туозы игры пользовались в преступной среде непререкаемым авторитетом.  арточный долг предполагал об€зательность своего погашени€ в самый короткий срок, и если этого не происходило, задол≠жавший недолго оставалс€ живым Ч любой урка об€зан был его убить как нарушител€ св€того правила.

 аждый из четырех уголовников, сад€сь в ваго≠не за карты, прекрасно знал об этих Ђправилахї, которые никогда заранее не оговаривались, а су≠ществовали как само собой разумеющиес€. »гра шла честно в течение нескольких часов и по накалу страстей не уступала любому спортивному сост€≠занию. ƒругое дело, что ставки в этом соревнова≠нии были слишком высоки.

 огда под вечер Ћихой выставил на кон послед≠нее, что у него было, Ч золотые женские часики, которые увел прошлым днем у молоденькой сту≠дентки в привокзальном буфете, в глубине души уже знал, что и эту ставку он благополучно спустит в руки соперников. ≈сть у блатных такое свойст≠во Ч заранее чувствовать наличие фарта или его отсутствие. ќднако, как и вс€кий азартный игрок, остановитьс€ и выйти из игры Ћихой уже не мог. ѕоэтому, когда часы благополучно перекочевали в руки нового хоз€ина, Ћихой внезапно пошел ва-банкЧ предложил играть Ђна п€тогої. ƒл€ р€дово≠го советского обывател€ подобного рода игра была €влением неизвестным, хот€ многие жители нашей необъ€тной страны в те годы сталкивались с ее последстви€ми. ¬ыражалось это в следующем: проигравший в карты уголовник в последней став≠ке ставил на кон чужую человеческую жизнь (п€тую по счету, если в игре участвовали четверо) и, про≠играв кон вновь, шел исполн€ть св€тое правило Ч возвращать проигранное. ƒл€ этого использовалс€ примитивный жребий Ч мелом рисовалс€ крестик в местах большого скоплени€ людей (на сиденье в транспорте, в кинотеатре и т. д.). „еловек, севший на это меченое место, невольно становилс€ приговоренным к смерти. ƒалее все было делом техни≠ки, а именноЧтехники владени€ ножом. » как гла≠сит народна€ молва, после широкой амнистии в 1953Ч1957 годах количество убитых с помощью ножа р€довых советских граждан заметно выросло в сравнении с предыдущими годами.  ак отголосок этого было то, что среди тогдашних мальчишек была така€ мода Ч ради смеха метить мелом сиде≠нье в транспорте и наблюдать, как шарахаютс€ от этого места взрослые люди.

ћежду тем та котласска€ игра была необычна тем, что в качестве жертвы (п€того) была выбрана личность, каждому известна€ Ч попул€рный киноактер ћарк Ѕернес. » сделано это было не случай≠но.  ак и все советские люди, уголовники той поры страстно любили кино и имели в нем своих кумиров. ќдним из них был ћихаил ∆аров, который в 1931 году сыграл одного из первых советских киноблатных Ч фомку ∆игана в фильме Ђѕутевка в жизньї. Ќе меньшей попул€рностью пользовалс€ и ѕетр јлейников, сам бывший воспитанник одной из детских колоний. ’от€ пропаганда уголовной жизни в ———– была запрещена в любом виде, мно≠гие актеры волею случа€ или режиссуры использо≠вали нюансы блатной жизни. Ќапример, тот же ћарк Ѕернес в фильме Ђƒва бойцаї играл уроженца го≠рода, считавшегос€ родиной российской уголов≠щины, Ч ќдессы. ѕесн€ ЂЎаландыї стала попул€р≠на и в уголовной среде. ѕричем это произошло через 10 лет после того, как другому одесситу Ч Ћеониду ”тесову Ч власти запретили исполн€ть старые уголовные песни Ч Ђ— одесского кичманаї и Ђ√оп со смыкомї.

—воих кумиров уголовники уважали не только на Ёкране, но и в реальной жизни. Ќапример, об≠чистить квартиру того же ѕетра јлейникова счита≠лось делом нехорошим, и ни один домушник на это так и не сподобилс€. ’от€ других артистов, испол≠нителей официозных ролей, эта участь стороной не обходила.  ого только не грабили в те годы: и Ќикола€  рючкова, и Ѕориса „иркова, и Ќикола€ „еркасова.  вартиру последнего вз€л на Ђгоп-стопї заезжий вор из “улы 16 марта 1939 года. ќд≠нако шум от этого ограблени€ (а вор прихватил с собой ценные вещи и облигации займов) был та≠ким большим, что ленинградские урки решили не рисковать собственным спокойствием и сдали Ђга≠стролераї сыщикам. „ерез 9 дней вора арестовали на его родине.

ќднако вернемс€ к ћарку Ѕернесу. ¬ 1955Ч 1957 годах он сн€лс€ в двух детективных фильмах. ¬ кинокартине Ђƒело є 306ї он сыграл комиссара милиции, а в фильме ЂЌочной патрульї ему досталась роль совершенно иного плана Ч зав€завшего с преступным миром старого вора ќгонька. Ёто был первый советский фильм, в котором средства≠ми кино развенчивалс€ ореол вокруг воров в зако≠не. Ёту картину активно крутили не только в столичных городах, но и в провинции, в том числе и на —евере, где его смогли посмотреть вольнопоселенцы и вышедшие на свободу уголовники. „его хотели добитьс€ этим показом власти, пон€тно, од≠нако они и представить себе не могли, чем это мо≠жет обернутьс€ дл€ попул€рного киноактера. ѕо воровским пон€ти€м, зав€завший вор мог рассчи≠тывать на спокойную жизнь только в том случае, если за ним не было никаких серьезных грехов пе≠ред товарищами и если он не купил свою свободу ценой предательства. ¬ случае с ќгоньком все об≠сто€ло несколько иначе. ѕеред миллионной ауди≠торией он пропагандировал свой уход, склон€€ к нему других воров. ѕричем уже не киношных. —е≠годн€ подобное отождествление экранного геро€ с реальной действительностью выгл€дит смешно, а в те годы это было вполне закономерно. —ыграв≠ший вора ћарк Ѕернес попал в разр€д Ђсукї и был приговорен законными ворами к смерти. » убить артиста должен был поставивший его на кон Ћи≠хой. “а игра состо€лась 24 окт€бр€, и к 1 но€бр€ 1958 года знаменитый актер должен был погибнуть от бандитского ножа. » он бы погиб, если бы в де≠ло внезапно не вмешалс€ еще один человек, тоже бывший уголовник. Ётот человек, который был все≠го лишь невольным свидетелем той игры, был страстным поклонником ћарка Ѕернеса.  огда он пон€л, что над его любимым артистом нависла смертельна€ опасность (а он-то знал, что такое карточный долг в среде уголовников), то решил во что бы то ни стало спасти своего кумира. Ќо как это сделать, если у него нет возможности опередить Ћихого во времени и предупредить артиста? » тог≠да ему в голову пришло простейшее решение. — городского телеграфа он позвонил по телефону в ћоскву одному из своих при€телей и объ€снил создавшуюс€ ситуацию. — точки зрени€ уголовных традиций он поступал предательски, однако в ду≠ше он оправдывал свои действи€ не менее весомым аргументом: ведь Ѕернес не имел никакого отношени€ к преступному миру, он артист, который отлично сыграл роль в фильме.  ороче, при€тель звонившего все прекрасно пон€л и тут же поспе≠шил предупредить артиста о грозившей ему опас≠ности. Ѕлаго дом на —ухаревской, где жил ћ. Ѕер≠нес со своей п€тилетней дочкой Ќаташей (жена ар≠тиста умерла незадолго до этого), знали многие москвичи.

 огда ћ. Ѕернес узнал от совершенно постороннего человека, что его собираютс€ убить, он в первые минуты просто не поверил в это. ќднако незнакомец был настолько убедителен в своих доводах, что артист в конце концов поверил ему. ¬полне веро€тно, что в те минуты он думал больше всего не о себе, а о дочери, котора€ в случае его гибели осталась бы сиротой. » Ѕернес прин€л единственно правильное решение Ч он в тот же вечер отправилс€ в ћ”–, к его начальнику ». ѕарфентьеву.

Ћучшие дн€

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16145
 арл √устав ћаннергейм
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15535
“игран ѕетрос€н
 этрин Ѕартлетт: —ама€ сильна€ женщина Ѕритании
ѕосетило:7336
 этрин Ѕартлетт

“огдашний начальник ћ”–а был человеком легендарным и хорошо разбиравшимс€ в преступной среде. ќднако даже он в первые минуты рассказа ћ. Ѕернеса не поверил в возможность того, что уголовники приговорили к смерти любимого всеми артиста. ¬о вс€ком случае, в его практике такого еще ни разу не случалось. Ќо, несмотр€ на свои со≠мнени€, ѕарфентьев все же решил не рисковать и обещал Ѕернесу свою помощь. ѕоэтому в тот же день из числа сыщиков-муровцев были выделены четверо оперов, которым было приказано посмен≠но охран€ть ћарка Ѕернеса везде, где бы он ни по≠€вл€лс€. ј в качестве посто€нного телохранител€ р€дом с артистом был прикреплен мастер спорта по самбо, который в 1949Ч1955 годах работал в охране члена ѕолитбюро Ќ. Ѕулганина.

ƒни с 26 окт€бр€ по 1 но€бр€ 1958 года можно смело назвать одними из самых драматичных в судьбе ћарка Ѕернеса Ч он ограничил до миниму≠ма свои выходы из дома и все свои действи€ со≠гласовывал с охраной. ћуровцам тоже приходи≠лось нелегко. ќдин из телохранителей, сто€ на лест≠ничной площадке первого этажа, контролировал парадную дверь, другой сто€л на п€том этаже, возле дверей бернесовской квартиры. ≈ще один телохранитель находилс€ в самой квартире, р€дом с Ђобъектомї. ќднако убийца в те дни так и не объ≠€вилс€. Ќе пришел он и в последующем, хот€ жда≠ли его в течение двух недель. ќдновременно с этим муровцы по своим каналам провер€ли всех уголовников, прибывающих в ћоскву, пыта€сь та≠ким образом вычислить возможного убийцу. ≈сли бы тот человек, который первым решил предупре≠дить Ѕернеса об опасности, назвал, им€ или кличку палача, сыщикам было бы легче, но об убийстве он предупредил и исполнител€ не выдал..

„то случилось с Ћихим, так доподлинно и неизвестно. ѕо одной из версий, по пути в ћоскву он попал в руки милиции, попыталс€ бежать и был застрелен. Ќикаких документов при нем обнаружено не было, и его записали в разр€д неизвестных.

ѕосле этого беспрецедентного случа€ ћарк Ѕер≠нес больше никогда не играл в кино преступников. Ѕолее того, в течение нескольких лет в ———– вооб≠ще не выходили фильмы, повествующие о судьбе уголовников. Ћишь только в 1964 году на ЂЋенфильмеї сн€ли фильм Ђ¬ерьте мне, люди!ї, в кото≠ром рассказывалась истори€ вора, зав€завшего со своим прошлым. Ќа эту роль был утвержден кумир тех лет √еоргий ёматов, однако сыграть в этой картине ему так и не довелось. Ёту роль сыграл будущий кино-Ћенин  ирилл Ћавров, но у него это получилось не слишком убедительно. Ќо истории, подобной той, что произошла с ћ. Ѕернесом, с ним уже не произошло.   счастью.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16145
 арл √устав ћаннергейм
—емейный бизнес
ѕосетило:10262
ƒэвид –окфеллер
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10508
јлексей Ѕаталов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru