Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарк Ѕернес

   /   

Mark Bernes

   /
             
‘отографи€ ћарк Ѕернес (photo Mark Bernes)
   

ƒень рождени€: 21.09.1911 года
ћесто рождени€: Ќежин, –осси€
ƒата смерти: 16.08.1969 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 57 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


ћарк Ѕернес: —овершенно —екретно

ѕевец, актер

—реди песен Ѕернеса есть одна, которую, наверное, не имеет права петь никто. » не потому даже, что это последн€€ записанна€ им - смертельно больным человеком - песн€. ѕросто ее слова практически созданы Ѕернесом на основе текста √амзатова, который и помещал ее потом в этой редакции. „тобы записать "∆уравлей", уже не встававший с кровати Ѕернес подн€лс€, зна€, что идет на свою последнюю в жизни запись. ¬ернувшись, сказал жене: " ажетс€, хорошо..."

16.08.2023

≈го считали мнительным, увер€ли, что он выдумывает себе болезни, нарочито хвата€сь за сердце.  огда у него случилс€ инфаркт, многие были уверены, что это инсценировка. ќ его скверном характере ходили легенды. ќн отпугивал композиторов и поэтов с той же легкостью, с какой и влюбл€л их в себ€. ќни мечтали, чтобы Ѕернес спел их песни. ѕисали дл€ него тексты, а потом проклинали себ€ за то, что св€зались с "привередливым ћарком", который будил их по ночам звонками, требу€ изменить очередную строку, извод€ убийственным аргументом: "¬ы написали, а мне петь!" » они переделывали, корежили - как считали, - а потом включали в свои сборники эти стихи в бернесовской редакции - иначе было уже невозможно: именно в этой редакции песни пела "улица" - высша€ награда дл€ композиторов и поэтов-песенников.

ћарк Ѕернес фотографи€
ћарк Ѕернес фотографи€

јвгустовским утром 1969 года на панихиде в ƒоме кино не было ни речей, ни траурных маршей. Ѕернес отпевал себ€ сам. «вучали четыре его песни: "“ри года ты мне снилась", "–оманс –ощина", "я люблю теб€, жизнь" и, конечно, "∆уравли". ƒвух последних в том виде, в каком мы их знаем, не было бы вовсе - настолько велико было вмешательство Ѕернеса в текст.

„етыре песни повтор€лись без пауз по кругу...

ќн делал свою биографию, не наде€сь на актерский случай и везение. ¬ 1937 году Ќиколай ѕогодин прочитал сценарий "„еловека с ружьем". –оли дл€ молодого Ѕернеса, дружившего с драматургом, там не оказалось. » тогда он ее выдумал: полностью сочинил своего  остю ∆игулева, блондина, опо€санного пулеметными лентами. —очинил его по репликам - изобретательно и хитроумно наращива€ объем роли, и в конце концов спел мгновенно прославивший его городской романс ѕавла јрманда "“учи над городом встали". — чего он вз€л, что его персонаж должен вдруг запеть в серьезном фильме про вожд€ мирового пролетариата? Ётого не знал никто. ѕросто Ѕернес так чувствовал. ѕросто он умел убеждать. » ƒмитрий Ўостакович согласилс€ включить эту песенку в музыкальную ткань картины. ј если бы композитором фильма был не Ўостакович?..

ќтчасти Ѕернес поступал так же, как и –аневска€, сочинивша€ большую часть своих эпизодов, а эпизоды превративша€ в роли. Ёто было врем€, когда одно по€вление на экране могло сделать актера всенародным любимцем. “ак и случилось с Ѕернесом, получившим за эпизодическую роль вместе с орденом "«нак ѕочета" всенародное признание. ћгновенный и вертикальный взлет, после которого режиссеры стали воспринимать Ѕернеса как счастливый талисман, гарантирующий успех. —ценаристы вместе с композиторами начинают писать на Ѕернеса. ќн снимаетс€ в "Ѕольшой жизни" и "»стребител€х", в которых встречаетс€ с Ќикитой Ѕогословским, сочинившим дл€ него "Ћюбимый город может спать спокойно...". ј спуст€ два года в "ƒвух бойцах" он спел "“емную ночь" и "Ўаланды, полные кефали...". ¬ том, что Ѕернес родилс€ и вырос в ќдессе, были уверены почти все.

* * *

ћного лет спуст€ на встречах со зрител€ми он терпеливо разъ€сн€л, что родом из Ќежина - города, в котором провел гимназические годы √оголь, что в ќдессе никогда не бывал.

- ≈рунда, - отчетливо раздалс€ однажды голос из зала.

Ћучшие дн€

јвстралийка с европейскими корн€ми
ѕосетило:12340
Ќиколь  идман
ѕропагандист охраны природы
ѕосетило:12093
Ќиколай ƒроздов
ёрий ¬избор: ќсновоположник авторской песни
ѕосетило:8321
ёрий ¬избор

- ћне кажетс€, кто-то знает мою биографию лучше, чем €! - удивилс€ Ѕернес.

- я знаю. - ћолодой офицер подн€лс€ со своего места. - я знаю, ћарк Ќаумович, но... объ€сню вам все после концерта.

ѕосле концерта он прорвалс€ за кулисы, но был мгновенно нейтрализован двум€ здоров€ками-одесситами, покл€вшимис€, что, пока они живы, "у ћарка волос с головы не упадет". ѕотом вы€снилось, что офицер перед концертом похвалилс€ своей жене, что знает Ѕернеса с детства, что они с одной улицы, учились в одной школе. » вот теперь пыталс€ как-то спасти свою честь.

  слову, такие "диалоги со зрител€ми" Ѕернес отчасти провоцировал сам. ќн первый "заговорил" с эстрады в паузах между песн€ми - как это потом делал ¬ладимир ¬ысоцкий. ќн рассказывал не только о том, как создавались его песни и фильмы, но и о себе, о своей жизни.

—емь€ бухгалтера в Ќежине, посто€нное безденежье, долги...  огда ћарку было п€ть лет, семь€ перебралась в ’арьков. ќтец мечтал, чтобы у сына была более надежна€ професси€. ћарк думал иначе. ¬ 15 лет он попал на спектакль в театр, и тема "выбора" отпала сама собой. ќн расклеивал афиши на улицах, а потом сам превратилс€ в живую афишу: ходил по улицам с транспарантом, приглашавшим на очередную премьеру харьковского драмтеатра. „ерез какое-то врем€ 16-летнего Ѕернеса представили старосте театральных статистов. ¬ то врем€ статисты были люди востребованные. ¬ них нуждались и в оперетте, и в драме, они были необходимы гастрольным и местным труппам. ≈го дебют состо€лс€ в "ћадам ѕомпадур", где он выступил в образе безмолвного кельнера. ≈му казалось, что все смотр€т только на него. “ак оно и было: у взволнованного дебютанта пр€мо на сцене отклеились огромные войлочные бакенбарды.

¬прочем, ћарк готов был работать в театре кем угодно - помогал рабочим сцены, бутафорам, осветител€м, суфлерам. ƒо того как стать артистом, он прошел в театре весь путь, узнал театральную изнанку.

¬ 17 лет сбежал в ћоскву с бутербродами в кармане, уверенный, что его ждут в ћалом театре. √де, собственно, находитс€ ћалый, он узнал на  урском вокзале от просвещенного носильщика. —амое удивительное, что в ћалый его прин€ли с первого захода. ѕравда, поручаемые ему роли не отличались многословием: третий слуга, второй копейщик, "неизвестный в трактире"... ¬се в таком духе. „ерез полгода он перешел в другой театр. ѕереход не отн€л много времени: достаточно пересечь “еатральную площадь, чтобы оказатьс€ в Ѕольшом, тоже испытывавшем нужду в статистах: секундант ќнегина, испанский посол.

“еперь кажетс€ неправдоподобным: в сущности, Ѕернес нигде не училс€, не окончил никаких театральных студий. ј вернее, училс€ он всему, что видел в тогдашней театральной ћоскве. ≈го кумирами на всю жизнь стали ћихаил „ехов и »ван ћосквин. —воим учителем он считал Ќикола€ –адина.

¬ начале 1930-го его прин€ли в театр  орша актером "вспомогательного" состава: те же роли на выходах. ¬ трудовой книжке Ѕернеса по€вилась запись: "«а лучшие качественные показатели работы премирован ордером на обувь. ѕротокол от 4 июл€ 1932 года".

”  орша он познакомилс€ со своей первой женой - ѕаолой, ѕашей. ¬ то врем€ они жили в ѕетровском переулке, р€дом с филиалом ћ’ј“а, в крохотной комнатушке. «десь, у Ѕернесов, »саак Ѕабель впервые прочитал свой новый рассказ "ќтелло", в котором после посещени€ театра жена обращаетс€ к мужу: "Ќаум! “ы видел сейчас любовь? ј у теб€ что?.." —лово "любовь" Ѕабель произносил без м€гкого знака. — тех пор рефреном Ѕернеса - когда он сталкивалс€ с пошлостью в искусстве и жизни - стала фраза: "—егодн€ животные штуки, завтра животные штуки, а где же любов, реб€та?.."

¬ 1933 году театр  орша закрылс€, и Ѕернес перешел в “еатр –еволюции. ≈го удел - все те же роли третьего разбора, но тут неожиданно его приглашают в кино на эпизодическую роль в фильме "«аключенные" с ћихаилом јстанговым. Ќасто€щей удачей дл€ Ѕернеса стало не само по€вление на экране, а дружба с јстанговым и знакомство с Ќиколаем ѕогодиным, у которого он в течение года работал литературным секретарем.  ак из секретар€ он превратилс€ в друга ѕогодина - истори€ отдельна€. —кажем только, что не будь этой дружбы, наверное, и не было бы  ости ∆игулева и первой спетой Ѕернесом песни.

¬ кино он сыграл не так уж много. ј точнее, преступно мало. ¬прочем, "недовы€вленными" были едва ли не все актеры его поколени€: ѕетр јлейников, Ѕорис јндреев, ѕавел  адочников, Ѕорис „ирков, Ѕорис Ѕабочкин... »з всех своих ролей всерьез Ѕернес мог говорить только о нескольких: јркадий ƒзюбин в "ƒвух бойцах", ”мар ћагомет в "ƒалеко от ћосквы",  осарев в "“арасе Ўевченко". ќн понимал, что прочее - в основном использование его певческого образа.

* * *

¬первые он спел на концерте 30 декабр€ 1943 года, потому что его попросили. Ёто было сборное театрализованное представление. ¬олновалс€ он страшно, но успех был настолько очевидным, что его стали приглашать выступить именно с песн€ми. Ѕернес-актер и Ѕернес-певец мирно уживались до той поры, которую в кино прин€то называть периодом "малокартинь€": конец 40-х - начало 50-х годов. “о, что ему предлагалось, трудно было назвать рол€ми: эпизоды или служебные, похожие на обкатанные резолюции образы людей в погонах, написанные в расчете, что Ѕернес оживит их своим оба€нием. ќн и оживл€л, как мог, брал на себ€ работу сценариста: дописывал или полностью сочин€л текст, придумывал целые сцены, но у всех есть свой запас прочности. “ак постепенно и вынужденно Ѕернес уходил в песни.

ќн не знал нот, называ€ их "чаинками", работал мучительно, тереб€ поэтов бесчисленными ночными звонками и требовани€ми переделок. ќчень долгое врем€ пел только на закрытых вечерах в ƒоме актера или ƒоме кино. ¬ыступать на широкой публике в ћоскве начал только с конца 40-х годов. √оворил, что уверенность в новой профессии придали ему пародии на него «инови€ √ердта. ”средненное и безликое, как известно, "передразниванию" не поддаетс€. ќднажды ночью он был разбужен горлан€щей за окном молодежью. ѕрислушавшись, пон€л, что распевают его репертуар. "Ѕернес" на ночной улице - это было пиком его признани€ и попул€рности в конце 1950-х.

* * *

¬ апреле 1958 года Ѕернес выступал в концерте, посв€щенном очередному комсомольскому съезду, на котором присутствовал ’рущев. ¬ыступлени€ были строго регламентированы - Ѕернесу отводилось две песни. ѕосле второй зал начал бисировать. ѕродолжалось это неверо€тно долго. Ѕернес клан€лс€, уходил за кулисы и снова по€вл€лс€ на сцене - зал не унималс€. —итуаци€ требовала разрешени€: было €сно, что Ѕернес должен петь еще. ¬ очередной раз уйд€ со сцены, ћарк Ќаумович начал искать организаторов, чтобы спросить дозволени€ спеть на бис. «а кулисами никого не оказалось, те, кто отвечал за концерт, в панике разбежались, бо€сь вз€ть на себ€ ответственность за "регламент". Ѕернес вынужден был уйти под несмолкаемые овации. «нал бы он, как используют эту ситуацию некоторые "заинтересованные стороны". —идевший р€дом с ’рущевым јлексей јджубей начал демонстративно возмущатьс€ поведением "зазнавшегос€" артиста, не пожелавшего "спеть дл€ народа". Ќе вникавший в тонкости концертного регламента, ’рущев с энтузиазмом подхватил слова з€т€: завести Ќикиту —ергеевича на тему "зазнайства" было проще простого.

¬скоре после этого у Ѕернеса произошла "встреча" с гаишниками. ¬озвраща€сь домой, он успел проскочить на зеленый свет, но постовой посчитал иначе. «а бернесовской "¬олгой" пустились в погоню. «на€, как уверенно водил машину ћарк Ќаумович, можно утверждать, что он легко ушел бы от этих фарсовых преследователей, но он благоразумно остановилс€. Ѕыл составлен протокол - и банальный дорожный инцидент возвели в ранг уголовного преступлени€.

–еакци€ последовала незамедлительно - газетные статьи, вышедшие с небольшим интервалом: "ѕошлость на эстраде", "«везда на "¬олге". ѕоследн€€ была особенно опасна. ¬ ней Ѕернесу инкриминировалось ни много ни мало неподчинение власт€м. ƒоговорились до того, что актер протащил несчастного постового несколько метров на капоте. Ѕыло заведено уголовное дело, рассыпавшеес€ довольно быстро: в частности, постовой утверждал, что машина, проскочивша€ мимо него, была светло-серого цвета, в то врем€ как Ѕернес ездил на черной "¬олге". Ќикаких опровержений, разумеетс€, не последовало.

¬скоре в квартире артиста надолго замолчал телефон. ѕрекратились звонки с киностудий, приглашени€ на концерты. Ќо больнее всего была реакци€ людей, которые еще вчера подобострастно загл€дывали ему в глаза, а теперь отворачивались при встрече.

Ёто был страшный период в жизни ћарка Ќаумовича. Ќезадолго до этого от рака умерла его жена ѕаола. ќн осталс€ один с трехлетней дочерью Ќаташей и домработницей. —двоенный удар обернулс€ инфарктом. ќн почти не выходил на улицу. ќ том, что Ѕернес, в сущности, живет в нищете, знали немногие. «а четыре года он не сн€лс€ ни в одном фильме, прин€л участие в считанном количестве концертов.

Ћишь в начале 1961 года "темна€ ночь" вокруг Ѕернеса начала понемногу рассеиватьс€. ѕошли приглашени€ на съемки и озвучание.

1 сент€бр€ 1961-го, когда Ќаташа пошла в первый класс, он познакомилс€ с молодой женщиной, сын которой тоже стал первоклассником. «вали ее Ћили€ Ѕодрова.

* * *

Ћили€ ћихайловна Ѕернес-Ѕодрова:

-  огда € пришла к ћарку... Ёто было страшно: полна€ нищета. ’вост той истории все еще т€нулс€ за ним. ƒолжна вам сказать, что газетные статьи - это результат негласного конфликта ћарка с јджубеем из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали. Ѕыли люди, которые действительно отвернулись от ћарка, - их измену он переживал очень болезненно, но были и те, кто писал в прокуратуру в его защиту. Ќапример,  онстантин ¬аншенкин. ѕрошло врем€, и однажды, случайно встретившись, јджубей извинилс€ перед Ѕернесом. ѕомню, он сказал: "ћарк, прости за все, что € сделал..." ƒумаю, это было искренне. ¬о вс€ком случае, ћарк его извинени€ прин€л. «наете, самым-то страшным дл€ него во всей этой истории было отлучение от работы, от песни.

- ј разговоры шли посто€нно, что Ѕернес купаетс€ в роскоши...

- ƒа кака€ там роскошь! „то у ћарка было? ќн очень любил музыкальную технику - у него был великолепный приемник, магнитофон и проигрыватель. » машина. ¬от и все.  стати, машину в то врем€ можно было купить только с разрешени€ ћинистерства торговли. ѕри этом сдав предыдущую - если она у вас была, разумеетс€. ћашине он радовалс€, любил о ней заботитьс€. Ёто было. ≈динственное, что мы себе позвол€ли, - это ездить по странам. Ќачали с ѕольши. Ѕыли в ѕраге.  огда ввели танки в „ехословакию, он рыдал, зна€, что ничего не может сделать, - в ѕраге у него было много знакомых. ј потом - ёгослави€, ‘ранци€, јнгли€. ¬ ѕольше и ёгославии ћарка обожали, приглашали в —опот как почетного гост€. я помню, посол в ¬аршаве јристов однажды сказал: "ћарк Ќаумович, вы столько сделали в ѕольше, сколько не удалось мне". ј в ёгославию мы приехали туристами - тогда вдруг разрешили индивидуальный туризм. » ћарка пригласили выступить. ќн сказал, что мы в туристической поездке. —аша —убота, руководитель попул€рнейшего югославского ансамбл€, предложил: "≈зжайте, а мы пока подготовим несколько песен, отрепетируем и вам покажем". “ак и сделали. » вот концерт. ¬ первом отделении все югославские звезды. ¬о втором - Ѕернес. «аиграли "“ри года ты мне снилась", вышел ћарк, и зал встал.

- Ќасколько достоверны разговоры про скверный характер Ѕернеса?

- Ќу, характер-то у ћарка действительно был не сахар. ≈го выводили из себ€ мелочи. ћог взбеситьс€ из-за того, что режиссер не так составил программу, - он мог ему просто нахамить. Ѕыл такой случай. ћарк снималс€ в фильме "ѕуть к причалу" у ƒанели€. » параллельно в –иге. » кто-то из группы ƒанели€ прислал ему телеграмму, чтобы он срочно выезжал. ј сроки ћарк всегда оговаривал точно. » тогда он дал телеграмму: "ѕьете - закусывайте". я ему: "ћарк, что ты делаешь?!" ¬ результате его сн€ли с роли.

- ¬ы можете разве€ть еще одну "легенду": про питейные скандалы Ѕернеса?

- Ёто полна€ чепуха. ѕри мне он вообще не пил - ни рюмки, раздражалс€, когда к нему с этим приставали. я говорила: "–ади Ѕога, не трогайте ћарка, € сама выпью вместо него с вами..." ќн ведь мог вспылить, наорать, не терпел фамиль€рности. », конечно, не прощал оскорблений.

Ѕыл случай в јнглии... ћарку предложили выступить на “¬. ќн согласилс€ спеть три песни. ѕосле выступлени€ спросил: "ј где гонорар?" “етка-переводчица ответила: "я его отдала компартии". ћарк позеленел: "я вас об этом не просил. ƒеньги вернуть!"

- Ќеужели вернули?!

- ¬ернули. “риста фунтов, тогда колоссальные деньги.

- “ет€, как € понимаю, деньги просто сама "заныкала"?

- Ќу конечно. » мы побежали по магазинам. «а нами "хвост". ƒеньги надо было истратить за несколько часов. ѕривозить их в —оюз было нельз€. ѕомню, ћарк накупил мне кучу духов. ј вот еще, к слову, о характере ћарка. ≈му предлагали выступить и на французском телевидении. ќн спросил: "¬ какое врем€?" ќказалось, в п€ть вечера. “огда ћарк спросил: "ј когда работают јзнавур и ћонтан?" "¬ дев€ть". ќн мне подмигнул: "Ќу что, поехали домой?" » мы уехали.

- ћарк Ќаумович любил јзнавура?

- ћы ходили на все концерты Ѕеко, јзнавура, ћонтана, когда они приезжали. ¬ообще ћарк больше всего ценил личностное, авторское исполнение. ќн обожал —инатру. ” нас были все записи ¬ертинского, √алича, ¬ысоцкого. ¬олод€ к нам однажды позвонил и пришел. ќн хотел, чтобы ћарк спел одну из его песен. ћарку очень нравились его песни, они были у нас на кассетах. Ќо вз€ть он не мог. —казал: "¬олоденька, мне нужна мелоди€, а не только ритм". » все-таки ћарк спел "Ќа братских могилах..." в одном из фильмов.

- ѕравда, что ћарк Ќаумович переживал, что у него нет звани€ народного ———–?

- ѕравда. я говорила: "ƒа наплюй ты на эти звани€ - у теб€ есть любовь народа. ”тесов начал гораздо раньше теб€ - а у него вообще ничего нет!" ѕо натуре ћарка нельз€ было назвать пробивным человеком. ƒл€ себ€ он ничего не просил. Ќадо было очень сильно наступить на его самолюбие, чтобы он завелс€ в этом направлении. ј другим помогал всегда. ƒрузь€м и знакомым говорил: "≈сли мо€ визитка сработает, € тебе помогу", - имел в виду, если его узнают.

- Ѕыло ли что-то неосуществленное, о чем ћарк Ќаумович жалел в конце жизни?

- Ѕыла одна мечта... ќн хотел создать театр авторской песни. ј еще... ќднажды ћарку позвонил √ригорий ћихайлович  озинцев и пригласил на роль корол€ Ћира. ћарк очень хотел это сыграть. Ќе вышло... Ѕольше звонков не было. ‘ильм сн€ли, но ћарк его уже не увидел.

≈го увезли пр€мо с концерта. ¬о врем€ выступлени€ Ѕернесу стало плохо. ќн допел до конца, вышел за кулисы и упал.  огда у него начались боли в спине, первое, что пришло в голову: радикулит. — этим его и положили в клинику. ј на другой день Ћилии ћихайловне позвонили с просьбой прийти часа на два раньше условленного. Ћ. ћ. Ѕернес-Ѕодрова:

- я приехала. ћне сказали, что ћарк умирает. –ак корн€ легких - он был неоперабельный. ќтец ћарка тоже умер от рака. » ѕаола, перва€ жена. ¬озможно, сказались и газетна€ травл€, и нужда, и безработица. Ќачиналось все очень медленно. ћарка оставл€ли силы. ќн говорил, что не может петь по п€тнадцать - двадцать песен, сокращал выступлени€. Ќе было сил гул€ть, потом передвигатьс€. ј по-насто€щему - когда уже поставили диагноз - он болел всего 51 день. ќн лежал один в огромной палате. Ѕыл консилиум: ѕерельман, Ўехтер, „азов, ѕавлов.  то-то попросил мен€ выйти. ћарк сказал: "Ќет, она останетс€ здесь". ѕри мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельз€ сделать, можно только облучать.

- ќн знал диагноз?

- ƒумаю, догадывалс€. ќднажды сказал: "ѕришли ∆ана (это мой сын), € скажу, к кому пойти в дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре песни.  огда будете мен€ хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было". ∆ан это сделал. ѕотом ћарк сказал: "Ћилька, у теб€ будет забота похоронить мен€ на Ќоводевичьем". ј с другой стороны, говорил врачам: "¬от поправлюсь, такой концерт вам закачу!" ѕоследние дни он не отпускал мен€ ни на минуту. ћне даже предлагали лечь р€дом в палату. ”мер он в субботу, 16 августа 1969-го. „ерез два дн€ должны были подписать указ о присвоении ему звани€ народного артиста ———–.

* * *

—реди песен Ѕернеса есть одна, которую, наверное, не имеет права петь никто. » не потому даже, что это последн€€ записанна€ им - смертельно больным человеком - песн€. ѕросто ее слова практически созданы Ѕернесом на основе текста √амзатова, который и помещал ее потом в этой редакции. „тобы записать "∆уравлей", уже не встававший с кровати Ѕернес подн€лс€, зна€, что идет на свою последнюю в жизни запись. ¬ернувшись, сказал жене: " ажетс€, хорошо..."

* * *

P/S. ѕервоначально Ѕернеса должны были похоронить на ¬аганьковском кладбище р€дом с могилой его первой жены ѕаолы. Ќоводевичье, на котором Ѕернес хотел быть похоронен, "полагалось" только народным артистам ———–, а указ о присвоении Ѕернесу этого высшего звани€ вышел только через три дн€ после его смерти. Ќо дл€ любимца публики было сделано исключениеЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19705
Ѕренден јдамс
јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19837
јнук Ёме
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15818
“игран ѕетрос€н

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru