Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарк Ѕернес

   /   

Mark Bernes

   /
             
‘отографи€ ћарк Ѕернес (photo Mark Bernes)
   

ƒень рождени€: 21.09.1911 года
ћесто рождени€: Ќежин, –осси€
ƒата смерти: 16.08.1969 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 57 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


»стори€ жизни

ѕевец, актер

ћарк Ѕернес и Ћеонид ”тесов очень ревновали друг друга к успеху. ќба они были, как говоритс€, певцами Ђбезголосымиї. ќдин безголосый и безмерно попул€рный Ч это еще куда ни шло. Ќо сразу два знаменитых Ђбезголосыхї певца дл€ —оветского —оюза, как они считали, Ч это уже €вный перебор.

17.08.2019

ѕравда, в отличие от ”тесова, который считал себ€ насто€щим и профессиональным певцом, Ѕернес в самооценке был гораздо трезвее Ђ√олоса у мен€ нет, но зато есть мозгиї, Ч так он говорил о себе, и был прав. —ловно подтвержда€ его слова, чиновники из ћинистерства культуры дали Ѕернесу концертную ставку не певца, а артиста Ђразговорникаї Ч 15 рублей 50 копеек за выступление.

ћарк Ѕернес фотографи€
ћарк Ѕернес фотографи€

–одилс€ ћарк Ѕернес 8 окт€бр€ (21 сент€бр€) в городе Ќежине на ”краине в семье старьевщика. ¬скоре семь€ переехала в ’арьков. ѕосле окончани€ средней школы ћарк пошел учитьс€ на бухгалтера в ’арьковское торгово-промышленное училище. Ќо мечтал он совсем о другом Ч о сцене.

¬ 15 лет ћарк впервые побывал в театре, и с тех пор единственным его желанием было Ч стать артистом. ћарк нан€лс€ в бригаду расклейщиков афиш, хоть как-то, но это все же приближало его к театру. ¬скоре он начал работать зазывалой Ч с афишей на груди он приглашал прохожих на улице посетить спектакль. ћарк так старалс€, что на него обратил внимание староста театральных статистов. » вот ћарк Ѕернес уже работает в театральной массовке. ≈му дали одну из бессловесных ролей Ч кельнера в спектакле “еатра музкомедии Ђћадам ѕомпадурї. “ак началась его актерска€ карьера.

ћарк Ѕернес фотографи€
ћарк Ѕернес фотографи€

–одители Ѕернеса не одобр€ли эту страсть к театру, они хотели, чтобы сын училс€ в торгово-промышленном училище. Ќо в 17 лет ћарк сбежал из дома, сел в поезд и уехал в ћоскву. Ќочевал Ѕернес на  урском вокзале, а днем ходил по столичным театрам, искал любую работу. ≈го прин€ли одновременно в массовку ћалого театра и в массовку Ѕольшого театра. » несколько мес€цев он работал в массовках сразу в двух театрах.

«имой 1930 года Ѕернес поступает в ћосковский драматический театр (бывший  орш) и становитс€ актером вспомогательного состава. ”же через год Ѕернес переходит в основной состав труппы театра. ¬ спектакл€х он играет маленькие роли. «а три года работы в театре он сыграл всего п€ть крошечных ролей. Ќо Ѕернес и этим был вполне доволен. “ак как в ћоскве у него первое врем€ жиль€ никакого не было, то несколько мес€цев он жил в гримерной, затем ему дали комнату в доме, что напротив театра.

ћарк Ѕернес фотографи€
ћарк Ѕернес фотографи€

¬ 1933 году Ѕернес перешел работать в “еатр –еволюции. ¬скоре ћарк Ќаумович женилс€ на ѕолине —еменовой.

¬ 1935 году режиссер ≈вгений „ерв€ков готовилс€ к съемкам фильма Ђ«аключенныеї, главную роль в котором должен был играть ћихаил јстангов. Ќа эпизод јстангов порекомендовал режиссеру вз€ть молодого актера Ѕернеса. ‘ильм прошел не замеченным зрител€ми, зато дружба Ѕернеса и јстангова после этих съемок осталась на долгие годы. „ерез јстангова Ѕернес знакомитс€ с драматургом Ќиколаем ѕогодиным, и тот рекомендует ћарка режиссеру —ергею ёткевичу, который в 1936 году приступил к съемкам фильма ЂЎахтерыї. ¬ этом фильме Ѕернес сыграл шпиона  расовского.

„ерез год —. ёткевич оп€ть пригласил Ѕернеса в новый фильм Ђ„еловек с ружьемї, где ћарк сыграл молодого красноармейца. » в этом фильме Ѕернес уже начинает становитьс€ тем Ѕернесом, которого все знают и люб€т. ƒело в том, что в сценарии роль была выписана слабо, она была совсем несложной и скучной. Ќо Ѕернес загорелс€ работой. Ќесколько дней он ходил по ћузею революции, пыта€сь найти среди фотоэкспонатов музе€ образ нужного ему молодого красноармейца. ¬нимание актера привлекла фотографи€ вихрастого паренька, перепо€санного крест-накрест пулеметными лентами, таким артист и решил сыграть своего красноармейца. Ќо еще чего-то недоставало в образе.  опа€сь в актерском реквизите, Ѕернес наткнулс€ на старую гармошку. ¬торой режиссер фильма ѕавел јрманд сочинил дл€ фильма простенькую песенку Ђ“учи над городом всталиї, ее-то  ост€ ∆игулев Ч герой Ѕернеса Ч и спел с экрана. Ќикто во врем€ съемок и не предполагал, что песню в исполнении Ѕернеса потом станет распевать вс€ страна. “ак 26-летний ћарк Ѕернес сразу же после выхода фильма на экраны стал знаменитым.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19226
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11481
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9775
¬асилий Ћиванов

–ежиссер Ёдуард ѕенцлин в 1938 году приглашает Ѕернеса на главную роль в свой фильм Ђ»стребителиї, естественно, герой Ѕернеса Ч летчик —ергей  ожухаров Ч в фильме поет.  омпозитор Ќ. Ѕогословский дл€ фильма сочинил песню Ђ¬ далекий край товарищ улетаетї, эту песню вновь подхватывает народ. ¬ыйд€ на экраны страны в 1940 году, фильм очень полюбилс€ зрител€ми.

¬ фильме режиссера Ћ. Ћукова ЂЅольша€ жизньї (1939, 1-€ сери€) Ѕернес сыграл одну из главных ролей Ч инженера ѕетухова. ѕравда, вначале Ћуков хотел, чтобы Ѕернес сыграл ¬аню  урского, но переиграть оба€ние ѕетра јлейникова Ѕернес был не в силах.

¬о врем€ войны Ћ. Ћуков приступает к съемкам фильма Ђƒва бойцаї (1943) и приглашает Ѕернеса на главную роль јркади€ ƒзюбина. Ёто была втора€ и последн€€ главна€ роль ћарка Ѕернеса в кино. Ћ. Ћуков с самого начала твердо знал, что —ашу с ”ралмаша должен играть Ѕорис јндреев. Ќа роль же одессита јркади€ ƒзюбина претендовали сразу два сверхпопул€рных актера советского кино ѕетр јлейников и Ќиколай  рючков. Ќо режиссер побо€лс€, что фильм будет восприниматьс€ зрител€ми как продолжение Ђ“рактористовї, и ќлейникову с  рючковым отказал.

 инооператор ј.  ричевский вспоминает Ђ¬ 42-м году со сн€тым на фронте материалом € приехал на несколько дней в ћоскву. »нтерес ћарка к фронтовой жизни, к моим рассказам о съемках солдат был поглощающим. ќн готовилс€ к роли јркади€ ƒзюбина. ≈го интересовало все, вплоть до того, подшивают ли солдаты на фронте подворотнички к гимнастеркам (чего € не замечал и на чем настаивали консультанты фильма)ї.

ћежду тем едва началс€ съемочный процесс, как режиссер фильма пон€л, что роль ћ. Ѕернесу абсолютно не даетс€. Ѕыстро овладев одесским говором (научилс€ от одного балаклавца, который лежал в ташкентском госпитале), он никак не мог войти в образ насто€щего одессита. ѕрошло уже полтора мес€ца с начала съемок, а дело так и не сдвигалось с мертвой точки. Ћукову насто€тельно советовали заменить Ѕернеса на другого актера, но он медлил. », как оказалось, был прав. јктер все-таки сумел войти в образ ј. ƒзюбина, нашел точные краски. ¬о многом ему помог случай. Ќапример, внешность своему герою он нашел в обычной парикмахерской. ¬ тот день молода€ и неопытна€ ученица обкорнала его почти Ђпод нольї, но увидевший его Ћуков внезапно воскликнул ЂЁто как раз то, что надо!ї

«наменита€ песн€ Ђ“емна€ ночьї вошла в фильм совершенно случайно. “о, как родилась эта песн€, иначе как чудом назвать нельз€.  омпозитор Ќ. Ѕогословский вспоминает Ђ¬ фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестрова€ музыка. Ќо как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Ћеонид Ћуков и сказал Ђѕонимаешь, никак у мен€ не получаетс€ сцена в земл€нке без песниї. » так поразительно поставил, точно, по-актерски сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. я сел к ро€лю и сыграл без единой остановки всю мелодию Ђ“емной ночиї. Ёто со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни... ѕоэт ¬. јгатов, приехавший мгновенно по просьбе Ћукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку.

ƒальнейшее происходило как во сне. –азбудили Ѕернеса, отсыпавшегос€ после бесчисленных съемочных смен, уже глубокой ночью раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. » Ѕернес, обычно долго и мучительно Ђвпевавшийс€ї, спел ее так, как будто знал много лет. ј наутро уже снималс€ в эпизоде Ђ«емл€нкаї под эту фонограмму.

» ЂЎаландыї тоже придумал Ћуков. я долго доказывал ему, что не стоит использовать в фильме чисто одесский колорит непри€тностей потом не оберешьс€. Ќапоминал о жесткой критике ”тесова, исполн€вшего песенки своего родного города, ссылалс€ на незнание этого фольклора, предлагал другие интонационные решени€ песни. Ћуков был неумолим. ¬ помощь мне студи€ дала объ€вление Ђ√раждан, знающих одесские песни, просьба €витьс€ на студию в такой-то день к такому-то часуї. „то тут началось!.. “олпой повалили одесситы, патриоты своего города, от седовласых профессоров до людей, вызывающих удивление Ч почему они до сих пор на свободе » все наперебой, взахлеб напевали всевозможные одесские мотивы. ѕотом €, использу€ городские интонации и обороты этих бесхитростных мелодий, написал свои ЂЎаландыї, за которые, как € и предполагал, хлебнул впоследствии немало гор€. –угавшие мен€ критики никак не могли пон€ть, что этот персонаж должен был петь именно такую песню, так как салонные романсы или классические арии ему противопоказаны. ј Ћуков, возможно, и предполага€, что ЂЎаландыї вызовут такую реакцию, все же на исполнении песни в фильме насто€л. ќн понимал, что она придаст одесситу јркадию ƒзюбину достоверную музыкальную характеристику. » на всех обсуждени€х и просмотрах гор€чо защищал свою позициюї.

ѕосле Ђƒвух бойцовї ћарк Ѕернес становитс€ необычайно попул€рным. ƒостаточно сказать, что одесситы после этого фильма присвоили Ѕернесу звание Ђѕочетный житель городаї. ј остроты јркади€-Ѕернеса повтор€ли буквально все. » все, естественно, пели Ђ“емную ночьї

Ќо когда в 1945 году режиссер Ћ. Ћуков начал съемки второй серии фильма ЂЅольша€ жизньї и оп€ть пригласил в картину Ѕернеса, то ћарк Ќаумович с этой ролью практически не справилс€. ƒа и в сценарии роль инженера ѕетухова была выписана весьма схематично.  омпозитор Ќ. Ѕогословский вспоминает о небольшом инциденте, случившемс€ на съемках Ђ¬незапно Ѕернес наотрез отказалс€ петь мою песню Ђ“ри года ты мне сниласьї. Ћуков вопреки обыкновению не вспылил, а через несколько минут раздумь€ сказал ћарку Ђ“огда € теб€ снимаю с роли. ћне нужна именно эта песн€ї. Ѕыл страшный скандал взбешенный Ѕернес, хлопнув дверью, уехал со съемки. Ќо назавтра все обошлось. ”тром ћарк €вилс€ спокойный, умиротворенный. ƒовер€€ Ћукову и искренне его люб€, он всю ночь Ђвпевалс€ї в песню, проигрывал ее актерски, и она стала ему нравитьс€. “ак благодар€ Ћеониду ƒавыдовичу песн€ эта, прозвучав в фильме, долгие годы оставалась в концертном репертуаре Ѕернесаї. ‘ильм ЂЅольша€ жизньї (2-€ сери€) был сн€т с полки только в 1958 году, (во врем€ просмотра он не понравилс€ —талину).

¬ конце 1940-х Ч начале 1950-х Ѕернес снимаетс€ в небольших рол€х в фильмах Ђ¬еликий переломї (1948), Ђ“ретий ударї (1950), Ђ¬ степиї (1950), Ђƒалеко от ћосквыї (1950). «а этот фильм Ѕернесу была присуждена —талинска€ преми€. Ђ“арас Ўевченкої (1951), Ђћаксимкаї (1952), ЂЎкола мужестваї (1954).

¬ 1952 году Ѕернес вступил в  ѕ——.

¬ 1954 году жена Ѕернеса ѕолина —еменова родила ему дочь Ќаташу. Ќо через два года после этого она умерла от рака. Ѕернес всегда отличалс€ очень большой мнительностью, и немудрено, ведь отец и сестра певца умерли от рака, и он считал, что тоже может умереть от этой болезни. ¬идимо, бо€сь заразитьс€, Ѕернес ни разу так и не посетил свою умирающую жену в больнице.

¬ жизни ћарк Ќаумович очень не любил пустословие. ќднажды на студии Ђћосфильмї за завтраком он рассуждал о привычных бессмыслицах, которыми полна наша жизнь. «адают вопросы как жизнь как здоровье Ќо никому и в голову не приходит ждать ответа. ” входа в съемочный павильон, где снималс€ Ѕернес, остановил его по какому-то вопросу администратор. Ѕернес вз€л его под руку.

Ч ¬ы, кажетс€, интересовались моим здоровьем Ч спросил он. Ч “ак вот, мне сделали анализ, и вы себе даже не можете представить, какой у мен€ анализ. Ёто просто неправдоподобно, нет, без шуток, вы себе не можете представить...

јдминистратор пыталс€ сделать несколько шагов в сторону павильона, но Ѕернес прочно держал его за пуговицу. јдминистратор, конечно, понимал, что его разыгрывают, но у Ѕернеса был абсолютно серьезный вид и говорил он с таким увлечением, что прервать его не было возможности. Ќе отпуска€ пуговицы администратора, Ѕернес шептал, словно рассказывал страшную тайну

Ч ћогу сказать вам доверительно, анализ у мен€ на редкость... » учтите, € это говорю только вам, потому что вас интересует мое здоровье. ƒругому бы € ни за что не сказал.

Ч ѕустите! Ч завизжал администратор. Ч ѕустите мен€! я опаздываю на съемку!.. Ч и рванулс€ изо всех сил, оставив в руке Ѕернеса пуговицу вместе с клочком пиджака.

Ч Ётот уже про мое здоровье вр€д ли будет спрашивать, Ч улыбнулс€ ћарк Ќаумович, Ч но вот как быть с остальными

—разу в двух фильмах сн€лс€ ћарк Ќаумович в 1956 году Ђ÷ель его жизниї, где он сыграл летчика, и ЂЌочной патрульї, в этом фильме Ѕернес играет вора по прозвищу ќгонек. ЂЌочной патрульї пользовалс€ огромной попул€рностью. ќн много разъезжает по стране с концертами, собира€ полные залы желающих услышать песни в его исполнении. Ќо после концерта в Ћужниках, посв€щенного 50-летию ¬Ћ —ћ, у Ѕернеса началась полоса непри€тностей. Ќа этом концерте ћарк Ќаумович должен был исполнить две песни и не более. ѕосле исполнени€ двух песен зал долго аплодировал и не собиралс€ успокаиватьс€. Ѕернес тогда попросил разрешени€ у режиссера концерта спеть еще пару песен и получил категорический отказ.  онцерт зат€гивать было нельз€. ¬ правительственной ложе в это врем€ находилс€ Ќ.—. ’рущев, который решил, что Ѕернес зазналс€ и капризничает, не хочет еще спеть, несмотр€ на то, что его публика требует.

» вскоре в центральной прессе Ч Ђѕравдеї и Ђ омсомольской правдеї Ч по€вились критические статьи в адрес Ѕернеса Ђ»скорен€ть пошлость в музыкеї, автор статьи композитор √. —виридов писал о дурных музыкальных вкусах Ѕернеса, друга€ стать€ Ђ«везда на Ђ¬олгеї рассказывала о непригл€дном моральном облике Ѕернеса. ¬торую статью инициировал з€ть ’рущева, главный редактор Ђ омсомольской правдыї јлексей јджубей. » все из-за женщины. ќбоим Ч Ѕернесу и јджубею - понравилась восход€ща€ звезда советского кино »зольда »звицка€. ќни начали за ней ухаживать, но »звицка€ предпочла Ѕернеса. «€ть ’рущева затаил обиду и вскоре, посредством статьи в своей газете, расквиталс€ с певцом.

јджубею рассказали историю, как Ѕернес и »звицка€ ехали на Ђ¬олгеї певца, и на площади ƒзержинского Ѕернес нарушил правила дорожного движени€. Ёто заметил постовой милиционер, засвистел в свисток, но Ѕернес €кобы не услышал и поехал дальше. “огда, стрем€сь задержать нарушител€, милиционер бросилс€ наперерез, пр€мо под колеса машины. Ѕернес не остановилс€. ћилиционер запрыгнул на капот машины. Ѕернес продолжал ехать еще несколько дес€тков метров вокруг пам€тника ƒзержинскому. “олько после этого Ђ¬олгаї певца остановилась.

 огда стать€ по€вилась в газете, на певца сразу же завели уголовное дело. ѕроведенное следствие показало, что больша€ часть описанных в газете фактов были выдумкой, и дело Ѕернеса закрыли. Ќо вокруг ћарка Ќаумовича образовалс€ заговор молчани€. «апланированные концерты сорвались, его перестали приглашать сниматьс€ в кино.

ѕравда, петь ему еще не запретили. ¬ начале 1960-х годов он исполнил новые, мгновенно ставшие попул€рными, песни Ђя люблю теб€, жизньї, Ђј без мен€...ї, Ђ—ережка с ћалой Ѕронной...ї, Ђя работаю волшебникомї, Ђѕолева€ почтаї, Ђ’от€т ли русские войныї...

1 сент€бр€ 1960 года Ѕернес познакомилс€ со своей будущей супругой. ¬ этот день он повел свою дочь Ќаташу в первый класс. “уда же привели своего сына ∆ана и фотокорреспондент журнала Ђѕари-матчї и его жена Ч Ћили€ ћихайловна Ѕодрова, которой в ту пору шел 31-й год. ”видев Ѕернеса, Ѕодрова толкнула мужа и сказала Ђ—мотри,  рючков!ї Ќа что муж ответил Ђ ак тебе не стыдно, это же ћарк Ѕернес! ѕойдем, € теб€ с ним познакомлюї. “ак они и познакомились.

» уже через два с половиной мес€ца после знакомства, в но€бре того же года, Ћили€ ћихайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Ѕернеса. Ћили€ Ѕодрова-Ѕернес вспоминает Ђя видела в ћарке человека, который поможет мне. Ќе в смысле материальном Ч это у мен€ было. ј в том, что он больше мен€ знает, знает цену человеческим отношени€м. ћне нужно было понимание. Ќужна была семь€. » € знала, в этом мы поймем друг друга...

ƒо встречи с ћарком € занималась на курсах французского €зыка и работала. ћарк сказал ЂЅудешь ездить со мнойї. » тут же поехал в бюро пропаганды и оформил мен€ на работу. — тех пор € вела все его концерты. ћы не расставались ни на минуту. » когда его отправили в ѕольшу с концертом без мен€, он заболел и слег... ј вот еще один случай. ≈го приглашают в  ремль. ј пригласительный присылают на одного.  то бы себе позволил позвонить туда и сказать Ђ»звините, но € женат. я один не придуї.

»звестный конферансье ѕ. Ћеонидов в своей книге воспоминаний пишет о ћарке Ѕернесе Ђ онкурент ”тесова по безголосости, Ѕернес опережал его по оба€нию и попул€рности... ќблада€ потр€сающим актерским оба€нием, Ѕернес, в сущности, всю свою жизнь так на нем и Ђехалї. ” него, кроме свирепого самолюби€, не было ничего от большого актера не было любви взахлеб к рол€м сыгранным, не было недостижимой, через всю жизнь, мечты о рол€х несыгранных, не было в нем ничего значительного, исключа€ оба€ни€. Ќо был он бизнесменом и гордилс€ этим. ќбожал Ђделать делаї. –учаюсь, что не было, нет и не будет в этой стране человека, который сумел бы выманить, выпросить, выторговать, а после втридорога перепродать столько легковых автомашин, сколько их Ђдосталї и Ђзагналї Ѕернес. ј его многолетние торговые св€зи с ёгославией! ќн торговал с этой страной почти как государственное учреждение. ƒважды в год выезжал в Ѕелград туристом и притаскивал оттуда по полвагона шмоть€, а все югославы, приезжавшие в ћоскву, знали, куда надо пойти, чтобы получить советских денег вдосталь и не по грабительскому курсу √осбанка ———–. ”головные статьи о спекул€ции к нему отношени€ не имели. ¬се ему прощалось... Ѕернесу его коммерческие дела прощались и при —талине, но не с ёгославией, конечно.

Ѕыл он шансонье Ѕожьей милостью. —амым большим в ———–. », пожалуй, неповторимым... ќкончательно и до его смерти подружились мы с ним после двух ссор, а надо сказать, что человек он был, м€гко говор€, т€желый, но все перекрывало оба€ние. ѕерва€ ссора произошла у нас с ним на почве ансамбл€ он, не служа в ћосэстраде, получил от Ѕарзиловича (директор ћосконцерта) право на собственный ансамбль, но, так как ћарк часто снималс€ в кино, его музыканты мес€цами сидели без зарплаты, и вот однажды € вз€л его ансамбль и отправил на гастроли. ј тут возьми и за€вись со съемок ћарк. ”знал, что ансамбль отправлен мной на гастроли, и подн€л скандал. —кандал совпал по времени с заседанием коллегии ћинистерства культуры ———–, и вот Ѕернес, с которым мы в то врем€ были друзь€ми Ђне разлей водаї, облил мен€ гр€зью на коллегии. Ѕлаго ‘урцева знала цену человеку-Ѕернесу и хорошо относилась ко мне, а не то Ч быть бы беде. ¬тора€ ссора была тоже некрасивой ћарк уговорил мен€ организовать ему пополам с покойным ќгнивцевым из Ѕольшого театра р€д Ђлевыхї концертов по ћосковской области. “ут надо сказать, что слыл ћарк очень мнительным.  аждую минуту норовил посчитать пульс, хот€ сердце у него было, как у быка... » вот на концерте в Ёлектростали вдруг, сосчитав пульс, когда у зрителей в зале были оторваны корешки билетов Ч левых, ћарк за€вил, что выступать не будет. ј зритель пришел только на него Ч ќгнивцев был дл€ них всего лишь приложением, не больше. Ѕернес надел пальто и пошел к выходу. ƒело становилось угрожающим, запахло уголовным преследованием дл€ ќгнивцева, директора клуба, музыкантов и дл€ мен€. ”говоры не помогали, ћарк упр€мо продвигалс€ к выходу. “огда € встал перед дверью и сказал, что, если он немедленно не снимет пальто и не пойдет выступать, € не стану ждать, когда зрители приведут милицию, а сам пойду и расскажу все. ≈стественно, € не собиралс€ этого делать, но ћарк испугалс€. ќсталс€, выступил, но мы долго не разговаривали. „ерез полгода встретились в Ќовосибирске, помирились и больше до его смерти не ссорились...ї

ѕоэт  онстантин ¬аншенкин вспоминал о Ѕернесе Ђ” Ѕернеса была страстна€ любовь к технике к проигрывател€м, магнитофонам, приемникам. ¬се это у него было высшего уровн€, соответственно содержалось и работало он и здесь органически не выносил никаких поблажек и халтуры. » автомобиль был у него всегда в лучшем виде. »менно он впервые с наивной гордостью продемонстрировал мне опрыскиватель Ч фонтанчики, моющие на ходу ветровое стекло. »з одной зарубежной поездки он привез мелодичную, звучную сирену и установил на своей машине вместе с нашим сигналом. »ногда он пускал ее в ход и радовалс€, как ребенок, когда разом озирались по сторонам изумленные водителиї.

ќ своем муже Ћ. Ѕернес-Ѕодрова вспоминает в более теплых тонах Ђћарк не пил и не курил. ќн был гостеприимный, но не любил приглашать много гостей. “ак как он не пил, ему были неинтересны компании, где можно выпить. ≈сли его узнавали в вагоне-ресторане, все считали за честь угостить. я всегда в таких случа€х говорила ЂЌе трогайте, € за него выпью!ї ћарк любил умных людей. Ќо обширного круга не было. ѕриходили ‘ренкель,  олмановский,  армен, ‘рез... «десь они и работали... — ”тесовым они были знакомы, но к ћарку он относилс€ несколько свысока. ”тесов не терпел соперника, он хотел быть единственным... Ќе могу сказать, что ћарк близок был с ≈втушенко, но ∆ен€ тоже бывал у нас. ѕесн€ Ђ’от€т ли русские войныї создавалась здесь. » ЂЌа смерть  еннедиї, которую потом запретил ’рущев, Ч в этом же кабинете.  ак-то позвонил ¬олод€ ¬ысоцкий Ђћарк Ќаумович, хочу к вам зайтиї. —идел часа два и пел. ¬ то врем€ он выступал нечасто и предложил Ѕернесу исполн€ть его, ¬олодины, песни. ћарку он очень нравилс€, и стихи нравились. ќн предложил показать их композитору. Ќа что ¬олод€ ответил ЂЌетї. Ќо одну песню ЂЌа братских могилах не став€т крестовї Ѕернес все же спел... Ђ∆уравлиї создавались уже на моих глазах. »з стихов об аварском народе Ѕернес сделал песню, близкую каждому человеку...

ј в самых верхах, в правительстве, ћарка не понимали. ≈го называли Ђмикрофоннымї певцом Ч считалось, что нужен сильный голос... ќн не был ни в одной киноделегации, и вообще его не приглашали за границу. ќн не лез никуда и был неудобным, принципиальным человеком. ќн мог запросто сказать какому-нибудь чину ЂЁто враньеї. Ћюбому. ≈му было все равно. ѕр€мо в глаза. ћногие его за эту пр€моту не любили. ќн требовал нормального отношени€ к работе. — ним было трудно работать. ќднажды был жуткий случай. ћы отправились в дальнюю поездку за 60 километров от областного центра. ћало того, что мы опоздали из-за поломки машины, € забыла белую рубашку ћарка. Ёто был такой €ростный крик!.. ќдному из музыкантов пришлось сн€ть с себ€ рубашку и отдать Ѕернесу...ї

ѕоследний фильм, в котором сн€лс€ Ѕернес, Ч Ђ∆ен€, ∆енечка и Ђкатюшаї (1967), режиссер ¬ладимир ћотыль, в фильме Ѕернес сыграл эпизодическую роль полковника  араваева. ¬сего в кино Ѕернесом сыграно 35 ролей.

¬ начале лета 1969 года, будучи уже больным, ћарк Ѕернес записывает свою последнюю песню Ч Ђ∆уравлиї.  онстантин ¬аншенкин вспоминает Ђ огда € последний раз навестил его дома, он лежал на диване, на серванте, прислоненна€ к стене, сто€ла незнакома€ мне его фотографи€. ќказалось, что приезжали сн€ть его дл€ Ђ ругозораї, и он подн€лс€ и надел пиджак. ќн смотрел со снимка живыми, пожалуй, даже веселыми глазами.

Ч ”дачный снимок, Ч сказал €.

Ч Ёто последний, Ч ответил он спокойно и еще по€снил Ч Ѕольше не будет.

Ч ƒа брось ты глупости! Ч возмутилс€ € и произнес еще какие-то слова.

ќн промолчал он знал лучшеї.

¬ июне Ѕернесу стало плохо. ¬рачи предполагали, что у него инфекционный радикулит. Ѕернеса положили в институт на ’орошевском шоссе, где при тщательном обследовании был поставлен другой диагноз Ч неоперабельный рак легких. Ѕернеса тут же перевели на ѕироговку к ѕерельману. Ћ. Ѕодрова-Ѕернес вспоминает Ђ огда ћарк уже не мог даже голову повернуть, у постели собрались врачи Ч они знали начинаетс€ агони€. я сто€ла в торце кровати, держась за ее спинку, и не могла себе позволить плакать Ч надо было гл€деть ему в глаза. Ќо он все-таки заметил, что € еле держусь на ногах, и сказал Ђ”йди, тебе же т€желої. » € чуть-чуть отодвинулась, чтобы скрытьс€ в закутке, он тут же позвал Ђ уда тыї Ёто были его самые последние слова...ї

17 августа 1969 года ћарк Ќаумович Ѕернес скончалс€. ѕохоронили его на Ќоводевичьем кладбище. Ћ. Ѕодрова-Ѕернес вспоминает Ђ≈ще на ѕироговке он шут€ сказал ЂЅыло бы хорошо, если бы мен€ похоронили на Ќоводевичьемї. Ќо € в ответ только шутила и уводила мужа от мрачных предчувствий... ћногие помогли мне, чтобы его действительно похоронили там. ѕохороны были очень многолюдными. ¬округ ƒома кино творилось невообразимое. Ќа кладбище бежали по могилам, чтобы попрощатьс€. ќт правительства никто не пришел...ї




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11481
Ѕрайан ћэй
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19226
√алина ѕрозуменщикова
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10631
јнна ÷уканова- отт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru